К оглавлению лекций З.Дашевского по Торе

Книга Бемидбар Лекция 3.

(28.06.05)

1. Ответы на вопросы: почему Израилю, совершавшему нехорошие поступки, много раз прощалось; имелись   ли какие-либо препятствия для движения в пустыне; умирали ли евреи в пустыне естественной смертью.

2. Объяснение подробностей места и времени заповеди пересчёта; трактовка Нацива. Необходимость Божественного присутствия. Объяснения, почему так подробно приводится статистика и почему выбрана эта дата. Сопоставление двух пересчётов населения – в книгах Шемот и Бемидбар. Два вопроса к этим пересчётам. Обсуждение причин, почему их надо было снова пересчитывать. Три объяснения Рамбана. Ответ на вопрос: о расположении внутри колена. Мнения по поводу совпадения результатов пересчёта: Раши, Рамбана, Нацива и Касута.

Ответы на вопросы к книге Бемидбар.

 Ответ на вопрос:  

Почему много раз народ Израиля совершает нехорошие поступки и получает прощение?  – Вопрос заключается в том, что люди ошибаются или поддаются своему злому началу, совершают нехорошие поступки, а  их прощают. Правда, не всегда прощают,  потому что есть законы, которые требуют наказания, и там прощение не предусмотрено. Речь идёт об одном из преступлений, которые не понятно именно в чём состояли. То есть, человек вышел в шабат и, вероятно, он совершал одну из тех тридцати девяти категорий запрещенных опраций, он что-то собирал. На уровне простого смысла, если он собирал хворост и связывал его или что-то срезал, то это – работа, и если есть свидетели, что он это злонамеренно делал в шабат, то он подлежит смертной  казне  по закону. Если эта смертная казнь, которая должна быть постановлена земным судом, то земной суд не имеет власти миловать, он устанавливает соответствие деяния статье закона, после чего он выносит приговор. В отличие от Небесного суда, который допускает отсрочки и помилования, земной суд такой возможности не имеет. В чем же смысл того, что это приведено вдруг посреди других событий? Есть очень непростые объяснения в книге Зоhар и они встречаются также в разных мидрашах каббалистического плана, что этот человек так поступал с умыслом, он специально хотел преподать некоторый урок, он хотел убедиться в том, что шабат действительно обладает абсолютной святостью, и он пожертвовал собой для того, чтобы сделать такое хорошее дело, которое тем не менее всё равно является перступлением, хотя и преступлением с благой целью. Отвечая формально на этот вопрос, нельзя сказать, что то, что мы читали в предыдущем разделе, говорит о том, что они получили прощение. Ведь то поколение не вошло в обещанную землю. При этом, действительно, Небесное управление имеет такую влсть  прощать или откладывать наказание, а земная инстанция, которая судит по закону Торы, такой власти не имеет.

Ответ на вопрос:

Имелась ли в пустыне какая-то пересечённая местность, какие-то реки или холмы, например, которые могли мешать их движению? – Бурные реки или холмы в пустыне, как правило, им не преграждали путь, но на самом деле трудно поверить, что они могли своим строем пройти в таком «размахе». Может быть, ответ даёт мидраш, который говорит, что тот туманный столб, что шёл впереди них днем или облаком ночью, заодно «разглаживал» дорогу, он же уничтожал гадов и пр. То есть, они шли с большим комфортом; так было, когда они вели себя прилично. Когда Моше оглядывается на сорок лет в пустыне, он говорит, что ни у кого ни разу не отекла нога. Помимо этого были постоянные чудеса: хлеб с Неба, колодец шагал с ними, и одежда росла месте с детьми, и обувь тоже росла. За сорок лет ни разу не пришлось постирать одежду, потому что «туман» проходил – и он стирал и гладил прямо на них. Так что в смысле «техники» тут всё хорошо, особенно, когда читаешь по прошествии нескольких тысяч лет. Конечно, они всё равно жаловались и плакали, потому что у человека не бывает жизни без проблем, жизнь без проблем является тяжелейшим испытанием для человека.

