К оглавлению лекций З.Дашевского по Торе

Книга Бемидбар Лекция 4.

(05.07.05)

1. Неучастие Левитов в пересчёте; заповеданная им «должность» в обслуживании Мишкана.  Ответ на вопрос: почему Левитов не надо было пересчитывать вместе со всеми.

2. Объяснение стиха третьей главы: «Вот порождение  Аарона и Моше; почему называются только сыновья Аарона. Мнение Раши. Ответы на вопросы: о месте пребывания и возрасте сыновей Моше; делается ли  пересчёт евреев только по указанию Бога. Объяснение Рамбаном стиха: «В тот день, когда Всевышний говорил с Моше...». Мнение Рашбама. Рассуждение о том, почему упоминается день разговора на горе Синай, и о его связи с избранием Левитов.

3. Время принятия решения и приказа об отделении и пересчёте Левитов. Рамбан о двух причинах малочисленности колена Леви.Обсуждение числа первенцев и проблемы выкупа первенцев. Особенности пересчёта Левитов. О странности конца главы Бемидбар.

Особая роль Левитов и почему они не участвуют в пересчёте.

Мы продолжаем обсуждать книгу Бемидбар, и  основной темой сегодняшнего обсуждения будет пересчёт и освящение, отделение, уполномочивание Левитов.  Со следующего раза мы, наверное, перейдем уже к обсуждению содержательных отрывков, эпизодов, а пока мы будем ещё заняты этими пересчётами. В конце первой главы книги Бемидбар, в стихе сорок седьмом говорится: «А Левиты по колену их отцов не были перечислены среди них». Имеется в виду среди остальных колен Израиля. По этому поводу Рамбан говорит так. Он говорит, что Моше с самого начала понял, что не надо их пересчитывать среди всех. То, что Моше был «догадлив», это нам ничего не объясняет, но Рамбан объясняет это очень простым обстоятельством. Когда в самом начале первой главы Всевышний даёт Моше заповедь приступить к пересчёту по коленам, по семьям ит.д., Он говорит: «Исчислите их по ополчениям, ты и Аарон». А затем Он добавляет, что должны быть ещё князья от каждого колена и даёт их список. То есть, Свыше дан список – от каждого колена в него входит князь, а от колена Левитов никто не включён в этот список. Поэтому, естественно, Моше понимает, что Левитов в этом пересчёте не нужно учитывать, они ждут особого распоряжения, которое и наступит теперь, в конце первой главы, где в  сорок восьмом стихе Господь сказал Моше: «Только колено Левитов не пересчитывай и их головы не поднимай среди сынов Израиля». В пятидесятом стихе Он говорит: «А ты уполномочь Левитов по поводу Мишкана, Шатра собрания (свидетельства), и по поводу всех его сосудов, и всего, что относится к нему; они будут переносить этот Мишкан и все его сосуды и т.д.» В этих стихах от сорок девятого по пятьдесят третий даются инструкции, в чём будет состоять должность Левитов. Их обязанностью будет на переходах переносить Мишкан и его части, его сосуды, его утварь. В пятьдесят втором стихе говорится, что на стоянках каждый будет стоять в своём стане, под своим знаменем, как это описывалось для всех колен: по три колена с каждой стороны. А Левиты будут располагаться по внутреннему периметру,  вокруг Мишкана, и не будет тогда поражения среди общины сынов Израиля. Отсюда можно понимать, что все колена стоят несколько поодаль от Мишкана, а Левиты располагаются, отгораживая остальных, чтобы не допускать никого из прочих колен приближаться к Мишкану, чтобы не было поражения. Это подобно тому, как происходило с горой Синай, когда Всевышний велел никому не приближаться. И будут хранить Левиты стражу этого Мишкана.

