К оглавлению "Арба паршийот"

З.Дашевский

Глава "Пара"

1. Законы «красной коровы». Изготовление препарата из неё и его применение. Обсуждение проблем, вызывающих вопросы: как «нечистый» становится «чистым» и наоборот; есть ли объяснение закону о красной корове. Ответы на вопросы: насколько обязательно очищение в третий – седьмой день; очищает ли пепел коровы от другой нечистоты. Объяснение в чём нечистота мёртвого и почему очищает именно красная корова.

2. В связи с очищением красной коровой обсуждается корень греха золотого тельца и наказания за этот грех. Смысл заповеди «парашат пара». Ответы на вопросы: когда Моше получил заповедь о красной корове; что означает, что неочищенный «оскверняет» Мишкан; знали ли Праотцы о законах нечистоты.

3. Понимание причин «нечистоты» и смысла «очищения». Несколько сопоставлений «арбаа паршиёт»: с четырьмя явлениями, происходящими с Элияhу на горе Хорев; с «криат шма»; с тем, что сказано в книге Йирмеяhу. О заповеди «парашат ходэш» и подготовке к ней. Противостояние человека и времени и власть над временем. Ответы на вопросы: о нечистоте животного; о сходстве красной коровы и «тельца». Обсуждение смысла получения «чистого из «нечистого» и почему душа должна спускаться в этот несовершенный мир. Правила относительно чистоты коhена, занимающегося приготовлением красной коровы. Рассуждения о причине различий во мнениях мудрецов; путь «чистоты Торы». Смысл подчинения своей воли Всевышнему и исполнения Его воли.

Проблемы «очищения» пеплом красной коровы.

«Арбаа паршиёт» мы читаем публично на пртяжении всех Суббот месяца Адара (второго Адара в этом году). Мы обсудили уже парашат «шкалим»и парашат «захор». Прошедший шабат был Пуримом Йерусалима и городов, обнесенных стеной, и поэтому в этот шабат не читали никакого специального отрывка. В ближайший шабат мы читаем парашат «Пара». Этот отрывок находится в книге Бемидбар в начале парашат Хуккат. Здесь подробно излагаются законы того, как из коровы, которая должна удовлетворять целому ряду очень строгих критериев, следует изготовить препарат для очищения от нечистоты мёртвого. Таких коров, которые удовлетворяли этим строгим требованиям, за всю историю нашего народа было пока что обработано всего девять. Первую из них принес по инструкции сам Моше Раббейну, а десятую принесёт наш царь Машиах, поэтому появление такой коровы считается одним из явных признаков приближения прихода Машиаха. Мы знаем, что около десяти лет назад была сенсация, когда в одном из кибуцов на Севере появилась такая телушка, которая удовлетворяла, по-видимости, всем требованиям. Перевод «рыжая» нельзя назвать очень удачным, потому что рыжих коров бывает много. Дело в том, что эта корова должна быть красная, при этом, что это за красный цвет, сегодня, вероятно, не знает никто, потому что само слово «красный» очень расплывчатое. Среди экспертов велик разброс мнений, какой именно это должен быть цвет: кроваво- красный, красный или ближе к зелёному? Когда прийдёт время решать, подходит ли выбранная корова, понадобится либо мнение Санhедрина, либо пророк, который скажет, что это то, что годится. Во всяком случае появление этой телушки вызвало тогда большое потрясение в арабском мире, который к нашей традиции относится намного более трепетно и внимательно, чем мы сами; некоторые признаки приближения нашего светлого будущего они передают из поколения в поколение. В частности, когда немного интенсивнее начинает прибывать вода на Храмовой горе, они начинают собираться удирать, потому что у них есть традиция, что когда вода пойдёт сильно, то надо бежать без оглядки.

Ответ на вопрос:

Есть ли источник на Храмовой горе? – Там, конечно, есть источник и вода понемножку сочится практически всё время. В книгах Пророков явно написано и у Йехэскеля, как примерно из под порога здания нашего Храма должна всё более интенсивно пойти вода, и сильно расширяясь, этот поток дойдёт до Мёртвого моря, и в Мёртвом море будет бурная жизнь – будет плескаться рыба; а по берегам этих рек будет множество деревьев. Бывали ли уже моменты, когда вода текла сильно? Наверное, здесь требуется одно из двух: либо, чтобы мы этого сильно захотели, либо, не дай Бог, если мы уже своими страданиями отбудем нужное количество «очков». Но не хотелось бы всегда играть такую пассивную роль.

