К оглавлению лекций З.Дашевского по Торе

Книга Бемидбар Лекция 60 .

10. 07.07.

1. Недельные разделы Маттот и Масэй 
Просьба колена Реувена. Обращение к Моше колен Гада и Реувена с просьбой отдать им землю к востоку от Йордана. За что сердился на них Моше; в чём их криминал.

2.  Время «между теснин».
Причины разрушения Храмов.  Отличие написанного в Вавилонском Талмуде от Иерусалимского,  и  мораль, сказанного там. 3.  Война с Мидьянитянами
Повеление всевышнего отомстить Мидьяну. Моше собирает войско, зная о своей близкой смерти. Причина  отсутствия потерь у израильтян. Значение порядка надевания тфилин. Пример с Шаулем.  Заповеди Всевышнего, защищающие от жестокости.

4.   Раздел Масэй
Переходы в пустыне. Наказ Всевышнего Моше. Спор о заповеди проживания евреев в Эрец Исраэль. Объяснение фраз о «переходах- выходах».

Раздел   «Корах»

5.   История бунта Кораха и наказание. Использование «освящённых совков». В ответ на вопрос обсуждается корень бунта Кораха и его сообщников. Заповедь:    чтобы не был, как  Корах». Мнения Рамбама и Рамбана. Ответ на вопрос: о «Гере- чужаке».                                                                                      

6. Заключение о восстании Кораха

Основные «орудия» Кораха против Моше.  Сходство с поколением «Раздела». О возможности достичь единства.  Ответ на вопрос: о нарушении строителями                                Башни заповедей Ноаха.  

Наш урок мы посвящаем памяти Иды бат Яаков

 

 Недельные разделы.   Маттот и Масэй.

В этот шабат мы заканчиваем чтение книги Бемидбар, и читаем сдвоенный раздел Маттот и Масэй. Они очень часто оказываются сдвоенными. В разделе Маттот  имеются заповеди, которые составляют первую часть этого раздела, это заповеди, связанные с законами об обетах. Человек может брать на себя обет, запрещая себе что-то, и тогда  есть законы о том, кто и при каких условиях может этот обет аннулировать, кто может его разрушить, кто может его разрешить. Это всё для занятий Талмудом, а не для обсуждения этой недельной главы. Те истории, которые достойны нашего краткого обсуждения, поскольку мы можем что-то об этом сказать, это – война с Мидьянитянами и разговор Моше с представителями колен Гада и Реувена. Начнём с последней сцены этого раздела. После того, как победили царей Сихона и Ога, к Моше подходят представители колен Гада и Реувена  и говорят, что здесь очень сочные и обильные пастбища, а у нас много скота, поэтому мы просим, чтобы эти земли нам выделили к востоку от Йордана, и мы построим здесь  загоны для скота, дома для жён, для детей, а сами будем воевать.  Моше очень сердится на них  и говори:  «Вы что же опять хотите вернуть народ к тому греху, в который его втянули разведчики?» И они объясняют Моше, что они не хотят уклониться от входа в Землю и не хотят прохлаждаться пока остальные будут воевать, совсем наоборот, они пойдут в авангарде, вплоть до самого конца. Тогда спрашивается, почему же Моше на них сердится? Мудрецы дают такое объяснение. Если посмотреть, как они это говорят,  то мы увидим, что в начале главы тридцать второй говорится: «И множество скота было у сынов Реувена и у сынов Гада, и они увидели землю Яэзера и землю Гилада, и это как раз место для пастбищ. И пришли сыны Гада и сыны Реувена и сказали Моше и Элазару,  коhену (Аарон уже из этого места ушёл и на его место вступил его сын Элазар), и князьям общины, что все эти места  –  это земля, которую Всевышний отдал общине сынов Израиля, и помог завоевать, и это земля пастбищ, а у твоих рабов скот.  И сказали: «Если мы нашли милость в твоих глазах,  то пусть будет отдана эта земля  твоим рабам для владения, и пусть мы не перейдём Йордан». И сказал Моше сынам Гада и сынам Реувена: «Что же ваши братья пойдут на войну, а вы будете сидеть здесь?» . Дальше Моше вспоминает историю с разведчиками. В стихе шестнадцатом говорится, как мы уже знаем, что они подошли к Моше и сказали: «Мы загоны для скота  нашего построим здесь, и города для  наших детей, а сами пойдём в авангарде, смело перед сынами Израиля пока мы их не доведём до их места, То есть, пока мы не водворим их на положенное место, мы не вернёмся сюда, чтобы  тут жить. И пусть наши дети проживают в укреплённых городах для защиты от жителей этой земли. И мы не вернёмся в наши дома, пока не получат наследие сыны  Израиля, каждый – свой надел». Моше берёт с них клятву, но при этом несколько переформулирует слова.   В стихе двадцатом говорится, что сказал Моше: «Если вы сделаете это дело, если пойдёте в авангарде перед Всевышним на войну,  и каждый перейдёт Иордан перед Всевышним, пока не прогоните Его врагов перед Ним, и пока не будет захвачена земля перед Всевышним, а после этого вернётесь, то будете чисты перед Всевышним и перед Израилем, и будет эта земля вам в качестве надела перед Всевышним. Можно посчитать, сколько раз Моше здесь сказал «перед Всевышним».А они не сказали ни одного раза! Короче говоря, криминал в их намерениях заключался не в том, что они хотели получит землю, где пастбища подходящие для их скота, а проблема была в том, с чего они начинали. Они говорят: «Мы построим загоны для скота и дома для детей». Это уже не верно, что сначала скот, но самая главная ошибка, когда они говорят, что пойдут в авангарде и водворят все остальные колена на место. Это сделаете не вы! Вы пойдёте перед Всевышним; и земля будет завоёвана перед Всевышним; и поселитесь перед Всевышним. Если это будет, то тогда – хорошо, а если нет – то нет.

