К оглавлению лекций З.Дашевского по Торе

Книга Бемидбар Лекци 30.

(09.05.06)

Недельный раздел «Эмор»; заповедь принесения омера

1. Объяснение слов: «назавтра после шабата», относящихся к принесению омера. О порядке принесения омера ячменя; запрет пользоваться зерном нового урожая до этого времени. Ответ на вопрос: о зерне нового урожая

2. О важности заповеди принесения омера. Мнение мидраша. Представление о счёте омера, как о брахе, включающей слова «и сегодня». В ответ на вопрос обсуждаются разные категории брахот. Общий характер брахи счёта омера. Два случая употребление слова «омер» в Торе. Понимание смысла принесения омера. Об основном мотиве этих семи недель, как о проработке структуры человеческого достоинства. Ответ на вопрос: о времени, когда можно есть из зерна нового урожая

Бемидбар, глава одиннадцатая

3. Жалобы народа, спровоцированные «сбродом»: на отсутствие привычной пищи и на «сухость» мана. Объективная оценка мана. Объяснение их состояния; в чём их испытание. Объяснение фразы: «сброд в их среде»

4. Со стиха десятого описывается реакция Моше на жалобы народа и его обращение ко Всевышнему. Беспрецедентность отставки Моше

Недельный раздел «Эмор». Заповедь принесения омера

Это один из самых цитируемых разделов Торы, поскольку в двадцать третьей главе книги «Ваикра» содержится перечень всех праздников. Сейчас мы уже перевалили за середину дней счёта омера, и мы немного поговорим об этом. В двадцать третьей главе книги Ваикра, начиная с девятого стиха, говорится, что говорил Всевышний Моше сказать: «Говори сынам Израиля, и скажешь им: когда вы придёте в землю, которую Я даю вам, и будете жать её (этой земли) жатву, то принесёте омер начала вашей жатвы коhену. И он взмахнёт этим омером перед Всевышним по вашему желанию (к вашему желанию); назавтра после шабата взмахнёт им коhен». Эта инструкция сразу не очень понятна, понятно в ней то, что на следующий день после шабата нужно что-то принести коhену. Что такое «назавтра после шабата?» Из устной традиции мы хорошо знаем, что здесь под шабатом понимается первый день праздника Песах. Почему же он назван шабатом? Может быть, для того, чтобы Тора не училась так гладко, чтобы было место для тех, кто хотел бы «споткнуться». В Талмуде приведен очень острый спор мудрецов против секты митусеев, которые утверждали, что это должно быть после шабата, то есть, назавтра после седьмого дня, и всегда должно происходить в воскресенье. Мудрецы приводят целую страницу доводов, почему так понимать невозможно. То есть, они считают, что безусловно здесь под шабатом надо понимать первый день праздника Песах. Почему же вдруг Тора называет так? Одно из серьёзных объяснений такое, что шабат – это день, когда мы освобождаемся от порабощения будничными занятиями, а Песах – это день, когда мы сбросили ярмо порабощения египетскому фараону. В этом смысле, когда человек освобождается от ярма, которое ему «натёрло шею», и выходит к свободе, то имеет глубокий смысл этот день назвать шабатом. Как сказал Евгений Шварц: «Единственный способ избавиться от дракона – это завести своего собственного». Человек, который избавился от любого ярма, становится свободным «как пташка», но даже пташка имеет где-то гнездо. Естественно, что человек должен какое-то ярмо надевать себе на шею, но разница в том, надето ли это ярмо внешним хозяином, который тебя погоняет и ты будешь делать всё, что он хочет, хотя может оказаться, что это очень добрый и хороший хозяин, но тем не менее он всё решает. Или же ярмо, которое ты добровольно надеваешь на свою шею, понимая, что без этого ярма ты не будешь свободным, и у тебя есть свобода выбора: надеть ярмо или нет. Ты даже можешь его скинуть, но ты потом пожалеешь. Итак, «назавтра после шабата» – это второй день, шестнадцатое Нисана, и мы должны принести омер . Омер – это определённая мера сыпучих тел, хорошо известная в те времена, это одна десятая часть эйфы; по большинству мнений, это ёмкость около четырёх литров. В Торе ясно сказано, что «омер – начало вашей жатвы», а поскольку мы знаем, что жатва начинается с ячменя, то понятно, что именно ячменя нужно принести такое количество. Ячмень – это первая зерновая культура, которая созревает. Коhену, в Храм, нужно доставить такое количество отборной ячменной муки; щепотку этой муки коhен принесёт на жертвенник тремя пальцами, а остальное идёт на угощение коhенов. До этого момента нам абсолютно запрещено начинать жатву для своего пользования. Понятно, что это явно символическое приношение; никому не придёт в голову, что Богу нужно, чобы мы дали Ему эту щепотку. Тем не менее до этого момента нам запрещено пользоваться зерном нового урожая. Сказано в четырнадцатом стихе: «Ни хлеба, ни жареных зёрен, ни в каком виде зерно нового урожая мы не имеем права употреблять до этого момента». Интересно, что эта заповедь действует во все времена, во всех местах. То есть, где бы евреи ни жили, и где бы этот урожай ни вырос, зерном нового урожая запрещено пользоваться до этого момента принесения омера ячменя. Поскольку мы не приносим омера уже почти две тысячи лет, то спрашивается: как же мы умудряемся пользоваться зерном нового урожая? hалаха говорит так, что если по какой-либо причине омер не принесён, и одна из таких очень уважительных причин, что до сих пор не построен Храм, то тогда нужно ждать до конца этого дня – шестнадцато Нисана. Когда этот день полностью пройдёт, тогда сам факт, что прошёл этот день, позволяет считать зерно созревшим к этому моменту. Эта заповедь действует абсолютно так же и в наши дни, и когда я покупаю какой-то зерновой продукт, то я должен удостовериться, что он не из зерна нового урожая, которое созрело после принесения последнего омера и до принесения следующего.