Ответ на вопрос:

Как обстояло дело в пустыне с естественной смертью людей? –

По этому поводу есть самые разные мнения у комментаторов. Трудно найти какую-либо твёрдую информацию, на которую можно было бы положиться. Само распоряжение умирать касалось только мужчин от двадцати лет и старше. Если женщины умирали, то они умирали своей смертью. Поскольку были люди, которые становились нечистыми от нечистоты мёртвого, то это значит, что смерть там была. Мы знаем, что два сына Аарона умерли в тот день, когда переносной Храм был введён в действие. Когда огонь с Неба спустился на жертвенник, а они пришли со своими совками внести чуждый огонь, незаповеданный, то тогда они были умерщвлены с Неба. Как раз в тот день, за две недели до Песаха Моше говорит о законах Песаха, что нужно четырнадцатого числа месяца Нисан принести этого пасхального ягнёнка, а тот, кто в состоянии нечистоты, тот не может в этом участвовать. И тогда подошли люди, которые были в состоянии нечистоты и спросили, как нам быть, почему мы должны терять такую заслугу – вместе со всеми принести пасхальную жертву? И Тогда Моше, получив инструкцию с Неба, сообщает им, что для тех, кто не мог, есть Песах шени. Может быть, что это те люди, которые занимались как раз погребением тел сыновей Аарона. К сожалению, у нас нет соответствующих фактов, и мы не можем достоверно судить о том, была ли естественная смерть в пустыне. Известно, что после приговора о том, что это поколение не войдет, каждый год умирало, примерно, пятнадцать тысяч человек, (имелись в виду мужчины свыше двадцати шести лет). Как они к этому относились? – Конечно, жить, зная, что в один из годов ты должен умереть, факт очень неприятный и факт очень тяжелый, но без него человеческая жизнь лишилась бы своей остроты. Поэтому, когда после шести дней творения Бог осмотрел всё и сказал: «Всё очень хорошо» – «тов мэод»,  то один из мидрашей говорит: «тов мавэт» – «хороша смерть», то есть, очень хорошо, что есть смерть, потому что если бы её не было, то человек не торопился бы исполнять свою человеческую должность, он считал бы всегда, что у него есть время, а если у меня есть время, то я никогда не начну его использовать. Поэтому смертность человека придает очень большую насыщенность и содержательность нашему пребыванию на земле. Кроме того, почему смерть характеризуется так, что она «очень хороша»?  – Потому что если я ожидаю, что что-то хорошо, и оно оказывается хорошим, то я говорю – «хорошо», а если я ожидаю, что что-то плохо, а потом оказывается, что оно хорошее, то я говорю, что это – «очень хорошо».  Смерть – это очень ловко сработанная бутафория, которая на нас действует, как совершенно натуральное событие. Потом, после воскрешения из мёртвых, когда этот занавес поднимется,  мы увидим, что всё это были очень интересно сработанные иллюзии. Это как раз очень важный «запев», с которого мы начинаем книгу Бемидбар.

Заповедь пересчёта.

