К оглавлению "Рав А.И.Кук- создатель философии религиозного сионизма"

Пинхас Полонский

Государство Израиль и реализация еврейской избранности

  • 1. Концепция единства человечества
  • 2. Мир между людьми как идеал
  • З. Вклад евреев в мировую цивилизацию - в Эрец-Исраэль и в галуте
  • 4. Защитный характер еврейского творчества галута.
  • 5. Раскрытие Бога в Эрец-Исраэль

    Рабейну Шломо Ицхаки (РаШИ, 11 век, Северная Франция), крупнейший еврейский средневековый комментатор Библии и Талмуда, начинает свой комментарий к первому стиху Торы с того, что связывает Сотворение Мира с еврейской жизнью в Эрец-Исраэль: "В начале сотворил Бог небо и землю" - зачем сообщается нам об этом? Затем, что когда придут народы мира и скажут евреям: "захватчики, вы захватили Землю Ханаанскую у других народов!" - то мы ответим им: вся земля принадлежит Богу, ибо Он сотворил ее, и Он ее владелец, и дает Он Святую Землю тому, кто прям в Его глазах. И раз Он выделил эту землю нам, то нам должна принадлежать она..."

    Итак, право евреев владеть Землей Израиля обусловлено не силой оружия, не правом собственности и не доводами исторической родины. Это право обусловлено реализацией того, ради чего сотворил Бог небо и землю, реализацией целей мироздания.

    Следуя этому комментарию РаШИ, мы тоже попытаемся в этой статье, посвященной первому недельному разделу Торы ("Берешит"), связать Сотворение Мира и человека с еврейской национальной жизнью в Эрец-Исраэль, со Страной и с Государством Израиля.

    1. Концепция единства человечества

    Всем нам хорошо известна история про Адама и Еву, про то, как все человечество произошло от них. И мы совершенно не задумываемся о том, насколько история про Адама совершила переворот в общественном сознании, насколько она отличалась буквально от всех описаний происхождения человека, существовавших у остальных народов древности. История Адама и Евы внедрила в сознание человечества идею о том, что все люди - братья, что у них общее происхождение, что они единая человеческая семья. И независимо от того, верит ли сегодня тот или иной человек в то, что история про Адама действительно имела место фактически - в любом случае, концепция единства человечества общая для всех, сегодня является одной из базовых концепций современной цивилизации.

    А ведь в древности все это было совсем не очевидно. Я приведу для примера известную древнюю китайскую легенду о создании людей. Так, китайцы считали, что Бог лепил людей из глины и обжигал в огне. Те, кого он недожег, получились белые. Те, кого пережег, получились черные. А вот те, кого он обжег ровно в меру, - это желтые, китайцы.

    Иными словами, в этой концепции белые или черные - т.е. не китайцы - это, в общем-то, не совсем люди, это бракованный продукт, результат неудачного опыта. Излишне говорить о том, какая пропасть лежит между китайским и еврейским мировоззрениями.

    У других народов древности тоже постоянно встречаются идеи о том, что разные люди произошли из разных источников: цари от богов, а простые люди - разных каст или разных народов - от различных животных и т.п. Концепция же того, что все люди братья, - это чисто еврейская концепция, неразрывно связанная с этическим монотеизмом, это один из величайших вкладов еврейского народа в мировую культуру.

    2. Мир между людьми как идеал

    Есть множество и других идей, легших в основу современной цивилизации и еврейских по своему происхождению, по поводу которых мы уже даже не осознаем, насколько они были чисто еврейскими и насколько они изменили в свое время человеческое общество. Рассмотрим, например, мир как идеал во взаимоотношениях между народами. Казалось бы, это очевидная идея, естественная и никем не оспариваемая. Но так было не всегда, на самом деле идеал мира - это чисто еврейская концепция. Например, у Пророка Исайи описание мессианского идеала таково: "И перекуют мечи на орала (плуги), а копья на серпы; не поднимет народ меча на народ, и не будет больше учиться воевать", и это говорилось в то время, когда большинство народов древности относилось к войне совсем иначе. Греки считали, что война и захват окружающего пространства - это естественное поведение свободного человека или свободного народа (на то он и свободен), а мир - это только временная передышка, пока стороны копят силы для следующего этапа войны. Римляне относились к войне как к "матери всех добродетелей: доблести, самоотверженности, патриотизма" и т.д. (Слова "перекуют мечи на орала" являются, наверно, единственной цитатой из ТаНаХа, известной в свое время каждому советскому человеку. Но многие ли из нас осознавали чисто еврейское происхождение этих слов?").

