Ранее мы уже говорили1 о том,
что упоминая в настоящем трактате
какое-либо из многозначных имен, мы не ставим перед собой цели перечислить все
значения, в которых употребляется это имя, - ведь сей трактат не посвящен языку.
Поэтому мы упоминаем среди этих значений те, что потребны нам для наших целей, и не
более того. Среди таковых - [значения слов]
Далее, оба этих слова используются в переносном значении, относящемся к [изменениям в] значимости и величии, так что когда уровень индивидуума понижается, говорится, что он опустился, а когда уровень его достоинства возрастает, говорится, что он поднялся, как сказал Превознесенный: "Пришелец, который в среде твоей, будет возвышаться над тобою все выше и выше, а ты опускаться будешь [все ниже и ниже]".2 И сказано: "...возвысит тебя Господь выше всех народов земли".3 И сказано: "И высоко вознес Господь Соломона...".4 Также известно тебе, сколь часто [мудрецы] употребляют выражение: "в святости возвышают, а не низводят".5 Таким же образом применяется [это слово] к нисхождению в созерцании, и когда человек направляет свои мысли на чрезвычайно низменный предмет, говорят, что он опускается. Аналогично, когда он устремляет свои мысли к предмету высокому, говорится, что он возвышается.
И ввиду того, что мы, племя сынов адамовых, находимся в нижайшей из низших
[областей], как в отношении места,
так и в отношении уровня бытия, в сравнении с объемлющей сферой,6 тогда
как Он, Превознесенный, - Высший из высших в [смысле] истинного бытия, величия и превознесенности, а не [в смысле]
высоты местоположения, и при
этом Он, Превознесенный, возжелал
того, что возжелал, - чтобы передалось от Него знание и излилось вдохновение на некоторых из нас, - ввиду этого было названо оное ниспослание вдохновения пророку или водворение7 Шехины8 на определенном
месте - нисхождением
Подобно этому, когда обрушивается бедствие на народ или область9 согласно приговору
Его предвечной воли,10 и пророческие книги предваряют описание этой
напасти11 [повествованием о том], как Бог рассмотрел дела этих [людей], после чего обрушил на них кару, такое
событие иносказательно тоже
именуется нисхождением. Ибо
человек слишком ничтожен для того,
чтобы рассматривать его дела и наказывать за них, если б не было на то Его воли.
Это разъяснено уже в пророческих книгах; и речение "что есть человек, что Ты вспоминаешь о нем, сын адамов, что Ты посещаешь его?"12 подразумевает
тот же смысл. Поэтому и говорится в таких
случаях о нисхождении: "Сойдем
же
Что же касается речения "И Моисей взошел к Богу",24 то оно соответствует третьему значению [слова "взошел"] в дополнение к [тому смыслу, согласно которому Моисей действительно] "взошел на вершину горы", куда опустился сотворенный свет. Ибо Бог, да превознесется Он, не пребывает в каком-либо месте, куда можно было бы подняться и откуда можно было бы сойти; да превознесется Он над всем, что могут вообразить невежды, на великую высоту!