Мы знаем, что в нашей традиции книга Бемидбар называется «Хумаш hа-пкудим», то есть, это та из книг Торы, которая посвящена пересчётам, распоряжениям. И действительно книга начинается с большого пересчёта по коленам и в целом, и заканчивается она довольно длинным описанием пересчёта, который проводится в конце на сороковом году. Говорится, что в том последнем пересчёте не было ни одного человека, который входил в первый пересчёт, потому что даже те единицы, которые остались живы, уже вышли из той возрастной категории, которая подлежит воинскому учёту. Чтение первых глав книги Бемидбар, если и захватывает кого-нибудь, то это наверное специальных любителей или людей, которые уже достаточно вошли в детали и обращают на них внимание, потому что по-простому говоря, этот текст кажется вполне  однообразным, очень формальным, и ничего такого особенного, чтобы поразило воображение или научило нас чему-то на первый взгляд мы здесь практически не видим. Сказано: «И говорил Всевышний Моше в пустыне Синай, в шатре собрания, в первый день второго месяца, второго года по выходе из Египта». Прежде всего надо задать вопрос: зачем столько подробностей? (Надо сказать, что сегодняшняя лекция будет почти без ссылок. Ссылаться будем только на комментарии Рамбана, Нацива и на многие подитоживающие рассуждения в книге рава Йоханана Самета.)  Итак, для чего, например, говорится дата? Зачем нам нужно знать в какой именно день был дан этот приказ? Конечно, можно оправдать тем, что интересно, к какому времени относится этот пересчёт – это первый день второго месяца второго года. Если соорентироваться во времени, то ясно, что за месяц до этого был введен в действие Мишкан, первого Нисана, и первого Ияра Моше получает заповедь , которая говорит, что нужно пересчитать численность населения по семействам, по отчим домам, по числу имен, всех мужчин поголовно, от двадцати лет и выше, всех поступающих в войско Израиля. Возвратимся к вопросу о том, для чего в первом стихе указывается столько координат? Мы приняли, что дату имело смысл сообщить, чтобы понять, к какому моменту относится заповедь пересчёта, но зачем столько уточнений места: в пустыне Синай, в шатре собрания? Ведь мы до сих пор не видели, чтобы народ Израиля куда-нибудь сдвинулся из пустыни Синай уже почти целый год. Они пришли в эту пустыню одиннадцать месяцев назад: они пришли в первый день третьего месяца, а сейчас первый день второго месяца. Все эти одиннадцать месяцев они никуда из пустыни Синай не двигались, там они построили Мишкан. Поэтому, если он сказал «в шатре собрания», то понятно, что это в пустыне Синай, потому что дальше он скажет, что приказ двигаться впервые был получен через двадцать дней, то есть двадцатого числа месяца Ияр. Поэтому указание на то, что это было в пустыне Синай представляется избыточным. 