Ответ на вопрос:

Почему Левитов не надо было пересчитывать? – Это вопрос очень правильный, но пока мы знаем только одно, что до сих пор такой инструкции не поступало, и Моше сразу это понял из того, что не было представителя их колена. Почему же их не надо считать там? – Потому что их надо считать особо. Все колена должны располагаться по внешнему переметру,  вдалеке, а Левиты должны располагаться по внутреннему периметру. Эта специфика Левитов связана с другими  их свойствами. Мы видим, что  в предыдущих двух главах – первой и второй главе дважды приводятся результаты пересчёта всех, кроме Левитов, колен Израиля. Мы знаем, что это один и тот же результат, но один раз говорится пересчёт, другой раз – как они располагаются на стоянках и переходах. В любом случае в пересчёте остальных колен учитываются мужчины от двадцати до шестидесяти лет. Теперь мы увидим, что в третьей и четвёртой главах будет дважды приведен пересчёт Левитов, но они разные. В первом пересчёте Левитов будут учитываться лица мужского пола от месяца и старше, а во втором пересчёте – от тридцати до пятидесяти лет. Поэтому их невозможно пересчитывать вместе со всеми, потому что от двадцати до шестидесяти лет у Левитов нет такой категории, поскольку служба Левитов более ограничена: они до тридцати лет учатся, а после пятидесяти лет они «выходят на пенсию». Поэтому простой технический ответ, что Левитов нужно отделить и пересчитывать по особому рецепту, в совсем других возрастных категориях.

Об избрании сыновей Аарона. О дне разговора на горе Синай.

Теперь мы переходим к третьей главе книги Бемидбар, к самому её началу. Перед этим закончился отчёт о том, как пересчитаны, и в каком порядке будут располагаться остальные колена Израиля. Здесь . в первом стихе третьей главы говорится: «Вот родословная Аарона и Моше». Этот первый стих с одной стороны он как бы технический, а с другой стороны, требует напряженного внимания. Употребленное здесь слово «толдот» неоднозначное, мы обычно понимаем его, как порождение, но оно может обозначать и происхождение, и историю, и то, что происходило.  Пока примем более стандартное понимание: «Вот порождение Аарона и Моше» и дальше сказано: «В день, когда говорил Всевышний с Моше на горе Синай». Тут бы был уместен вопрос Раши, заданный им под конец книги Ваикра: «При чём здесь гора Синай?»  Мы ведь уже отдалились от горы Синай; гора Синай перестала быть местом, где Моше получал какие-то инструкции, с тех пор, как был поставлен Мишкан. Когда Мишкан поставлен, то горы Синай уже не видать. А теперь говорится: «Вот порождение Аарона и Моше в день, когда говорил Всевышний с Моше на горе Синай». Немного удивляет, что Раши не обсуждает при чём здесь этот день, а он приводит знаменитый мидраш и говорит, что Тора даёт запев: «вот порождение Аарона и Моше», а дальше говорится: «Вот имена сынов Аарона: первенец  Надав, Авиhу, Элазар и Итамар. Это имена сынов Аарона, коhенов, помазанных, которых он уполномочил  на коhенство». Кто «он», кто уполномочил? – Тот, кто уполномочивает, то есть, Моше. Дальше сказано, что «умер Надав и Авиhу перед Всевышним, когда они поднесли чуждый огонь в пустыне Синай, и сыновей не было у них; и стали коhенствовать, исполнять священнослужительские функции Элазар и Итамар при Аароне, отце их».  Раши говорит, что в Торе сказано: «Вот порождение Аарона и Моше», а называются только сыновья Аарона. И он приводит знаменитое обсуждение, что человек, который учит сыновей своего ближнего Торе, считается как-будто он их родил. Такое объяснение не полностью успокаивает, во-первых, потому, что у Моше были свои сыновья, он их родил, а их имена не приводятся. И второй вопрос: ведь Моше весь Израиль учил Торе, почему же надо считать, что он «родил» только сыновей Аарона? На первый вопрос, который почему-то никто из комментаторов в явном виде не задает, по-видимому, ответ такой, что сыновья Моше ничем особенным не выделялись, и поэтому они подразумеваются под общим списков Левитов, который и публикуется в тексте Торы, то есть, позже под конец этой третьей главы мы увидим семейства Левитов, и там будет семейство потомков Амрама, а у него было только два сына – Аарон и Моше, но Аарон идёт особым списком, и поэтому семейство Амрама – это потомки Моше. Что же касается второго вопроса, то он несколько деликатнее, и его некоторые из коментаторов обсуждают в той или иной форме. Можно сказать, что ответ таков, что конечно Моше учил весь Израиль, но тут говорится: «В день, когда Господь говорил Моше на горе Синай», тогда весь остальной Израиль и всё колено Леви позже подключились, а первыми, кто  так серьёзно и основательно занимались Торой, были сыновья Аарона. Мидраш описывает порядок, как Моше передавал те отрывки Торы и  пояснения, которые он получал.  Сначала он звал Аарона, потом его сыновей, потом старейшин. Таким образом Аарон и его сыновья выделенные в этом отношении.