Ключевое слово, которое употребляется, как название всего этого раздела «Хуккат», находится во втором стихе девятнадцатой главы: «зот хукат hа-Тора» – «Вот устав Торы», который заповедал Всевышний, сказав сынам Израиля: «Пусть они возьмут тебе красную корову без порока, в которой нет изъяна». Что означает «без порока и нет изъяна»? – У неё не должно быть порока в её цвете и изъяна в смысле её органов. Есть ещё ряд требований: чтобы на неё никогда не надевалось ярмо, то есть она никогда не должна была не только пахать, но она должна быть «идеально безработной», на неё нельзя даже что-то просто положить. Проблема ещё в том, что её нельзя использовать до тех пор, пока она станет двухлеткой, поэтому с той знаменитой телушкой, которая недавно появилась, ничего не получилось, потому что у неё постепенно побелел хвост. Этот закон довольно знаменит тем, что он обсуждается подробно и в Мишне, есть там целый трактат, который называется «Пара», и в мидрашах, и у комментаторов, и в популярной литературе. В сегодняшнем обсуждении мы основное внимание посвятим не техническим сторонам того, как именно обрабатывается эта красная корова, хотя всегда интересно поговорить о точных размерах закона, иначе это разговор, который конечно же висит в воздухе. Будем надеяться, что когда дело будет приближаться к «практическому исполнению», то тогда мы «срочно» организуем соответствующий семинар. Практически всю эту процедуру, конечно, должен делать коhен. Интересно заметить, что это делается не во дворе Храма; корова зарезается не во дворе Храма, и в этом смысле она не относится к категории корбана, но она называется как бы корбаном, потому что вся её обработка находится в категории храмовой службы, хотя она вообще не приносится на жертвенник. Это всё делается на виду Храмовой горы, напротив, она целиком сжигается на собственном навозе, и из её пепла изготовляется препарат, которым следует очищающегося от нечистоты мёртвого побрызгать в третий и седьмой день. Нечистота мёртвого – это самый сильный вид нечистоты и он требует семи дней очищения.

Возникает несколько вопросов. Например, говорится, что человек, который занимается каким-нибудь из этапов приготовления этого препарата, становится нечистым; он нечист до вечера (конечно, не семь дней). Особенно в популярных лекциях и текстах задается вопрос, как же так: нечистый становится чистым, а чистый становится нечистым? Сама по себе эта проблема не представляется безумно сложной, потому что бывает так, что грязной водой можно очень грязного человека отмыть, а чистый человек станет не совсем чистым. Еще один, может быть, самый главный пункт, который часто обсуждают в связи с законами красной коровы, это то, что здесь сказано слово «хок», то есть, что это – «устав». Обычное понимание этого слова, что это закон, который не допускает никакого обсуждения, не имеет никакого объяснения, это – устав и всё. Такое понимание в нашем случае было бы довольно грубым. Потому что всерьёз нельзя сказать, что законам о красной корове нет никакого объяснения хотя бы потому, что мидраш к этому месту, где сказано: «хукат hа-Тора», говорит так, что Всевышний говорит Моше, что тебе Я объясню смысл, а для других это будет «хок» - «устав». Получается, что если для Моше смысл есть, то нельзя сказать, что тут нет объяснения, просто нам оно ешё не открыто. Царь Шломо говорит в книге Коhелет: «Я думал, вот, помудрею, найду всему объяснение, но мудрость далека от меня»; и мидраш считает, что это он говорит про красную корову: Шломо пытался понять смысл всех заповедей, а смысла заповеди о красной корове он не смог понять. Если уж самый мудрый человек, Шломо, не понял, то и другим вроде бы не зазорно. Говорят, что рабби Акива додумался. Елси некоторые люди додумываются или пытаются додуматься, то мы не можем сказать, что нет объяснения, какое-то объяснение есть, а не просто так приказано – и всё. Если оно есть, то в чём суть? Имеется знаменитое место в Талмуде, когда приходит идолопоклонник в Бейт-Мидраш к раббану Йоханану бен Закаю, руководителю наших мудрецов в эпоху, когда происходило разрушение Второго Храма, и он спрашивает: «Вот, вы против идолопоклонства и колдовства, но посмотрите на ваш закон, там какая-то «химия» – брызгают раствором, приготовленным из пепла, и пр.». Раббан Йоханан говорит ему: «У вас ведь бывает так, что в человека вселился злой дух, и вы его окуриваете, что-то говорите. Вот, и у нас то же самое – вселился в человека дух нечистоты, мы и выгоняем этот дух». Тот довольный ушёл. Ученики говорят ему, что его ты, мол, «оттолкнул соломкой», а нам-то ты что скажешь? Как объяснить всю эту «химию»? И он говорит так: «Вам я скажу, что ни мёртвый делает нечистым, ни корова делает чистым, но Всевышний «врезал» устав, надо делать так, и будет как надо».

Ответ на вопрос:

Что делать, если не удалось очиститься в третий или седьмой день, как положено? – Скорее всего в такой ситуации надо четвертым днем заменить третий, а седьмой будет восьмым. Если человек опоздал, то это не значит, что это навсегда нельзя поправить. Просто должно быть семь дней очищения, и это не значит, что первый день назначен на какой-то строгий момент. При этом для такого очищения совершенно не обязательно приходить в Храм. Мало того, были запасы этого препарата, которые хранились довольно заметное время и после разрушения Храма, и были люди, которые соблюдали законы чистоты несколько поколений после разрушения Храма. Есть такие мидраши (правда, трудно оценить их hалахическую силу), которые говорят о том, что для того, чтобы этот препарат действовал, надо, чтобы в пепле каждой последующей коровы присутствовала примесь того пепла, который приготовил Моше; без силы Моше ничего не будет действовать. Откуда же могло так много его остаться? Объясняют, что это благодаря такому эффекту, что это количество пепла не убывает, сколько его не используют.