Время «Между теснин»

Возникает такой вопрос. Сейчас мы находимся  в очень ответственном отрезке времени – «Между теснин». Это время, которое требует обсуждения. Надо понять: «между чем»?  Понятно, что вершиной этого напряжённого промежутка является Девятое Ава, когда мы находимся в трауре из-за разрушения Храма. Известно, что первый Храм был разрушен за тяжкие преступления, которые совершали сыны Израиля; три самых тяжёлых преступления: идолопоклонство; прелюбодеяния;  убийство. Но во втором Храме всего этого не было. Мы знаем классическую формулировку, что второй Храм разрушен за «напрасную ненависть». Так написано в Вавилонском Талмуде. А в Иерусалимской Гемаре написано несколько подробнее. Там говорится так, что первый Храм  был разрушен за эти страшные преступления, но в эпоху второго Храма нам известно, что они вовсю трудились над Торой, и были скрупулёзны в исполнении заповедей, и в отделении десятин, и были в них все нравственные достоинства, но они любили имущество и – ненавидели друг друга понапрасну.  Здесь добавлено только одно обстоятельство, которое совершенно отсутствует в Вавилонском Талмуде, что они любили имущество. Они были корыстолюбивы. Есть такое мнение, что «синат- хинам» - «напрасная ненависть» можно прочитать, как ненависть  к тому, чтобы что-нибудь делать бесплатно. Обычно толкуют так, что если Храм разрушен за то, что ненавидели зазря, бесплатно, то это исправляется «напрасной любовью», бесплатной. Большие мудрецы сказали, что выражение «ахават хинам», которое так расхоже в нашем поколении, представляется очень сомнительным. Как можно говорить о «напрасной любви», когда это центральная заповедь Торы? Мы обязаны любить! Конечно, Я не могу сказать, что «бесплатно» уважаю отца и мать, я – обязан их уважать. То же самое, что я должен любить каждого еврея. Поэтому можно попытаться предположить, что если Храм разрушен за счёт того, что ненавидели «бесплатно», то он будет восстановлен тем, что мы используем эту ненависть к тому, чтобы на нас другие работали бесплатно и мы им не платили (подобное излечивается подобным). Болезнь нашего времени заключается не столько в том, что человек не хочет бесплатно работать, сколько в том, что очень многие хотят, чтобы на них бесплатно работали. Что очень нехорошо. И мораль того, что говорится в Иерусалимской Гемаре, – это то, что если люди от души любят корысть, то это непременно приводит к напрасной ненависти. И не зря эти два колена  с самого начала вызывают такую временную вражду со стороны других колен, а потом они самыми первыми будут изгнаны, именно колена Гада и Реувена. То, что пол-колена Менаша к ним было  добавлено Моше, то это просто для «укрепления рядов», они не просили.

Война с Мидьянитянами.

