К оглавлению

Раздел А. Личность. Глава А1.

Биография

1. Семья

2. Учеба. 

3. Раввинские должности в Литве (1887-1904).

4.Раввин Яффо (1904-1914)

5. Пребывание за границей (1914-1919)

6.Раввин Иерусалима (1919-1921) и  Главный Раввин Земли Израиля (1921-19З5

1. Семья

Авраам-Ицхак hа-Коhен Кук родился в городке Грива (около Двинска/Даугавпилса, Латвия), 15 элула 5625 (1865) г., в раввинской семье.

Его отец, р.Шломо-Залман, принадлежавший к течению “миснагдим” (т.е. к последователям литовского направления в иудаизме, не-хасидам), стремился воспитать своего сына раввином литовского типа. Мать, Перла-Злата, была, напротив, из  хасидско-хабадной семьи, и она хотела, чтобы сын вырос лидером хасидского типа. Рав А.-И Кук в каком-то смысле синтезировал в своей жизни оба эти идеала. С одной стороны, его отличала ученость, обширные знания, галахический авторитет и умение решать сложные проблемы, связанные с реализацией Еврейского закона - т.е. все то, что относится к образу раввина-литвака. С другой стороны, он был харизматической личностью, человеком, умевшим не только передать окружавшим его людям глубокое религиозное чувство, но и способным также понять и принять людей, далеких от Торы, указать даже им путь, позволяющий приблизиться к Создателю - т.е. то, что отличает образ хасидского ребе.

2.Учеба. 

 В возрасте 3 лет Авраам-Ицхак начал учиться - сначала дома, потом в хедере, изучая все области еврейского знания:  ТаНаХ (Еврейская Библия), Талмуд, комментарии, кодексы, литературу как литовского, так и хасидского направления. Когда ему исполнилось 9 лет, отцу пришлось забрать мальчика из хедера и учить его самому, т.к. не нашлось раввина, который смог бы ответить на все вопросы ребенка на уровне, соответствующем его способностям.

В возрасте 11 лет Авраам-Ицхак составил свою первую книгу- комментарий на “Песнь Песней” (следует отметить, «Песнь Песней» - это в большой степени «книга для взрослых», и составление в 11 лет комментария к ней представляется совершено уникальным).   

 По достижении бар-мицвы (13 лет) «вундеркинд из Гривы» (как в детстве называли Рава Кука) покинул родной город и в течение 6 лет ездил по различным местечкам Литвы, чтобы учиться у различных выдающихся раввинов. Рав Кук рассказывал впоследствии, что эти учителя оказали на него огромное влияние не только из-за их знаний, присущей им душевной щедрости, величия и четкости мысли, - но и благодаря их широчайшему кругозору, совсем не являвшемуся в то время обычным. Другим важнейшим параметром, весьма сильно повлиявшим на формирование личности р.Кука, была особая любовь к Стране Израиля, царившая как в атмосфере его родительского дома, так и тех мест, где он впоследствии учился. 

 Начиная с 14 лет, Авраам-Ицхак начал писать стихи.  (Вообще говоря, чисто поэтические произведения занимали в творчестве р.Кука не очень большое место, но “поэтическая составляющая” его книг очень высока: в каком- то смысле все его философские труды являлись “философской поэзией” - что с одной стороны, позволяло ему передать очень сложные оттенки мысли и чувства, но, с другой стороны, чрезвычайно затрудняет для нас  систематизацию и анализ его взглядов).

В 1884 году, в возрасте 19 лет, А.- И. Кук приехал учиться в знаменитую Воложинскую иешиву. Эту иешиву основал р.Хаим Воложинский, ученик Виленского Гаона; она функционировала  с начала 19 века и вплоть до Второй Мировой войны. Это была главная и самая большая иешива евреев Литвы, она выделялась большим числом учеников и чрезвычайно высоким уровнем своих занятий. Воспитательные принципы Воложинской иешивы заключались в том, чтобы научить учеников заботиться как о развитии собственной личности, так и о развитии еврейского народа в целом; и эти принципы явились впоследствии также и основой подхода р. Кука.  

