К оглавлению лекций З.Дашевского по Торе

Книга Бемидбар Лекция 18.

(06.12.05)

1.       Недельный раздел. Объяснение слов: «Потомство твое  будет, как песок». Обет Яакова. Объяснение сна Яакова. Ответы на вопросы: как считаются поколения; как понимать условия, поставленные Яаковом. 

                                                                    

2.       Последовательность операций по отделению Левитов.   Повторение слова «качание». Обсуждение, сколько было        качаний; разные мнения. Постепенность повышения уровня святости Левитов.

3.       Левиты – вместо первенцев. Объяснение повтора: «даны- даны». Ответы на вопросы: как и где определяются первенцы по одному из родителей. Завершение раздела: посвящение Левитов. Сопоставление пятикратного повторения «сыны Израиля» с пятью книгами Торы. Ответ на вопрос: о происхождении Коhенов и Левитов. Подведение  итогов отделения Левитов. Ответ на вопрос: почему разные назначения у братьев – .Моше и Аарона.

4.       О сроках службы Левитов; отличие от Коhенов. Различные понимания, насколько  возрастные рамки соблюдаются в разных условиях. Ответ на вопрос: о музыкальных способностях. В связи с возрастными рамками службы Левитов обсуждается пример с Ханой и Шмуэлем.

Недельный раздел «Вайецей».