    Конечно, человечество восприняло все эти идеи через призму христианства и ислама, но именно иудаизм первоначально провозгласил их. И подобных примеров того, что еврейские идеи вошли как фундамент в самую основу мировоззрения современного человека, великое множество.

    З. Вклад евреев в мировую цивилизацию - в Эрец-Исраэль и в галуте

    А теперь мы попробуем задать вопрос: где евреи внесли больший вклад в мировую культуру, в Эрец-Исраэль или в диаспоре? Т.е. внесли ли евреи больший вклад в мировую цивилизацию за те 16 веков древности, когда они жили в Эрец-Исраэль (до 2-го в. н.э.), или за другие 16 веков, которые они жили в галуте, с З-го по 19-й. (Из этого рассмотрения мы убрали последние сто-сто пятьдесят лет - прежде всего потому, что из-за близости их к нам у нас возникает ошибка в их оценке из-за нарушения перспективы. Впрочем, об особом характере последних полутора столетий мы поговорим подробнее в одной из следующих статей).

    Так вот, если спросить у человека с советским воспитанием о том, где евреи внесли больший вклад в мировую цивилизацию, то он почти наверняка привычно ответит, что в диаспоре. Ибо мы, к сожалению, зачастую не осознаем, что евреи в древности в Эрец-Исраэль внесли несравненно больший вклад в мировую культуру, чем после этого в диаспоре. Рассмотрим вопрос несколько подробнее.

    Действительно, если мы уберем из рассмотрения последние сто пятьдесят лет, в которые, как уже было сказано, у нас возникает ошибка из-за неправильной перспективы (впрочем, этого вопроса мы несколько более подробно коснемся далее), то за 16 веков галута, с З-го по середину 19-го, мы почти вообще не найдем евреев, которые внесли по-настоящему кардинальный вклад в западную цивилизацию. Среди философов можно в лучшем случае назвать Маймонида и Спинозу, да и то их влияние никак не может сравниться с Августином, Аквинатом, Аверроэсом, Бэконом, Ньютоном, Декартом и двмя десятками других крупнейших западных мыслителей и философов, так что вклад евреев здесь не очень велик. И уж нечего говорить о том, что и в науке, и в музыке, и в живописи, и в литературе, - практически в любой области культуры за эти полтора тысячелетия галута евреи не оказали сколько-нибудь заметного влияния на западную цивилизацию.

    И все же, хотя вклад евреев за время галута был невелик, в Западной цивилизации и культуре содержится громадное число еврейских элементов. Только все эти элементы являются вкладом евреев не галута, а древнего Израиля. Они пришли через Библию, и этих элементов гигантское множество: начиная с Сотворения Мира и Адама, с идеей единства человечества, историй Торы и этического монотеизма, и продолжая Танахом, Давидом, Соломоном, Псалмами, Экклезиастом, Исайей и другими пророками, Маккавейскими войнами и даже Великим восстанием против Рима и Иосифом Флавием. Все это вошло в плоть и кровь западной цивилизацией и оказало на нее кардинальное влияние во всех аспектах: и на ее музыку, и на литературу, и на живопись, и на мораль, и на религиозные представления, и на все на свете. Все это было именно формообразующим, фундаментальным влиянием, которое заложило самые основы западной цивилизации.

    На этом примере мы видим, что влияние еврейства Эрец-Исраэль на мир несравненно превышает влияние еврейства галута. Достижения духа древнего Израиля, которые зафиксированы в Библии, во много раз превышают наши галутные достижения. Вся еврейская претензия на величие и на избранность, на влияние на человечество исходит именно из роли еврейства Израиля, а никоим образом не из роли еврейства галута.

    4. Защитный характер еврейского творчества галута.

    Конечно, евреи в галуте тоже создали немало своих собственных замечательных творений. Например, Вавилонский Талмуд - гигантское, необычайно сложное и оттачивающее мышление и логику, интересное для изучения произведение. Есть замечательная еврейская средневековая поэзия и комментарии к Библии, есть философия, Каббала и хасидизм. Однако, все это интересно только внутри еврейства. Какие-то элементы постепенно, понемножку воспринимались окружающим миром, но все это никоим образом не стало основополагающим для общечеловеческой цивилизации, на человечество все это почти не повлияло - по крайней мере, ни в какое сравнение с влиянием Библии это не идет.