Нацив (рабби Нафтали Цви Йеhуда Берлин) объясняет, и его подход мы уже обсуждали, что вся книга Бемидбар – это подготовка, переходный период от условий пустыни к входу в землю Израиля. Для того, чтобы они могли в этот переходный период просуществовать,  прожить, им необходимо, чтобы Божественное присутствие поселилось с ними, иначе прожить было бы совершенно невозможно. Можно заметить (в скобках), что рождение народа Израиля на новом уровне повторяет ту попытку, которая началась с вылепливания первого человека, Адама, и вдыхания в него души, и с постановки задачи «сделаем человека». Рождение народа Израиля – это возвращение к этой попытке, но на новом уровне, можно сказать, на макроскопическом уровне. Мидраш говорит, что душа Адама была коллективным собранием всех душ его потомства; сам Адам был неким гигантом, но тем не менее он был одним человеком. Здесь же вместо одного человека – нового типа организм, народ, который должен связаться в одно единое живое целое. И если каждый отдельный человек, семья, колено в этом народе – это его частицы или органы , то весь вместе народ – это тело, а душой этого народа является Божественное присутствие, которое среди них обитает. Поэтому, если эту параллель продолжить, то получается, что в сцене Синайского откровения был такой мгновенный акт: Бог открылся, и все Небеса были открыты, и было такое мгновенное вдыхание души в народ Израиля, и они спаялись, как одно тело. Однако дальше поддерживать такое вдыхание было невозможно и  невозможно одним вдохом жить всю жизнь. Поэтому появилась необходимость, чтобы в пустыне они были построены в такие порядки, чтобы Божественное присутствие могло с их порядками быть связано. В этом наверное и заключается основная мысль Нацива. Они так должны были существовать в пустыне, пока не придут в Эрэц Исраэль. Когда они придут в землю Израиля, то там они уже смогут существовать разными способами, например, они могут делать вид, что они похожи на другие народы, но в пустыне у них такой возможности нет, они могут выжить в пустыне только, если они построены в такие порядки,  которые «работают». Жизнь народа Израиля – это такая организация их материи или функции, чтобы среди них было Божественное присутствие, иначе тело без души начинает разлагаться. Это такой запев книги Бемидбар. Все  авторитеты, начиная с танайм, аморайм, считают, как рабби Акива, что в Торе не может быть лишних слов, поэтому по их мнению, если Тора здесь казалось бы без нужды говорит «в пустыне», а мы видели,  совершенно ясно, что шатёр собрания был в пустыне Синай и нигде больше, то раз это слово избыточное, то следует понять, для чего оно здесь. Совсем не обязательно, чтобы оно сообщало нам дополнительный вид информации, который нужен локально, оно сообщает глобально важную вещь, и это не избыточное слово или выражение. Поэтому первые главы этой книги Бемидбар посвящены такому казалось бы скучному и будничному вопросу, что нужно пересчитать народ, и он пересчитывает и по мелким  частям и общее число, и говорится о том, как они стоят и как они ходят. По этому поводу возникает много вопросов,  на которые на сегодняшний день никто не имеет удовлетворительного ответа, где-нибудь, что-нибудь не стыкуется, но Тора как раз и рассчитана на то, чтобы заставлять нас над этим работать и думать.  Как нам кажется, было бы совершенно неоправданно читать текст с самого начала в оригинале и в переводе, потому что мы читали его много раз и видим что происходит: мужчин двадцати лет и выше, всех, кто подлежит воинской службе, нужно пересчитать по коленам, по отчим домам и т.д.,  и отсюда учится много важных вещей, в частности, то, что он говорит «по отчтим домам», означает, что семья привязана к отцу, отсюда и то, что нормально фамилия всегда идёт по отцу. Ясно, что такие порядки нужны, но возникают некоторые вопросы. Так, говорится, что подсчитывать надо мужчин в возрасте от двадцати лет и выше. Что значит «и выше» нам Тора ни здесь ни дальше не говорит; мы знаем, что это – до шестидесяти лет; и это призывной возраст. Какова средняя продолжительность жизни в том поколении, было бы очень интересно знать, но соответствующих данных найти не удается. Факт, который никто не отрицает, что в этом пересчёте считают мужчин от двадцати до шестидесяти лет. Конечно, это очень важно их пересчитать, но не все важные вещи нужно излагать в Торе, тем более, так подробно. Почему же всю эту статистику понадобилось вставить так подробно, да ещё, как мы увидим, и с повторением приводить в Торе. Огромное количество текста посвящено этим пересчётам, итогам: пересчитывается каждое колено, а потом нам сообщается сумма. Что-то подобное, в гораздо меньших масштабах, но тоже в длинном списке мы видим в книге Берешит, когда Тора перечисляет первые поколения человечества до Потопа. Она сообщает, сколько лет каждый прожил, пока не родил первого сына, сколько лет прожил после того, как родил, сколько лет он прожил всего. Понятно, что составные части важны, для того, чтобы составлять хронологию, важно знать в каком возрасте отца появился на свет сын; и интересно знать сколько лет дальше прожил этот родитель. Но зачем нужно помогать в сложении двух чисел даже трехзначных,  трудно понять. Единственный ответ, что это задает некоторую структуру, например, когда Тора описывает устройство миноры, светильника в Храме, семисвечника, она при этом повторяет три раза одно и то же. Похоже на то, что здесь печатается генетический код, который должен допускать репликации. Возможно, что то, что здесь дается, характеризует закладку анатомии тела народа Израиля в пустыне, как оно должно быть построено. Анатомия вроде бы сама по себе довольно скучная материя, но без этого невозможно постичь медицину. Таким образом на вопрос: зачем понадобилось эту статистику приводить в Торе, можно привести простой бесхитросный ответ, что это надо потому, что это и есть эта самая анатомия – скелет народа, как он должен быть построен в пустыне. Поскольку многие современные комментаторы, задавая свои вопросы, или обсуждая материал первой главы, описывают это, как статистику, им трудно назвать иначе, то можно по аналогии вспомнить замечательный рассказ О.Генри «Справочник Гименея» . У героя  рассказа был этот справочник на все случаи жизни,  и он на брёвнушке рассказывал вдовушке разные выдержки, а она говорит: «Продолжайте, продолжайте, я думаю, что нет в мире ничего прекраснее этой статистики». Вспомнился этот рассказ не только из-за слова статистика, а ещё и потому, что все эти порядки кажутся такими однообразными, малоинтересными, если не быть в том состоянии, в котором находилась слушательница знатока этого справочника. Как говорил Блок: «Только влюблённые достойны называться человеком». Поэтому, если понимать, что все эти порядки строятся для того, чтобы Божественное присутствие могло связаться с этой структурой, то эта однообразная работа не покажется скучнее, чем прибирать дом к приезду дорогого гостя, тем более жениха или невесты. Почему именно в эту дату была дана заповедь пересчитать?