Ответ на вопрос:

Очищает ли этот пепел ещё от какой-нибудь нечистоты? – Этот пепел очищает только от нечистоты мёртвого и ни от какой больше. Все остальные виды нечистоты, может быть, требуют отсчёта семи дней, наверняка требуют окунания в конце этого периода очищения, некоторые виды сильной нечистоты требуют ещё принесения корбана на следующее утро. После того, как человек окунулся, зашло солнце, и возможно, он принёс на следующее утро корбан, он – чист. Только нечистота мёртвого дополнительно требует этого брызганья в третий и седьмой день и недели очищения. Закон «сота» – это совсем другое. В раствор, которым поят «соту», там добавляется не пепел, а берётся грунт, земля, там нет никакого пепла. Точно так же совсем другое дело, когда Моше растёр золотого тельца и спустил в реку, и напоил этой водой народ. Это была процедура, подобная той, как поят «соту», но это было некое уникальное действие, которое не является законом, это некая одноразовая процедура и не ясно, каков её hалахический статус, это – мидраш.

Почему же все-таки Тора дала такой своеобразный метод очищения? Что значит очистить от нечистоты мёртвого? Это требует понимания. Конечно, это не имеет никакого отношения к процедуре очищения мертвеца перед похоронами. Отношение к мёртвому человеку в нашей традиции очень ясное и двойное. С одной стороны, человек требует полного уважения и после смерти, а с другой стороны, человек после смерти является источником сильнейшей нечистоты, ему нет никакого смысла задерживаться здесь; его тело должно быть быстро предано земле, а его душа должна вернуться к источнику. Если живой человек прикоснулся к мёртвому человеку, или находился с ним под одним навесом, потолком, шатром и т.д., то если это был мёртвый еврей, то этот человек во всех этих случаях становится нечистым этим сильнейшим видом нечистоты и требует семидневной очистки и брызганья препаратом красной коровы. Почему именно нечистота мёртвого так сильна, она сильнее всех, и почему именно красная корова очищает? – Есть знаменитый мидраш, который объясняет, примерно, так, что когда евреи стояли у горы Синай, и заключали союз со Всевышним, то над ними потерял власть ангел смерти, а когда они сделали золотого тельца, то он снова приобрёл над ними власть. Поэтому золотой телец – это причина того, что в нашем народе опять появилась смерть. И мидраш говорит, что существует правило, если ребёнок нагадил в царском дворце, то пусть придет его мамаша и подчистит. Поэтому за грех золотого тельца, который привёл на нашу голову смерть, пусть придет красная корова и очистит от нечистоты мёртвого. Эта идея не является совершенно недоступной и сложной: если смерть является результатом того, что они сделали золотого тельца и поклонились ему, то теперь искупление подобно, потому что золотой телец он золотисто-красного цвета, и пусть теперь красная корова придет и очистит. То, что говорят, что она нечистого делает чистым, а чистого делает нечистым, то это – некая расхожая фраза, но нигде не сказано, что человек сразу становится чистым оттого, что на него побрызгали раствором из этого пепла, потому что он не сможет завтра стать чистым, даже после того, как окунётся, если на него не побрызгали в третий и седьмой день. Это действие абсолютно необходимое, но оно недостаточно. Поэтому говорить, что только корова делает чистым, это некоторая неточность. Тогда почему же эта процедура называется «хок» - «устав»? Это очень важный момент, и понимать нужно, по-видимому, таким образом, что заповедь красной коровы должна исполняться, как устав, не потому что мы понимаем, что здесь такая-то реакция происходит, а мы должны исполнять это, как инструкцию, абсолютно послушно без мудрствований. Я должен понимать, что мне смыслы сегодня не доступны и я исполняю это, как чистую инструкцию. Есть хорошее рассуждение, идущее, возможно, от Виленского гаона. Когда ангелы явились к Аврааму, и он ещё не знал, что это ангелы, то он велел Саре приготовит лепёшки, и мидраш говорит, что был Песах, и он велел приготовить мацу. Когда же они приходят к Лоту, то в явном виде сказано, что он их угощает мацой. Нам теперь ясно, что в Песах надо есть мацу, потому что мы в спешке выходили из Египта, однако, до выхода из Египта оставался четыреста один год. Получается, что Авраам кормит их мацой, потому что через четыреста лет будут выходить в спешке? – И он не знает, почему он их кормит мацой, такой закон, что в Песах надо есть мацу, а через четыреста лет выяснится, что это потому, что в спешке выходили из Египта, пока же это для него «хок». И вот так же, говорит Виленский гаон, и красная корова. Когда придёт Машиах, то выяснится, что в этом есть какой-то нормальный, ясный смысл, который нам пока не открыт.