Во время учебы в Воложине возникла особая духовная близость между р. Куком и р. Нафтали Цви-Иеhудой Берлиным (Нецив), который возглавлял иешиву в этот период.

“Ради того, чтобы вырастить такого ученика, стоило основать Воложинскую иешиву”, - так отзывался впоследствии рав Нецив о раве Куке.

Период пребывания и учебы рава Кука в Воложине был особенно плодотворным. В семь утра он приходил в иешиву и учился до полуночи почти без перерыва. Шестьдесят листов Талмуда входили в его ежедневную программу (цифра совершенно громадная, многократно превышающая обычную скорость учебы), так что за весь период учебы он сумел семнадцать раз изучить весь Вавилонский Талмуд.

В период учебы в Воложинской иешиве, в возрасте двадцати лет, рав Кук женился на Бат-Шеве-Альте, дочери р.Элиягу-Давида Рабиновича-Теомим (Адерета), раввина города Поневеж.

3. Раввинские должности в Литве (1887-1904).

 С 1887 г. рав Кук стал служить раввином: сначала в небольшом литовском городке Зоймеле (Жеймели), а затем (1896-1904) в более крупном Бауске.

  В этот период умерла жена рава Кука Бат-Шева Альте, дочь Адерета. Спустя некоторое время Рав женился на ее двоюродной сестре Рае-Ривке  (дочери р.Ц.-И.Рабиновича-Теомим, брата Адерета). У супругов рождаются дети: сын - Цви-Иеhуда (ставший после своего отца главой иешивы «Мерказ hа-Рав» в Иерусалиме) и дочь - Батья-Мирьям (впоследствии жена р. Ш.Н. Раанана, ученика р.Кука и одного из руководителей «Мерказ hа-Рав»).

За годы работы раввином в Литве чрезвычайно усилилась духовная связь Рав Кука с Землей Израиля. В частности он посвящал время углубленному изучению Иерусалимского Талмуда,  Каббалы, заповедей связанных с Землей Израиля и заповедей Храма (здесь следует отметить, что р. Кук происходил из семьи коhенов, т.е. потомков священников в Храме).    

В тот период рав Кук опубликовал несколько статей, ставших началом проявления его особого религиозно- сионистского мировоззрения  (“Свидетельство Израиля и его национальная самобытность”, ” Ручьи в Негеве”, “Советы издалека”). В этих работах он предложил свой особый (отличающийся от общепринятого в то время в раввинских кругах) подход к проблемам сионистского и национального движения.  В это время, когда сионистское движение только начиналось,  р. Кук призывал к тому, чтобы не отталкивать  его ввиду его «антирелигиозности» (как поступали многие раввины того времени) - а наоборот, помогать сионизму и наполнять его религиозным содержанием.

4.Раввин Яффо (1904-1914)

 Летом 1902 г. скончался р.Нафтали-Цви hа-Леви, раввин города Яффо. Община города, который был тогда центром сионистской деятельности Страны Израиля и где сосредотачивалась жизнь новых еврейских поселений, хотела найти подходящего ей по характеру духовного лидера, и решила пригласить на эту должность рава Кука. Муниципалитет города ходатайствовал перед оттоманскими властями о предоставлении визы раву Куку, российскому подданному.

Получив разрешение переехать на Святую Землю р. Кук немедленно им воспользовался, и 28 ияра 5664 (1904) года (день, в который 63 года спустя Старый Город Иерусалима будет освобожден от иорданских войск) прибыл в Страну. Должность его называлась “раввин г. Яффо и окрестных поселений”- и, фактически, рав Кук стал раввином «Нового Ишува». («Новым Ишувом» называли тех, кто приехал в Страну Израиля с сионистским движением, -  в отличие от жителей «Старого Ишува», т.е. тех, кто приехал из чисто религиозных соображений, еще до начала сионистского движения. До Первой Мировой войны город Яффо/Тель-Авив был центром Нового Ишува, а Иерусалим - центром Старого Ишува).