Короткое техническое обсуждение к четвёртому стиху, где говорится: «И умерли Надав и Авиhу перед Всевышним и т.д.» и кончается: «И стали коhенствовать Элазар и Итамар при Аароне, отце своём». Тут ряд комментаторов видят проблему в том, что коhеном человек становится, когда он родился у папы коhена, и тогда, что удивительного, что они стали коhенами?  Они стали при отце исполнять реальные функции, но любые коhены – сын с отцом выходят и благословляют народ.  Тогда говорят, что они отличаются от последующих поколений тем, что они были помазаны, как помазывают Первосвященника. Представляется, что прав всё-таки Рамбан, который говорит, что совсем простое понимание этого стиха – «аль-пней аhарон авиhем» относится не к тому, что стали прямо перед ним коhенские сыны Элазар и Итамар, а относится к тому, что старшие сыны Надав и Авиhу умерли при жизни отца. Это то же самое, как сказано про брата Авраама. У Тереха было три сына и  Авраама Нимрод бросал в печку, и так рассказывает мидраш, и говорит о его брате, а Терех просто говорит, что Харан умер «аль-пней авив», то есть это как раз и означает «при жизни отца».  Мидраш же это понимает буквально, что отец тут стоит, а сын отказался поклоняться идолам, но это говорит мидраш, а простой смысл, вероятнее всего в том, что имеется в виду, что умер «при жизни отца», что конечно нарушает природную последовательность и является тяжёлым событием.  Тут Рамбан совершенно прав.

Ответ на вопрос:

Находились ли в это время сыновья Моше у Итро?   – Итро привёл сыновей Моше, когда пришёл к Израилю. Когда это происходило мы точно не знаем. Есть спор, происходило ли это до Синайского откровения или после. И если после, то происходило ли это до введения в строй Мишкана? Вероятно, все согласны с тем, что это происходило до построения Мишкана. Кроме того, что нам за дело до того, где сыновья Моше были географически?  Всё равно их надо было считать. Мы увидим, что первый пересчёт Левитов будет с возраста в один месяц, а этим сыновьям было заведомо больше. Непонятно, как их пребывание в этот момент, или их возраст или их моральные свойства могут повлиять на их включение в список; они были заведомо живы в этот момент. Сколько было лет Моше, когда родились его сыновья? – Точно это сказать трудно. Старшего он родил по крайней мере за несколько лет до начала египетских  казней, а младшего непосредственно перед тем, как он вернулся в Египет. Когда вышли из Египта, Моше было ровно восемьдесят лет.  С тех пор, как вышли из Египта, прошло чуть больше года, поэтому ясно, что и младшему его сыну уже больше, чем два года. В каком возрасте Моше убежал от фараона, точно не известно, но большинство считает, что ему было двадцать лет. Мы знаем, что когда Моше было сто двадцать лет, и он получил приказ уходить из этого мира, то он говорил, что не ослабел мой глаз и не пересохли мои соки, то есть в сто двадцать он был ещё в полной силе, и он уходил из этого мира только потому, что была такая инструкция. Важно конечно, что если сыновья Моше не участвовали в сцене Синайского откровения, то каким образом они стали частью народа Израиля? Мы считаем, что в этой сцене народ Израиля родился, как единый организм. Для тех, кто считает, что Итро их привёл до Синайского откровения, – всё хорошо, но для тех, кто считет, что он привёл их после  – это проблема необычайно острая, и интересный вопрос, не надо ли было в таком случае сыновьям Моше делать гиюр? При этом, надо понимать, что обрезание никак не делает человека евреем.

Ответ на вопрос:

Делается ли всегда пересчёт евреев только по указанию Всевышнего? – По указанию Бога можно это делать с открытой душой тем способом, какой Он укажет, а без указания Бога заведомо запрещено делать без практической нужды. Если же практическая нужда есть, то косвенным способом, не считая их по головам, запрета пересчёта нет.  Правда, это вопрос неоднозначный и есть спор, и есть люди, которые отказываются участвовать в переписи населения по hалахическим соображениям  даже в наши дни..