Всевышний велит Моше отомстить Мидьяну за то, что они ввергли Израиль в разврат, и Господь говорит, что после этого ты умрёшь. Характерно для  поведения Моше, что несмотря на такое предсказание он  нисколько не откладывает, не мешкает, он очень скоро собирает и посылает армию, хотя он и знает, что это его последнее действие, что его больше уже ничто не удержит в этом мире. И пошли по тысячи от каждого колена  - всего двенадцать тысяч вооружённых воинов. Они пошли, разгромили мидьянитян., взяли большую добычу. Война была серьёзная, надо было почти поголовно всех истребить: всех мужчин и всех женщин  не самого младенческого возраста.   Когда они вернулись и пересчитали, то оказалось, что ни один человек не погиб – все вернулись в целости. Говорится в Талмуде, что вернулись они все в сохранности потому, что ни один из них не предпослал головного тфилина ручному. Когда Тора говорит, что отправляясь на войну, армия должна иметь сопровождающего коhена, который помазан сопровождать армию на войну, и он обращается с известными словами, и так, что некоторые лица освобождаются от участия в сражении. Таким образом освобождается человек, который построил новый дом и  не успел его обновить; посадил виноградник, взял жену. А так же освобождается тот, кто боится, чтобы он не расслаблял сердце других, а чтобы не было на нём «написано», что он трус, он уходит вместе с теми, кто построил дом, посадил виноградник и обручился. Мудрецы задают вопрос: а чего собственно еврею бояться? – Бояться надо, если за ним есть грех, например,  он сначала наложил головной тфилин, а потом ручной. Грех – это повод бояться.  Что же здесь такого особенного, что требуется, чтобы мы сначала накладывали тфилин на руку, а потом – на голову? Какая разница между этими «коробочками»? Они выглядят одинаково, но в каждой из них есть свиточки с определёнными отрывками Торы. Отрывки одни и те же и в ручной коробочке и в головной. Разница в том, что в ручной они написаны все на одной полоске, в одном свиточке, скрученном, а в головном есть четыре отсека, и каждый отрывочек помещён в свой отсек. Чему это соответствует? – Это соответствует тому, что евреи сказали на Синае : «наасэ ве нишма» - «сделаем и послушаем».  То есть, сначала – рука, когда всё подряд: есть инструкция «так делай», а потом, когда будет досуг, ты тогда начинаешь анализировать, и раскладывать по полочкам, что к чему. То, что евреи справились с задачей войны против Мидьяна, и таким образом  – без всяких потерь, ведь это просто чудо, чтобы на войне ни один человек не погиб, то это благодаря тому, что ни один  из них не поставил постижение умом впереди исполнения обязанности. И это еврейский подход к миру: я должен понять, что мне нужно делать, сделать это, а назавтра начинать въедливо разбираться:  почему, что,  да как; таков порядок.  И это неверно, что может быть,  потом поздно разбираться с тем, что сделано, потому что,  если я начну сначала разбираться, то потом будет поздно, и  я не смогу это сделать как следует. Примером может служить царь Шауль, который почти исполнил заповедь истребить Амалека, но сделал это «немножко не до конца», и он на этом потерял всё. Почему? Мидраш описывает, что он стал думать: ну, хорошо, если люди виноваты, то при чём тут скот, а если взрослые грешили, то причём тут дети? Это невозможно понять – это приказ «высшего начальства»: Всевышний приказал и ты должен это сделать, хотя это и очень тяжело. И говорится,  что Всевышний даст тебе милость, чтобы это жестокое действие не укоренило жестокости в твоей душе. Конечно, когда приходится убивать людей, то это страшное дело! И это должно развивать жестокость, но если ты это делаешь, выполняя заповедь, то Всевышний даст тебе милость и у тебя не разовьются эти чувства, потому что огромное количество заповедей направлено на то,  чтобы в нас не развивалась жестокость, а развивалось милосердие и другие подобные качества. 

Раздел Масэй.

Раздел Масэй  начинается с того, что там перечисляются все переходы евреев в пустыне. Подводится итог; фактически вся история до входа в Эрец Исраэль заканчивается, и в Торе уже не будет новых событий, кроме того, что под конец книги Дварим  Моше пойдёт и скажет свою речь перед своей смертью. Ему это было сказано явно, и он это делает, нисколько не откладывая, в отличие от Йеhошуа, которому ставится в упрёк, что он всё-таки немножко тянул, зная, что пока земля не завоёвана и не распределена, он точно будет жив. Под конец тридцать третьей главы, начиная с пятидесятого стиха, сказано, что в степях Моава, у Иордана, напротив Йерихо, то есть там, где они уже подходят к тому месту, когда Моше поднимется на гору и умрёт, там Всевышний говорил Моше  сказать так сынам Израиля: «Вы переходите Йордан  в землю Канаанскую, и прогоните всех жителей земли от своего лица, и уничтожьте все их капища, и всех их идолов, и т.д.; и овладейте этой землёй, и поселитесь в ней,  потому что Я дал вам эту землю, чтобы владеть ею». И дальше Господь даёт указания, как распределять эту землю по жребию и пр.   Раши к этому месту   говорит так, что глагол «леhориш» имеет два значения: «прогнать кого-то» и «овладеть чем-то». Здесь идёт речь о том, что есть заповедь прогнать местных жителей; они не могут здесь оставаться. А что касается того, что «поселитесь в этой земле», то Раши не говорит, что это заповедь, а Ор-hа-hаим объясняет так, что по мнению Раши  прогнать местных жителей – это заповедь, а поселиться в земле Израиля – это обещание. То есть, вы прогоните, а Я, Всевышний, обеспечу, чтобы вы здесь проживали. Рамбан с таким подходом категорически не согласен и говорит, что проживать еврею в Эрец Исраэль – это тоже заповедь Торы. Это знаменитый спор: У Рамбама  в списке заповедей мы не видим такой заповеди. Многие склонны считать  это частным мнением Рамбана. Другие говорят, что если  Рамбам ничего не говорит, а Рамбан говорит, что есть такая заповедь, то нет смысла говорить, что такой заповеди нет. Дело в том, что у Рамбама есть свои принципы,  он слишком общие заповеди не включает в список заповедей, потому что от проживания евреев в Эрец Исраэль, вообще говоря, зависит всё на свете. Для Рамбама это настолько фундаментальная обязанность, что он это даже не называет в виде отдельной заповеди. Этот вопрос актуален и сегодня . Надо по этому поводу сказать, что выделенность и святость земли Израиля имеет несколько разных сторон. Мы приближаемся к следующему году, который будет Субботним годом, и все продукты,  которые вырастают в этот год в Эрец Исраэль,  обладают повышенной святостью. И эта сторона святости для принесения в Храм и т.д., зависит от завоевания и освоения народом Израиля земли Израиля. То есть, пока народ Израиля не вошёл в землю Израиля, этой святости ещё нет, но есть другая святость, та святость, которая от Сотворения мира ещё до появления народа Израиля. Эта земля выделена, она избрана, чтобы здесь проявлялось  Божественное присутствие, и эта сторона как была, так и остаётся даже, если народ отправляется в изгнание.