В Яффо рав Кук  предпринял первую попытку основать “Высшую национальную иешиву”, подобной которой до того времени не существовало. Ее идейные принципы - воспитание духовных лидеров Нового Ишува, акцентирование общенациональной темы и обращение к актуальным вопросам в Галахе - были радикальным новшеством в системе религиозного еврейского образования, как в Стране Израиля, так и в мире вообще. Однако такая   ешива эта в то время еще не смогла укорениться и действовала лишь короткий период; позже (в 1921 г.) она была воссоздана в Иерусалиме.

 Другой сферой деятельности рава Кука было налаживание отношений с рабочими и халуцим (первопроходцами) Второй Алии - сионистами-социалистами, поехавшими в Страну Израиля начиная с 1906 г. (после поражения первой русской революции), и надеявшимися на еврейской почве осуществить свою мечту о социалистическом государстве. Близкие связи рава Кука с молодежью Второй Алии являли собой радикальное отличие от негативного отношения к ним со стороны Старого Ишува.

    Возрождение сельского хозяйства в Стране Израиля порождало галахические вопросы, которые совершенно не ставились (и не решались) религиозными авторитетами предыдущих столетий, и  нахождение ответов на эти вопросы стало одним из важных направлений деятельности рава Кука. С приближением в 1910 г. года Шмиты («Седьмого года», года «Субботы земли») Рав предпринял попытки обеспечить выполнение законов Седьмого года всеми земледельцами, даже теми, которые не могли прекратить работы в этот год. Поэтому рав Кук совместно с р.Ицхаком Элхананом Спектором (раввином города Ковно и одним из ведущих законоведов того поколения) вынес постановление «разрешения продажи» (“hетер мехира”), позволявшее в определенных ситуациях организовать продажу поля на ограниченное время (на год) в нееврейское владение, вследствие чего некоторые сельскохозяйственные работы в год Шмита становятся разрешены. Эта  знаменитое  постановление (которое раввины старого ишува сочли слишком облегчающим  и на этом основании отвергли его) является до сего дня основой всей деятельности сельского хозяйства в Израиле в годы Шмиты, хотя при этом и продолжает вызывать острые разногласия. (Надо отметить, что одновременно с вынесением решения «разрешения продажи»  рав Кук призвал всех еврейских земледельцев, если есть такая возможность, полностью прекратить работу в год Шмиты; и он даже учредил «фонд соблюдающих Шмиту» для помощи таким земледельцам. Иными словами, рав Кук с самого начала рассматривал «разрешение продажи» как не идеальное, которое впоследствии, когда к этому представится общенациональная возможность, будет заменено; но он  считал, что в сложившейся  ситуации оно было необходимо).

В других аналогичных ситуациях рав Кук также неоднократно выносил галахические решения, противоречащие сложившимся обычаям - когда он считал, что суть требований Закона Торы выполнена, а требование соблюдения дополнительных (необязательных, но принятых) обычаев негативно скажется на возрождении еврейского хозяйства в стране Израиля – что само по себе также является заповедью. При этом рав Кук не отказывался от своих решений даже в тех случаях, когда раввинский суд Старого Ишува в Иерусалиме выражал несогласие с ним.

