К оглавлению "РАМБАМ"

К оглавлению "Морэ Невухим"

Глоссарий арабских терминов, встречающихся в примечаниях

() мн. ч. -- "корень", догмат религии (гл. 18, прим. 25), принцип, основа знания (гл. 71, прим. 11); -- те, кто занимаются основами, догматики (мутакалимы) (гл. 71, прим. 54, стр. 389).

() (ивр. ) -- Божество; может указывать на любой объект религиозного поклонения, в том числе и на языческих богов, а также на отвлеченное философское понятие Бога (гл. 1, прим. 5), в отличие от -- Бог, Аллах; Бог монотеистических религий; -- теология, метафизика.

() мн. ч. -- повеление; мн. ч. дело, вопрос, нечто (гл. 24, прим. 6).

() -- первое знакомство, первое впечатление (гл. 1, прим. 44); ' -- на первый вгляд; -- первичный; -- аллегорическое толкование (гл. 2, прим. 54).

() -- начатки общего мнения, априорные общие суждения (гл. 1, прим. 44, стр. 52; гл. 73, прим. 105).

() , мн. ч. (ивр. ¬ ) -- аподиктическое (окончательное, строгое) доказательство (в отличие от ; -- доказательный) (Посвящение, прим. 18).

() -- пребывающий вечно (гл. 15, прим. 6); -- вечность, вечное пребывание.

(') ' -- незыблемый, постоянный (гл. 15, прим. 6); другое значение: твердоустановленный.

(') ', мн. ч. ' -- часть, атом (гл. 51, прим. 8).

(') ', мн. ч. ' -- (физическое) тело; ' -- телесность (гл. 1, прим. 9); ' (ивр. ) -- "отелесивание", придание телесных качеств (Богу), соматизм, антропоморфизм (гл. 1, прим. 1).

(') ' -- толпа (Предисловие, прим. 13).

(') ', мн. ч. ' -- субстанция (гл. 1, прим. 20); (') -- (отделенная) субстанция, т. е. атом (согласно каламу).

() -- управление, устроение, планирование, ведение дел -- частных или государственных (гл. 40, прим. 17, стр. 206; гл. 72, прим. 69); Божественное управление миром (гл. 9, прим. 2).

() (ивр. ) -- постижение, перцепция, "схватывание" познаваемого объекта (Посвящение, прим. 10).

() -- призывать; -- притязать, утверждать; -- призыв, проповедь (гл. 63, прим. 13 и 17, стр. 332-333).

() , мн. ч. (ивр. ) -- аргумент, довод, (диалектическое) доказательство, в отличие от (гл. 51, прим. 2, стр. 243; гл. 74, прим. 17).

() -- непрерывный, постоянный (гл. 15, прим. 6).

() (ивр. ) -- религия; (Введение, прим. 17). -- исповедовать религию.

(') ', мн. ч. ' -- ум, сознание в широком смысле слова, в отличие от (интеллект) (Посвящение, прим. 13).

(') ' -- сущность, суть, самость (гл. 9, прим. 6).

(') ' и ' (ивр. ) -- сотворение, возникновение мира во времени; сотворенность, непредвечность мира (гл. 23, прим. 12, стр. 127; гл. 71, прим. 32); ' -- сотворенный, возникший, не предвечный (гл. 71, прим. 58).

(') ' -- доля, удел, уровень бытия (гл. 8, прим. 8).

() (ивр. ) -- истинный; (ивр. ) -- истина; -- Бог; (ивр. , ) -- истина, реальность, суть (гл. 1, прим. 22).

() -- нисхождение, воплощение, явление трансцендентных сущностей в материальном мире (гл. 10, прим. 7, ).

() -- "несомый", содержащийся в субстрате, предикат (гл. 60, прим. 10, стр. 315; гл. 73, прим. 87).

() , мн. ч. -- состояние, положение, модус; в некоторых школах употребляется вместо -- атрибут (гл. 11, прим. 9, стр. 97; гл. 51, прим. 13).

() (ивр. ) -- смущение, растерянность; (ивр. ) -- смущенный, растерянный, ставший в тупик (Введение, прим. 22).

(') ' -- особо выделить, отличить; ' -- особенность, отличительный признак (гл. 1, прим. 39); избранники (гл. 14, прим. 5); ' -- выделять, обособлять, специфицировать; ' -- спецификация, обособление (гл. 74, прим. 23); ' -- особо свойственный, специфичный.