Можно ответить так, что этот вопрос можно задать всегда. Но всё-таки понятно, что эта дата выбрана, конечно, не произвольно. Через короткое время, меньше, чем через три недели им надо двигаться в путь, и надо приготовиться.

Есть такой тяжелейший вопрос, которым занимаются почти все основные комментаторы. Этот пересчёт, который здесь заповедан, не первый пересчёт народа Израиля. Мы знаем, что в книге Шемот уже производился пересчёт численности народа в начале главы «ки тисса». Там говорится, что сказал Господь Моше так: «ки тисса ат-рош бней -исраэль». Здесь то же самое слово «тисса». Дословно можно перевести так: «когда ты будешь поднимать головы сынов Израиля для того, чтобы их пересчитать».  Имеется в виду, когда ты будешь подсчитывать. Мы видим, что Тора регулярно пересчёт народа называет глаголом «поднять», что по-простому понимают так, как «подвести счёт», например, что каждый должен дать пол-шекеля и т.д.  Мы знаем, из этой заповеди о пол-шекелях, что бедный не даст меньше, а богатый не даст больше; все дают ровно по пол-шекеля, и это тоже даёт каждый мужчина от двадцати лет и выше. Потом эти пол-шекели идут на устройство шатра соборного и по весу серебра, который был внесён, устанавливается численность населения. И приводится эта цифра – шестьсот три тысячи с небольшим. Мы не знаем, когда это происходило, когда была дана эта заповедь. Мало того, здесь, в этом разделе «ки-тисса» вообще нет этой заповеди, здесь говорится: «Когда ты будешь производить этот пересчёт», но самого пересчёта ещё не заповедано, может быть,  это будет заповедано гораздо позже. В тридцать восьмой главе, в конце книги Шемот говорится о счетах по скинии откровения. Там сказано о приношениях серебра по пол-шекеля с каждого от двадцати лет и выше, с шестисот трех тысяч пятисот пятидесяти мужчин. То есть, как мы видим, что приведен результат. Когда же в книге Бемидбар он получает указание, и он снова произведёт этот счёт, то результат потрясает нас тем, что итог всех подсчётов – шестьсот три тысячи пятьсот пятьдесят. То есть это ровно то число, которое было при том пересчёте. То, что это разные персчёты, как нам говорит Раши, это совершенно очевидно, потому что из того серебра, из пол-шекелей сделали части для Мишкана, а Мишкан был введен в строй первого Нисана, а здесь дана заповедь пересчитать первого Ияра, то есть, через месяц после того пересчёта. И возникают два вопроса. Первый вопрос, даже если прошёл не один месяц, а допустим, прошло пол-года, то  всё равно ясно, что тот персчёт был после Йом-Кипура, потому что  заповедь взносить на Мишкан, в том числе и пол-шекеля, Моше принёс последний раз спустившись с горы в Йом-Кипур. От Йом-Кипура до первого Ияра прошло чуть больше, чем пол-года, что же каждые пол-года надо пересчитывать население?  За это время не произошло ничего. Погибли два сына Аарона, но это можно было учесть в ведомостях вместо того, чтобы заново пересчитывать весь народ. Мы знаем, что новый пересчёт населения производится в пустыне, когда произошло что-то драматическое: погибло несколько тысяч после истории с золотым тельцом; в конце был мор, эпидемия и погибло несколько тысяч и надо было пересчитать. Здесь же ничего не произошло, зачем же заново считать? Это вопрос, который волнует очень многих серьёзных центральных комментаторов: зачем было пересчитывать. Есть ещё второй вопрос: как может быть, что с такой точностью совпало число? Как может быть, что за пол-года никто не подрос настолько, чтобы войти в этот список, кому раньше не было двадцати лет, а сейчас стало двадцать лет? По вопросу о том, входили ли в персчёт Левиты, придерживаются разных мнений, например, Рамбан и Ибн Эзра. Рамбан считает, что в первый пересчёт Левиты вошли, а Ибн Эзра считает, что они и в первый пересчёт не вошли, а во второй они не вошли заведомо, поскольку была такая инструкция. Мы не можем решить их спор, хотя мы можем высказать соображения, которые всё равно не решат спора. Ришоним нам оставили спор, может быть, что Элияhу hа-Нави придет и расскажет, как нам понимать, что и то и другое верно.