Рамбан приводит объяснение, для чего в этом стихе говорится: «В тот день, когда Всевышний говорил с Моше на горе Синай». Если бы было сказано «в пустыне Синай», то можно было бы думать, что это было, например, в Мишкане, но здесь сказано «на горе Синай». И Рамбан говорит, что те, которые будут названы в следующем стихе: «Вот имена сыновей Аарона: Надав и Авиhу», они были его сыновьями в тот день, когда Всевышний говорил с Моше на горе Синай, они тогда ещё были живы, а потом их не стало. Тогда получается, что здесь гора Синай приводится, как контраст тому, что после того, как воздвигнут Мишкан, «сеансы связи» перешли с горы Синай в Мишкан. Поэтому можно считать, что «день, когда Всевышний говорил с Моше на горе Синай», обозначает ту эпоху передачи Торы, когда были живы старшие сыноваья Аарона. Почему сказано «в тот день», ведь таких дней было больше, чем один, и надо понять, какой день имется в виду: имеется ли в виду день Синайского откровения или, может быть, день или два накануне, когда Моше получал предварительные указания, или день, когда он поднимался на гору после этого?  Мы пока отсюда этого не видим.  Рамбан  так объясняет, что тогда потомство Аарона содержало четырех сыновей, а после того, как воздвигли Мишкан, они как раз и погибли в тот день, когда Мишкан вводился в действие. После этого остались только двое сыновей.