(') ' -- творить; ' , мн. ч. ' (ивр. ¬ ¬) -- этос, нрав; ', ' -- творение; тварь, создание; люди, народ (Введение, прим. 19, стр. 14; гл. 34, прим. 12, стр. 168; прим. 52, 53, стр. 179; гл. 71, прим. 32); ' -- перенимать нравы, усваивать качества.

(') ' и ' (ивр. ¬) -- фантазия, воображение, имагинативная сила души; ' -- фантазм, воображаемый образ; ' -- фантастический, воображаемый (гл. 2, прим. 40, стр. 72, гл. 47, прим. 2; гл. 50, прим. 12).

() -- мнение, воззрение (гл. 34, прим. 67, стр. 181; гл. 50, прим. 1); см. .

() -- указание пути, наставление, наводящее указание в отличие от прямой передачи знания (гл. 46, прим. 5).

(') ' -- тренировка; математика; ¬' ' -- математические науки, квадривиум (Посвящение, прим. 12, стр. 6; гл. 34, прим. 26, стр. 170-171).

() , мн. ч. -- имя, слово, термин (Введение, прим. 5).

() -- Закон, учение, основанное на откровении; в мусульманском контексте -- шариат; в арабо-еврейских текстах соответствует ивр. Тора (Введение, прим. 14, стр. 13; гл. 71, прим. 27).

() -- общий, совместный, многозначный; -- многозначное имя (Введение, прим. 7, ); -- многобожие (гл. 35, прим. 20, стр. 187; гл. 58, прим. 2, стр. 293; гл. 60, прим. 11); ' -- чистая омонимия, многозначность (гл. 56, прим. 17, стр. 285); -- придающий Богу сотоварищей, многобожник.

() -- неопределенное имя, амфиболия (Введение, прим. 10, стр. 13; гл. 56, прим. 23, стр. 286, прим. 25, стр. 286--288); -- неопределенность, амфиболичность (гл. 56, прим. 19).

() -- общеизвестный; (ивр. ) -- общепринятые суждения (гл. 1, прим. 10, стр. 48; гл. 2, прим. 33).

() -- исхождение, эманация (гл. 58, прим. 23).

() -- принимать за истину, удостовериваться; (ивр. ¬ ¬) -- удостоверенность; аффирмация (гл. 33, прим. 20, стр. 164; гл. 50).

() , мн. ч. -- форма (гл. 1, прим. 11); -- природная форма (гл. 1, прим. 18); -- видовая форма (гл. 1, прим. 27); -- искусственная форма; (ивр. ) -- интеллектуальное, понятийное представление; формирование таких представлений; способность или сила, осуществляющая это формирование (Посвящение, прим. 9, стр. 6; гл. 50, прим. 12, стр. 242; гл. 62, прим. 10); (глагол) -- представлять в интеллекте; -- представленный, созерцаемый в интеллекте (гл. 50, прим. 4).

(') ' -- иметь мнение, полагать, строить домыслы; ' -- предположение, догадка, мнение (гл. 2, прим. 19).

(') ' -- внешний и внутренний (планы аллегории) (Введение, прим. 26); ' -- проявление, обнаружение.

() -- природные предрасположенности (гл. 34, прим. 47, стр. 177; гл. 52, прим. 17, стр. 252).

() -- лишенность, небытие, отсутствие; ' -- специфическая лишенность; -- абсолютная лишенность (гл. 17, прим. 5).

(') ' (ивр. ¬) -- акцидент, привходящее, случайное (Посвящение, прим. 25, стр. 9; гл. 57, прим. 15).

() (ивр. ¬ ¬) -- вера, убеждение, кредо (гл. 50, прим. 1).

() , мн. ч. (ивр. ¬) -- разум, интеллект (Введение, прим. 20, ); -- приобретенный интеллект (гл. 72, прим. 92); -- отделенный интеллект (гл. 37, прим. 25); -- умопостигаемый, интеллигибельный (гл. 68, прим. 2, стр. 353--355).

() , мн. ч. (ивр. ) -- смысл, понятие, сущность, эйдос, аспект (гл. 1, прим. 19).

() (ивр. ) -- метафорический, переносный; -- метафорическое имя (Введение, прим. 9).

() -- Провидение, Промысел (гл. 23, прим. 21).

() -- удивительный, сверхъестественный, метафизический (предмет); , мн. ч. -- нечто дивное, сверхъестественное (Посвящение, прим. 26).

(') ' мн.ч. ' -- цель, стремление; заинтересованность; интересующий предмет, тема (Введение, прим. 4, стр. 11; гл. 44, прим. 6).