Рассказывается, как Яаков по дороге в Харан переночевал в одном месте, положив себе под голову камни. Он видел сон, известный, как «Сон с лестницей». И Господь сказал ему: «Землю, на которой ты лежишь, тебе отдам и потомству твоему. И будет потомство твое, как песок земной». Эти слова «как звёзды» и «как песок» обозначают то, что в нас содержится фундаментальная двойственность: даже когда нас топчут ногами, мы никогда не теряем качества звёзд, и даже когда мы возносимся до неба, мы никогда не забываем о том, что нас могут и хотят топтать ногами. Это заложено во всей истории народа Израиля и не зря Авраам породил своего сына в сто лет от женщины, которая в принципе не могла рожать. Это знаменитый вопрос: если Бог с самого начала пообещал нашим Прародителям, что от них произойдёт великий народ, то зачем же Ему было делать их всех бесплодными? Сара бесплодна, Ривка была бесплодна много лет, Яаков направляется, наконец, породить двенадцать колен, и его любимая жена Рахель окажется бесплодной. Мы знаем ответ, который дают мудрецы, и этот ответ на первый взгляд очень неожиданный, и даже странный. Они говорят, что Бог делает тех, кого он предназначил быть прародителями, бесплодными  потому, что Ему приятны молитвы праведников. Это может показаться некой «игрой», но на самом деле в этом частном вопросе открывается весь принцип того, как работает этот мир. Мы, погружённые в этот мир, каждый раз с сожалением констатируем то обстоятельство, что проблемы не решаются да конца. Даже, когда казалось бы всё хорошо, если бы не было той «зацепки», которая сейчас передо мной стоит, потому что  тогда было бы совсем всё хорошо. Такое понимание выдаёт наш «детский подход». В детстве весьма привлекательными были рассказы о том, что лётчикам выдают по несколько килограммов шоколада в день. Если вдуматься, то эта проблема открывает одно главное свойство этого мира, а именно то, что открывается в Торе, в самом начале во второй главе Берешит. Мы видим, что там растения не выросли пока нет человека, а в первой главе сказано, что растения появились в третий день, тогда как человек появился только в шестой день. Так были растения или не были? И мидраш говорит: «До некоторой степени». До какой же степени? Мидраш говорит, что они доросли до поверхности земли и дальше ждали появления человека. На первый взгляд может создасться такое впечатление, что здесь мудрецы стараются «замазать противоречия». На самом деле есть объяснение основательное и серьёзное, которое состоит в том, что Бог-то знает, что растения не могут расти без полива, но Он ждёт, когда появится человек и сам увидит это, и попросит дождь, и тогда Бог его даст. Можно в качестве «простенького» устройства этого мира предложить хорошо известную нам литературу – это сказка про Аладина и волшебную лампу. Когда султан велел ему построить за ночь дворец, и с помощью лампы у него это всё хорошо получилось, то осмотрев дворц, Аладин остался доволен, но велел разрушить одну колонну. Утром султан увидел разрушенную колонну и сказал, что он её восстановит, но на это восстановление ушли все средства из сокровищницы султана, и их даже не хватило на то, чтобы восстановить эту единственную колонну. Детская литература таким образом, показывает нам настоящее устройсто мира. По-видимому, Бог устроил этот мир по модели этого дворца: он его сделал почти совершенным, но для каждого оставил «одну недоделанную колонну» для того, чтобы я своими средствами её достраивал, причём, заведомо известно, что моих сил не хватит, и, дойдя да упора, я должен попросить Бога о помощи.  Именно поэтому Бог делает проблему в той точке, которая как раз касается предназначения данного человека. Отсюда не удивительно, что Он предназначил их быть Прародителями и сделал бесплодными для того, чтобы они эту «колонну» достраивали своим силами, но своих сил не хватит. Это настольку «хитроумное» и тонкое  устройство, что никакого сравнения у него нет даже с часовым механизмом. В начале этого раздела, когда Яаков вышел из Бэр-Шевы, он направился по заданию родителей в Харан, к дядюшке.  Любопытно, что ему это поручили и мать и отец, но поручили разные вещи. Мать ему сказала: «Беги отсюда, пересиди там, пока уляжется гнев брата», а отец сказал: «Пойди туда и возьми себе жену из дочерей Лавана». На это комментаторы говорят, что обычно человек делает одно из двух: он либо уезжает с того места, где он был, либо он едет в то место, куда он направляется. Яаков счастливым образом одновременно исполняет обе эти задачи, то есть, он уходит из этого места по приказу матери, и идёт в то место, которое ему приказал отец. И это счастливое обстоятельство, когда выполняются два предназначения. После сна с лестницей, который занимает важное место в нашей традиции, Яаков даёт такой обет: «Если будет Бог со мной,  и будет хранить меня в этом пути, в который я отправляюсь, и даст мне хлеб есть, и одежду носить. И я вернусь с миром в дом моего отца, и будет Всевышний мне Богом. И этот камень, который я поставил, будет памятником, будет домом Бога. И от всего, что Ты дашь мне, я буду отделять десятину Тебе». В этом обете есть много содержательных мест, но есть простая техническая трудность понять, где кончаются условия и начинается само обещание. При перечислении условий всё время используется союз «и» и начинаются условия с «если», но где же тогда: «то»...? Это вопрос неоднозначный и его толкуют по-разному. Где же возникает сомнение? Условие состоит из следующих частей. «Если будет Бог со мной» и понятно, что это условие, потому что перед ним стоит слово «если». И дальше: «И будет хранить меня в этом пути»  –и это тоже условие. «И даст мне хлеб есть и одежду носить», и по этому поводу обращают внимание на то, что он не просит просто дать ему хлеб и одежду, а он просит дать ему столько хлеба, сколько ему нужно, то есть,  небольшие запасы, но так, чтобы я мог его есть, и с одеждой – то же самое. Дальше он говорит: «И я вернусь с миром в дом отца». Что это такое: это условие или это обещание? Трудно сказать точно, но можно заметить, что тут происходит смена подлежащего. До сих пор всё время деятелем был Всевышний: Он будет меня хранить, Он даст мне. А здесь говорится: «И я вернусь». По всей вероятности, с этого начинается как раз основание той «колонны», которая строится не только сверху, потому что то, что «я вернусь с миром», зависит не только от охраны «свыше», но это зависит и от него самого. Когда в следующем разделе Яаков вернётся, то он передаёт через посыльного своему брату Эсаву, что «я с Лаваном жил» – « им-Лаван гарти».  Мидраш по этому поводу говорит очень странно, что «гарти» имеет численное значение шестьсот тринадцать, то есть, он как бы говорит, что я со злодеем Лаваном жил, а все заповеди хранил; и поэтому его нетронутость, его цельность зависит не только от охраны свыше, но и от его собственных усилий. Соответственно, последняя фраза: «будет Всевышний мне Богом» – это либо условие либо обещание.  Всевышний – это качество милосердие, а Элоким – это качество суда, правосудия.

