К оглавлению лекций З.Дашевского по Торе

Лекция 5. Недельный раздел Ваэра (7:14 - 9:12)

Предупреждение Фараону. (7:14-7:16)
Число казней и деление их на группы - выяснение смысла. (7:17)
Уроки первой казни - кровь (7:17-7:25)
Вторая казнь - Лягушки (7:26-8:11)
Третья казнь - вши. (8:12-8:15)
Четвертая казнь - Дикие звери. (8:16-8:28)
О смысле каждой из казней в группе
Пятая казнь - мор. (9:1-9:7)
Шестая казнь - нарывы (9:8-9:12)

Предупреждение Фараону. (7:14-7:16)

В прошлый раз обсуждалось, что Моше и Аарон предъявили фараону знак, бросая посох, который превратился в змея и, снова превратившись в посох, проглотил посохи колдунов Египта. Стих 1З-ый заканчивается тем, что "вйехизак лев паро вло шама элеhем" - "и было крепким сердце фараона и он не слушал их" - "каашер дибер hа-шем" - "как и говорил Всевышний". После этого начинаются собственно казни. "Сказал Всевышний Моше (14-ый стих): "Тяжело сердце фараона и отказался он отпустить народ. Иди к фараону утром. Вот он выходит к воде, и ты встань перед ним (раньше, чем он придет, упреди его) на берегу Нила и посох, который превращался в змея, возьми в руку и скажи ему..." Мидраш говорит, что фараон, который себя выставлял божеством в Египте, делал вид, что ему не нужно ходить по естественным надобностям, и поэтому он рано утром незаметно ходил к Нилу. Вот в этот-то момент Моше было поручено его подкараулить, и обратиться к нему со своей речью. "И скажи ему: "hа-Шем элоhей иврим шлахани елэйха" - "Всевышний, Бог евреев, послал меня к тебе" - "леемор шалах эт-ами виавдуни бамидбар" - "сказать: отпусти народ Мой и они послужат Мне в пустыне" - "вhине ло-шамата ад-ко" - "и вот ты не слушал до сих пор". Раши к этому стиху пишет: "ад-ко" - по-простому - "до сих пор". Мидраш говорит, что надо понимать так: "ты не будешь слушать, пока не услышишь от меня известия об избиении первенцев". И это сообщение я начну словами "ко амар hа-шем" - "Так сказал Всевышний". Это - последняя, десятая, казнь и Раши упоминает ее здесь в соответствии с мидрашем, потому что она открывается словами Моше: "Так сказал Всевышний: "около полуночи Я пройду по Египту и поражу первенцев в каждой семье". Однако, если мы посмотрим на все десять казней, которые теперь начинаются, то все время говорится: "ко амар" - "так сказал". Это довольно обычное выражение Торы и почему Раши и мидраш говорят, что это "ко" намекает о предупреждении о самой последней казни? Дело в том, что все предыдущие предупреждения Моше делал фараону через Аарона. Моше был поставлен Богом над фараоном, а Аарон служил ему пророком. Мудрецы по поводу стиля начала пророчества сказали так. Все пророки пророчествовали через выражение: "ко амар hа-Шем" - "Так сказал Всевышний". Моше же пользовался, как этим выражением "ко", так и другим, которым пользовался только он: "зэ hадавар hа-Шем амар" - "вот то, что сказал Всевышний". Моше открывал рот, и его устами говорило Божественное Присутствие. Таким образом, все предыдущие предупреждения фараон слышал от Аарона, и поэтому естественно, что ничего, кроме "ко", он не мог услышать, потому что Аарон был на уровне остальных пророков. Только Моше поднялся до такого уровня пророчества, которое называется "аспоклария меира" - Моше видел ясно, как никто другой. Поэтому, предупреждая фараона, когда, судя по всему, Аарона с ним не было, он мог говорить "зэ hадавар". Вместо этого Моше сказал: "ко амар hа-Шем". Почему так сказал Моше? Прежде всего - что сказал Моше? Он сказал: "кэхацот hалайла" - "приблизительно в полночь Всевышний пройдет по Египту и поразит первенцев". Всевышний сказал ему не это! Всевышний сказал ему "бэхацот hалайла". То есть - в полночь, точно. Моше по некоторой причине решил изменить текст и сказал вместо "бэхацот" - "кэхацот". Почему Моше это сделал? Он хорошо знал "Академию наук" фараона и понимал, что во время этой страшной последней казни поражения первенцев королевские астрологи возьмут свои инструменты и начнут высчитывать, в какой момент это началось. И могут сказать: "А вот Моше соврал, и это началось на (столько-то) секунд позже, чем он сказал", и тогда они назовут враньем все. Поэтому Моше решил не связываться с этими "учеными" и сказал: "около полуночи", поскольку несколько секунд в любую сторону не меняют дела. Моше не опасался, что Всевышний может не совсем точно выполнить свое обещание. Он опасался того, что эти астрологи могут неточно посчитать, потому что точное определение полуночи в астрологии дело нелегкое. Поскольку Моше сказал не точно то, что сказал Всевышний, то он и не мог сказать: "вот, что сказал Всевышний". Поэтому ему пришлось изменить формулировку и сказать: "Всевышний сказал, примерно, так: "Около полуночи Я пройду". Здесь содержится довольно глубокая характеристика того, что такое упорство фараона и его окружения. Сколько их ни бей, все равно, в конечном счете, Моше ожидает, что они будут цепляться к любым маленьким закорючкам и говорить, что все, что проповедует вам Моше, все это одно вранье и вот он на З,5 секунды ошибся. Поэтому становится понятным мидраш, в котором это довольно рядовое "ко" ставится в связь с тем (ад-ко). С самого начала Всевышний говорит Моше: "Я знаю, что фараон не отпустит народ и даже через воздействие сильной руки". То есть, даже если приложить руку, он не отпустит. Его нельзя просто побить, и даже сильно побить. Фараона нужно побить со всех сторон для того, чтобы ему пришлось отпустить народ.