По поводу первого вопроса: зачем через такое короткое время понадобился новый пересчёт? Раши говорит, что Всевышний знает этот народ, как звёзды, знает по имени, ведёт счёт звёздам. Почему же так вышло? Рашбам, внук Раши,  рабби Шмуэль бен Меир, говорит, что наступает время двигаться в Эрэц Исраэль, и нужно подсчитать, «произвести смотр» войскам. Таким образом на этом уровне понимания это нечто похожее на военно-учётное мероприятие. Однако, если это так, то остаётся вопрос: если это учёт нашей воинской силы, так надо подсчитать нужное общее число – и всё. Это возражение не представляется достаточно серьёзным, потому что мало знать, сколько всего солдат, надо знать сколько пехоты, артиллерии, танков и т.д. То есть, требуется знать и по их индивидуальным родам войск, а здесь эта «войсковая сила» – это их семьи, колена. Это кажется приемлемым объяснением.

 Ответ на вопрос:

  Как быть с левитами, считают ли их отдельно? – Левиты, действительно, отделены, у них есть своя задача; они – вокруг Мишкана должны служить.

Рамбан приводит три объяснения, три причины, почему надо было их сейчас паресчитывать. Самая первая причина состоит в том, что этот пересчёт предназначен для того, чтобы дать нам осознать чудо нашего выживания. Мало того, что мы пережили египетское рабство, вышли оттуда, но после очередного мора или наказания мы живы и даже ещё преумножились в числе. Это объяснение Рамбана очень ценно потому, что оно сохраняет свою силу на всех этапах истории нашего народа. Так же, как чудо нашего выживания в пустыне требует постоянного осознания, точно так же и чудо нашего выживания в пустыне народов должно быть постоянно осознаваемо, как настоящее сто процентное чудо. Если бы не то, что Всевышний пообещал, что он никогда не погнушается нами, чтобы дать нам погибнуть, то непонятно, как говорят на языке мудрецов: «как одна овечка может выжить среди семидесяти волков?». Вторая причина, о которой говорит Рамбан, близка к тому, что мы предположили, что каждый род войск следует считать особо, но он говорит немножко сильнее. Он говорит, что общего числа недостаточно потому, что каждый необходим и неповторим лично, каждого главнокомандующий знает по имени, в лицо, и каждая личность в народе Израиля  является ещё одним военнослужащим, без него весь организм народа будет ущербным. Поэтому каждого нужно не просто посчитать, как еще одну единицу, а лично: в какую семью он входит, в какое колено и т.д. Третий довод, который приводит Рамбан, в котором он фактически согласен с точкой зрения Рашбама, что у земных царей так принято готовиться к войне – следует произвести счёт своей воинской силе. И тут Рамбан отчётливо подчёркивает такую интересную вещь, что Тора велит нам не полагаться на чудо. Мы не должны думать, что мы можем их «шапками закидать», следует неприменно рассчитать свои силы так, как будто всё идет строго в рамках обычных законов. Интересно то, что тот же Рамбан в своем комментарии к книге Шемот в парашат «Бо»,  ещё до выхода из Египта, примерно говорит так, что у человека нет доли в Торе Моше до тех пор, пока он не поверит, что во всём, что происходит с нами, нет ничего природного, а всё – чудо и совершается по приказу Всевышнего. Рамбан – это один из самых глубоких и драгоценных комментаторов Торы, а в этих двух комментариях с одной стороны, он говорит, что я должен не полагаться на чудо, а готовиться так, как это делается по естественным порядкам, а с другой стороны, я должен быть глубоко убежден в том, что всё, что происходит с нами – это сплошное чудо! Как же это можно совместить? Оба эти высказывания Рамбана принципиально важны для него и трудно найти другую возможность, как их сопоставить, кроме как понимать, что всё – игра, и играть так, как-будто всё всерьёз. Это только на первый взгляд парадокс; иначе человек какую-то сторону упускает. Я понимаю, что всё это мыльный пузырь, это ловко сработанная бутафория, но в этой бутафории есть столько необходимой игры, надо так тщательно пройти по всем переходам этой конструкции, чтобы, когда этот «пузырь» заменится чем-то реальным, я бы подумал, как ловко всё это было сделано, как правдоподобно. Однако, если я понимаю, что всё это мне только снится, то я, конечно, впадаю в очень опасную оторопь, потому что это снится не для того, чтобы меня убаюкивать, а для того чтобы меня, как говорит рав Кук, «разбудить к покою».