Рашбам – рабби Шмуэль бен Мейир, один из знаменитых внуков Раши, который попрекал дедушку тем, что тот в своих комментариях нередко повторяет девиз, что он пришёл объяснить пшат, а на самом деле нередко уклоняется в мидраш. Рашбам считал, что нужно бы составить для пользования народом, действительно сквозной  комментарий на уровне пшата. И Рашбам составил такой комментарий, краткий, содержательный, которым мы тоже нередко будем пользоваться. Рашбам говорит так, что с начала книги Бемидбар Тора перечисляет нам порождения всех колен Израиля; потом – коhенов, а потом Левитов. Что значит коhенов? Начинается с Моше и Аарона, но коhен – это Аарон, а причём здесь Моше? Мы смело можем сказать, что Моше является сверх-коhеном, потому что кто сделал Аарона и его сыновей коhенами?  Моше по инструкции Всевышнего помазал их на коhенство, и именно Моше подготовил Мишкан и пр. Поэтому ясно, что хотя Моше и не передаёт коhенство своему потомству, но он сам функционирует, он входит в любой момент в Мишкан, и получает оттуда сообщения. Поэтому не удивительно то, что здесь, переходя к колену Левитов, прежде всего называются и подробно обсуждаются Моше, Аарон и сыновья Аарона, потому что это – центральное ядро. Вместо того, чтобы назвать одного князя колена, называется «голова» – колено Леви. Рашбам первый в явном виде говорит, что когда говорится «в пустыне Синай», то имеется в виду в Мишкане в пустыне Синай, а когда говорится «на горе Синай», то имеется в виду, что это до того, как был поставлен Мишкан. По-видимому, эту точку зрения Рашбама приняли все последующие комментаторы. Теперь по ходу этих рассуждений возникает такая в некоторой степени «доморощенная» мысль, что мы видим здесь вообще переход к какой-то новой фазе, к новым условиям существования, и это требует того, чтобы что-то старое отмирало. Мы видели это в начале книги Шемот, когда книга Шемот начинает с перечисления имён сынов Яакова, которые спустились в Египет, и говорит, что умер Йосэф и все его братья и после этого началось невиданно быстрое умножение их потомков. То есть, существует устойчивый уровень – семьдесят душ, которые спустились, и существует устойчивый уровень в шестьсот тысяч человек. И переход от одного к другому начинается только тогда, когда старый уровень разрушен. Трудно сказать, можно ли так понимать, что эти сыновья Аарона, которые погибли, освятили своей гибелью, ведь говорится, что они погибли «перед лицом Всевышнего», то есть они совершили преступление, но преступление во имя Неба, они освятили это и тем самым перешли к новым условиям – от горы Синай перешли к Мишкану.  Из всех комментариев к Торе, которые я видел и постарался сжато пересказать, остаётся всё-таки вполне известное непонимание: почему именно здесь упоминается день разговора на горе Синай? В конце концов ведь это не для того только, чтобы сообщить нам тот факт, что в тот день у Аарона было четыре сына, а потом осталось только два сына, потому что это ничего не добавляет, поскольку мы это уже всё знаем.  Тора хочет этим что-то сказать, и эта фраза служит введением в пересчёт Левитов, в их выделение из всех колен Израиля. Спрашивается, зачем здесь упоминается день разговора на горе Синай? Можно было бы понять, что этот оборот «в тот день» был бы здесь на месте, если бы сказать, что уже в тот день, когда Всевышний разговаривал с Моше на Синае, Левиты были выбраны. Это можно было бы понять довольно легко: Он даёт приказ выделить Левитов только сейчас, но решение об их выделении было принято  заранее, тогда было бы понятно, зачем здесь говорится «в тот день». Действительно, Левиты были избраны после истории с золотым тельцом, но мы не знаем, когда. Приказ об их отделении мы получаем только сейчас. И довольно правильное замечание, что еще в Египте они отличались по своему положению тем, что они не были порабощены, но тем не менее нам важно понимать при обсуждении этих двух планов, что в Египте были выделены и посвящены Всевышнему первенцы, что явно сказано в книге Шемот, в тринадцатой главе, там говорится «Мне принадлежит каждый первенец (человека и животного)».  А сейчас Левиты будут заменять первенцев, поэтому явным образом Левиты выделяются только сейчас. Что касается выделения неявным образом, то следует признать правильным замечание, что нет никакого основания считать, что Всевышний решил это до истории с золотым тельцом. Если исходить из того, что Богу всё известно заранее, то тогда не надо вообще говорить, что Он что-то решает, вся программа существования вселенной сжата в нем и – всё, тогда разговор теряет всякую осмысленность. Поэтому мы абсолютно правильно говорим, что Левиты должны были быть избраны после того, как они вели себя  похвально и лучше, чем все остальные в истории с золотым тельцом. Поэтому надо понять о каком дне разговоря Всевышнего с Моше здесь идёт речь. Это явно не может быть Синайское откровение, когда народ был более или менее общей массой.  Когда начинается разговор о выделении Левитов, можно вспомнить, что под конец девятнадцатой главы книги Шемот, когда Моше в последний раз перед Синайским откровением получает инструкцию «спустись, предупреди», то там сказано: «и коhены пусть тоже не приближаются». Какие коhены? Ещё не слышали Десять заповедей! Это, конечно, очень смущающий душу термин, который Раши объясняе так (не встречается никакого другого объяснения), что здесь под коhенами понимаются люди знатные, выдающиеся, руководители. Мы из Торы знаем, что Итро, например, был коhен в Медиане, и вовсе не обязательно он был священнического сана, он был из руководителей. Поэтому слово коhен и там, перед Синайским откровением,  можно не принимать в расчёт,  когда мы обсуждаем эту проблему с решением о выделении элиты. Есть у одного из комментаторов указание, что под днём, когда Всевышний разговаривал с Моше на горе Синай, понимается последний день, когда Моше спускается со вторыми скрижалями, то есть Йом-Кипур. Тогда уже есть все основания, что Левиты будут выделены, потому что Моше спускается в Йом-Кипур, принеся инструкцию о построении Мишкана. Если надо строить Мишкан, то понятно, что уже должно быть принято решение о порядке службы, о том, что там будут служить коhены и им помогать будут Левиты. Совершенно очевидно, что в Йом-Кипур Всевышний должен был уже принять решение об отделении коhенов и Левитов. И тогда, если имеется в виду этот день, то это объясняет всё очень хорошо. То, что ни у одного из комментаторов не удалось увидеть такой простой схемы, наводит на некоторые сомнения в её правильности.

Ответ на вопрос:

Сколько раз Моше поднимался на гору, и все ли эти «разговоры» рассматривались»? – Ни один комментатор этого стиха не обсуждает этой проблемы. Но из комментариев к дальнейшим стихам можно предположить, что речь идёт о последнем сеансе, и это объяснение было бы удобней. Во-первых, если  противопоставляется разговор на горе Синай разговору в Мишкане, то хорошо бы это сделать, имея в виду последний разговор на горе Синай. Кроме того, относительно первого разговора нет основания думать, что Левиты выделены, а если Левиты не выделены, то для чего тогда эта деталь указана.