Ответ на вопрос:

Как же обстоит дело в наши дни, и что такое зерно нового урожая? – Зерно нового урожая – это то зерно, которое созрело на треть своего окончательного размера к моменту шестнадцатого Нисана. Если оно созрело на треть (или больше), и прошёл над ним день шестнадцатого Нисана, оно становится разрешённым, когда оно созреет. Естественно, что до Песаха мы никакого нового зерна не можем иметь, потому что жатва запрещена до принесения омера. Поэтому фактически жатва начинается после Песаха. Если вскоре после Песаха это зерно сжали, то это признак того, что над ним уже прошёл этот день. Другое дело какой-нибудь яровой посев, который созреет где-то в августе, с ним действительно проблема, его нужно провести до следующего Песаха. И это в любой стране мира, поэтому надо следить за тем, чтобы было написано: «эйн хашаш хадаш», то есть, нет подозрения, что это зерно нового урожая, не пережившее омер. Если это зерно пережило день принесения омера, то оно уже разрешено, оно вышло из статуса «хадаш». При этом, старую муку безусловно, употреблять можно в домашних условиях, но в Храм мы должны принести муку только из нового урожая. Зерно нового урожая становится разрешённым только после того, как будет принесён омер.

Почему так важна заповедь омера

В мидраше говорится: «Пусть заповедь омера не будет легка в твоих глазах», потому что за эту заповедь Авраам удостоился того, что он получил в наследие эту землю. Это довольно сильно сказано. Какая тут логика? Если опираться на другой мидраш, где сказано, что Авраам исполнял все заповеди и даже установления мудрецов, то можно полагать, что он и омер приносил. Но дело не в этом, а нам интересен принципиальный смысл того, почему так важна заповедь омера? Мы знаем, что есть некоторые различия в формулировке того благословения, которое мы произносим при счёте омера. Имеется заповедь, что, с того дня, когда нужно приносить корбан-омер, мы должны считать дни и недели на протяжении семи недель. Есть обязанность перед тем, как мы считаем в очередной вечер дни омера, мы должны произнести благословение. Есть спор о тонкостях этого произнесения, которые мы сейчас не будем обсуждать, но есть серьёзное различие. Некоторые авторитеты считают, что говорится браха: «Благословен Ты и т.д., который повелел нам относительно счёта омера». И дальше говорится, что сегодня столько-то дней, столько-то недель. И мы так и делаем. Но некоторые авторитеты считают, что перед этим счётом, что сегодня и т.д., вставляется маленький предлог «ше», то есть: «Благословен Ты, Всевышний, повелевший нам считать омер, что сегодня...». Таким образом, они включают в браху сам счёт, и создаётся новое интересное представление, некий взгляд на то, что счёт омера – это не «упражнение в арифметике», а это – браха, благословение. То есть, мы включаем в это благословение: «повелевший нам считать омер» ещё и слова: «и велевший мне сказать, что сегодня...».

