К оглавлению "РАМБАМ"

К оглавлению "Морэ Невухим"

Глава 17

Не мни, будто только Божественную науку должно скрывать от толпы, это касается и большей части естественной науки.1 Мы неоднократно уже повторяли тебе наше речение: "Не [толкуют] о Начале в присутствии двух слушателей".2 Так было не только у последователей Закона - и философы, и ученые люди народов древности скрывали свои рассуждения о первоначалах и говорили о них загадками. Так, Платон и его предшественники именовали материю женщиной, а форму - мужчиной.3

Тебе известно, что4 имеется три начала возникающего и уничтожающегося сущего: материя, форма, а также специфическая лишенность,5 постоянно сопутствующая материи.6 И если бы материи не сопутствовала лишенность, не была бы обретена ею форма; в этом отношении лишенность становится одним из первоначал. Когда же форма обретена, лишенность исчезает, - я имею в виду лишенность той формы, которая обретена, и [материи] начинает сопутствовать другая лишенность. И так [происходит] всегда, как это объясняется в естественной науке.7

И если даже те, у кого не было [оснований опасаться] вредных последствий ясного изложения,8 использовали метафорические выражения и прибегали при обучении к уподоблениям, то тем более мы, община последователей Закона, не должны излагать открыто такой предмет, который широкой публике будет трудно уразуметь, или такой, что она вообразит его истинной сущностью9 нечто противоположное тому,10 что мы имели в виду.11 Знай и это.


Продолжение