Особенности пересчёта Левитов; проблема первенцев.

Интересно, что в выражении, с которого начинается наша третья глава: «Вот родословная Аарона и Моше» слово «толдот» неоднозначно. Рав Саадия Гаон, который был из последних мудрецов эпохи гаонов, понимает эту фразу по-другому. Он считает, что «толдот» относится не к тому, что будет сказано после этого: «Вот имена сыновей Аарона», то есть, что упомянул Аарона, и поэтому дальше говорит о его потомстве, а что когда произносится эта фраза, то имеется в виду: «Вот, что происходило с Аароном и Моше, когда они пересчитывали все колена Израиля». Из слов «веэле толдот» непонятно: или это пролог  к тому, что будет рассказано после, или это заключительная фраза к тому, что было рассказано до этого. Похожая проблема у нас возникает на границе между первой и второй главами книги Берешит, где тоже употребляется слово «толдот», когда говорится в четвёртом стихе: «Вот порождение неба и земли» или «Вот, что происходило с небом и землей». И тоже непонятно, относится ли это к тому, что было рассказано выше или к тому, что будет рассказано во второй главе,  и там тоже такое же сочетание: «толдот бе-йом». Мы видим, что начало нашей главы переходит к рассмотрению колена Левитов, начиная с разговора о главах колена. Рамбан говорит, что простой смысл безо всякого мидраша такой, что названные в начале Аарон и Моше – это люди, которые отделены от колена для того, чтобы быть «кодэш кадашим» – «святая святых». Что касается того, что сказано: «порождение Аарона и Моше», а названы только сыновей Аарона, то это потому, что в начале  Тора говорит об Аароне и т.д., а позже скажет про Моше, когда будет говорить о семействе потомков Амрама.

В шестом стихе даётся инструкция приблизить к себе колено Левитов: «Приблизь колено Левитов и поставь его перед Аароном, коhеном». Здесь прямое оправдание тому пониманию, которое принято у большинства комментаторов,  что «элэ толдот аhарон» сказано не для того, чтобы подвести итог тому, что Аарон и Моше пересчитывали остальные колена, а к тому, что Аарон здесь выступает, как глава над коленом Левитов: «И нужно их поставить перед Аароном». Тем не менее в Талмуде мудрецы говорят, что есть немало мест в Торе, где невозможно решить относится это туда или сюда, и в принципе не исключено другое понимание. Первый пересчёт Левитов, о котором говорится в третьей главе, это пересчёт от месяца и выше, по семействам. Первым из сыновей Леви называется Гершон потому, что он был старшим; второй – Кеhат и третий – Мерари. Поскольку здесь отделяются семейства Левитов для того, чтобы быть приближёнными к священнослужению, поэтому они идут по порядку рождения: сначала первенец и т.д. В стихе четырнадцатом до приказа о персчёте Левитов говорится: «Говорил Всевышний Моше в пустыне Синайской...» и мы понимаем, что решение о выделении колена Левитов было принято ещё тогда, когда разговор был на горе Синай, а приказ  выделить Левитов и пересчитать дан  уже, когда стоит Мишкан. Был ли в явном виде дан приказ о выделении Аарона с сыновьями на горе Синай? Это явно было до того, как был поставлен Мишкан. Приказ о том, что нужно приносить, какие материалы, включал и приказ сделать коhенские одежды, которые делались именно для Аарона и его сыновей, поэтому ясно, что это приказано было в явном виде на горе Синай, а о выделении Левитов приказано только в Мишкане, в пустыне Синай. 