    Почему так произошло? На это есть несколько причин, но одна из важнейших, по моему мнению, состоит в том, что почти вся еврейская культура галута - это культура реакции на внешне воздействие, культура защиты, выживания. Рассмотрим, например, такого крупнейшего еврейского философа средневековья, как Маймонид. Философия Маймонида может быть очень интересной и глубокой, но почти вся она есть защита от разрушения иудаизма под влиянием рационалистической средневековой философии, реакция на проникновение аристотелизма в еврейскую среду, и возникшую поэтому необходимость согласовать Аристотеля и иудаизм. И сам Маймонид с необходимостью принадлежит здесь обоим мирам: он и религиозный еврей, и последователь Аристотеля. Очень возможно, что студент "классической" иешивы, если ему сказать, что Маймонид в его философской книге "Морэ-невухим" является очень во многом последователем Аристотеля, то он воскликнет: "Как?! Наш великий Маймонид является последователем какого-то там необрезанного Аристотеля? Да быть такого не может!" И все же это именно так. Маймонид действительно последователь Аристотеля, и вся его философия - это не открытие новых горизонтов для человечества, а философия реагирования, когда нужно было реагировать на внешнее давление, на сомнения в иудаизме, возникшие в еврейской среде под влиянием Аристотеля. Главная философская книга Маймонида не зря называется "Морэ-невухим", буквально "Путеводитель блуждающих", "Наставник колеблющихся". В ту эпоху культурные евреи Средневековья, знающие философию Аристотеля, были "колеблющимися", ибо не могли согласовать ее со своими еврейскими представлениямм, и Маймонид раскладывает для них все по полочкам, объясняет, как согласовать, как можно быть последователем Аристотеля и при этом оставаться религиозным евреем, и как можно Тору истолковать с позиций средневекового рационализма.

    И хотя, скажем еще раз, это очень интересная и содержательная философия, нам следует отдавать себе отчет в том, что все это - реагирование, попытка отбиться от внешней атаки; это же относится почти ко всей еврейской философии Средневековья, да и Нового времени тоже.

    Нельзя сказать, что развитие иудаизма в галуте останавливается. Конечно, развитие происходит, но когда принципиальная позиция всегда только защитная, то у таких условиях, естественно, не производится на свет чего-то принципиально, кардинально нового, задающего философскую моду времени.

    И такова, по сути дела, почти вся галутная еврейская культура. Эта культура всегда интересна внутри еврейства, но с точки зрения общечеловеческой, когда перед нашим мысленным взором предстает все развитие окружающего мира, то она обычно видится уже не очень-то оригинальной, и разумеется, не ведущей. Это грустный факт, но его следует признать.

    Здесь я хотел бы отметить - для читателей, которые помнят опубликованную мной полтора месяца назад статью о процессе эволюции ортодоксального модернизма - что, согласно изложенной мной схеме, когда религия, развиваясь, пытается гнаться за развивающимся временем, то в такой ситуации она всегда отстает по фазе, потому что она развивается в виде реагирования на продвинувшиеся культурно-духовные запросы, на новую (уже созданную вне этой религии) философию, и т.п. Хорошо, конечно, если религия реагирует и развивается (гораздо хуже, если она не замечает нового и твердит о своей полной неизменности), но реагирует-то она всегда с отставанием. Это отставание изначально заложено в схему развития "ортодоксального модернизма" - и это, конечно, неприятно. Ибо если мы все время отстаем, то когда же, как и в чем мы сможем повести мир вперед - подобно тому, как в древности еврейский этический монотеизм был в свое время новым словом для всего человечества? Этот вопрос я постараюсь разъяснить несколько позже.

    5. Раскрытие Бога в Эрец-Исраэль

    Рав А.И. Кук разъясняет нам, что еврейское творчество галута по природе своей всегда является неоригинальным. Ибо настоящее, оригинальное еврейское творчество, которое не будет реакцией на очередную мировую философскую моду или очередной "изм", а которое, наоборот, поведет человечество за собой, - такое еврейское творчество возможно только при прямом контакте еврейского народа с Богом, что происходит только в Эрец-Исраэль.