Вообще следует отметить, что р. Кук совсем не был “либеральным раввином”, который легко и бесконфликтно относился бы к нарушению евреями заповедей Торы. ]Например, известна история, когда еще при его работе раввином в городе Бауске однажды в пятницу, перед наступлением Субботы, он увидел, что магазин городского габая (синагогального старосты), важного и богатого человека, еще открыт, хотя многие люди уже спешили в синагогу. Рав Кук зашел к нему и сказал, что наступает Суббота, и что следует запереть магазин. Габай рассчитывал, что раввин ограничится одним замечанием, но тот, к изумлению габая, вернулся через несколько минут, сел на стул и заявил, что не сдвинется с места, пока не закроют магазин и не прекратят нарушение Субботы. Подробную настойчивость Рав Кук проявлял как в вопросах соблюдения заповедей между человеком и Богом, так и в вопросах соблюдения правил взаимоотношений между евреями - не боясь при этом вступать в конфликт, если он считал, что делается что- то неправильное и что он обязан вмешаться[. Однако, в случаях галахических проблем в Стране Израиля ситуация была иная. Здесь дело было не в “облегченном толковании Галахи”, а в столкновении двух заповедей. В случае года Шмиты, как и во многих других подобных пограничных случаях, р. Кук исходил из того, что создание еврейского государства в Земле Израиля, развитие его базы в сельскохозяйственной и промышленной областях и т.д. – уже само по себе также является заповедью. А поэтому он считал, что необходимость развития и упрочения еврейской жизни в Стране Израиля есть важнейший религиозный и галахический довод, - который может, в определенных ситуациях, соответствующим образом повлиять на галахическое решение.

   Поддержка равом Куком сионистского движения вызвала резкий протест “ревнителей веры” – раввинской группы внутри Старого Ишува направленной против сионизма. С другой стороны, некоторые слишком “антирелигиозно настроенные» группы внутри Нового Ишува тоже не принимали р. Кука, как ярко религиозного человека. Но в целом р. Кук сохранял конструктивные отношения с абсолютным большинством, как Старого, так и Нового Ишува.

 Во время пребывания на посту раввина Яффо р. Кук стремился быть не только в гуще практической жизни Нового Ишува, но и в гуще интеллектуальных и духовных исканий нерелигиозного еврейства его времени. В частности известно, что рав Кук каждую неделю приходил в местную Яффскую еврейскую библиотеку, брал все свежеизданные книги и журналы на иврите и через неделю возвращал их прочитанными.

В этот период были опубликованы несколько книг р. Кука (в частности, «Шаббат hа-арец» - «Суббота Земли», посвященная проблемам Седьмого Года) и множество статей.

5. Пребывание за границей (1914-1919)

За все время своего пребывания на должности раввина г.Яффо рав Кук ни разу не соглашался выехать за пределы Святой Земли. Однако летом 1914 г. рав Кук согласился совершить поездку в Германию, чтобы выступить там с речью на первом съезде «Агудат Исраэль», поскольку он придавал большое значение возможности разъяснения своего религиозно-сионистского мировоззрения именно на этом форуме, наиболее влиятельном и важном для религиозных евреев в то время.

Рав Кук уехал в Европу, а вскоре вслед за этим разразилась Первая Мировая война, съезд Агудат Исраэль был отложен, морская и сухопутная связь со Страной Израиля прекратилась, и Рав был вынужден остаться за границей до окончания войны.

           После того, как выяснилось, что вернуться в Страну Израиля невозможно, раву Куку (который продолжал оставаться российским подданным) удалось выбраться из Германии и временно обосноваться в нейтральной Швейцарии, где он поселился в доме друзей и  смог посвятить свое время созданию нескольких важных книг, главной из которых является “Орот” (“Огни”) , формулирующая основы концепции религиозного сионизма.

В это время состоялось знакомство рава Кука с р. Давидом hа-Коhеном (который позже стал известен как “Иерусалимский Назир”), ставшим впоследствии одним из его ближайших учеников, редактором “Орот hа-Кодеш”, основного философского труда рава Кука. Назир в это время учился на философском факультете университета (будучи там единственным  религиозным  студентом), и разрываясь между Торой и современной европейской философией, жаждал найти для себя учителя цельной религиозную системы, находящейся на достаточном для современности философском уровне. Именно такого учителя он нашел в лице рава Кука.