Число казней и деление их на группы - выяснение смысла. (7:17)

Десять казней, к изучению которых мы теперь переходим, являются не просто важным эпизодом еврейской истории, не просто поучительным материалом для изучения, а они являются основой еврейской веры. Мы знаем, что Всевышний, открываясь на Синае, не определяет себя, как "Я, Всевышний, который сотворил Небо и Землю". Он говорит: "Я, Всевышний, твой Бог, который вывел тебя из земли Египетской". Поэтому, те уроки, которые следуют из Египетских казней, каждый еврей обязан изучать и осмысливать всю жизнь, ежедневно. 17-ый стих: "ко амар hа-шем бэзот тэда ки ани hа-шем" - "так сказал Всевышний: "по этому (по той казне, которая сейчас начинается), ты узнаешь, что Я - Всевышний". "Вот Я (Моше) ударю посохом, который у меня в руке, по воде в Ниле и вода превратится в кровь. И рыба, которая в Ниле, умрет, и весь Нил завоняет, и измаются египтяне пить воду из Нила". Не понятно, как они могут измаяться пить воду, которая превратилась в кровь? Начало стиха: "По этому ты узнаешь, что Я - Всевышний". Когда в Пасхальной Агаде, во время Седера, перечисляются 10 египетских казней, то там говорится, что мудрецы (раби Иеhуда) дали нам некий мнемонический ключ к этим правилам. Приводится аббревиатура из 10 букв. Так, первые три казни: "дам, цфардея и киним" - "кровь, лягушки и вши" сокращаются в мнемоническое слово "ДеЦаХ". Следующие З казни обозначаются, как АДаШ и последние 4 - БеАХаВ. Мудрецы объясняют, почему важны не только все эти казни вместе, но важно и их распределение на группы.

Фараон, когда Моше и Аарон пришли к нему в первый раз, занял очень жесткую позицию. Было сказано Всевышним, чтобы Моше, Аарон и старейшины пришли к фараону. В тексте же сказано, что пришли только Моше и Аарон. Мидраш спрашивает, куда же девались старейшины? Ответ такой, что они по одному и по двое "рассосались" по дороге, так что остались только Моше и Аарон. По мидрашу, в этот день был день рождения фараона. Поскольку Египет был сверхдержавой своего времени, то все окрестные цари явились во дворец фараона с подарками, восхвалениями, надевали ему на голову различные короны и пр. Дворец при этом охранялся очень сильно дикими зверями, и никто не мог войти в него без приглашения фараона. Моше и Аарон явились ко входу в тот зал, где фараон праздновал, и ему сказали, что там кто-то пришел. Он послал посмотреть, кто это? Когда ему сказали, что это какие-то два старца, то он сказал: "Пусть войдут". Когда они вошли, то по некоторым вариантам мидраша, дикие звери стали, как щенки, у их ног. Фараон спросил у них, кто их послал, что они хотят сказать и какие они привезли дары. Они говорят: "Нас послал Всевышний, Бог евреев, и велел сказать: "Отпусти народ Мой, и они послужат мне". Фараон был удивлен и сказал, что он никогда о таком не слышал. "А даже если бы и слышал, - сказал он, - то все равно он мне не указ и евреев ваших я не отпущу!" Мидраш подробно рассказывает о том, как фараон пошел в свою царскую библиотеку, пролистал весь справочник по всем народам - у кого какие идолы, и такого, как Всевышний, там не нашел. Тогда он спросил у своих гостей, слышали ли они о таком "Всевышнем"? И они ему сказали, что слышали. "Это - сын царей Востока" - так они определили Всевышнего. Мидраш говорит, что Всевышний сказал им на это: "Ах, так вы себя называете мудрыми, а меня называете сыном мудрых!" Затем фараон начал выяснять, кто же это такой, Всевышний? Что он умеет? Каковы его повадки? В чем его сила? Когда ему Моше и Аарон говорили, что Всевышний - это тот, кто тебя сотворил, и Небо и Землю сотворил, фараон ответил, что это вздор. "Я сам себя сотворил, - сказал он, - и Нил я сам сотворил". Не вдаваясь в детали, можно сказать, что фараон утверждает три вещи. Во-первых, как он говорит, - вашего Бога нет. Во-вторых, даже если он есть, то он не очень силен в этом мире. В-третьих, если бы даже он что-то в этом мире делал и значил, то есть и другие, которые не хуже его.

Отсюда можно легче понять, зачем же нужны были именно 10 казней. Казалось бы, что задача Всевышнего состояла в том, чтобы вывести Свой народ. Ясно, что Он мог довольно просто расправиться с египтянами и вывести народ. Зачем же понадобилось устраивать такие "наглядные зрелища?" Даже в случае, если их (египтян) следовало проучить, можно было дать им одну казнь, достаточно длительную, чтобы они взмолились о пощаде. Следовательно, 10 казней нужны были для чего-то более важного, чем для того, чтобы добиться определенной цели в данный момент. Каждая из трех групп, на которые подразделяются эти 10 казней, посвящена наглядному доказательству того, что оспаривает фараон. Вот, фараон говорит, что нет Всевышнего. Следует начать "наглядное обучение" и, как говорит 17-ый стих, "по этому ты узнаешь, что Я - Всевышний".

Уроки первой казни - кровь (7:17-7:25)

В чем же состоит "наука"? Сначала - Аарон посохом ударяет по Нилу, и вода в нем превращается в кровь. Мы знаем, что даже знаки не являются случайной демонстрацией "искусства", а должны служить некоторым нравственным уроком. Почему именно вода в Ниле служит объектом наказания и почему она превращается именно в кровь? По поводу Нила вопрос ясный, и ответ очень простой. Нил - это главное божество Египта. Египтяне понимают, что Нил - их кормилец и поилец и они ему поклоняются. Египет прямо противоположен Эрец Исраэль в том, что там практически нет дождей и Нил, разливаясь, орошает поля и дает народу Египта воду и прокорм. Так вот, если это - божество, то первый удар наносится по божеству. Почему же вода превращается в кровь? Можно ведь было бы просто сделать так, чтобы эта вода испортилась (заплесневела, например). Мидраш объясняет, что это потому, что когда египтяне боролись против того, чтобы евреи плодились и размножались, они запрещали еврейским женщинам окунаться для очищения, чтобы стать разрешенными мужу. Тем самым они, действительно, препятствовали тому, чтобы еврейские женщины рожали детей. Именно поэтому, раз они не давали еврейским женщинам очиститься от крови, то вода в Ниле и превратилась в кровь. В Ниле погибла рыба и т.д. и египтяне "замучились пить воду". Что же это значит? Это значит, что они замучились докапываться до тех слоев, где вода была пригодна для питья.