Ответ на вопрос:

Разве Всевышний не показал Аврааму всё? – Такого, чтобы Он Аврааму показал всё, мы не знаем. Мы знаем, что Авраам своим мощным ителлектом дошёл до того, что он проник все законы Торы и даже установления мудрецов, и опять-таки это утверждение мидраша, и невозможно утверждать, что на самом деле он соблюдал все законы Торы; так утверждает мидраш, но мы не знаем, факт ли это, или мидраш хочет чему-то научить. Трудно представить, чтобы Всевышний показл Аврааму всё, это невероятно, Он даже Моше не показал всё, и как вообще можно человеку показать всё? То, что Он Авраама поднял над звёздами, не означает никак, что Он ему показал всё. Подняв над звёздами, Он сказал: «Брось свою науку астрологию, ты, конечно, можешь этим заниматься, Я пока не запретил, но не думай, что влияние созвездий, всё, что предсказано в природных рамках – это уже конец, последнее слово. Всё находится под прямым Божественным управлением». Это никак не означает, что Он показал ему все детали. Вообще, когда речь заходит о hалахе, пророк должен скромно «сидеть в уголочке». Там, где речь идёт о законах, человек не может прийти и сказать, что ему с Неба сообщили, что закон такой-то. Это только Моше мог сделать. Больше ни один пророк не смеет прийти и сказать каков закон; это дело мудрецов. Пророчествовать о законах – это преступление. Поэтому Авраам (это было до дарования Торы) мог это знать только аналитически.

Ответ на вопрос:

Означает ли то, что после того, как на Синае их покинул ангел смерти, никто до истории с золотым тельцом не умирал? – Безусловно, что от шестого Сивана и до семнадцатого Тамуза – целых сорок дней, никто не умирал. Да и потом они умирали планомерно: каждый год Девятого Ава они ложились и понемножку вымирали.

Здесь нам важно следующее. То, что красная корова – это устав, не обозначает, что это непостижимо для человеческого ума. Нам просто сегодня не открыта конкретная причина, конкретный механизм, как и почему это делается.

Корень греха золотого тельца. Смысл заповеди красной коровы.

Мы уже обсуждали грех золотого тельца, но сейчас его опять надо вспомнить, потому что, раз красная корова приходит очистить от этого греха, то надо посмотреть в чем заключался корень этого греха с золотым тельцом. Они там безобразничали: поклонялись, прелюбодействовали, убивали, но в чём же был корень? Посмотрим эту сцену, когда Моше ещё находится на горе, и Бог говорит: «Развратился твой народ, который ты вывел из Египта; они быстро сошли с пути, который Я им заповедал». Они сошли с пути, который им был заповедан, то есть, они сделали тельца, который не был заповедан. Йеhуда Леви в книге Кузари, опираясь на традицию мудрецов, ставит вопрос необычайно остро. Он говорит, что в конце концов, какая разница между золотым тельцом, за которого евреи так наказаны, и золотыми керувим, которые сделаны для Святая Святых? Какая между ними разница, если, даже очень трудно точно сказать насколько они отличались по виду, и это тоже очень большой вопрос; есть разные описания. На это Кузари отвечает, что разница только одна: керувим были заповеданы, а телец не был заповедан. И больше никакой разницы нет. Когда мы видим в конце, что Моше и Аарон наказаны, и они не входят в Землю Израиля, то на первый взгляд кажется, что они наказаны за странный эпизод со скалой, что они сделали что-то неправильно: Моше ударил по скале, а должен был сказать, но при чём же здесь Аарон? Он же не ударял и не должен был говорить, он стоял рядом. Получается, что если виноват твой брат, то ты тоже виновен? Это очень странное правосудие. Мудрецы объясняют, что на самом деле этот эпизод был выбран в качестве некоторого предлога, а на самом деле Аарон был наказан за то, что он сделал золотого тельца, а Моше был наказан за то, что посланные им разведчики «наломали дров». Как же был наказан Ааарон за то, что он сделал тельца? Он был наказан страшным образом, когда два его старших сына были сожжены в день, когда наконец вводили в строй переносной Храм. Два сына Аарона погибли в этот день за то, что они вроде бы исполняли свои коhенские обязанности. Полагается принести огонь на жертвенник, как это полагается обычно, но дело в том, что в этот день это не было заповедано. Так вот, за то, что сделали незаповеданное, они и были наказаны, потому что это был тот же криминал, который совершил Аарон: он сделал незаповеданного тельца.

Ответ на вопрос:

Есть ли нечистота на тех, кто вытаскивал этих сыновей Аарона? – на Левитах, конечно, есть, но если коhены их не трогали, то тогда на них нет нечистоты. Первосвященник по закону Торы не имеет права заниматься похоронами даже самых близких людей, но оставшиеся его сыновья могли заниматься похоронами. Относительно братьев был специальный одноразовый указ, что в виду того, что это только введено в действие, они не должны заниматься их похоронами. Говорили: вы сидите, а народ оплачет эту потерю.

Ещё одно существенное замечание. Мы знаем, что прийти в Синагогу и послушать «парашат захор», что мы читали в шабат перед Пуримом, это в известном сильном смысле исполнение заповеди Торы. Многие говорят, что чтение «парашат пара» – это тоже закон Торы. По этому поводу есть очень важное объяснение, которое идёт от Мешех Хохма, которое нужно понимать так. Что значит, что чтение «парашат пара» – это закон Торы? Это не в том смысле, что надо послушать в соответствующую Субботу месяца Адара, потому что это установление мудрецов, а не закон Торы. Однако, это становится законом Торы, когда есть Храм, и когда готовят пепел красной коровы, тогда есть обязанность перед самим действием прочитать этот отрывок Торы для того, чтобы это было настоящим исполнением заповеди. Читается: «Вот устав Торы – делайте так», и они так делают. То есть, весь смысл этой заповеди в том, что ты должен в точности следовать инструкции, данной «начальством».