Следует по поводу этой главы сказать ещё следующее.

В начале тридцать третьей главы говорится: «Вот странствия сынов Израиля, которые вышли из земли египетской по воинствам их. И записал Моше их выходы  к  переходам  по слову Всевышнего . И вот их переходы к выходам». Странное построение,  когда  в одной фразе говорится: «выходы к переходам» и «переходы к выходам». Что здесь Тора хочет сказать? Тора не употребляет лишних слов, поэтому, если она дважды говорит про «выходы и переходы» в разном порядке, то она что-то этим хочет сказать. Есть очень существенное объяснение у мудрецов, которое кстати даёт ответ и на то, зачем вообще нам , подводя итог, надо перечислять все переходы, все сорок два места, где они останавливались на протяжении сорока лет в пустыне. В некотором смысле,  оглядываясь, теперь можно сказать, что это бросает какой-то свет на место книги Бемидбар во всём строении Торы.  У всякого дела есть начальная точка и цель, назначение. И когда говорится «выходы к переходам», то имеется в виду, что народ Израиля избран потому, что у них исходная точка – это Праотцы Авраам, Ицхак и Яаков. Они от них произошли, и это дало нам заслугу, за неимением других более конкретных заслуг, чтобы нас авансом вывели из Египта. Мы ничем хорошим там «не блистали», хотя и были отдельные заслуги. Существует цель, предназначение, к которой мы идём для того, чтобы раскрыть Божественное присутствие, Божественное царство,  в этом мире. И есть путь к этому. Есть путь, который абсолютно незаменим. Вы не можете попасть просто из начальной точки в конечную, нужно как-то реализовать. Исходя с хорошими задатками и двигаясь к важнейшей цели, вы должны проделать какой-то путь. Вот, модель, зародыш этого пути – это хождение по пустыне. Поэтому очень важно, что эти «выходы к переходам» – по слову Всевышнего.  То есть, это то, что требуется, чтобы переходы совершались по слову Всевышнего. Может быть, конечно, тут имеется в виду, что Моше записал по слову Всевышнего. Но нам часто в предыдущих  главах книги Бемидбар говорилось, что все переходы, входы, остановки – все были по слову Всевышнего. Таким образом, исходная точка от нас никуда не девается, заданная цель всегда остаётся, а вопрос такой: совершаем ли мы переходы по слову Всевышнего?  И это вопрос, который обращён к нам, и нам надо на него что-то ответить.

Раздел «Корах».

Поскольку перерыв в изучении этого раздела был большой, следует хотя бы кратко напомнить содержание предыдущих обсуждений. Корах, который был богатейшим и одним из самых влиятельных людей в народе, подготовил и реализовал бунт против Моше и Аарона, и это кончилось тем, что часть этого сообщества провалилась, была поглощена «устами» земли, и провалилась живьём в Преисподнюю;   двести пятьдесят человек, которые пытались приносить воскурения, были сожжены огнём с Неба, а Корах по разным мнениям то ли попал и туда и туда, то ли он был умерщвлён отдельно эпидемией. Как бы то ни  было, Моше сказал Элазару, сыну Аарона, священнику: «Пусть он уберёт совки из среды пожара, а огонь пусть выбросит подальше, потому что они освятились. Из совков этих грешников, которые провинились своею жизнью, пусть сделают из них расплющенные листы, и сделают из них  покрытия для жертвенников, потому что они принесли перед Всевышним и они освятились. И будут они знаком для сынов Израиля».  Дальше говорится, что взял Элазар, коhен, эти медные совки, которые поднесли сожжённые, и расплющил их, сделал из них  покрытие для того, чтобы не приблизился чужак, который  не из потомства Аарона, воскурять кторет перед Всевышним, и чтобы «не был, как Корах и его  сообщество», как говорил Всевышний через Моше о нём. Эта фраза пятого стиха очень запутанная и она сложно построена. Мы попробуем в ней разобраться