"И сказал Всевышний Моше (19-ый стих): Скажи Аарону: "Возьми свой посох и простри руку свою на воды Египта, и на их реки, и на их каналы, и на их водоемы, и на все, что содержит воду, и все превратится в кровь. И была кровь по всей земле Египетской и в дереве, и в камне". Не понятно, имеется ли в виду здесь, что вода превратилась в кровь внутри дерева и камня? Раши объясняет, что имеется в виду не это, а то, что вода превратилась в кровь не только в естественных водоемах - реках, каналах, и не только в искусственных водохранилищах, но и даже в сосудах - в деревянных и в каменных. Мы знаем, что каждая казнь продолжалась неделю. Спрашивается, как же неделю египтяне могли жить без воды? Ответ очень простой. Они покупали воду у евреев, потому что вся вода, которая была у евреев, оставалась нормальной. Следующий (20-ый) стих: "И сделали так Моше и Аарон, как заповедал Всевышний, и поднял посох (Аарон) и ударил по воде, которая в Ниле, на глазах у фараона и на глазах у его слуг и превратилась вся вода в Ниле в кровь. Почему поднимал посох Аарон, а не Моше?

Ответ на вопрос: Действительно, одна из самых элементарных обязанностей еврея - проявлять благодарность к тому человеку, или даже к тому предмету, который сделал тебе что-то хорошее. Запрет неблагодарности является одной из самых сильных обязанностей еврея. Поэтому Нил, как божество, должен был быть наказан, но не руками Моше, потому что Моше должен быть благодарен Нилу за то, что он спас ему жизнь.

"И рыба, которая в Ниле (21-ый стих), погибла и завонялся Нил, и не могли египтяне пить воду из Нила, и была кровь по всей Египетской земле. И сделали так "хартумей мицраим белатейхэм"... Если мы посмотрим на историю с посохом, который превращался в змея, то там тоже повторили этот "номер", но там были - колдуны, а хартумим - это не совсем колдуны, это скорее - заклинатели. Там превращение египетских посохов в змей было проделано путем колдовства. Бывает колдовство (и не только в сказках), которое приводит в действие какие-то разрушительные темные силы. Есть такой здесь тонкий вопрос, как же Моше мог давать повод египтянам делать то, что запрещено было даже сыновьям Ноаха, то есть заниматься колдовством? Возможно, ответом может служить то, что никто не заставлял их колдовать, когда они увидели, что Моше и Аарон могут делать что-то более сильное. В отличие от этой истории с посохами, воду в кровь нельзя превратить путем колдовства. Можно это сделать с помощью так называемых "шедим" - нечистой силы. Фараон, который понимал толк в разных областях колдовства и пр., на этот раз не позвал колдунов, а позвал только заклинателей, которые своими нашептываниями тоже сумели превратить воду в кровь. Дальше говорится: "вайехэзак лев-паро" - "и укрепилось сердце фараона" и "он не послушал их, как и говорил Всевышний". 2З-ий стих: "ваифэн паро вяво эль-бейто вело-шат ливо гам-лазот" - "и повернулся фараон, и вошел в свой дом и не обратил внимания и на это". Спрашивается, а что же он пил? Оказывается, что он пил нормальную воду, которая была у него в доме. По всему Египту вода превратилась в кровь, а в доме фараона не превратилась. Почему же? - Опять же потому, что Моше вырос в доме фараона. Надо сказать, что евреи как следует нажились за эту неделю, так как они дорого продавали каждый стакан воды. Когда заклинатели превращали воду в кровь, они тоже покупали воду у евреев. Мидраш описывает это очень красочно. Например, в доме, где жили и египтяне и евреи, у египтян вода превратилась в кровь, а у евреев - не превратилась. Или, если египтянин владел водоемом совместно с евреем, то половина, принадлежащая египтянину, превратилась в кровь, а половина, принадлежащая еврею, - не превратилась. Когда, например, египтянин предлагал еврею пить из одного сосуда, то еврей пил воду, а египтянин пил кровь. Только в том случае, когда египтянин покупал за деньги, вода оставалась водой. Поскольку фараон воспитал Моше, как принца, в своем доме, то можно считать, что плата за это - очень высока и она достаточна для того, чтобы окупить всю воду у него в доме. Поэтому фараон, хоть и переживал, что так все тяжело в его земле, но сам он жил вполне комфортно и поэтому ему было довольно просто не придать большого значения этой казни.