    Более того, это происходит только тогда, когда еврейский народ живет в Эрец-Исраэль в качестве полноценного национального организма. Потому что евреи вносят настоящий, формообразующий вклад в культуру человечества не тогда, когда отдельный еврей что-то придумывает, но лишь тогда, когда еврейский народ в целом это переживает, "пропускает через себя", реализует это в своей национальной жизни. Тора не была бы дана, если бы еврейский народ не подошел к горе Синай. Пророк Исайя не пророчествовал бы о мире как о мессианской ценности, если бы не было еврейского народа, к которому он обращался. Давид не сочинял бы Псалмы, если бы не было Храма и левитов, которые в нем эти Псалмы пели, и народа, который им внимал. Более того: даже если бы без народа Псалмы были бы сочинены, а слова Пророка Исайи сказаны, то они не оказали бы никакого влияния на человечество, лежа на полке, будь они отдельным кем-то и когда-то написанным свитком. Вся их ценность - в их неразрывной связи с еврейской национальной историей, все их влияние связано с тем, что еврейский народ их осознавал, переживал в себе, как бы переваривал, все время пытался их реализовать, более успешно или менее успешно, и как бы все время "прокручивал" это на практике. Именно через переживание их еврейским народом все эти ценности смогли обрести действительно мировой резонанс. Иными словами, Священное Откровение неполно и неосуществимо без Священной Истории.

    И все это касается именно и только истории и жизни еврейского народа в Эрец-Исраэль. Именно она явилась имманентным откровением Божественной истины, данной нам на Синае.

    Обсуждая разницу между еврейской жизнью в Эрец-Исраэль и в галуте, Рав Кук объясняет нам еще одну потрясающую вещь. Еврейский народ в галуте, говорит он, подсоединен к Божественной категории "бина" и не может в своем контакте с Богом подняться выше нее, а еврейский народ в Эрец-Исраэль подсоединен к более высокой категории, к категории "хохма".

    Что это означает в переводе на более понятный язык? Хохма и бина - это две из "сфирот" (т.е. описание на языке Каббалы структуры Божественности), каждая из которых представляет собой стадию раскрытия Божественного света. Это две из верхних сфирот, и хохма более высокая, чем бина. Отличаются они тем, что хохма - это первоначальное, интуитивное постижение вещи в корне, это проблеск озарения, а бина - это логическое размышление, это выстраивание затем из "искры", полученной на уровне хохма, развернутой системы знаний.

    Итак, представление о том, что еврейский народ в галуте постигает лишь бина, но не достигает до хохма, означает, что он лишен там высшей интуиции, он может только переваривать, перестраивать, раскрывать те идеи, которые уже, по-сути, сказаны. Он может превратить эти идеи в более структурно четкую схему, но настоящую Божественную интуицию еврейский народ имеет только в Эрец-Исраэль.

    Вышеизложенная идея - о том, что в галуте небеса ограничены на уровне "бина", и только в Эрец-Исраэль они выше, и поэтому есть доступ к категории хохма - это формулировка на языке Каббалы того, что уже было до этого сказано в Талмуде. Обсуждая свойства Страны Израиля, Талмуд говорит: "тот, кто живет в Эрец-Исраэль, у того есть Бог, а у того, кто живет за пределами Эрец-Исраэль, как будто бы вообще нет Бога, и он обречен служить идолам". Смысл этого в том, что в галуте небо ограничено. Невозможно подняться наверх по-настоящему, прямой контакт с Богом невозможен, и это - как бы идолопоклонство.

    Итак, те концепции о разнице между Эрец-Исраэль и Галутом, которые мы на уровне Талмуда могли бы воспринимать как чисто аллегорические, рав Кук переводит в сферу возможностей еврейского творчества. И оригинальное еврейское творчество, то, какое ведет за собой человечество и открывает ему совершенно новые горизонты, - оно возможно только в Эрец-Исраэль. И сионизм, собирание евреев в Стране Израиля и возрождение национального организма, воскрешение из мертвых еврейского народа (а во времена галута, поскольку "национального тела" не существовало, и вся еврейская жизнь представляла собой только жизнь души, в отрыве от тела, а это и называется состоянием мертвого, загробной жизнью) - все это воскрешение и возрождение "есть лишь прелюдия к тому, чтобы еврейский народ стал "светочем для народов" (Исайя 42:6). В чем конкретно, на наш взгляд, будет состоять этот свет, мы обсудим в одной из следующих статей.