Будем полагать, что мы в целом поняли мысли этих комментаторов.

Ответ на вопрос:  

    Как они располагались внутри колена? – Скорее всего они располагались по отчим домам и по семействам, молодые отдельно, а старые отдельно. Я думаю, что до кибуцов они ещё «не додумались», у них не было «опыта» российских коммун. Располагались, вероятно, как естественно  располагаются в городе, в деревне, когда поселяются домами, семьями, кланами. У нас нет таких точных сведений, как шатры располагались, но можно думать, что этот порядок не был строго регламентирован. Есть мидраш, который говорит, что Яаков так настаивал на том, чтобы его похоронили в канаанской земле не только по тем причинам, что, как нам объясняют, те, кто воскресает вне земли Израиля, им приходится претерпевать мучительный процесс перекатывания. Есть очень простое объяснение, что Яаков хотел научить тому порядку, в котором колена должны двигаться из Египта в землю Израиля, поэтому, они вокруг его гроба двигались в том же порядке.  Поскольку семейства были ещё не очень многочисленны, допустим, что за те семнадцать лет, которые Яаков прожил, у них родилось еще несколько десятков детишек, то есть было порядка сотни человек,  то там не трудно было с четырех сторон расположиться, не споря о том, кто где; ясно было, что в центре – глава колена. Понятно, что главы всегда занимали какое-то центральное положение: глава колена, глава семейства.