Ответ на вопрос: Если считать, что все эти казни предназначены для того, чтобы убедить фараона отпустить евреев, то, прежде всего, надо понять, что такое "убедить фараона". Мы уже говорили о том, что если бы цель состояла только в том чтобы добиться "выездной визы", то можно было бы применить любые и очень сильные меры. Очевидно, что для евреев, для Египта, для фараона и для всего мира требовалась какая-то очень серьезная наука. Фараон здесь служил просто оптимальным материалом, потому что если бы евреи находились в плену у любого другого народа, то это было бы не так показательно, так как такого "крепкого" места, как Египет, в то время не существовало. Это был "полюс нечистоты". Это был - полюс науки того времени. Это была экономическая сверхдержава, и она подходила для того, чтобы продемонстрировать "науку" на фоне настоящего сильного оппонента. Если бы оппонент был слабее, то сказали бы, что нет ничего удивительного (так как этот оппонент был бы "слабак"). Поэтому, фараон является полноценным участником этого "диспута", вовсе не чисто теоретического. То, что первая казнь его коснулась так слабо, то это, потому что его надо было готовить к тому, чтобы у него были силы выдержать 10 казней. Его дом, конечно, тоже был бы поражен, но здесь имеется запрет, состоящий в том, что Моше не может превращать в кровь воду того дома, где его вырастили бескорыстно. Фараону вроде как "повезло", так как еврейский Бог придерживается определенных строгих правил. То обстоятельство, что фараону дается "послабление", чтобы он не был так сильно убежден, то это происходит каждый раз. Так, когда Моше и Аарон первый раз приходят в его дом, фараон, увидев своих диких зверей, которые жмутся к ногам Моше и Аарона, должен был бы сразу понять, что это пришли люди необычайной силы. Уже одно то, что он, фараон, не велел им отрубить головы за то, что они ему портят праздник, должно было означать, что эти люди пользуются каким-то необычным влиянием. Однако, вместо того, чтобы это понять, фараон успокоил себя тем, что просто пришли какие-то странные люди, которые бубнят про какого-то неизвестного Бога. То есть, он успокоил себя, хотя при объективном взгляде на эти события следовало понять, что происходит что-то необычное. Дальше происходят события, которые дают еще больший повод для ошибки: они бросают посох, который превращается в змея, и фараон говорит, что это уже вообще наглость. Такой фокус в Египте могли делать маленькие дети. Чудо, которое произошло потом, когда посох Аарона проглотил все посохи, и при этом не изменился, уже невозможно было объяснить простым колдовством. Однако фараон, объяснив первую часть, как колдовство, которое все в Египте умеют делать, обходится без объяснения последней части. Человек, который хочет себя уговорить, находит почву для того, чтобы уговаривать. Это вовсе не частный случай, когда Всевышний говорит: "Пусть тот, кто хочет ошибиться, придет и ошибется". Если человек хочет знать правду, у него есть возможность до нее докопаться, а если хочет себя убаюкать, то, пожалуйста, - для этого есть почва. Может быть, поэтому первая казнь и оказалась такой мягкой для фараона.

Вторая казнь - Лягушки. (7:26-8:11)

26-ой стих: "И сказал Всевышний Моше: "Приди к фараону и скажи ему: так сказал Всевышний, отпусти мой народ и они послужат Мне, а если ты откажешься отпустить, то вот Я поражу все твои пределы лягушками. И воскишит Нил лягушками, и они выйдут, и войдут в твой дом, и в твою спальню, и на твое ложе, и в дом твоих слуг, и в твой народ, и в твои печи, и в квашню. В тебя и в твоих слуг войдут лягушки". Почему в этом предостережении содержится столько подробностей и такое длинное перечисление? Анализируя последние слова 28-го стиха, Талмуд говорит: "Квашня стоит рядом с печкой. Когда это происходит? - Тогда, когда печка топится. Нет смысла ставить подходить тесто рядом с холодной печкой, а это значит, что печь горит. Моше же говорит, что лягушки войдут в печь. Получается интересная наука, что лягушки, несмотря на то, что они твари несмыслящие, делают "кидуш hа-шем". Они, освящая Имя Всевышнего, прыгают в горящую печь по Его приказу. Затем, снова Всевышний велит Моше сказать Аарону простереть руку с посохом на реки и на каналы, на все водоемы, и оттуда выйдут лягушки по всей египетской земле. Снова тот же вопрос: почему говорится Аарону, а не Моше? Ответ состоит в том, что Моше не должен давать Нилу такой команды, которая является для него состоянием испорченным. "И Аарон протянул руку, и поднялись лягушки и покрыли египетскую землю". Здесь "лягушка" употреблена в единственном числе и по правилам иврита это вполне может использоваться, как собирательное понятие (по-русски, например, так используется единственное число слов рыба, птица). Мидраш же дает другое объяснение, что действительно, вышла одна лягушка, и египетские колдуны разного рода (заклинатели в том числе) от злости, что они не могут справиться с ней, брали железный прут и били ее, и от каждого удара эта лягушка разбрызгивалась на множество лягушек, которые постепенно заполонили весь Египет. Мидраш говорит, что когда у человека не хватает силы разумно справиться с какой-то проблемой, то он начинает в бессилии, на свою голову, эту проблему очень ужесточать.

И снова сделали так же хартумим - заклинатели египетские - своими нашептываниями, и тоже вывели лягушек на землю египетскую. "И позвал фараон Моше и Аарона и сказал: "помолитесь перед Всевышним, пусть Он уберет лягушек от меня и от моего народа и я отпущу этот народ и они принесут жертвы Всевышнему". Получилось, что фараон вроде бы так быстро согласился. "И сказал Моше фараону: "hитпаэр алай"... Что это значит? Это значит: "воскрасуйся надо мной" (заказывай музыку). "...когда помолятся за тебя, за твоих слуг и твой народ, чтобы были забраны лягушки от тебя и от твоего дома. И останутся только в Ниле". Лягушки были, действительно, вовсе не безобидны, это было настоящее бедствие. То, о чем предупреждал Моше, исполнилось в точности. Лягушки были не только в доме и на кровати, и в квашне, и в печке, - они были и внутри фараона и его слуг и всех египтян. Например, царь садится на трон и начинает царское совещание, вокруг него министры и, когда он открывает рот, начинает квакать лягушка, которая там сидит. Это довольно мучительное состояние и фараон говорит: "забери, не могу больше". Когда Моше спрашивает, какой день назначить для молитвы, то любой нормальный человек на месте фараона ответил бы, что это надо сделать немедленно. Фараон считает, что он не так прост и думает, что если Моше так быстро согласился, то, наверное, со временем казнь сама кончится, а Моше сделает вид, что это он забрал ее. Поэтому он говорит: "На завтра".