Для того, чтобы завершить краткий взгляд на этот важнейший раздел, следует сказать ещё следующее. Пророческий сон, который увидел Яаков перед выходом в галут –  лестница и ангелы, которые поднимаются и опускаются – это историческая арена, и одним из толкований объясняется, что это  ангелы народов, которые достигают зенита силы и славы на историческом поприще, а потом уходят в небытие. Согласно мидрашу Всевышний говорит Яакову: «Поднимайся!». Но он испугался, что ему тоже предстоит закат, и не решился выйти на историческую сцену.  И то, что он испугался, заложило дефект, который предстоит преодолевать его потомкам: когда выходишь на историческую сцену, тоже нельзя быть трусом, иначе можно «наломать дров».

Ответ на вопрос:

Что было бы, если бы Яаков поднялся на эту лестницу? – Очень трудно предположить, что было бы, тем более, что это было во сне. Во всяком случае этот мир является гораздо больше некоторой притчей, чем может показаться. Мы обсуждали уже, что нам свойственно представлять себе, что если у меня есть проблемы, то надо их как-то решать, и обращение к Богу является одним из возможных средств решения проблемы. Однако, так рассуждает человек, который смотрит очень приземлённо. Человек, который смотрит в корень, должен понимать, что на самом деле проблема – это не сама реальность, а просто средство для того, чтобы мне было о чём поговорить с Богом, потому что не о чем говорить, если нет проблем. Бог знает очень хорошо человека и знает, если не будет проблем, то человек не будет говорить с Ним, а Он создал  человека как раз, чтобы было с кем «поговорить». Поэтому, на самом деле проблема – это не реальность, а это средство для реального осуществления моего человеческого задания поговорит с Богом. Знающие люди говорят, что всё, что происходит в этом мире – это притча, это намёк на что-то, что происходит на настоящем уровне, который мы не воспринимаем за этой «ширмой». Мудрецы говорят, что в книге Коhелет говорится: «что было, то и будет». И мы воспринимаем это с таким грустным, немножко лирическим пессимизмом, мол, ничего нового нет.  А мидраш говорит, что да, Всевышний всё, что будет, заложил, и не будет ничего небывало нового. Например, в будущем женщина будет каждый день рожать, вот, курица же каждый день яйцо несёт. Или удивляются: как это может быть воскрешение из мёртвых? –  Очень просто, так же, как закопали пшеничное зерно, и оно выросло, дало новые зёрна, и так же может быть такое чудо: человека закопали, а он на следующий день поднялся, одел костюм и пошёл на работу. Это, конечно чудо, но здесь одно – намёк на другое.  Мудрецы поэтому говорят, что правильный подход к жизни такой, что когда ты утром просыпаешься, то ты пойми, что это всего лишь притча о воскрешении из мёртвых.

Ответ на вопрос:

 Можно ли себе представить, что эти перечисляемые «если» двадцатого стиха: если Бог сохранит меня и т. д., что они являются как бы условием сказанного в конце, что Господь (тогда) будет мне Богом? – Возникает встречный вопрос: А что если  не выполнятся условия? Яаков говорит в своём обете: «Тогда Всевышний будет мне Богом».  Мы говорили, что Четырехбуквенное Имя выражает сторону милосердия, а Имя Элоким выражает сторону правосудия. И праведники стремятся получать не «по блату», а по заслугам. Поэтому он говорит, что если Ты меня поддержишь так, что я дойду туда и вернусь обратно нетронутым,  внешне и внутренне, тогда я обязуюсь.. Или, и это условие, если Ты поможешь мне дойти до такого состояния, чтобы я всё, что я получаю, получал по заслугам, заработанным... Но конечно, он не говорит, что если этого не будет, то я тебя не считаю Богом, это немыслимо для человека такого уровня. Четырехбуквенное Имя имеет гематрию двадцать шесть: «йуд, два раза hей и вав». И это непростое число – это номер поколения тех, кто вышел из Египта и получил Тору. Наша традиция говорит, что до этого момента весь мир существовал как бы условно. То есть, Бог заключил договор с небом и землей и пообещал им, что вы получаете существование и пропитание с условием, что евреи примут Тору. Это всё – мидраш к тому, что говорится «йом hа-шиши», то есть, все предыдущие дни Творения были без определённого артикля, а про шестой день сказано с определённым артиклем, и это определённое число – шестое число месяца Сиван, когда евреи приняли Тору.  Говорится, что до этого момента весь мир получал пропитание и средства существования из милосердия, а теперь он должен зарабатывать, занимаясь и исполняя Тору. Поэтому, когда Яаков просит, чтобы Он милосердие превратил  в правосудие, то это очень высокий замах, и это можно понять и как обещание, и как просьбу.