Ответ на вопрос:

В какой момент Моше получил закон о красной корове? Получил ли он его до греха золотого тельца? – Это вопрос очень тонкий, про большинство законов мы не можем сказать в точности, получены ли все законы Торы сразу. Нечистота мёртвого – это такая вещь, которая не полностью лишилась смысла даже тогда, когда народ Израиля был в эти сорок дней неподвластен ангелу смерти, потому что вообще говоря, мёртвый нееврей тоже является источником столь же сильной нечистоты, только слабее в том смысле, что не всеми путями она передается. Конечно, проще всего объяснить, что это было получено Моше в последний его «сеанс» на горе. При этом ни один закон Торы мы не можем однозначно объявить лишенным смысла на любом перегоне, потому что есть множество уровней. Дело в том, что сам по себе факт, что мёртвый является источником нечистоты, эта новость появилась только после греха Адама, после того, как он поел от дерева познания. То, что сказано, что человек, не очистившийся в пустыне (закон о Мишкане в пустыне), оскверняет Мишкан, можно понимать двояко. Обычно понимают так, что если он не очистившись войдёт в Мишкан, то он совершит страшное преступление, но здесь этого не сказано. Поэтому есть такое понимание, что отличие мишкана от Первого и Второго Храма, которые будут построены в Йерусалиме, заключается в том, что Мишкан свою святость распространял на весь стан Израиля. Поэтому, человек, который в лагере оставался неочищенным, осквернял святость всего лагеря, которая исходила из Мишкана.

Ответ на вопрос:

Знали ли Праотцы нашего народа о законах чистоты и нечистоты? – Про Авраама говорят, что он даже будничную пищу ел в состоянии чистоты. Как он обходился с нечистотой мёртвого – это трудно решить. Конечно, он красную корову не приносил. У Авраама было сомнение: должен ли он считать себя потомком Ноаха, как все люди, или, поскольку он родоначальник народа Израиля, он должен считать себя евреем? В устной традиции споры по этому поводу продолжались по крайней мере вплоть до поколения сынов Яакова, потому что мы стали народом Израиля только с момента Синая. До этого момента законы Торы к нам явно не относились (воспринимались, как некая семейная традиция). Поэтому понимать буквально это не следует, потому что у сынов Ноаха нет таких видов нечистоты. Авраам наверняка что-то делал, что касалось заповедей, но представить себе, что он волюнтаристски зарезал красную корову – это совершенно немыслимая гипотеза. Что же он тогда ждал с обрезанием, когда ему прикажут, и ждал девяносто девять лет? Поэтому представить себе, что он практически брызгал на себя – это совершенная фантастика. Вопрос этот интересен в плоскости мидраша, но есть много таких интересных вопросов.

О «нечистоте» и «очистке». Смысл исполнения воли Всевышнего.

Можно сказать, что нечистота мёртвого, как и вообще практически любая нечистота, возникает в результате того, что из некоторого вместилища уходит жизнь, которая в нём была заключена. Это представление, хотя и несколько приблизительное, но зато очень полезное. То есть, любое животное может стать источником нечистоты после смерти, а человек так сложно организован, там есть такие глубокие и высокие уровни жизни, что человек даже при жизни способен становиться источником разного вида нечистоты. При этом, нечистота мёртвого является самой сильной. Почему, чтобы очиститься от нечистоты мёртвого, надо исполнить некую инструкцию? Когда жизнь ушла из тела человека, ушла из мёртвого, то теперь тебе эта нечистота передалась, поэтому для того, чтобы с этим справиться, требуется чтобы ты себя нивелировал, упразднил перед жизненностью, которая исходит от Всевышнего. И тогда это приводит к такому постановлению, что жизненность появляется заново, и можно сказать, может быть немножечко грубо, что когда мы читаем «парашат пара», то это можно сопоставить с тем, что происходит в народных сказках, когда человека, порубанного на куски, сначала сбрызгивают «мёртвой водой», а потом – «живой водой»; «парашат пара» похожа на мёртвую воду, а «парашат ходэш» – на «живую воду». Об этом много пишут мудрецы и комментаторы, что хронологически было бы естественно раньше читать «парашат ходэш», а потом читать «парашат пара», потому что «парашат ходэш» говорит про первое Нисана: «Этот месяц для вас начало месяцев», а «парашат пара» относится к тому, что произошло на следующий день, второго Нисана. То есть мы хронологически ожидали бы обратного порядка, однако, мидраш говорит, что мудрецы поставили именно в таком порядке: раньше поставили «парашат пара», потому, что это – чистота Израиля, и прежде всего надо очиститься. Это очищение – вещь очень интересная.