Ответ на вопрос: Заклинатели Египта проделали этот "номер" просто, чтобы доказать, что они тоже могут это сделать. Однако, убрать лягушек они были не в силах. Все случаи, когда "фараоновы специалисты" показывают свое искусство, они показывают не в той мере, что Моше и Аарон. Есть такой мидраш, что они превратили воду в кровь не по-настоящему, а только немного окрасили ее. Здесь они сумели вывести лягушек на Египет, но упразднить их они не смогли. Пока длилась эта казнь, Моше и Аарон тоже их не упраздняли, значит, эти заклинатели немного добавили лягушек. Моше и Аарон претендуют на то, что они представляют всесильного Бога и они обязаны предъявить нечто, чего не может сделать никто. Поэтому, когда колдуны повторяют или хотя бы как бы повторяют, то это для того, чтобы засвидетельствовать, что доводы Моше и Аарона - не убедительны.

Ответ на вопрос: "шалах" - это "отпусти" ("шлах" - это "пошли"). То есть, сказано - дай разрешение уйти, а не повели уходить.

Итак, фараон говорит: "на завтра". "И сказал: "пусть будет по твоему слову, чтобы знал ты, что "ки-эйн киhа-шем элохейну" - что нет такого, как Всевышний, наш Бог. И исчезнут лягушки и с тебя, и из твоего дома, и с твоих слуг, и с твоего народа, только в Ниле останутся". И вышел Моше и Аарон от фараона, и возопил Моше ко Всевышнему по поводу лягушек, которых он навел на фараона, и сделал Всевышний по слову Моше и умерли лягушки из домов, из дворов, из полей и собрали их кучами, и завонялась вся земля. И увидел фараон, что наступила передышка, и отяжелил свое сердце, и не послушал их, как и говорил Всевышний".

Ответ на вопрос: Вопрос о том, почему при перечислении умерших лягушках не сказано о тех, которые были в печах и квашнях, задается также и в Талмуде. Там сказано: "научить тебя, что безумство храбрых иногда имеет вознаграждения". Все лягушки, которые вышли из Нила на сушу погибли, кроме тех, которые прыгали в горящие печи, - они остались живыми, поэтому про них и не сказано. Известная история про друзей Даниэля, Мишеля, Хананиэля и Азалию, которым Навуходонецар велел поклониться его статуе, а иначе обещал бросить их в горящую печь. Они долго ходили и советовались с пророком, с мудрецом, и спрашивали, как им быть? Никто им не сказал, что они должны пожертвовать жизнью из-за того, чтобы не поклониться статуе царя. Они думали долго и, наконец, проанализировав историю с лягушками, решили все-таки согласиться, чтобы их бросили в горящую печь, потому что сочли, что это - прямой пример. Они применили известный прием, который называется "каль вахомэр" - "и подавно". Если лягушки, которым не дано заповеди освящать Имя Всевышнего, все-таки делают это, то человек, которому такая заповедь дана, тем более должен это сделать. Царь приказал всех троих бросить в печь, и их бросили, особенно сильно раскочегарив печку. Когда же царь приказал посмотреть, сгорело ли все до конца, слуга, посмотрев в печь, доложил ему, что там бегают четверо в огне. Четвертым был малах Гавриэль, который как раз является распорядителем огня. Мидраш рассказывает, что на Небе был спор. Ангел милосердия говорил: "давай, я спущусь и охлажу для них огонь". Всевышний сказал на это: "Если ангел милосердия спустится и охладит огонь, это - ничего удивительного. Лучше, пускай ангел огня спустится и сделает огонь холоднее и ангел огня сделал огонь горячее снаружи и холодным внутри.

Мы видим, что фараон здесь проявляет всего лишь обычное человеческое качество, но в более сильной форме. Когда человека прижимают, то он искренне раскаивается, готов отныне вести себя только хорошо, и он говорит, чтобы убрали от него эту пакость, и он отпустит народ. Когда же он видит, что наступила передышка, то он успокаивается.

Третья казнь - вши. (8:12)

И сказал Всевышний Моше (12-ый стих): "Скажи Аарону: "Протяни твой посох и ударь по праху земному (по пыли) и он превратится во вшей по всей египетской земле." И сделали они так, и протянул Аарон руку с посохом и ударил по земной пыли и она превратилась во вшей на человеке и на скоте. Весь земной прах кишел вшами по всей египетской земле. И делали так хартумим (заклинатели) своими нашептываниями, чтобы вывести вшей, и не смогли. И были вши на человеке и на скоте и сказали заклинатели фараону: "это - Божий перст (эцба элохим hи)". То есть сами "специалисты" вынуждены были признать, что это - не по их ведомству. Мидраш объясняет, что нечистая сила не может исполнять заказ любого масштаба и что есть некоторая предельно "мелкая зернистость", мельче которой нечистая сила уже не может распоряжаться. Меньше просяного зернышка нечистая сила уже ничего не может породить. Какова реакция фараона на это признание специалистов? - "И отяжелело сердце фараона, и он не послушал их, как и говорил Всевышний". Фараон решил: Ну, вы - оскандалились, вы оказались слабее, чем конкуренты, и теперь вы говорите, что вообще это не по нашей части. Что же, так бывает, просто у меня не такие сильные специалисты, как я думал.