Ответ на вопрос:

Ведь у них не было одной цели и, вероятно, и не могло быть? – Можно привести такой пример, что когда реклама какого-нибудь игорного дома говорит, что ты за вечер можешь выиграть крупную сумму, то, как правило, не пишут, сколько ты можешь проиграть. Когда человек входит в азарт, то он надеется, что выигрыш ждёт его лично. Как мы знаем из мидраша, у Кораха были все основания думать, что это именно он. Поскольку было известно, что из всех претендентов  выиграет и останется в живых только один, то у всех, кроме

Она, у которого оказалась умная жена, была такая надежда, а, может быть,  это даже не надежда, а вот эти двести пятьдесят человек были такими идеалистами, что они готовы были рискнуть жизнью ради того, чтобы принести это воскурение – это самая тонкая, самая высокая часть служения в Храме. Почему с ними было колено Реувена? – потому что Реувен – первенец Яакова, и они считали, что пора вернуть ему первенство. А первенцы из других колен считали, что поскольку первенцы всегда служили, то и они должны служить. То есть, у каждого были свои соображения. В чём был корень бунта самого Кораха? – В том, что он бросил тень сомнении на то, что Моше адекватно, один к одному, передаёт распоряжения с Неба, а не добавляет что-то от себя.

В Талмуде, в трактате Сангедрин,  говорится так. Рав говорит: Сказано, «чтобы он не был, как Корах и его сообщество». И отсюда каждый, кто держится за распрю, нарушает заповедь «не делай», потому что сказано: «и не будет, как Корах и его сообщество». Это уникальная заповедь. Обычно заповеди говорят: «делай что-то» или – «не делай чего-то». А тут такая заповедь: «не быть, как Корах». Рав Аши говорит, что всякий, кто оспаривает коhенство, заслуживает того, чтобы быть прокажённым.  Что можно сказать о соотношении этих высказываний? Рамбам посвящает довольно  заметное место обсуждению этого отрывка  из Гемары  в одном из предисловий к своей книге «Заповеди». Известно, что до того, как Рамбам написал свой главный  труд «Мишне Тора», он составил, готовясь к этому, целый ряд  очень важных сочинений: он прокомментировал всю Мишну, и его комментарии изучают все поколения, включая  наше; он прокомментировал многие трактаты Талмуда, как Вавилонского, так и Иерусалимского, к сожалению, почти ничего из этого не сохранилось. И он составил «Книгу заповедей». Он составил список шестисот тринадцати заповедей, где кратко указывается источник в Торе, и каков смысл данной заповеди. В узком смысле мы заповеди Торы называем мицвот – то, что, начиная с Талмуда, определяется, как набор  из шестисот тринадцати заповедей. К книге «Заповеди» Рамбам написал ряд предворяющих принципов, которыми  руководствовался:  какие заповеди следует включать, а какие – нет. Это очень важные и поучительные принципы. Так, в восьмом принципе он пишет следующее. Он говорит, что не всегда, когда  в Торе что-то сказано со словом «не», например глагол, обозначающий «не сделает чего-то»,  мы можем различить: что это? – Или это заповедь не делать этого, или это описание будущего, то есть, что так не будет?  И поэтому он рассуждает о том, какие отличительные признаки в контексте, по которым можно выделить: что является  заповедью «не делай», а что является просто утверждением, что в будущем не будет так. Рамбам говорит так, что когда говорится «не будет, как Корах и  его сообщество», то это описание того что «не будет», но это не заповедь. Правда, он говорит, что в Талмуде есть и другое утверждение, а именно, это высказывание мудрецов, то, что Рав говорит, что всякий, кто держится за распрю, нарушает заповедь «не делай», как сказано: «Не будет, как Корах и его сообщество». Но это просто то, что называют «асмахта». Мудрецы явное свое наставление не подражать Кораху и не поступать, как он, опирают на этот текст, но не то, чтобы мне Тора прямо это говорила в этом месте. Это как бы только «подпорка» под мнение мудрецов. Так говорит Рамбам. Нельзя сказать, чтобы стих говорил, имея  виду это. А запрет раздувать раздор и распрю входит в совершенно другую заповедь, которую Рамбам даёт под номером сорок пять, где говорится «не делать себе порезов по мёртвому».   Есть такой запрет в Торе. У идолопоклонников  выражением горя является то, что они себе делают порезы, увечья. Это запрет Торы, и эта заповедь формулируется, как «не делать раны», и сюда же входит в качестве мидраша запрет «разбиваться на секторы» в общине Израиля. То есть, не надо этой секторности. Народ должен быть единый. И поэтому Рамбам говорит, что запрет раздора есть, но он учится не из этого места, а это просто обычай. А здесь, как он говорит, смысл совсем другой, а именно, он говорит так, что «Не будет, как Корах и его сообщество» – это утверждение о том, чего не будет. И Всевышний рассказал нам, что всякий, кто будет оспаривать коhенство, и будет претендовать на него,  в будущем не подвергнется тому наказанию, которое выпало Кораху и его сообществу, когда одни были проглочены землёй, а другие сожжены, а на самом деле его наказанием будет то, о чём говорил Всевышний  «бе яд –Моше». Именно так сказано в пятом стихе, что Всевышний говорил «через Моше». Мидраш, на который здесь намекает Рамбам, которым он пользуется, говорит, что это выражение такое же, как в книге Шемот  у горящего куста, когда Моше говорит, что они мне не поверят, а Бог говорит: «Засунь руку за пазуху, вынь и она вся, как снег, прокажённая, снова засунь и вынь – она выздоровела. Это Он даёт Моше знак продемонстрировать чудо, чтобы евреи ему поверили. Но здесь намёк на то, что всякий, кто говорит «лашон-hара», занимается злословием, тот будет наказан проказой. Мидраш говорит, что тот, кто будет оспаривать коhенство и претендовать на него, тот будет наказан как тот знак, который был дан Моше,  то есть, он будет поражён проказой. Таким образом, Рамбам считает, что здесь нет специальной заповеди «не быть, как Корах», и наказание будет другим. То есть, что наказание Кораху и сообществу было чем-то одноразовым, выходящим совсем за рамки природы, и обычного, а если человек будет поступать таким образом, претендовать на коhенство, то он будет наказан проказой.