      Через полтора года пребывания в Европе рав Кук  получил предложение от руководства еврейской общины Лондона использовать вынужденную задержку и возглавить общину “Хранителей веры“ в Лондоне. Рав принял предложение, оговорив при этом, что вернется в Святую Землю, как только представится такая возможность, и в

1916 г. переехал в Лондон. (Рассказывают, что в Лондоне, для того чтобы выучить английский язык, р. Кук взял ТаНаХ, - который он знал наизусть – в английском переводе и прочел его). На посту раввина лондонской общины р. Кук публично высказывал сионистскую позицию (что не соответствовало в то время большинству еврейского истеблишмента Великобритании)  и тем самым способствовал подготовке общественного мнения к принятию декларации Бальфура. Интересно отметить, что на фоне всеобщего восхищения декларацией (“Правительство Его Величества положительно относится к созданию еврейского очага в Палестине”) рав Кук отреагировал на нее следующим образом: “Мне хотелось бы не поблагодарить правительство Британии, но поздравить

 его -  в связи с тем, что Всевышний избрал его Своим посланником для того, чтобы выполнить Божественное обещание о возвращении евреев в Страну Израиля”.

По завершении Первой Мировой войны, рав Кук, оставлявший за собой все годы пребывания за границей звание “раввина г. Яффо и поселений”,  решил без промедления вернуться в Страну Израиля.

6.Раввин Иерусалима (1919-1921) и  Главный Раввин Земли Израиля (1921-19З5)

Еще до возвращения р.Кука из Лондона всеобщий Совет иешив Иерусалима решил назначить его на должность раввина г. Иерусалима.  “Ревнители Веры” сначала возражали; и рав Кук, не желая вызвать конфликт, вначале отклонил это предложение, и в

конце лета 1919 г., вернувшись в Страну, поселился в Иерусалиме в  качестве рядового жителя. Однако, но в следующем, 1920 году, под давлением широкого общественного мнения, он все же принял на себя это назначение.

Одной из важнейших целей Рава Кука было создание Главного Раввината Страны Израиля, который стал бы общенациональным  религиозным центром, способным решать религиозные проблемы, возникающие в период возвращения еврейского народа в Святую Землю. Весной 1921 г. состоялся всеобщий съезд раввинов Страны Израиля. Этому съезду предшествовали многочисленные споры. Сторонники «Старого Ишува» опасались, что основание общенационального Раввината приведет к изменениям Галахи. Сефарды опасались, что это приведет к отмене должности “Главного Мудреца” (“Хахам баши”),  признанного ранее оттоманскими властями в качестве главы еврейской общины в Палестине. Нерелигиозное население опасалось, что Главный раввинат, как интегральная часть еврейского сионистского самоуправления в  подмандатной Палестине, может принять какие-либо религиозные законов, которые могут приобрести обязательный для всех (в том числе, и для нерелигиозных) статус.

После того, как рав Кук высказался однозначно против каких-либо изменений в Галахе, разъяснил свою позицию и развеял все страхи, съезд был проведен. На нем был избран Главный Раввинский Совет. Главным ашкеназским раввином Страны Израиля был избран рав Кук (он оставался на этом посту до своей смерти в 1935г.) , а главным сефардским раввином - р. Яков Меир.

Положение Главного раввина Страны Израиля (официально признанное британскими мандатными властями) давало раву Куку возможность охватить широкое поле деятельности, недоступное частному человеку. В рамках этой деятельности Рав активно боролся за выдачу многим евреям разрешений на репатриацию (в особенности это касалось евреев, бежавших из советской России, - что спасало их от смертельной опасности). Рав Кук участвовал также в спасении тысяч детей, оставшихся сиротами в результате погромов гражданской войны на Украине.