Ответ на вопрос: Почему нет прямой связи: Всевышний - Аарон, а только - через Моше? С таким же успехом такой вопрос можно задать ко всей схеме функционирования мира, значительно расширив вопрос. Почему существуют многочисленные отрасли природы, сверх природных событий и т.д.? Почему бы Всевышнему не управлять всеми явлениями в этом мире напрямую? Очевидно, что мир должен содержать некоторое количество уровней. Нужна какая-то схема передачи влияния с более высокого уровня на более низкий. Мы это видим в царском дворце. Царь, который даже может находиться в прекрасном здравии, тем не менее, не одевается наскоро, а чиновники разного уровня передают ему разные части его туалета и т.д., потому что в этом есть царское достоинство. Делается все это не кое-как, наспех, чтобы достичь некой прагматической цели, а таким ритуалом соблюдается уважение к царскому сану. То же самое относится к вопросу охраны царского дворца. Если про дворец земного царя еще можно сказать, что его следует охранять от внешних врагов и даже от внутренних врагов, так как бывают покушения и т.д., то когда речь идет о заповеди охранять "Бейт hа-Микдаш" - Храм, вовсе непонятно, зачем его охранять? Что Всевышний боится, что его ограбят? Казалось бы, что Храм может обойтись безо всякой охраны. Охрана царского дворца, как говорят мудрецы, нужна не для того, чтобы не допустить его разграбления, а для того, чтобы проявить уважение к царскому дворцу. Это - своеобразная часть ритуала. Поэтому, можно думать, что такая расстановка сил, когда Всевышний говорит Моше, а Моше передает Аарону, а Аарон исполняет повеление, является разыгрыванием некоторой устойчивой схемы того, как влияние из верхних миров передается в нижние. Такой простой пример. Зачем нужно вообще иметь анкерный механизм в часах? Можно все сделать "без хитростей": есть гиря, есть стрелка и, опустившись, гиря может сделать нужное количество оборотов. Часы содержат такой механизм для того, чтобы все развивалось по каким-то дискретным подразделениям. То же и здесь. Творец может передать Свое влияние в самые нижние миры одномоментно. Однако, мир существует не так. Для чего-то дано и пространственное, и временное измерение. Поэтому, если задается такой вопрос о смысле передачи не непосредственной, а ступенчатой, то нужно тогда разобраться во всей схеме: зачем нужны какие-либо размеры в осуществлении Божественного желания. Совершенно ясно, что существует возможность моментального осуществления этого желания. Очевидно, что все мироздание, включая и все ритуалы и размеры, разнесения, нужны для некоторой воспитательной цели, чтобы человека воспитать человеком.

Ответ на вопрос: Такая вещь, как египетские казни, представляет собой чрезвычайно важную структуру. Каждый ее элемент надо изучать с разных сторон. Почему некоторые казни Моше велит делать Аарону, потом они делают вместе, потом, наконец, делает один Моше, а самую последнюю - делает сам Всевышний. Эта сложная структура нужна еще и для того, чтобы оттенить, что на всех десяти стадиях это происходит не монотонно. То есть Моше, который исполняет функции Бога над фараоном, действует сначала через своего пророка Аарона, потом на каком-то этапе он перехватывает и включается в игру и, как мы увидим, делает уже сам. Там, где Моше, исполняющий обязанности Бога при фараоне, уже не может сделать, там Сам Всевышний делает. Раз это происходит не монотонно на всех десяти шагах, то значит, сравнение может что-то дать.

Четвертая казнь - Дикие звери. (8:16-8:28)

"И сказал Всевышний Моше (16-ый стих): "встань утром и встань перед фараоном. Вот он выходит к воде, и скажи ему: так сказал Всевышний: "отпусти народ Мой и они послужат Мне, потому что если ты не отпустишь мой народ, то вот Я пошлю на тебя и на твоих слуг, и на твой народ, и твои дома "эт-hааров" (напущу на вас смесь). И наполнятся дома Египта смесью. Странность здесь состоит в том, что все предыдущие казни называются по какой-то содержательной характеристике: кровь, лягушки, вши. Здесь же сказано: напущу на вас смесь. Что такое смесь (аров)? Это - смесь всякого рода живых существ: зверей, бегающих, ползающих, некоторые говорят, что и летающих. "Напущу на вас смесь, и заполнятся дома Египта смесью и "вэ гам hаадама ашэр-hем алэйhа" - "и также земля, на которой они находятся". Что же это значит? Зачем такой усложненный оборот?

Первая группа казней - ДеЦаХ (кровь, лягушки и вши) предназначена для того, чтобы доказать фараону, что он не прав, говоря, что Всевышнего может быть вообще нет. На самом деле он - есть. На третьей казне сломались профессионалы фараона и сказали, что это - перст Божий. С казни "аров" начинается вторая группа казней, которая предназначена показать фараону, что Всевышний не только существует, но что Он участвует в управлении делами на земле. Для этого посылается смесь всевозможных зверей и слово смесь здесь важно потому, что участвовали животные, которые могут жить только в очень холодном климате и животные, которые могут жить только в очень жарком климате. Каждое животное являлось со своим климатом и мало того - со своей почвой. Некоторые животные требуют особой почвы, и они являлись с той почвой, которая им нужна для существования. Это было поразительным свидетельством того, что Всевышний, действительно, может управлять делами так, что Он посылает, кого хочет, и куда хочет. И здесь важно не то, какие это были животные, а важно то, что это была смесь всех несовместимых по требуемым условиям видов животных. "вэhифлейти (18-ый стих) байом hаhу эт-эрэц гошэн" - "и Я выделю в тот день землю Гошен, в которой мой народ находится, так, что там не будет смеси, ради того, чтобы ты знал что "ки ани hа-шем бекэрэв hаарэц" - "Я, Всевышний, посреди земли". Это как бы девиз ко второй группе казней.

Это очень важно вот для чего. Очень многие люди, которых даже нельзя назвать атеистами, так как на свете вообще мало людей, полностью отрицающих Бога, которые говорят: "да, конечно, Бог есть, но неужели Он будет вмешиваться в то, что достанется одному человеку и что - другому. Бог - высоко, далеко и то, что Он посылает, попадает к тому, кому достанется. Вторая группа казней как раз и учит тому, что это - не так. Есть утверждение мудрецов, что во всяком месте, где ты находишься, есть Возвышенность Всевышнего, и там же ты встречаешь Его Скромность. Так - в Торе, так - в Пророках, так - в Писаниях. Всюду, где говорится, как Он бесконечно высоко, тут же рядом говорится, как Он - глубоко в самых низких делах: что Он заботится о сироте, о вдове, рассуживает обиженного. То есть эти дела никогда не являются слишком незначительными, потому что мир создан не для того, чтобы быть сценой, которую не видно сверху. Тот факт, что посылается эта смесь, а в отдельной области, в земле Гошен, ее совсем нет, обозначает очень высокую точность попадания. Это не Бог, который где-то очень далеко, а это Всевышний, который может разделять сколь угодно тонко то, что происходит здесь, на земле.