Ответ на вопрос:

В чём же тогда заключается действие? – Брахот бывают разных категорий, а именно, браха может быть просто признательностью и прославлением Всевышнего. Но можно сказать браху на океан, например, который я на видел более тридцати дней, или на молнию, и т.д. Безусловно, такая браха несколько по-другому устроена.

То, что брахот могут быть разных категорий, заставляет нас сделать шаг дальше к пониманию того, почему заповедь принесения омера и связанная с ней заповедь счёта омера играют такую важную роль. Мы знаем, что есть много других приношений, почему же именно это приношение так важно? Есть такой простой взгляд. В Гемаре Брахот обсуждается такое противоречие: в одном месте говорится: «Небо – это небо для Всевышнего, а землю Он дал сыновьям человеческим», а в другом месте говорится: «Всевышнему принадлежит земля и вся её полнота». Ответ на это противоречие такой, что одно – это до брахи, а другое – после брахи. То есть, до того, как человек сказал браху, всё принадлежит Всевышнему и – «не трожь», а как только человек сказал браху, он получил право пользоваться, потому что Всевышний отдал это людям. Так вот, счёт омера является той брахой, которая позволяет человеку пользоваться вообще чем бы то ни было на свете. Это некоторая общая браха, и поскольку она носит такой общий характер, то этим она отличается ото всех частных. Мудрецы говорят, что тот, кто как следует исполнил заповедь счёта омера, его уже не судят, Рош-hа-Шана говорит: «он уже чистенький!». Казалось бы, что такого важного: посчитать дни – и всё. Однако, это не просто так сказать, что сегодня столько-то дней, а это – дни суда. В Мишне написано, что мир судится по четырём подразделениям. В Песах суд по поводу зерна, какой будет урожай; в Рош-hа-Шана судят человека и всё, что с ним происходит; от Рош-hа-Шана до Йом-Кипура определяется всё, что с человеком будет происходить в следующем году; а в эти дни счёта омера будет решаться вообще: подарить ли человеку существование в целом, потому что, если не будет урожая, то у него нет существования. Урожай так важен не только потому, что он даёт основную часть калорий, а потому, что он определяет человеческое питание. Мы начинаем с принесения омера ячменя, который считался представителем пищи скота, и в результате счёта сорока девяти дней мы доходим до того, что в Шавуот должны будем принести два пшеничных хлеба. То есть, мы от уровня скотского потребления, животного, доходим до уровня человеческой пищи. Мы говорим: «Дни счёта омера», но как можно считать «омер», омер – это четыре литра. Как же можно считать омер? –Это невозможное словосочетание, хотя мы к нему и привыкли! Некоторые авторы даже умудрились придумать, что каждый день ещё приносят один сноп, Слово «омер», действительно может означать «сноп», но не в этом случае. Омер – это та единственная мера, которую мы приносим один раз от всего народа. Само название омер встречается в Торе только в двух случаях, в остальных случаях, в том числе и во всех законах храмовой службы, употребляется название «десятая часть эйфы», где говорится о мучном приношении, и нигде эта десятая часть эйфы не называется омер. Первая ситуация, когда встречается «омер», – это когда начал выпадать ман, и каждый получал каждый день по такому количеству мана, то есть, по омеру на едока. И второй раз – когда Тора велит нам принести омер начала жатвы. Что она хочет мне этим сказать? Совсем очевидную вещь, что Всевышний как бы говорит, что Я на протяжении сорока лет каждому из вас давал такое количество отборнейшей небесной пищи каждый день, теперь Я прошу вас раз в году от всего народа принести мне такое же количество скотской пищи, но первой, и отборной. Вы не начинайте жатву до тех пор, пока вы не принесёте мне это «немножечко». И Мне это нужно для того, чтобы вы могли каждый год из скотского состояния потребителя подниматься к человеческому состоянию «царской гвардии». Вы мне приносите это «немножко», и Я называю это «Началом вашей жатвы». Вы принесли щепотку, и Я говорю, что остальное – это Я вас угощаю: от этого омера Я угощаю коhенов, а от всего, что вы будете жать на целый год, – это вам, всему народу, «угощение с царского стола». То есть, получается, что этот омер, который мы символически приносим, начиная жатву, определяет характер нашего продовольствия: питаемся ли мы потому, что нужно потребить определённое количество белков, жиров и углеводов, или мы получаем «подарок с царского стола». Вот и вся разница. И это определяет то, нахожусь ли я в человеческом состоянии или в животном.