Что можно сказать ещё по поводу совпадения результатов двух пересчётов, а это совершенно поразительное совпадение.  Конечно бывают совпадения, но чтобы все совпало настолько? Ни один серьёзный комментатор не может пройти мимо этого удивительного обстоятельства и сказать: «Ну, мало ли что». Раши говорит, что вы, конечно, правы,  что это два разных пересчёта, это ясно потому, что один был до построения Мишкана, а другой – после. Но то, что говорят, что они произошли в два разных года, это только, если считать от месяца Нисана, с первого Нисана начался второй год от выхода из Египта. А возраст считался от Тишри, а это – тот же самый год. Поэтому в это число вошли ровно те же самые люди, и поэтому не надо говорить, что это совпадение, потому что это тот же самый счёт. Раши таким путём как-то решает проблему этого странного совпадения. Рамбан говорит, что это совершенно не основательное утверждение, потому что откуда известно, что считается по календарному году? День рождения празднуют ведь по году рождения, поэтому это не верно, что те же вошли, которые были. Прсто уравновесилось: ровно сколько умерло, столько и появилось новых соответствующего возраста. Он сам чувствует, что его объяснение несколько натянуто, и пытается его облегчить высказанным здесь соображением, что при пересчёте первом левиты участвовали, а теперь они не участвуют. И за счёт этого подросший молодняк, который вошёл в пересчёт, компенсирует их неучастие. Почему в точности компенсирует – это конечно не понятно. Нацив подходит к этому делу неожиданно радикально. Он говорит, что царь набирает армию, чтобы двигаться в поход. При первом пересчёте получился счёт шестьсот три тысячи пятьсот пятьдесят человек. Это то число, которое необходимо, чтобы воевать. В следующем пересчёте он набирает до этого числа и говорит, что довольно, а остальные – не обязательно. Если такое объяснение предложил бы менее серьёзный человек, то его трудно было бы рассматривать. Что значит, что больше не нужно? Разве дело только в том, чтобы набрать отряд, нужно было пересчитать всех людей этой возрастной группы! Такое объяснение Нацива, мягко говоря, представляется очень напряженным. Есть ещё одна проблема. В конце книги Бемидбар в последнем в пустыне персчёте получается, что их шестьсот одна тысяча, то есть, около полутора или двух тысяч не хватает. И тогда он говорит, что важно, чтобы была нужная нормативная цифра в начале, а потом, когда они в действии, то тогда уже не важно. Это безусловно соображение серьёзное, но ведь была заповедь пересчитать, и поэтому соображения Нацива не кажутся серьёзными. Если бы нам пришлось спорить «лично» с Нацивом, то возможно он нас бы и переубедил.

Можно привести в косвенной передаче рава Самета интересную точку зрения Касута, очень известного исследователя, который говорит, что у нас есть из раскопок двадцатого века очень надёжное свидетельство о том, как производились пересчёты населения в этом регионе (это был другой семитский народ, который по многим обычаям близок ) в древние времена. Это операция, которая длится очень долго. Мы видели в книге Шмуэля, когда Давид  произвёл пересчёт населения, там это длилось очень долго. Конечно, там приходилось посылать во все города и пр. места, а здесь все находились на ограниченной территории. Тем не менее, пересчитать шестьсот тысяч человек по семьям, коленам и т.д. за пару недель, не так просто. Поэтому Касута предлагает необычайно революционную и нестандартную вещь. Он говорит, что никакого нового пересчёта населения не было вообще. А был единственный пересчёт населения, когда они сдавали по пол-шекеля, и одновременно на глиняных табличках записывали: кто сдал, его имя, и его семейство, и из какого он колена. Пол-шекеля ушли, а таблички остались. И теперь надо их систематизировать, составить каталог, посчитать по числу имён, которые там записаны. Это очень интересный подход. И тогда вопрос не в том, каким образом совпадают эти два числа, потому что это то  же самое число, мы его знали ещё в книге Шемот. Но теперь требуется более подробная информация, теперь мало знать общее число, теперь их надо строить в тонкую систему. Нужно построить тонкую структуру, как народ должен располагаться в пустыне. Конечно, к этому замечательному объяснению можно тоже придираться,  и приводить из текста всякие заминки, но скорее всего в целом нет лучшего решения вопроса, чем это, потому что если совпадение двух чисел, это случайное совпадение, то чему меня тогда учит Тора? Это слишком большие цифры, для того, чтобы поверить в совпадение, так как это было бы совершенно невероятное совпадение, которое «ни в какие ворота не проходит». Поэтому в принципе трудно увидеть какое-нибудь лучшее объяснение, чем то, которое даёт Касута. Про пересчёт левитов мы будем говорить в следующий раз, там есть большие проблемы,  и просьба прочитать внимательно следующий раздел «Насо», чтобы мы могли закончить всё, что касается пересчётов.

Ответ на вопрос:

Участвовали ли Левиты в военных действиях?  – Нет сомнений  в том, что по крайней мере один коhен должен был сопровождать армию. Были ли обязаны левиты и коhены отправляться на войну? Надо полагать, что вообще говоря, были обязаны, при этом отдельные примеры выдающихся личностей всё-таки  ничего не доказывают.