Если мы посмотрим на последовательность четырёх этих отрывков – «арбаа паршиёт», то мы можем увидеть интересное соответствие. Можно вспомнить, что когда Элияhу добрался до горы Хорев, и находился по-видимому в том же месте, где и у Моше было свидание со Всевышним (но там всё происходит по- другому), то с приходом Элияhу происходит следующее: сначала буря – и не в буре Всевышний; потом землетрясение – и не в землетрясении Всевышний; потом огонь – и не в огне Всевышний; а потом – голос тонкой тишины. Не говорится, что в этом голосе Всевышний, но и не говорится, что Его там нет. Эти четыре последовательных явления сопоставляют с четырьмя этими отрывками: «руах» – это то великодушие, которое подвигает людей взносить материалы на Мишкан, то есть парашат «шкалим», что соответствует первой картине; «землетрясение» – соответствует войне с Амалеком, «парашат захор»; «огонь» –это сжигание коровы, то есть корень чистоты это огонь, который сжигает; наконец, «голос тонкой тишины» – это некоторая точка, с которой начинается обновление. Это – одно сопоставление, их много, но приведем ещё два. В «криат шма» мы говорим: «Люби Всевышнего, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всей душой твоей и всей твоей мощью. И пусть слова, которые Я заповедаю тебе сегодня, будут на сердце твоем». «Всем сердцем твоим» – соответствует великодушию (когда жертвуют); «всей душой твоей» – соответствует тому, что в душе происходит война с Амалеком; «всей твоей мощью» – соответствует «парашат пара»; «Я заповедаю тебе сегодня» – соответствует обновлению, то есть «парашат ходэш». Ещё одно соответствие с этими паршиёт. В книге Йирмеяhу говорится: «Пусть не гордится богатый своим богатством, и не гордится герой своим героизмом, и не гордится мудрец своей мудростью, а вот пусть чем гордится гордящийся – тем, что он знает Меня». Гордиться и богатством и мужеством и мудростью можно, если только ты их использовал в качестве инструмента приближения ко Всевышнему. Конечно, «узнать Всевышнего» невозможно, Его можно узнавать только постепенно. Прямо в лицо Его не увидишь, и Всевышний говорит это Моше: «Не было того, чтобы человек увидел Меня в лицо и остался жив». Поэтому «узнавать» Его можно только косвенно, не прямо. Здесь ясно, что «богатство» соответствует шкалим, а «мужество» соответствует войне с Амалеком. Понятно, что «мудрость» соответствует красной корове, когда эту мудрость полностью упраздняют перед инструкцией Всевышнего. И в результате этих трех переработок я дохожу до того, что я к Нему приближаюсь, и это – «парашат кодэш», когда мне вручают власть над временем.