Ответ на вопрос:

Получается ли так, что остатки принесенного омера, которые отдаются коhенам, являются по тогдашнему пониманию только пищей для животных? – Дело в том, что помимо того, что мы теперь не считаем ячмень пищей только для животных, в те времена ослам и лошадям так не приготовляли, как приготовляли для омера. Мы знаем, что сжинали три больших короба колосьев ячменя, доставляли в Храм, и там обжигали, обмолачивали, мололи, и муку просеивали на тринадцати ситах. Употребляли не самую мелкую, а такую, как манная крупа. Это была замечательная мука, она грубее, чем пшеничная, но скотской она считается в неком глубоко символическом смысле.

Конечно, приношение омера на простом и понятном уровне является выражением благодарности Всевышнему за то, что Он помог нам вырастить этот урожай, а теперь мы просим помочь его собрать. Это совершенно ясный и основной уровень этого приношения. Это похоже на такой пример, когда взрослый подарил ребёнку шоколадку, и говорит: «угости меня, дай мне кусочек». Зачем это нужно? – Затем, чтобы вместе с шоколадкой ребёнок впитывал в себя понятия, что нельзя всё съесть самому, а надо поделиться хотя бы с тем, кто тебе дал. Это важная педагогика, и педагогика должна усваиваться не на абстрактных философских уровнях, а в действиях.

Основным мотивом всех этих семи недель является проработка очень непростой структуры человеческого достоинства, которое заключается в том, что человек чувствует себя получающим свое пропитание от Самого Творца. Человеческое достоинство заключается в том, что он превыше всего ставит свое подобие Богу и достоинство Творца, ради которого всё сотворено.Учитывая это, мы можем понять то, что в эти семь недель попадают все самые острые даты, связанные с нашим общим национальным состоянием. Это поразительно! И мы здесь не занимаемся грехами, тшувой и пр. Об этом мы поговорим в следующий раз и, может быть, ещё до «Дня Иерусалима», который является самой выдающейся точкой в этот период.

Ответ на вопрос:

В какое время уже можно есть зерно нового урожая? – Возможно, когда Храм действует, и хорошо известно, что будут приносить, то после полудня можно уже начинать есть новое зерно. Когда Храма нет и мы точно не знаем, то тогда надо ждать пока Бейт-Дин проверит.

Бемидбар. Глава одиннадцатая.