В пятнадцатом стихе говорится  о приказе: «Пересчитай сынов Леви по отчему дому их, по семействам их; всех мужчин от возраста одного месяца и выше, пересчитай их. Рамбан к этому пишет, что колено Левитов было отлично от остальных колен потому, что от месячного возраста и выше насчиталось, как будет сообщено чуть дальше, всего двадцать две тысячи, а в четвёртой главе, где приводится пересчёт от тридцати лет до пятидесяти, набралось всего восемь тысяч. И Рамбана это удивляет, потому что нет такого второго колена, где было бы так мало народа. Ведь от месяца и выше должно было быть больше, чем от двадцати лет и выше. И вообще нет такого колена, где было бы всего двадцать с небольшим тысяч; в среднем на колено приходится пятьдесят тысяч, только одно из двенадцати колен имеет меньше, чем пятьдесят тысяч, а тут двадцать две тысячи, да ещё при подсчёте от месяца и старше. И Рамбан говорит следующее. Он говорит, что колено Левитов, в отличие от остальных колен, не было порабощено в Египте. Мы знаем, что фараон говорил: «Загрузим их непосильным трудом, чтобы они не плодились и не умножались». Дальше Тора говорит, что чем больше их порабощали, тем сильнее они плодились и умножались. Мидраш говорит: «ты, фараон сказал «пен йербу», а Я, Всевышний, говорю «кен йербу». Получается, что поскольку Левитов не загрузили рабским трудом, они размножались естественным образом без чуда, то есть, чудо даётся только за страдания.

Ответ на вопрос:

Для чего нужен был первый пересчёт Левитов с месячного возраста? – Первый пересчёт Левитов был необходим для того, чтобы заменить ими первенцев. По инструкции Торы первенца было положено выкупать, начиная с месячного возраста. Соответственно Левитов нужно было тоже учитывать с этого же возраста.

Итак, одна причина малочисленности  колена Левитов та, которую приводит Рамбан, но Рамбан говорит, что есть и другая причина, а именно то, что на них рассердился Праотец Яаков, что и заставило их не очень сильно плодиться и размножаться. Что касается Шимона, на которого тоже был сердит Яаков,то он тоже не очень сильно расплодился. Правда, колено Шимона в момент начала книги Бемидбар было одним из самых многочисленных, но в конце книги Бемидбар оно из самых малочисленных. Надо сказать по поводу счёта, что результаты здесь поразительные и вот почему.  Конечно, удивляет малочисленность колена Леви, но дальше мы видим, что Левитов меняют на первенцев  и с высокой точностью числа совпадают, но первецов у всех колен – двадцать две тысячи, при этом мужчин в более узкой возрастной группе от двадцати лет и старше– шестьсот тысяч. Если посмотреть пропорцию, то это показывает, что в семье должно быть гораздо больше, чем по пятьдесят детей. И это какая-то фантастическая цифра! На эту проблему не удаётся найти ни одного удовлетворительного решения. Прежде всего вопрос о том, какие первенцы здесь учитываются? – Те первенцы, о которых Всевышний сказал в Египте: «Посвяти мне всякого первенца». Есть два мнения. Одно мнение, что имеются в виду все первенцы, которые были в народе, сколько бы им не было лет. А другое менение, что эти первенцы только от момента  заповеди и дальше, то есть, те, кто народились в последний год в Египте и за год в пустыне. Получается так,  как справедливо говорит Рамбан, что если учитывать только тех, кто народился в последний год в Египте (и даже меньше года) и  за последний год, то чтобы за год с небольшим народилось двадцать две тысячи первенцев, то это сказочная цифра! Поэтому Рамбан говорит, что речь идёт конечно обо всех первенцах.

Ответ на вопрос:

    Можно ли сосчитать сколько приходится первенцев на семейство? – Прежде всего, не надо путать тармины. Колена – это потомки сыновей Яакова, семейства – это (грубо говоря) потомки внуков Яакова. Но у внуков есть правнуки и пра-правнуки, у человек может быть много жён и у каждой будет свой первенец. Матерей может быть сколько угодно, но как может быть столько первенцев? Получается, что названная цифра первенцев – это даже мало! Приходится прибегать к мидрашу, и вспомнить, что вышла только пятая часть. Если предположить, что в основном погибали мужчины первенцы, которые несут ответственность, то тогда уже легче понять эту цифру, потому что если восемьдесят процентов первенцев погибло, то можно уже как-то толковать это количество. От построения различных математических моделей обычно мало толку. Многие сходятся в том, что среднее количество детей в семье при выходе из Египта было порядка пятнадцати. Эта цифра вполне правдоподобная.