Ответ на вопрос:

Как считаются поколения? – Двадцать шесть поколений считаются от Адама. Ноах был десятым поколением, Авраам был двадцатым, и ему было сказано, что твои потомки будут пришельцами в «земле не их», а четвёртое поколение выйдет. Вышло поколение Яакова, двадцать второе поколение, и плюс четыре получается двадцать шесть поколений. Обычно, одно поколение считается, как двадцать пять - тридцать лет, но здесь мы считаем по личностям. Авраам – двадцатое, и это прослеживается в Торе;  Ицхак – двадцать первое; Яаков – двадцать второе;  сыновья Яакова – двадцать третье. Дальше: Леви – это двадцать третье поколение, и Леви родил Кеhата – это двадцать четвёртое; Кеhат родил Амрама – это двадцать пятое, а Амрам родил Моше – это двадцать шестое.

Бемидбар. Процедура отделения Левитов.

Обсуждая главу книги Бемидбар «Беhалотха», мы говорили о том, что отделение Левитов происходило с помощью определённых операций. Надо было Левитов подвести к Мишкану, переносному Храму, нужно было их очистить, качнуть и т.д. Это «качание» - «тнуфа» названо в четырёх местах. Первый раз это говорится в одиннадцатом стихе, там сказано:  «Аарон качнёт Левитов качанием перед Всевышним от сынов Израиля, и будут они для служения службы Всевышнему. А Левиты возложат руки на голову быков...» То есть, Левиты выделены для искупления грехов Израиля, а быки заменяют Левитов. Основной грех – это грех золотого тельца, после которого были отставлены первенцы и заменены Левитами. Сначала надо подвести Левитов к Мишкану, потом собрать весь народ, потом ввести Левитов внутрь, во  двор Храма, там старейшины от имени всего народа возлагают руки на Левитов, Левиты возлагают руки на быков, и быки приносятся в соответствующие жертвы. Мы сказали, что «качания» повторяются в четырёх местах Мы говорили уже об одиннадцатом стихе. Второй раз это говорится в тринадцатом стихе: «И поставишь Левитов перед Аароном, и перед его сыновьями, и раскачаешь их качанием Всевышнему». Третье место в пятнадцатом стихе: «А после этого войдут Левиты служить при шатре соборном; и очистишь их и раскачаешь качанием. И последний четвёртый раз это слово «тнуфа» встречается в двадцать первом стихе: «И очистятся Левиты, и постирают свои одежды, и раскачает их Аарон качанием перед Всевышним, и искупит за них Аарон, чтобы очистить их. Сколько было реальных качаний? – Есть два конкурирующих мнения, но наш уровень понимания сильно недотягивает до того, чтобы понять, сколько таких качаний принципиально важны. Есть мнение Раши, что было три таких качания – трёх семейств Левитов: сыны Кhата, сыны Гершома и сыны Мерери. И по мнению Раши здесь как раз и есть три места, где сказано об этом качании, а четвёртое место просто подводит общий итог. Если посмотреть на эти стихи, то любопытно то, что здесь есть три разных детали. В одиннадцатом стихе сказано, что их качнёт «Аарон перед Всевышним и от сынов Израиля служить службу Всевышнему», то есть, это очень высокий уровень. В тринадцатом стихе говорится:  «Ты поставишь Левитов..», и по-простому можно понять, что это качание должен делать Моше, заповедь даётся Моше,  и здесь говорится просто «Всевышнему», а не говорится «перед ним» и т.д.  А в стихе пятнадцатом уже вообще все эпитеты не используются, а просто говорится, что «ты их очистишь и вознесёшь (раскачнёшь)». Это соответствует уровням святости: у Кhата самый высокий уровень; а у Мерари –  самый далёкий. Но потом он объединяет всех, потому что всё равно это перед Всевышним, и Ему все драгоценны и дороги. Абарбанэль высказывает другое мнение, он говорит, что было только только два таких качания: одно качание – это делает Аарон для того, чтобы сделать Левитов годными к их специфической службе петь песни и т.д.; а второе качание делает Моше для того, чтобы приготовить их к исполнению других работ в помощь Аарону. Зарезать животных Левитам не разрешено, но они могут помогать Аарону после зарезания, когда нужно принимать кровь, сдирать шкуру с животных и пр., и там довольно много тяжёлой физической работы. Зарезать может и не коhен, если это происходит в месте, куда можно входить не коhенам. Итак, это последовательность операций по отделению, освящению Левитов: подвести их, поставить, покачать, отделить. При этом, они всё время поднимаются в уровне святости и приближаются ко Всевышнему.