Ответ на вопрос: Нельзя сказать, что в предыдущих казнях евреи не были отделены, так как в первых трех казнях евреи не страдали: у евреев вода не превращалась в кровь, вши также были только у египтян, так что, действительно, можно сказать, что там был тот же самый эффект. Написано ли это? Косвенно, безусловно, написано, так как сказано, что египтяне замучились пить воду, а евреи - нет. Следует только понять, что это - не главное, на что направлена первая группа казней, которая должна была показать, что Бог есть. Естественно, что раз он есть, то проявляется и то, что Он - "разделяющий" земные дела.

О смысле каждой из казней в группе

Ответ на вопрос: Можно ли рассматривать последовательность казней в смысле их усиления? У разных комментаторов есть очень большое количество различных вариантов схем, касающихся объяснений 10-ти казней. Десять само по себе очень важное число и об этом стоит поговорить в дальнейшем. Есть точка зрения Рафаила Гирша, что помимо того, что есть З группы казней, из которых одна говорит, что Всевышний существует, другая - что Он управляет и третья - что Он Один всем заведует, помимо этого, внутри каждой группы есть еще некое горизонтальное разделение. Первая казнь в каждой группе - всегда с предупреждением: Моше предупреждает о ней фараона, и она соответствует тому, что "пришельцем будет твое потомство". Вторая казнь - тоже всегда с предупреждением и соответствует тому, что "будут их порабощать". Третья же казнь - всегда без предупреждения и соответствует тому, что "будут мучить". И египтяне сейчас (в первой казне) получают соответственно тому, что они относились к евреям с пренебрежением, потому что те были пришельцами. И теперь как бы говорится: "так вот пойдите к ним купить водички". Во второй группе казней - это аров. Вторая казнь соответствует порабощению. Человек, который порабощает кого-то, считает, что он естественно является господином, по крайней мере, по одной из двух причин. Во-первых, потому что он благородного происхождения и заслуживает этого своими личными качествами, и во-вторых, потому что он - богат и силен. Вторые казни во всех группах как бы выбивают почву у египтян под ощущениями себя, как господствующей касты в Египте. А именно, когда в тебе квакают лягушки, то трудно уже так уверенно чувствовать себя господином над пришельцем, в котором лягушки не квакают. То же самое мы увидим потом во второй и третьей группе. Третья же казнь каждой группы, которая всегда без предупреждения, по некоторому, довольно общепринятому взгляду, и является собственно казнью, остальные же служат подготовкой к ней. Неприятно, конечно, ходить покупать воду, очень неприятно, когда квакают лягушки, но когда нет спасения от вшей, это уже просто беда.

Ответ на вопрос: Если казнь не была снята специальным прошением Моше, то она длилась неделю. Всего казни длились 12 месяцев. Общая схема была такая: три недели - предупреждение, и одна неделя - реализация каждой казни.

"И сделал так Всевышний и пришла эта очень тяжелая смесь (20-ый стих) на дом фараона и дом его слуг по всей земле Египетской. Развратилась земля из-за этой смеси. И позвал фараон Моше и Аарона и сказал: "идите принесите жертвы вашему Богу в земле (египетской)" и сказал Моше: "неправильно делать так, потому что мы принесем в жертву то, перед чем преклоняется Египет. Нашему Богу, Всевышнему, мы принесем ее на их глазах, и они нас не побьют камнями?" Как же такое может быть? На самом деле мы увидим, что такое, действительно, может быть, но только тогда, когда это делается по распоряжению Всевышнего, а не по инициативе фараона. Откуда это видно? Спустя всего несколько месяцев евреи получат распоряжение отделить по барашку на каждую семью и принести пасхальную жертву открыто, на глазах у египтян и фараона. Когда же такой прямой команды нет, то это, действительно, очень опасно. И дальше говорит Моше: "На три дня пути мы уйдем в пустыню и принесем жертвоприношения Всевышнему, нашему Богу, как Он скажет нам". И сказал фараон: "Я отпущу вас, и принесете Всевышнему, вашему Богу в пустыне, только не отходите далеко. Помолитесь за меня". "И сказал Моше: "Вот, я выхожу от тебя и помолюсь Всевышнему, и будет забрана смесь от фараона, от его слуг и от его народа завтра. Но только пусть фараон больше не обманывает, чтобы снова не оказалось так, что он не отпустит народ принести жертвы Всевышнему". И вышел Моше от фараона и помолился Всевышнему. И сделал Всевышний, как просил Моше, и забрал смесь от фараона, от рабов его и от народа его. Не осталось от нее ни одного. Но ожесточил фараон свое сердце и на этот раз и не отпустил народ".

Ответ на вопрос: Почему здесь, когда говорится "помолился" используется глагол лаатор"? - Этот глагол говорит о том, что человек настойчиво и усиленно просит об определенной вещи. Этот же глагол используется, когда Ицхак и Ривка молятся и просят Господа. Это значит - умолять, упрашивать. В глаголе "хитпалель" (молиться) корень имеет другую основу, по сути, этот глагол означает "заниматься самосудом". И вообще "тфила" (молитва) - это более широкое понятие. Есть всего 10 слов, в которых в Писании выражено понятие о молитве.

Пятая казнь - мор. (9:1-9:7)

"И сказал Всевышний Моше: "Иди к фараону и говори с ним: Так сказал Всевышний, Бог евреев: "отпусти народ Мой, и они послужат Мне, потому что если ты откажешься отпустить их и будешь еще удерживать их, то вот, рука Всевышнего будет на твоем скоте, который в поле, на лошадях, на ослах, на верблюдах, на крупном и на мелком скоте, - мор очень тяжелый." Следующая казнь - снова разграничение, так как дальше говорится, что Господь "разделит между скотом Исраэля и скотом Египта и не умрет из того, что есть у сыновей Исраэля ничего". "И установил Всевышний срок, говоря: "Завтра сделает Всевышний это дело на земле". И сделал Всевышний это (дело) на следующий день, и умер весь египетский скот, а из скота сыновей Исраэля не умерло ни одного. И послал фараон (проверить) и вот, не умерло из скота Исраэля до одного. И отяжелело сердце фараона, и он не отпустил народ."