Сначала надо поговорить по поводу принципа. В сорок пятом стихе третьей главы говорится, что Господь сказал Моше: «Возьми Левитов вместо всякого первенца среди сынов Израиля и скот Левитов вместо их скота,  и будут Мне Левиты; Я Господь». А выкуп двухсот семидесяти трех первенцев, которые превышают число Левитов, решался, как говорит мидраш, по жребию: если вытаскивал бумажку Левит, то он заступает вместо первенца, если нет, то надо давать выкуп. Пикантность этого момента заключается в том, что Левиты считались не только в целом, как колено, но подсчитывались по семействам. Если все эти результаты сложить, то получится не то, что Левитов было двадцать две тысячи, а двадцать две тысячи триста человек. А первенцев было двадцать две тысячи двести семьдесят три человека. Разница всего в двадцать семь человек и в другую сторону: Левитов было больше, чем первенцев. Из того, что у нас есть счёт и Левитов и других колен, можно посмотреть пропорцию: На двадцать две тысячи Левитов триста человек первенцев; и получается, что у Левитов меньший процент первенцев, чем у остальных колен, там на шестьсот тысяч – двадцать две тысячи первенцев. Мы не можем ответить на вопрос о причинах численности: мало-много-численности, а просто фиксируем, что есть проблемы. Надо сказать, что когда перед выходом из Египта Всевышний даёт заповедь посвятить Ему всякого первенца, то не совсем понятно, что это обозначает, в чём заключается освященность первенцов? Одно мнение, что они приносили жертвы, например, когда пришли к горе Синай, Моше послал юношей принести  жертвы, и согласно мидрашу, эти юноши были первенцами. Вообще говоря, если они посвящены, то для того, чтобы нести обычный образ жизни, они должны быть выкуплены, а как и кому давать этот выкуп не было известно до этого момента. Только сейчас говорится, что их выкупают у Левитов. 

Для того, чтобы подвести итог «счётам», надо сказать, что четвёртая глава посвящена пересчёту Левитов по новому принципу – от тридцати до пятидесяти лет, и понятно, что это важно, потому что второй пересчёт нужен для их службы, а это именно тот возраст, когда они служат. И порядок их пересчёта другой; теперь начинают с Кеhата, потому что у него самая важная служба, главный участок – Святая святых, арон-hа-кодэш – то, что находится в центральной части, а у остальных более внешние вещи, они перевозят, переносят. Семейство Кеhата единственное, которое не получило ни одной телеги (как мы увидим в следующем разделе), они всё несут на плече.

Ответ на вопрос:

Есть ли связь с поражением первенцев в Египте? – Конечно, с момента, когда Он поражал египетских первенцев, все остальные первенцы стали Ему посвящаться. Как Он сказал Народу Израиля: «Я вас выведу из этого рабства, и вы будете Мне рабами. Я вас не буду убивать среди этих, вы будете посвящены Мне».  Это нормальный договор.

Ответ на вопрос:      

Возможна ли ещё замена первенцев? – Теперь замены первенцев уже нет, потому что Левиты избраны раз и навсегда. А всякий новый первенец должен себя выкупать, его не на кого заменять. Левит теперь тоже не может служить монетой выкупа, левит родится у человека, который уже посвящен тоже, и он по наследству обязан служить. За это он получает десятину и т.д., но выкупать больше уже невозможно левиту. Левит не получает территории в Эрэц Исраэль, но зато мы должны ему давать десятину, при этом каждый хозяин даёт десятину кому хочет, и левитам часто приходилось менять место пребывания, чтобы найти место, где ему будут давать десятину. Левиты в своей массе жили впроголодь, они наряду с сиротой и с бедными.

Стоит закончить одной вопросительной фразой. В совершенно неожиданном месте четвёртой главы  проходит граница между парашат Бемидбар и парашат Насо. Двадцатый стих четвёртой главы завершает парашат Бемидбар, где закончен счёт семейства Кеhатов от тридцати до пятидесяти, а парашат Насо начинается с того, что Господь говорит Моше: «Сочти поголовно также сынов Гершона по отчему дому их, по  семействам их». Почему в таком странном месте проведена граница? Если бы это была нумерация глав, то можно сказать, что это не традиционно, но это традиционная вещь. Почему надо было провести границу посреди одного содержательного отрывка, где говорится о втором пересчёте Левитов, который вроде бы надо довести до конца? И что ещё больше поражает это то, что слово, которое заключает парашат Бемидбар, это слово «вамету» -  «и умрут». Конечно, переводится так: «чтобы не было так, чтобы они умерли».  Тем не менее это загадка, которую отмечают некоторые комментаторы, но не удается встретить ни одного приемлемого решения этой проблемы.