Завершение посвящения Левитов.

В стихе шестнадцатом Всевышний говорит Моше: «Ибо даны даны они Мне из среды сынов Израиля вместо первенца, разверзающего материнскую утробу; от сынов Израиля взял Я их к Себе». Комментаторы и мидраш обращают внимание на этот повтор: «даны, даны». Надо понять, почему здесь повторы? Есть такое понятное объяснение, что даны для одного вида службы и даны для другого вида службы.  Какие же два принципиально важных вида службы у Левитов в пустыне? Один вид службы –  это переносить на переходах части Мишкана, при этом,  каждая часть переносится своим семейством, а другой вид – это служба песни. Во время принесения корбана Левиты обязаны исполнять песню. Является ли корбан негодным, если песня была не исполнена или же это только требование изначальное? По этому поводу есть спор, в который мы не будем сейчас вникать. Есть другое объяснение этого повтора: «отданы, отданы». Они отдали душу в эпизоде с тельцом, и за это они отданы Всевышнему. Это очень интересно: за то, что они были преданы Всевышнему, их передали Ему служить. Сказано в стихе семнадцатом: «Ибо Мне всякий первенец среди сынов Израиля, как из людей, так и из животных. В день, когда я поражал всякого первенца в земле египетской, посвятил Я первенцев Израиля Мне. То есть, за то, что Всевышний защитил первенцев Израиля в Египте, они теперь принадлежат Всевышнему. Теперь же, когда первенцы показали себя не на высоте, Он их заменяет на Левитов после греха с золотым тельцом. Подчёркивается многократно, что превенцы принадлежат Всевышнему после поражения первенцев в Египте. Можно (в скобках) задать такой вопрос. Когда мы в парашат «Толдот» читаем о том, как наш Праотец Яаков купил первородство у Эсава, то независимо от моральных оценок, которые здесь очень остры и важны, предполагается, что это вещь, которая что-то в себе содержит. Понятно, что вряд ли кто-то станет покупать первородство, которое не несёт никаких привилегий. Значит, первенцы были выделены ещё до Египта? В чём была эта выделенность –  это вопрос, на который не удаётся найти ответа. Можно подражать примеру Раши, который в некоторых местах пишет в своих комментариях: «Я не знаю, что он хочет сказать». Вполне возможно, что на этот вопрос есть ответ, но тут необходимо исследование, и пока ответа мы не знаем. С одной стороны, считается очевидным, что первенцы изначально во всех семействах были священнослужителями, и имели другие преимущества, а с другой стороны, они были выделены, избраны Всевышним после поражения первенцев в Египте.

