Павел Гольдштейн.
МИР СУДИТСЯ ДОБРОМ

К оглавлению

ИЗРАИЛЬ ПРЕБЫВАЕТ ВЕЧНО

Если бы можно было человеку так начать жизнь сначала, чтобы не упус­тить настоящего живого чувства еще ни разу до сей поры им не пережитого!

А ведь это было, кажется, только вчера, когда что-то тронулось внутри его, и вырвалась наружу вся блаженная тайна Любви, повергшая в изум­ление толпу строителей Вавилонской башни.

Тогда, его текущий час сделал над ним чудо, и за небесной далью откры­лось ему на рубеже его прежней жизни величавое и ласковое обаяние род­ного имени - Израиль.

Странные бывают явления в природе человека: - сознание и бессозна­тельность, воля и безволие настолько перепутываются в его душе, что то, что еще вчера казалось ему важнее всего, сегодня вдруг для него бесследно исчезает, томление же духа внутри его такое, что ему становится еще труднее дышать, чем прежде.

Молодому человеку гораздо легче: он молод, проще и непосредственней смотрит на вещи, у него больше сил, так что и в шквалы легче доплыть ему до желаемого берега; его юное сердце чувствует себя дома и от этого друж­нее живет он в этом доме с такими же как он людьми. Для него это уже еди­ная семья, где каждый, защищая свой дом, не задумывается, почему он так поступает и где храбрость уже не возвышенное свойство души, о котором необходимо раструбить на весь мир, а просто полезная вещь, которую следует держать под рукой на любой случай смертельной угрозы. Этот юный еврей верит, что мы вечны, ибо его душа чувствует, что наше национальное бытие побеждает время, тем, что приближает его к тому моменту, когда все люди объединятся в любви к Богу и ко всем ближним.

Мы все должны делать то добро, которое выпадает нам на долю, и мужест­венно сносить зло, в себе и вокруг нас с твердым намерением положить ему пределы, памятуя о том, что „хотя поколение уходит, поколение при­ходит, государство исчезает, другое появляется, преследование прекраща­ется, другое возвращается, Израиль пребывает вечно; он не был оставлен и не будет оставлен, он не исчез и не исчезнет".1


1Дерех эрец зута, - трактат об общежитии.