() (ивр. ) -- конечная цель, предел, предмет стремления (гл. 34, прим. 10).

(') ' мн. ч. ' -- достоинство, добродетель (гл. 34, прим. 48).

() мн. ч. -- врожденное свойство, совокупность врожденных способностей человека (гл. 2, прим. 36).

() , мн. ч. -- действие, глагол (гл. 52, прим. 43); -- аффект, претерпевание (гл. 35, прим. 1, стр. 184; гл. 52, прим. 18, ).

() -- фикх (в контексте ислама), закон, hалаха (в контексте иудаизма) (Введение, прим. 15).

(') ' -- изливаться; ' -- изливать, эманировать; ' -- эманация (гл. 2, прим. 25, стр. 64; гл. 58, прим. 23).

() -- предвечный (гл. 35, прим. 14).

() -- подражание, следование авторитету (гл. 33, прим. 10, стр. 163; гл. 34, прим. 30); -- навязывать, внушать взгляды, образ действий и т. п. (гл. 35, прим. 2).

() -- стоять, зиждиться, существовать; -- устойчивость, бытие (гл. 69, прим. 25, стр. 368).

() -- сила, способность, потенция; способность, сила души (гл. 2, прим. 38); -- мыслительная сила (гл. 34, прим. 49).

() -- отрицание, неверие (гл. 36, прим. 17).

() (ивр. ) -- совершенство, полнота, энтелехия; -- совершенство, полнота, законченность (гл. 2, прим. 26, стр. 64; гл. 19, прим. 5, стр. 116 ).

() -- показываться, проблескивать (Введение, прим. 38); -- намекать (гл. 33, прим. 5).

() (ивр. ) -- чтойность, сущность (гл. 1, прим. 21, стр. 49; гл. 69, прим. 24, стр. 368).

(') ', мн. ч. ' (ивр. ) -- иносказание, притча, аллегория, пример (Введение, прим. 25).

() мн. ч. (ивр. ) -- материя (Введение, прим. 19, стр. 49; гл. 69, прим. 24). () -- длить, простирать; -- продлевающий, поддерживающий существование (гл. 69, прим. 20); -- продлеваемый, поддерживаемый (гл. 69, прим. 43).

() , мн. ч. -- религия, община, этноконфессиональная общность (Наставление, прим. 7).

() -- приобретенное свойство (гл. 52, прим. 13).

() -- нисходить; -- нисхождение (гл. 15, прим. 14); -- ступень, ранг (гл. 20, прим. 1); -- беда (гл. 10, прим. 11); -- низводимые (влияния звезд) (гл. 63, прим. 10).

() -- очищение (понятия о Боге от телесных атрибутов) (гл. 1, прим. 7).

(') ' -- умозрение, созерцание, теория (Посвящение, прим. 7).

(') ' -- выходить, доходить, осуществляться; ' -- исхождение, влияние (гл. 23, прим. 6); ' -- осуществление, исполнение (гл. 23, прим. 16).

(') ' -- противоречие (Предисловие, прим. 1); ' -- разрушение, опровержение (гл. 34, прим. 42).

() -- первоматерия (гл. 76, прим. 15); -- относящийся к первоматерии.

(') ' (ивр. ) -- существование; совокупность сущего (гл. 31, прим.2, стр. 149; гл. 58, прим. 9, стр. 295--296; гл. 66, прим. 11); ' существующие вещи; ' ' (гл. 1, прим. 23, ), ' ' (гл. 71, прим. 65) -- наличное бытие.

() -- единство, единственность (гл. 57, прим. 6); -- единство; единственность, уникальность; единобожие (гл. 1, прим. 8).

() -- вдохновение, внушение, откровение (гл. 18, прим. 3).

() -- атрибут; предикат; ' -- сущностный (собственный) атрибут; мн. ч. -- описание, предикация; -- описываемый, субъект предикации (гл. 51, прим. 12).

(') ' -- подлежащее, субстрат, предмет (высказывания) (Предисловие, прим. 2); ' -- место, предмет, топос (гл. 54, прим. 2, гл. 74, прим. 37); ' -- расположение (гл. 73, прим. 31).

() -- соглашение; -- имя, употребляемое в согласии, то есть без многозначности, -- название, применяемое к вещам соименным, синонимичным (в аристотелевском смысле) (Введение, прим. 11).

() -- определенность, достоверность; достоверное знание (гл. 2, прим. 19, стр. 63; гл. 50, прим. 17, стр. 242; гл. 59, прим. 7, 8); -- обретать достоверное знание.