Мешех Хохма объясняет так, что специально было сказано: "завтра" для того, чтобы было время. И поскольку было сказано, что у египтян погибнет весь скот, а у евреев не погибнет ни один, то "умные" египтяне продали свой скот евреям, а "добрые" евреи потом их подарили египтянам. Поэтому, не так уж странным кажется, что потом египтяне предлагали евреям взять золото, серебро и пр., так как здесь евреи проявили исключительное благородство по отношению к египтянам. Поэтому и было "анонсировано" на завтра, чтобы все, кто хочет, успели продать свой скот евреям. Скот же у египтян, безусловно, был и использовался ими в различных сельскохозяйственных работах, хотя часть его и была обожествлена (например, барашки).

Почему здесь идет повтор: "из скота евреев не умерло ни одного, и послал фараон и вот, не умерло из скота евреев до одного"? ("ло-мет эхад", "ад-эхад"). Есть мидраш, который описывает, что сделал фараон. Он послал проверить, действительно ли у евреев ни одного не умерло, и оказалось, что у сына еврейки, изнасилованной египетским надсмотрщиком, что-то из скота умерло. И фараон сказал, что раз у одного умерло, то - этот "эксперимент" не чистый, и можно подождать. Но ведь Всевышний, действительно, обещал, что не умрет ни один? Надо помнить, что это было до дарования Торы, и тогда национальность определялась по отцу, а отец в этом случае был египтянин.

Ответ на вопрос: Здесь еще ни разу не было сказано, что Господь ожесточил сердце фараона. Он говорил это в самом начале Моше, как программу, когда Всевышний излагал Моше общие контуры того, как все будет: не будет разрешать, Я ожесточу его сердце, он не отпустит и т.д. Это была программа на все 10 казней. Пока, в обсужденных пяти казнях, было сказано, что фараон отяжелил свое сердце, и нигде не было сказано, что это сделал Господь. Можно ли сказать, что сердце и фараон - это одно и тоже? Есть такой мидраш: Всевышний говорит Моше: "кавэд лев паро" - "тяжело сердце фараона". "кавэд" - это печень, а у человека есть три главных центра: "моах, лев и кавэд". Из трех первых букв образуется слово "мелех". Когда всем заведует мозг, которому подсказывает сердце, и он слушается его, а жизненные силы дает печень, то получается царское достоинство человека - мелех. Когда же меняется порядок, то начинается кавардак. Так вот, объясняет мидраш, "кавэд лев паро" означает, что фараон - есть сумма печени и сердца, и больше ничего там нет. Фраза же "вайехбад" означает, что сердце фараона "опеченилось", то есть превратилось в печенку. То есть у него уже и сердце исчезло.

Ответ на вопрос: По мидрашу довольно легко понять, что тот скот, который египтяне получили от евреев, теперь может быть или уничтожен градом или не уничтожен градом, потому что те, кто боялся Бога, забрали его в дома и он не погиб. И легко также ответить на вопрос о том, откуда потом взялся скот для запрягания в колесницы.

Шестая казнь - нарывы. (9:8-9:12)

Далее идет следующая казнь, шестая. "И сказал Всевышний Моше и Аарону (8-ой стих): возьмите себе полные пригоршни сажи (печной золы) и пусть Моше бросит (узрако Моше) его (этот пепел) к небу на глазах у фараона". Как видно, здесь инструкция дается для того, чтобы ее исполнил сам Моше. Дальше - "и превратится в пыль на земле египетской и будет на человеке и на скоте нарывами (гнойными язвами) на всей земле египетской". Моше и Аарон исполнили это: "и бросил его Моше к небу и были язвы, нарывы, гноящиеся на человеке и на скоте, и не могли хартумим (заклинатели) стоять перед Моше из-за нарывов, потому что были эти нарывы и на заклинателях, и на всем Египте". По-простому мы понимаем, что они не могли стоять физически из-за того, что они были покрыты нарывами. Непонятно только, почему сказано: "перед Моше" и кроме того, не понятно также, что это за объяснение: они не могли стоять из-за язв перед Моше, потому что язвы были на заклинателях и на всем народе. Если наивно допустить, что Торе свойственна некая архаичность, то можно сказать, что это просто длинное объяснение, но никакой архаичности в Торе нет, и поэтому там, где как нам кажется, имеется затянутый или неуклюжий оборот, там Тора обычно хочет сообщить нам что-то более глубокое. И здесь имеется в виду то, что заклинатели не смогли устоять против Моше в споре с ним. До сих пор они находили всему объяснение. Когда Египет поражался очередной казнью, то поражались все сразу. А тут говорится, что нарывы сначала были на заклинателях, а потом - на остальном Египте. То есть различие было уже не только между евреями и египтянами. Моше говорил, что вы, заклинатели, виноваты в том, что вы помогли фараону отяжелить его сердце. Если бы вы ему сразу честно сказали: "надо признать, что это - не нашего ума дело", то тогда может быть, фараон быстрей бы согласился. До сих пор еще эти заклинатели как-то были "устойчивы", но теперь они увидели, что пыль рассыпана по всему небу, по всей вселенной, но она опускается, поражая язвами сначала заклинателей, а потом уже - весь народ.

Ответ на вопрос: Почему сказано, что бросил пепел только Моше? Где-то встречается объяснение, что Аарон тоже бросил. Скорее всего, это можно объяснить так же, как объясняется то, что сказано про сыновей Ноаха: "И взял Шем и Йафет одежды и ... прикрыли наготу отца своего". Они взяли вместе, но активную роль играл Шем, Йафет участвовал в этом только за ним. И, возможно, и здесь говорится в единственном числе в том смысле, что содержательную роль играет Моше, а Аарон, просто исполняет вместе с ним.

"И укрепил Всевышний сердце фараона..." Как здесь видно, впервые, на шестой казни, говорится, что сердце фараона "укрепил Всевышний". "...И он не послушал их, как и говорил Всевышний Моше". Конечно, надо понимать, что Он "укрепил" не в том смысле, что Всевышний не разрешил фараону отпускать народ, а в том смысле, что нормальных человеческих сил никак не хватило бы, чтобы выстоять после этих всех казней.
Продолжение