Надо отметить, что «парашат ходэш», который мы будем читать в последний шабат месяца Адар, – это начало двенадцатой главы книги Шемот, и это самая первая заповедь, которую мы получили, как народ, ещё до выхода из Египта. Когда Раши начинает свой комментарий к книге Берешит, то он задает знаменитый вопрос рабби Ицхака: «Почему Тора, которая является вроде бы инструкцией, начинает с каких-то рассказов о Сотворении, ведь если это инструкция, то и начинать надо бы с того, что «этот месяц для вас – начало месяцев». Раши даёт длинный ответ, но нас сейчас интересует следующее. Всевышний силу Своих дел хотел показать Своему народу, чтобы дать им наследие идти вперёд: «Если скажут вам, что вы грабители и т.д». То есть, оказывается не достаточно дать людям инструкцию для того, чтобы они исполняли заповеди, а прежде всего надо показать силу дел Всевышнего. Невольно напрашиваются такие мысли, что эти четыре отрывка поднимаются в «парашат ходэш», может быть, для того, чтобы повторить этот процесс. Зачем, действительно, Тора приводит рассказы о том, как Бог сотворял мир, о том, что происходило; эти рассказы можно было бы поместить, например, в сборник мидрашей? – Можно полагать, что для того, чтобы получить даже самую первую заповедь, которая была дана народу, необходима очень серьёзная подготовка, а именно, необходимо пройти три ступени преодоления природы. Я думаю, что вообще вся природа: и неживая, и растительная и животная, и человеческая природа – дана для того, чтобы мы её преодолевали (конечно, это не означает, не дай Бог, чтобы мы её уничтожали). Природные задатки нам для того даны, чтобы мы с ними что-то сделали. Классическим примером этого можно считать блестящий отрывок из литературных воспоминаний Марины Цветаевой, когда она, разговаривая с Бальмонтом, говорит: «Вот, Брюсов – образец преодоленной бездарности». На что Бальмонт категорически сказал: «Не преодоленной». При этом, эту остроту Бальмонта можно использовать для его же характеристики: если Брюсов образец непреодоленной бездарности, то Бальмонт образец непреодоленного дарования. Любые задатки нам даны для того, чтобы мы их переработали, чтобы мы с ними что-то сделали. Поэтому никак нельзя признать такого объяснения, что вот, я такой «чувак», такая у меня природа. Или, как говорит герой у Евгения Шварца, подлив отравленное вино собеседнику: «Безобразие, конечно, но мой двоюродный дедушка был такая скотина, и что я теперь могу сделать?» Все ссылки на свойства очень интересны в воспоминаниях. Но человеческая задача, и тем более задача народа Израиля, заключается в том, чтобы с природными данными что-то делать; надо преодолевать их, надо их во что-то превращать. Это надо делать при любых задатках, потому что не бывает задатков плохих. Бывают задатки, которые легко перерабатываются, и это значит, что этот человек не очень больших возможностей, а бывают задатки, которые требуют больших усилий и это значит, что у человека большие возможности. Лет двадцать назад был сделан фильм по книге одного внгличанина, который родился в многодетной крестьянской семье, и родился он инвалидом, из всех конечностей у него работала одна нога и кроме того, он был немой. Тем не менее лет в пять он взял в зубы карандаш, и написал «мама», а повзрослев, стал настоящим писателем и художником. Братья его клали посреди футбольного поля, и он своей единственной ногой футболил мяч. Человек свою инвалидность переработал во что-то. Конечно, не дай Бог иметь такой набор данных, но у каждого человека есть свои проблемы. Любые мои стороны дарования и бездарности – это сырой материал, который я должен во что-то превратить, а если я этого не делаю, то я просто отлыниваю от работы. Надо сказать, что самая первая заповедь, данная народу Израилю, касается именно времени, и эта тема, которая конечно, естественно должна была быть самой первой, потому что противостояние человека и времени – это, может быть, самая глубокая драма, которая разыгрывается в мире после шести дней Творения, потому что представителями времени поставлены солнце и луна, которым сказано, что вот, властвуйте соответственно днем и ночью, и впервые появляется слово «власть», а про человека говорят, что он будет владычествовать над всем. Поэтому между человеком и временем есть очень острая «конкуренция». Нельзя сказать, что между ними война не на жизнь, а на смерть, потому что мы ещё из «Алисы в стране чудес» знаем, что убивать время – это не самый лучший подход. То есть, убивать время не нужно, но его нужно подчинить человеческой власти, и это – главная тема праздника Песах. Законы хамеца и мацы даны нам не для того, чтобы писать для детей детского сада и потом всю жизнь повторять, что маца – это «гуд бой», а хамец – это «бэд бой». Это всё разговоры для тех, кто не хочет думать, когда приводят очень красивые образы, что хамец такой пышный раздутый, много о себе воображает, а маца – тонкая. Всё это сказки, потому что мы прекрасно знаем, что в старые времена они на вид были совершенно неотличимы, и человек не мог понять что перед ним – хамец или маца, потому что и то и другое прилепляли к стенке печки. Так что раздуты или не раздуты – это всё пустяки, а действительно важно то, что для того, чтобы не допустить брожения, надо действовать очень быстро. То есть важно время. Если ты замочил муку, то автоматически она забродит, и этим можно сколько угодно пользоваться, но не в пасхальную неделю, потому что это начало нашей народной биографии. Нужно выяснить, кто «командует парадом»: я или время! Буду ли я всегда у него на поводу, или, когда нужно, я говорю: стоп! В этом всё дело, и центральная заповедь Пасхального седера – рассказ об Исходе из Египта, посвящена как раз той же проблеме, когда между отцом и сыном происходит подробный разговор об исходе из Египта, и сын через отца прикрепляется к прошлому, а отец через сына – к будущему. И тогда у народа появляется то, чего нет у отдельного человека, потому что человек смертен и он один не может победить время на больших перегонах, а народ может. Это содержание праздника Песах, и поэтому естественно, что в рош-ходэш Нисан, который является началом всех праздников, мы получаем заповедь, которая даёт нам казалось бы такую миниатюрную власть – назначать нашим Бейт-Динам начало каждого следующего месяца, но это и есть власть над временем и это вещь очень важная.

Ответ на вопросы:

Каковы законы о нечистоте по отношению к мёртвому животному? – Мы говорили о самой сильной нечистоте, мы говорили только о мёртвом человеке. Нечистота мёртвого животного – это тоже нечистота, но гораздо более слабая, здесь для очищения достаточно просто окунания.

Ответ на вопрос:

Каково сходство, внешнее, красной коровы и тельца? – Конечно, сходство есть. Известна такая глупая шутка: «Почему евреи сделали в пустыне тельца? – Потому что не хватило золота на быка».

Отметим ещё несколько моментов. Есть знаменитый мидраш, который говорит: «Кто бы дал, чтобы чистое из нечистого (получилось)». И мидраш говорит, что Авраам – из Тереха; Израиль – из народов, Грядущий мир – из этого мира. Получается что-то гораздо более высокое из чего-то, мягко говоря, более скромного. Это всё разные вещи, потому что нельзя сказать, что «Израиль – из народов» это тоже самое, что «Авраам – из Тереха». Вероятно, содержание в этом мидраше такое, что мы двигаемся ко всё более высокой чистоте только путём выхода из «каскада изгнаний». То есть, нужно было заставить народ Израиля спуститься в египетское рабство, чтобы, выйдя оттуда, стать чище. Это сравнивается с тем, что благородный металл невозможно до конца очистить, не бросив его в плавильную печь с примесями; примеси вытягивают то, что там оставалось. Вернувшись назад, мы можем вспомнить знаменитый вопрос: почему вообще душа, которая хранилась у Престола Божественной славы, должна спускаться в этот несовершенный мир? Что она с этого «будет иметь»? Один ответ: есть инструкция – иди и служи! Но поскольку Всевышний всё-таки добр и справедлив, то неприятно думать, что он гонит в тяжёлую службу и никакой награды за это нет. Наша традиция отвечает на это очень интересным образом, и мы уже упоминали это не раз, что там, в Царском дворце, душе ни в чём нет недостатка, и она, как яма, полная до краёв, куда больше уже не нальёшь. Но всё-таки один изъян есть в её состоянии, что она налита «снаружи», она – пассивный сосуд, в который это налили, и она спускается в этот мир для того, чтобы стать источником собственной полноты, чтобы из этой полной ямы превратиться в источник. При этом, в источник превращаются только путём выхода из изгнаний. То есть, если тебя не изгнали, то ты не будешь пробиваться к этой чистоте. Подкрепление тому, что чистота связывается с источником, мы видим в книге Ваикра, где даётся много законов чистоты и нечистоты, и там говорится, что высшим классом миквы – источника, в который окунаются для очищения, является подземный источник, который пробил себе путь на свободу.