Причины жалобы народа

Мы уже обсудили три первых стиха. В стихах четвёртом и дальше главы одиннадцатой говорится так: «Сброд, который находился в его среде (в среде народа), завожделели вожделние, а за ними стали плакать так же и сыны Израиля, и сказали: «Кто накормит нас мясом? И вспомнили мы рыбёшку, которую ели в Египте задаром, и разные другие культуры: огурцы, зелень, лук, чеснок, а теперь душа наша суха, нет ничего, кроме этого мана перед нашими глазами». Дальше говорится, что ман, на самом деле, как семя кориандра, и на вид он, как хрусталь. И рассыпался народ и собирали его, и мололи на мельницах или толкли в ступе, и варили его в котле, и делали из него лепёшки. И вкус его был, как вкус лепёшки с маслом. И когда опускалась роса на лагерь ночью, то на эту росу выпадал ман. Здесь всё вроде бы понятно, кроме одного интересного момента. То, что четвёртый стих начинается с соединяющего «вава»: «веhасафсуф ашер бекирбо», и это ясно показывает, что этот эпизод является прямым продолжением того, что сказано в первых трёх стихах. Там было не совсем понятно, когда народ начинал хныкать, жаловаться, печалиться, не ясно было, почему это происходит, это были какие-то размытые жалобы. Здесь же это вылилось в некое острое ощущение, что им чего-то определённого не хватает. Чего же им не хватает? Им не хватает какого-то разнообразия. На самом деле они живут в фантастически непривычных условиях. Трудно сказать, когда в таких условиях начинают сдавать нервы, но ясно одно, что их жалобы звучат очень прозрачно. Сначала сброд, а потом и сыны Израиля подхватывают эти жалобы, потому что это очень заразительное поведение, когда начинается хныканье. И они вспомнили всё это «богатое» разнообразие овощей и пр. в Египте. Интересно, что здесь сначала сказано, как они характеризуют ман, а потом Тора даёт объективную справку, каков ман. Это интересно сопоставить. Они говорят: «И теперь наша душа суха». Что это означает? – Они имеют в виду, что им не хватает соков, не хватает влаги. В потивоположность этому, объективное описание говорит, что ман ложится на росу, и по вкусу он, как лепёшка с маслом, то есть, в мане влаги вполне достаточно. Где же не хватает влаги? – В душе, их душа сухая. Интерсно, что в психиатрии очень распространенный приём договориться с пациентом до того, чтобы он сам произнёс свой диагноз. Здесь мы это видим в очень прозрачном повороте: они ставят диагноз своего состояния, говоря, что «наша душа суха». Почему так получилось? Дело в том, что в каждой ситуации, в ситуации достаточной жизни или не достаточной есть свои опасности. Мы говорили уже, что в Гемаре говорится, что есть три входа в Геиhном, в Преисподнюю: в пустыне, на море, и в Иерусалиме, то есть, в каждой ситуации, когда окружение глухо враждебно человеческому обитанию. Пустыня не поставляет условий к обитанию, и в пустыне есть свой вход; на море, которое грозит смыть человеческое обитание, тоже свой вход; в Иерусалиме, который является центром человеческого обитания, есть свой вход в Геиhном. Очень может быть, что здесь они не просто так начинают «дурить» потому, что у них не хватает ума, а потому что их притягивает этот пустынный вход в Преисподнюю. Человек в любой ситуации должен не упускать из виду, что такой вход где-то есть в не очень далёкой окрестности, но не должен быть загипнотизированным им, чтобы не было такого состояния «кролика перед удавом». Это очень не просто. Адам по одному из объяснений ударился в панику, когда услышал запрет есть от этого дерева, потому что он решил, что раз это так страшно, то значит я дефективен по своей сути, то есть, я не совершенен, мне есть куда падать. Это вообще свойственно человеку, и поэтому жить смело в этом мире очень хорошо, когда я читаю роман, сидя в удобном кресле, когда же я нахожусь в поле действия, это очень не простая задача. Раз здесь говорится, что у них нарастает хныканье, то возможно, что несмотря на то, что они имеют полное удовлетворение своих потребностей, они хотят понять, что же им делать, потому что в каждой ситуации человек проходит какое-то испытание, а в пустыне для них испытанием было то, что от них ничего не зависило, они были на полном достатке.