Рамбан в своих критических замечаниях к «Книге заповедей»  Рамбама в этом месте с ним очень не согласен. Он говорит, что то, что приводит Рамбам, это конечно мидраш, но это наверняка не прямой смысл этого стиха и это не основной мидраш наших мудрецов. А простой смысл того, что здесь написано, и главное содержание  состоит в том, что Всевышний заповедал расплющить эти самые совки, и сделать покрытие для жертвенника в память сынам Израиля о двух вещах. Во-первых, чтобы чужак не приближался воскурять кторет в качестве приношения Всевышнему, и  во-вторых, чтобы ни один человек не вздумал претендовать и оспаривать коhенство Аарона. Такие две вещи. И поскольку про эти две вещи говорится, чтобы они были для памяти,  то это не просто описание того, чего не будет, а это –заповедь, где говорится  что что-то делается, чтобы помнили, и  не делали чего-то. Это значит, что есть заповедь не делать это. Рамбан согласен, что не всюду, где сказано «не будет»  – это будет заповедь запрещающая, но здесь он  в отличие от Рамбама считает, что это –заповедь. Он говорит, что из этих двух сторон здесь не перечисляется  запрет чужаку приближаться потому, что этот запрет содержится в явном виде во всей службе жертвоприношений в Храме и говорится там, что чужак, который приблизится, будет предан смерти.

Ответ на вопрос:

Может ли чужаком считаться Гер? – Это вопрос, который задал Гилелю один из предстоящих геров. Когда Шамай его прогнал, потому что он сказал, что я хочу, чтобы ты мне сделал гиюр с тем, чтобы я был Первосвященником, поскольку он прослушал про одежды Первосвященника и ему они очень понравились. А Гилель его принял и сказал, что для того, чтобы быть царём, надо учиться вести себя по-царски, и давай учить Тору. Они читают, дошли до этой фразы: «чужак, который приблизится, будет предан смерти»,  и тот насторожился и спросил, а кто этот чужак? – Ну, например, царь из рода Давида. Он по отношению к храмовой службе чужак, потому что не чужак– это только потомок Аарона и никто другой.