В 1924г. рав Кук основал в Иерусалиме “Всемирную иешиву”, резко отличавшуюся от других иешив новым подходом к изучению религии и отношением к сионизму; она позже приобрела известность под названием “Мерказ hа-Рав”. Программа для иешивы включала: изучение разделов Вавилонского и Иерусалимского Талмудов, упорядоченных тематически (такой подход был совершено, необычен для ешив в то время, когда было принято обычно изучать только Вавилонский Талмуд), изучение в большом объеме еврейского Закона, философии, хасидизма и каббалы. Одним из уникальных аспектов иешивы Мерказ hа-Рав  было систематическое изучение проблем веры в современном мире. Важным нововведением в методике изучения Талмуда и Закона был упор на изучение практической Галахи в соответствии с порядком изложения той или иной темы в Талмуде, - чтобы можно было устранить существовавшую оторванность исследований Талмуда от практической Галахи, и соединить изучение Талмуда и практической Галахи в единую систему.

Иешива Мерказ hа-рав (которую после смерти р. А.-И. Кука в 1935г. возглавлял его сын, р. Цви - Иеhуда Кук) стала центром подготовки раввинов сионистского направления, и она сыграла чрезвычайно большую роль в духовной истории Государства Израиль.

    Рав Кук стремился сохранять контакт и взаимопонимание со всеми группами в еврейском Ишуве Страны. Однако, когда ситуация требовала этого, он не побоялся вступить в конфликт с руководством Ишува и, практически, со всем рабочим движением.

Это произошло в 1933 г. когда после убийства (неизвестными, на Тель-Авивском пляже) д-ра Хаима Арлозорова, одного из лидеров рабочего движения и главы политического отдела Сохнута (т.е. фактически министра иностранных дел сионистской организации) Рабочая партия (Мапай, сегодняшняя “Авода”)  по чисто политическим мотивам возложила ответственность за это преступление на ревизионистов  (ревизионистское движение стояло у истоков создания Эцеля, Лехи и Херута, а впоследствии «Ликуда»). По обвинению в убийстве были арестованы трое членов ревизионистского движения: Аба Ахимеир, Авраам Ставский и Цви Розенблат. В конце концов Ахимеир и Розенблат были оправданы, а Ставский приговорен к смертной казни. За приговор проголосовали двое судей из трех, заседавших в суде (англичанин, араб и еврей). Рав Кук  (как и многие другие видные деятели Ишува) был убежден в невиновности Ставского. “Мы не имеем права смотреть безучастно на пролитие невинной крови, мы обязаны сделать все, что в наших силах, чтобы правда восторжествовала”, - ясно и недвусмысленно заявил рав Кук, за что подвергся резким нападкам со стороны газет рабочего движения. Борьба рава Кука увенчалась успехом , и  смертную казнь отменили. Но он не ограничился этим и продолжал действовать до полного оправдания Ставского. Своей деятельностью по спасению Ставского рав Кук заслужил уважение во всей еврейской диаспоре (где очень сильны были позиции ревизионистского движения).

            Лето 19З5 г. стало последним в жизни рава Кука. Но, несмотря на болезни и страдания, Рав не переставал учиться, писать и проводить занятия с учениками. В статье, написанной незадолго до смерти, рав Кук подчеркивал важность изучения Галахи по системе Виленского Гаона, основанной на проработке Талмуда не просто самого по себе, а в соответствии с сегодняшней галахической реальностью.

О последнем периоде в жизни рава Кука рассказывается множество удивительных историй. Мы приведем лишь одну из них.

Однажды, когда у постели рава Кука находился его младший брат, р.Шмуэль hа-Коhен Кук, он заметил, что Рав плачет. Брат спросил его: “Что, очень сильна боль? “Рав Кук ответил: “Я плачу не из-за боли, а из-за того, что голова моя полна высоких мыслей, которые я хотел бы записать, да рука не в силах держать перо”.

3 Элула 5679 (1919) г. рав Кук прибыл в нижний (земной) Иерусалим, и через 16 лет в тот же день 3  Элула 5695 (19З5) г. грандиозная похоронная процессия прошла по улицам Иерусалима. Рав скончался, и душа его поднялась в верхний (небесный) Иерусалим.