Ни у одного комментатора не удалось увидеть объяснения фразы: «сброд, который в его среде». Мы не говорим ни о каком другом персонаже, у нас персонажем является народ Израиля на протяжении всего этого времени. Понятно, что сбродом называют тех, кто к ним «примазался», но зачем сказано «в его среде»? Можно это понять так, что это поворачивает наше внимание к тому, что в нутре народа что-то делается. А что же делается? –У него внутри что-то сидит, какая-то пиявка, про которую царь Шломо говорил, что у пиявки две дочки: «хав-хав» – «дай-дай». Дальше мы ещё встретим это «бекирбо» и постараемся понять это несколько глубже. Таким образом, начинает хныкать этот сброд, который шёл с народом, которому обещали нечто великое, а теперь оборачивается по их мнению несколько скучновато, чего-то им не хватает. Вслед за ними это перекидывается дальше, и получается, что в народе начинают ходить какие-то потоки недовольства. Мы увидим, что это самое начало брожения разных недовольств, и что это будет развиваться и достигнет своей вершины во время восстания Кораха. Они жалуются на то, что им того не хватает и сего не хватает, но чего же на самом деле им не хватает? Им не хватает внутренней душевной влаги, душа суха, и не может быть хорошо. Если подойти прикладным образом, то можно задать вопрос: почему им не хватало мяса? Они говорят: «Кто накормит нас мясом?» У них ведь было много скота! На это комментаторы говорят, что скота было, действительно, не мало, но не настолько, чтобы каждому и каждый день есть мясо. Мы на многие вопросы относительно их питания и образа жизни не знаем ответа, например, мы не знаем, что они делали с молоком, что они делали с шерстью, и питались ли маном грудные дети? Мы не знаем, каковы были их реальные телесные нужды, потому что мидраш говорит, что обувь и одежда вырастали вместе с детьми; и не нужна была стирка, так как она была прямо на клиенте: проходил туман и стирал, и утюжил. Если всё было так, то тогда для чего же был нужен скот, который тоже питался растаявшим маном?

Ответ на вопрос:

Могли ли быть роса и дождь в пустыне? – Мы не знаем были ли там дожди. Может быть, облака славы не пропускали к ним дождя, а выпадала только роса. Сама же роса является примером того, как с уважением «сервировался» ман, и в память об этом мы кладём на белую скатерть халу и закрываем салфеткой.

Реакция Моше на жалобы

Теперь мы начнём кратко обсуждать реакцию Моше на все эти жалобы. Десятый стих говорит: «И услышал Моше, как народ плачет по семействам своим, каждый у входа в свой шатёр; и разгорелся гнев Всевышнего очень, и в глазах Моше было плохо. И сказал Моше Всевышнему: «Зачем Ты сделал плохо Твоему рабу, и отчего я не нашёл милости в Твоих глазах, и Ты нагрузил меня этой ношей, всем этим народом. Я ли их выносил весь этот народ, я ли родил их, чтобы Ты сказал мне нести их на своей груди, как носит нянька младенца, в землю, о которой ты поклялся их Отцам? Откуда у меня мясо дать всему этому народу, что они хнычут мне и говорят: «Дай нам мясо и мы будем есть»? Не смогу я один вынести весь этот народ ибо он слишком тяжёл для меня. Если так Ты делаешь мне, то, пожалуйста, убей меня, если я нашёл милость в Твоих глазах, чтобы я не увидел моего бедствия». Это совершенно неожиданная беспрецедентная реакция Моше. Мы видим, что во всех эпизодах до этого и во всех эпизодах после этого Моше находит слова, как защитить народ, чтобы убедить Бога не наказывать народ или не так сильно его наказывать. А здесь он «подаёт в отставку». Очень интересный и подробный анализ этой сцены даёт рав Самет в одной из своих книг по недельным разделам. Здесь литературоведение очень помогает. Вообще всю эту одиннадцатую главу имеет смысл рассмотреть в целом: из каких блоков она состоит, и каждый блок тоже исследовать. Хорошо бы вам попытаться посмотреть эти стихи с десятого по пятнадцатый с точки зрения того, как они устроены. Риторика на самом деле – это серьёзная и высокая наука о том, как излагать то, что ты хочешь, чтобы дать дюдям понять и убедить их. Когда мы видим в Торе речь какого-нибудь героя, то нужно очень внимательно смотреть, как он эту речь строит. Пример такой речи, когда Йеhуда начинает выступать перед Йосэфом, убеждая его отпустить Беньямина, и оставить его, Йеhуду, вместо него. И в нашем случае хорошо бы разобраться, на что Моше жалуется, чего он хочет, в чём он видит проблему. Мы обсудим это после Шавуота и посмотрим так же на то, как на это реагирует Всевышний.