Только коhен имеет право служить в Храме, и никто другой. И доказательство очень сильное из того, что произошло с царём Узияhу, который был очень праведным царём, и много сделал для укрепления страны, но он несколько возомнил о себе, и зашёл в Храм, чтобы воскурять, и когда его предупреждали, чтобы он вышел, он не захотел. И после этого он стал на всю жизнь прокажённым. Он был в изоляции, как полагается прокажённому, но продолжал как бы полу-заочно управлять страной. Эта история  очень поддерживает этот мидраш и укрепляет позицию Рамбана. Таким образом, как раз такое утверждение, что тот, кто оспаривает коhенство, тому положено быть прокажённым, это из намёков, опирающихся на наш стих.  И очень странно видеть, что Рамбан приводит это в качестве основного содержания стиха.  Если мы посмотрим на то, как комментирует этот стих Раши, то слова: «и не будет, как Корах» он понимает так, что бы «не был, как Корах».  В конце нашего пятого стиха говорится: «Как говорил Всевышний посредством руки Моше ему». Кому «ему»? Раши неоднократно объясняет нам грамматику языка Торы, что там, где местоимение «ему», «ей» и т.д. стоит в сочетании с глаголом «дибер», там надо понимать, что это не «ему говорил», а «о нём говорил». И есть множество убедительных примеров, что это именно так. Тогда надо понимать: «как Всевышний говорил через Моше о нём». О ком же? – Раши считает, что говорил об Аароне. Что он говорил об Аароне? – Что только Аарон и его потомство имеют право служить в Храме, что он и его сыновья будут коhенами. А мидраш, как говорит Раши, считает, что говорил о Корахе. То есть, Раши считает, что простой смысл этого стиха в том, что говорил Всевышний  об Аароне. И в этом месте можно удивиться тому, как Раши  может так считать? Представляется, что невозможно считать, судя по пшату, что речь идёт об Аароне, потому что говорится: «сказал ло» - «сказал о нём». Для того, чтобы сказать «о нём», нужно, чтобы перед этим он фигурировал в качестве именительного падежа, чтобы его имя было названо, чтобы это был тот, о ком говорится «о нём». Но здесь Аарон появляется только в придаточном предложении: «Чужак, который  не из потомков Аарона». Получается, что говорил о чужаке? Но он не говорил о чужаке, потому что это относится ко всему народу. Поэтому, пшат здесь должен быть совершенно другой. Его объясняет Рамбан в своём комментарии к этому стиху. Рамбан очень «щедро» цитирует весь комментарий Раши  и говорит, что правильно понимать надо так, что «о нём» относится к Элазару. Всевышний заповедал Моше: «скажи Элазару», чтобы он взял, расплющил, покрыл; И Элазар так сделал, как Всевышний сказал.  И это понятный и простой смысл., и это согласуется: он взял и сделал, как говорил Ему Всевышний, чтобы это было памятью для сынов Израиля.

Есть некий вопрос, который сейчас не время обсуждать, но сам мидраш Танхума, который всеми цитируется говорит, что слова:  «через руку Моше» – это  намёк на то, что всякий,  кто будет оспаривать  коhенство, заслуживает того, чтобы быть покрытым проказой. Но,  как говорит Раши, –здесь мало технического сходства, надо чтобы было содержательное сходство. На что намекает рука Моше?  – Не удаётся найти обсуждение этого вопроса.  Иногда мидраш может приравнивать и по чисто техническому сходству, но это очень слабо. А сильнее было бы увидеть сходство такое: здесь вы оспариваете, что Моше передал один к одному то, что говорил ему Всевышний, и Моше демонстрирует народу, что если вы мне не поверите, смотрите: вот какой знак. Это красивое сходство, но мидраш всё-таки поворачивает в основном не так, и говорит, что ты, Моше, занимаешься злословием, ты говоришь, что они не поверят, а они – верующие и дети верующих. И это тебе предупреждение, как бы тебе проказу не «схлопотать». Тут получается, что проказа бывает наказанием за разные вещи, и этот мидраш перестаёт удовлетворять читателя.

Заключение о восстании Кораха.

Несколько заключительных слов о восстании Кораха, хотя много об этом мы уже знаем. Мы помним, что Корах не так просто, спонтанно выступил против Моше и Аарона. Он это выступление очень тщательно готовил. Главным инструментом, чтобы поднять руководителей народа против Моше было злословие и издевательство над тем, что вот, Моше морочит нам голову. Мидраш, который начинается с того, что мы очень давно обсуждали, по соседству с парашат «Цицит» в конце предыдущего раздела, рассказывает про то,  что Корах надел всех своих людей в небесно-голубые одежды и на вопрос о том, требуется ли при этом  нити тхелет на конце, Моше ответил, что да, требуются. И Корах возражал, что же может добавить одна голубая нить?  И то же самое про мезузу, что если комната «набита» книгами Торы, почему же она требует ещё и свиточка на косяке?  Рав Соловейчик писал, что Корах не был  «ламдан», он был человеком, который не может понять профессионального образа мышления, он не владел серьёзным аппаратом. Но это – техническая характеристика.  Мы приводили такой интересный мидраш, что Корах был пережитком поколения «Раздела», поколения строителей Вавилонской башни. Вавилонская башня начиналась с того, что на земле был «язык один и слова одни». И это было потрясающее единство! По этой причине они остались живы в отличие от поколения Потопа, от которого ничего не осталось, кроме Ноаха. А это поколение осталось жить, но они перестали друг друга понимать. Почему они престали понимать друг друга? – Это очень важная точка, которую надо заострить, потому что в ней вся суть. Мы говорили, что криминал строителей Вавилонской башни заключался в том, что они хотели отгородить землю от Неба, они хотели упрочить свое единство, дружбу. Достижение единства безусловно является целью, поставленной Творцом, но дело в том, что так устроен мир, что достичь единства на плоскости этого мира в принципе невозможно, невозможно по определению. Для этого нужно, чтобы каждая вещь здесь имела «ушко», за которое она привязана к корню наверху. «hа-Шем эхад» в частности обозначает, что без Него ничто не может быть едино.  Поэтому, человек должен иметь такое «ушко», такую «бирку», за которую он привязан к Небу. Его одежда должна иметь «кисти»; эта кисть должна быть связана с Небом. Его жилище должно иметь мезузу.