Ответ на вопрос:

Как определяются первенцы: по отцу или по матери? –  Безусловно, что здесь как раз говорится  о первенцах по матери, потому что явно сказано: «разверзающий утробу». Закон в народе Израиля такой, что принадлежность к народу Израиля определяется по матери, а принадлежность к колену определяется по отцу. Безусловно, что левитом считается только тот, чей отец является левитом. Однако, это не означает, что если он пятый сын у матери, то он будет ещё заодно и первенец. Все первенцы – по матери. Есть разные прерогативы у разного типа первенцев. Двойная доля в наследстве у первенца по отцу, но выкупать нужно, если это не коhен и не левит, первенца по матери. Когда считали первенцев среди Левитов, должны были считать первенцев по матери. Почему считали первенцев среди Левитов?  Вначале была проблема: не сходилось количество первенцев и количество Левитов, потому что какое-то количество Левитов было первенцами, и они не могли сразу выступать в двух ролях. Конечно, первенцами считаются только мужчины, потому что женщина не подлежит призыву на службу в Храм.

Этот отрывок заканчивается в девятнадцатом стихе: «Я дал  Левитов данными (опять повтор) Аарону и его сыновьям из среды сынов Израиля служить службу сынов Израиля в Шатре собрания, и искупать за сынов Израиля, и не будет среди сынов Израиля поражения от того, что приблизятся сыны Израиля к Святыне».  Это совершенно поразительная фраза! «Сыны Израиля» в одном стихе указаны пять раз, и весь стих, конечно, носит явно торжественный характер. Это – финал, завершение. На этом заканчивается этот раздел отделения и посвящения Левитов, и то, что Он пять раз назвал здесь «сыны Израиля» –  это мидраш сопоставляет с пятью книгами Торы, на которых держится основание нашего народа.  И то, что «не будет поражения среди сынов Израиля», то это потому что им, с одной стороны, не понадобится приближаться к «кодэш» потому, что за них  будут служить выделенные Левиты, а с другой стороны, им никто не позволит туда приблизиться, потому что Левиты будут нести караульную службу.

Ответ на вопрос:

Если Моше и Аарон братья, то как один из них мог стать коhеном, а другой левитом? – То, что коhен может быть левитом, это не удивительно, потому что все коhены – это часть колена Леви. Все Левиты потомки Леви – сына Яакова. А коhены – это та часть их, которая является потомками Аарона; Аарон – первый коhен. Он никак не первенец, потому что у него была старшая сестра, Мирьям. Если до него кто-то родился, или он родился посредством Кесарева сечения, то такой человек уже не первенец, и никто другой тоже не первенец.

По поводу соответствия пяти книгам Торы пятикратного повторения выражения «сыны Израиля» можно привести рассуждение  раббейну Пхаи, важного ришона, что мир стоит на трёх вещах, одна из которых это Тора. Мир стоит: на Торе, на Служении и на добрых делах. Пять книг Торы сопоставляют со словами второй главы. Когда завершены небо и земля, то говорится: «и вот история (порождение) неба и земли при их сотворении», там в слове «беhибарам» буква «hей» написана маленьким размером. И мидраш говорит, что Всевышний сотворил этот мир «беhей», а «hей» имеет численное значение пять.

Итак, на этом заканчивается отделение Левитов, и это один из последних подготовительных шагов к тому, чтобы началась наша история в пустыне, которая никак не начинается, а говорится всё время о приготовлениях, которые подходят к концу. Дальше идёт короткий раздел, который посвящён некоторым законам службы Левитов.                  

Двадцатый стих подводит итог всему предыдущему: «И сделали  Моше и Аарон и вся община сынов Израиля с Левитами соответственно со всем,  что заповедал Всевышний Моше о Левитах и так сделали им сыны Израиля». Такое подробное перечисление всегда говорится для того, чтобы  похвалить всех участников этих событий: молодцы Левиты, что всё прошли, и Моше и Аарон и весь народ все сделали в точности. И это не пустая похвала, потому что это всё может показаться чисто техническими проблемами, а на самом деле там были проблемы довольно серьёзные. Во-первых, в службе Левитов есть не только нагрузка, но и опасность. Мы знаем, что Левиты очень близки к Храму, хотя и не так, как коhены, и если что-то не так, то им не поздоровится. Отставка первенцев – это глубокий кризис в народе, и вскоре мы увидим, как он выйдет наружу. Кроме того, есть ещё сторона, которая некоторым казалась унизительной, когда Левитов обривали наголо, как тыкву, и есть вполне серьёзное мнение, что и Моше был обрит точно так же. В похвалу Моше надо сказать, что он, побритый наголо, поливал маслом, которое стекало по бороде Аарона, и он не чувствовал никакого унижения и ревности. И это ответная реакция на то, что Аарон не чувствовал ничего, кроме радости, по поводу назначения Моше. Такие братья, безусловно, заслуживают такого ответственного назначения.