Возвращаясь к тому, что красная корова – это инструкция, которая дана для исполнения без размышления, надо отметить, что это особенно остро выглядит на фоне того, что между нашими мудрецами и экспертами имеются многочисленные споры, не говоря уже о сектах. Садукеи, например, требовали, чтобы коhен, который занимается приготовлением красной коровы, был идеально чист, а мудрецы сказали: «Нет, достаточно второй по качеству степени чистоты. Он мог сегодня быть нечистым от прикосновения к дохлой ящерице, окунуться, не дождаться захода солнца, и тем не менее этого уже хватит для приготовления красной коровы». Поэтому традиция, закон, предписанный мудрецами, таков, что этого коhена на семь дней отделяют и «не дышат» на него, чтобы он был идеально чистым, а в день, когда он будет приносить, его специально загрязняют ящерицей; он окунается, и тут же принимается делать корову. Мишна рассказывает про одного коhена, который был садукеем и делал всякие хитрости, чтобы быть идеально чистым, но глава наших мудрецов подошёл, положил свою руку ему на голову и сказал: «Иди окунайся!». Талмуд говорит, что не может быть членом Санhедрина тот, кто не способен доказать, что ящерица чиста по закону Торы, поскольку Ящерица явным образом названа в Торе, как источник нечистоты. И если человек неспособен даже в явном источнике нечистоты увидеть стороны чистоты, то он может быть хорошим человеком, но в Санhедрине ему делать нечего, потому что нужно в каждом объекте увидеть все его стороны.

Есть множество споров, например, рабби Элиэзер считал, что не только заповедь Брит-мила можно исполнять на восьмой день даже если этот день приходится на Субботу, и таков закон, но он считал, что всё, что нужно для приготовления инструментов для Брит-милы, тоже можно делать в шабат. Поэтому его ученики рубили в шабат деревья, готовили угли, делали нож; и считается, что они – в полном порядке, потому что они шли по мнению своего учителя (если бы это сделали мы, то заработали бы приговоры в Небесном суде, а может быть, и в земном). Пример еще один с рабби Хией, дядей Равва, он был учеником и соратником рабби Йеhуды hа-Наси. У него тфилин были сшиты льняными нитками, что абсолютно не годится, но он так учил, и для него это был хороший тфилин, вполне годный. Может создаться впечатление, что каждый делает, что захочет. Это не так, потому что на самом деле все различия во мнениях проистекают из того, что Всевышний с самого начала показал Моше сорок девять сторон чистоты и сорок девять сторон нечистоты. В книге Теhилим в двенадцатом псалме сказано: «Речения Всевышнего чисты, они очищены «шиватайм» –семикратно». Мидраш говорит, что это означает: семью семь, то есть – сорок девять. Есть другой мидраш, который говорит, что это «шиватайм» сказано про наш отрывок «парашат пара», что там есть семь слов, каждое из которых повторяется в этом отрывке семь раз. Семь раз сказано «корова», семь раз – «брызганье», семь раз – «сжигание», семь раз – «стирать одежду», семь раз – «нечистый», семь раз – «чистый», и семь раз – «коhен». Таким образом, сорок девять сторон чистоты и сорок девять сторон нечистоты задуманы изначально и заповеданы, и таков путь «чистоты Торы». То есть, эту чистоту с одной стороны, я должен исполнять, как инструкцию, а с другой стороны, понятие «все простые люди планеты» существует только в воспаленном воображении большевиков; люди вообще сложны, а тем более Тора и Израиль, и учить её надо сложно, а исполнять точно по инструкции. Как это делать – это вопрос очень непростой. То, что мы подчиняем свою волю Всевышнему, так говорится в трактате Авот, в Мишне: «Исполняй Его волю, как свою волю, чтобы Он исполнял твою волю, как Свою волю; упраздняй свое желание перед Его желанием для того, чтобы Он упразднял желания других перед твоим желанием». Так вот, за то, что мы исполняем Его волю в законах красной коровы, Он подчиняет волю времени – всё состарить и свести к старому повторению – подчиняет её нам и даёт нам «парашат ходэш», где мы распоряжаемся временем.