Народ должен иметь Моше, который их связывает с Небом.  Время будет «крутиться» безо всякого смысла, если у него не будет «ушка» под названием «шабат». Когда рассказывается про великого мудреца, как он готовился встречать шабат, то говорится, что он мылся горячей водой, заворачивался в одежду с цицит, и выходил встречать шабат. Порчему это так важно? – Потому что это одно и то же: для того, чтобы встречать шабат, нужно быть в одежде с цицит, потому что и то и другое является ниткой, которая связывает с корнем, из которого может вырасти единство. Но вот этого-то и не мог принять Корах, и поэтому он был обречён на крах. Мы сказали, что криминал поколения Вавилонской башни – это попытка «рассечь», разделить Небе и землю, а это обозначает разрушение, и поэтому они наказаны тем, что перестали понимать друг друга, потому что человеческая речь – это и есть самая тонкая вещь сплетения Неба и земли, воссоединения души и тела, как мы уже говорили. Поэтому, настоящий человеческий разговор – это то, что открывает Небесную основу в земном и телесном. Когда мы занимаемся разговорами другого рода. то потом мы удивляемся, почему у нас так много разрушается?   Кто такой правитель в народе Израиля? Для чего нужен царь?  –Для того, чтобы направлять душу народа к связи с Небом. Если мы видим, что правительство исполняет эту должность, то – честь ему и слава, но если мы этого не видим…

Ответ на вопрос:

Какие заповеди Ноаха нарушали строители Вавилонской башни? – То есть, это вопрос о том «по какой статье» они приговорены? Одно из объяснений, правда из вторичного, очень надёжного источника, что Ноаху была дана заповедь, которая не входит в список семи заповедей,  и это была заповедь постепенно от того места, где они высадились из ковчега, двигаться в Иерусалим, построить там Храм, и оттуда начинать заполнять всю землю, чтобы святость из этого «фокуса святости» распространять на всю землю. А они сказали, что мы здесь построим ещё лучше вашего, обойдёмся  сами. И это прямой бунт. Это так же, как в семь заповедей бней Ноаха не входит заповедь не есть от дерева познания, но Адаму эта заповедь была дана. По поводу того, что эти «строители» ничего такого плохого не сделали, можно сказать, что есть разные ситуации. Например, мы не так давно читали, что человек всего лишь собирал хворост в шабат и было велено его казнить. Нам это кажется странным сейчас, как можно было за это казнить? Точно так же человеку, только что вышедшему из Египта, было бы странно узнать о многих сегодняшних наказаниях. Вопрос: что разрушает вселенную? Это на каждом этапе может быть своё. Дело в том, что если бы вся земля действительно абсолютно была едина, то тогда цель, поставленная при сотворении мира, была  бы уже остановлена и недостижима. Потому что человек подобен Богу, и если все люди сговорились хотеть одного, то это должно исполниться. Хорошо, что нашёлся один Авраам, который был диссидентом и сказал, что не буду строить вашу башню.  Поэтому говорится, что Всевышний терпел десять поколений от Потопа до Башни, и Аврааму отдал всю награду, которая была заготовлена для всех. То есть, они шли к мёртвой точке этого «маховика», и это не имело никакого будущего, поэтому всё будущее Всевышний передал Аврааму. То, что они были наказаны,  можно определить и по другому. Люди, которые задумали отделиться от Неба, превратили человеческую речь в помело. То если так, то и говорить не о чём, они потеряли человеческий облик. Они якобы стремились к Небу, но сказали: «сделаем себе имя». А Всевышний сотворил небо и землю для того, чтобы Своё Имя раскрыть земле. Поскольку они вместо этого хотели сделать себе имя, то они по разным вариантам мидрашей: хотели порубить Небо; хотели отгородиться от неба, но в любом случае они не строили башню для того, чтобы послушать внимательно, что им скажет Всевышний.