Ответ на вопрос:

Почему у братьев разные «назначения»? – Мидраш говорит, что Всевышний задумал сделать Моше коhеном, а Аарона левитом. Однако, Моше усомнился, и это одно из основных пониманий, когда у горящего куста он говорит: «Пошли, кого пошлёшь», намекая на то, что у него есть старший брат и ему будет неприятно, если Ты меня назначишь. Всевышний отвечает, что, вот, он идёт тебе навстречу, и у него на сердце радость, и Я подумал, что теперь ты будешь левитом, а он – коhеном. Но у них, действительно, не было ревности по отношению друг к другу, и это поразительное семейство,  и сюда же надо причислить их сестру Мириам, с которой мы встретимся в конце этого раздела. Наконец, надо сказать, что глубокий, принципиальный кризис этого процесса отделения Левитов состоит в том, что вдруг отделяется какая-то группа; но то, что сделали – молодцы, и их похвалили.

Некоторые законы службы Левитов

Двадцать третий стих начинает очень короткий раздел о службе Левитов.  И говорил Всевышний Моше так: «Вот, что касается Левитов. От двадцатипятилетнего возраста и дальше будут служить на службе в Шатре собрания. А с пятидесяти лет вернётся из этой «строевой» службы, и не будет больше служить, а будет помогать своим братьям при Шатре собрания, будет нести сторожевую службу, а службу (свою) не будет служить. Так сделаешь Левитам по их стражам (их обязанностям)». Здесь ничего такого сложного не сказано, назван призывной возраст Левитов, и проблема только в том, что в четвёртой главе мы читали, что служба Левитов начинается с тридцати лет. Так как понимать: двадцать пять или тридцать? Ответ такой, что несмотря на то, что есть разные мнения, основное толкование такое, что они в двадцать пять лет начинают обучение, изучают законы службы, а  с тридцати лет приступают к самой службе. Ибн Эзра, как ему свойственно, придерживается своего индивидуального мнения, и он считает, что с двадцати пяти лет они начинают служить на страже Мишкана, а с тридцати лет их служба уже – перенос Мишкана.

Начало  двадцать четвёртого стиха: «зот ашер лалевиим» - «вот, что касается Левитов» представляется выражением лишним, потому что о них только и говорится. Поэтому надо думать, что этот оборот служит для какого-то толкования, и он должен нам что-то сообщить. А именно, он ограничивает: «вот, что относится к Левитам» и это относится только к Левитам, а мы учим и то и другое. В Талмуде, говорится так: «С одной стороны, годы делают негодными для продолжения службы только Левитов, но не коhенов». Мы знаем, что коhены могут служить до тех пор, пока они физически в порядке. Если у коhена появляется какое-то уродство, какой-то дефект, что перечислено в соответствующих местах, то эти «увечья» делают коhена негодным, а годы (они служат с тринадцати лет) для него не имеют значения, в отличие от Левитов.  При этом, есть и другая сторона, что для Левитов только годы являются фактором, делающим их негодными для службы, а физические увечья их не делают негодными. То есть, ограничения в две стороны: только Левиатам годы  предел, и только годы предел для Левитов. Надо сказать, что эта заповедь касается только периода пребывания в пустыне, потому что, когда вошли в Эрэц Исраэль, эта заповедь уже не действительна. Конечно, это не означает буквально, что она не действительна, потому что в Торе все заповеди вечны, кроме тех, которые даны одноразово или явно на короткий срок. И поскольку говорится о службе переноса, то эти законы даны только на те условия, когда есть служба переноса. Когда перестают переносить, то есть, заведомо с приходом в Иерусалим, но считается, что и в Шило тоже, то эти возрастные рамки уже не действовали, то есть, пока левит способен исполнять эту службу, он может продолжать её и после пятидесяти лет. Возвращаясь к пустыне, можно задать вопрос: к чему вернётся левит после пятидесяти лет? Это вопрос очень серьёзный. Раши говорит так, что после пятидесяти лет он больше не будет носить на плече, а возвращается к запиранию ворот, к песне и к погрузке повозок. Если это всё, действительно, так, то это представляет интерес только для семейства Кhат, потому что остальные и так на плече не носят, а перевозят на повозках. Тогда возникает вопрос: зачем же другие семейства подсчитывались в тех же возрастных рамках? Рамбан отмечает, что в мидраше «Сифрей» к нашей книге Бемидбар сказано не так, как говорит Раши, а там говорится, что он (левит) вернётся из ополчения, из этой «строевой службы», и спрашивается: отойдёт ли он при этом от всех видов службы? И отвечают, что вовсе нет, и  что он возвращается к запиранию ворот и к службе семейства Гершона. Возвращается он или нет к песне – это вопрос спорный, и спор между Раши, который, очевидно, ссылается на другой мидраш, и мидрашем Сифрей. В этом споре есть тонкость, но важно то, что в Торе сказано «шерут лешарет», и это не основная служба, а вспомогательная, потому что это тот, кто «прислуживает», помогает другим старшим по должности исполнять основную службу. Факт таков, что не для пустыни закон известен и постановлен, что Леви может участвовать в службе песни, а это основная служба у Левитов, когда нет переноса, и он может участвовать в любом возрасте, пока не станет его голос от старости непригодным. Куравье, Маhараль из Праги, важный комментатор комментария Раши, после долгого рассуждения в общем согласен с Рамбаном, что в пустыне после пятидесяти лет Левиты не  возвращались к пению, а занимались только вспомогательными операциями.

Ответ на вопрос:   

Насколько важно обладание голосом и музыкальными способностями? – Скорее всего, это проблема появилась только у тех, кто долго прожил в России. Могу привести  в качестве примера первый шабат, который по приезде в Израиль мы провели  в прекрасном, благословенной памяти, городе Неве - Декалим. Я со своей семьёй был в гостях у человека по фамилии и по происхождению Коhен. И его пятилетняя дочка с детской непосредственностью спросила: «Почему русские все так плохо поют?». И она сама, подумав, нашла ответ: «Потому, что вас так долго душили, что придушили вашу душу». В Израиле я вообще не видел детей, у которых бы настолько отсутствовал слух, чтобы они не могли петь, все дети поют. Ну, а раз поют с детства, то к тридцати годам у них уже должно прилично получаться.

То, что пятьдесят лет – это предел, который по крайней мере указан в Торе, предел службы Левитов, говорит о том, что это «их век» (понятно, что в то время). Мы помним, что в начале книги Шмуэля, когда Хана молится и даёт обет, что если Ты, Всевышний, дашь мне сына, то я его посвящу Тебе, и он будет в Храме «ад олам». 

В Иерусалимском Талмуде говорится, что своей длинной молитвой Хана сократила дни Шмуэля, потому что «ад олам» – это для Левитов до пятидесяти лет, он и умер в пятьдесят два года.  Это одно из парадоксальных предупреждений, что не надо длинно молиться, надо знать меру. Мы к этому вернёмся в конце нашего раздела, когда мы увидим предел короткой молитвы Моше. Отвечая на эту драшу, говорит замечательный автор рав Эпштейн, автор комментария «Торат тнима». Это важное собрание из Талмуда и мидраша hалахических и агадических комментариев к Торе, и Это необычайно важный учебник, при этом, он не только приводит эти выдержки, но и даёт свои комментарии. Так вот, он говорит, что всю эту драшу очень трудно понять, потому что, как мы уже сказали, этот возраст ограничения  Левитов – только для пустыни, а Шмуэль рождается более чем через четыреста лет после пустыни. Тогда какое отношение имеют к этому пятьдесят с чем-то лет жизни Шмуэля? И он приходит к выводу, что это только для агады, а агаду вообще не положено опровергать, или  возражать на слова агады; агада строит свои миры в каждой точке, и попробуйте её опровергнуь!