К оглавлению лекций З.Дашевского по Торе

Лекция 38. Недельный раздел Ки-Тисса (З2:11), Молитва в Торе

Грех Кнаана и грех Золотого Тельца, проблемы соединения "неба" и "земли".
Кем установлены молитвы, молитва Авраама.
Сара и Агарь (Берешит 15-16)
"Слушайся голоса Сары..." (Берешит 21)
Спор о продолжателе дела Авраама
Смысл молитвы

В разделе "ки'тисса" разбирается очень своеобразная молитва Моше, когда он просит Господа за еврейский народ в такой острой ситуации, когда Всевышний как бы решил очень сурово поступить с евреями. И Моше молится. Отсюда мы учим многие важные вещи про молитву, и в гемаре Брахот обсуждается как раз это место Торы. К этому имеется множество комментариев. Мы будем обсуждать это несколько позднее, когда займемся поведением Моше после его возвращения со Скрижалями. Теперь же, вернувшись немного к тому, что обсуждалось прошлый раз, стоит сказать еще несколько слов по поводу той параллели, которая напрашивается при сравнении событий, которые происходили с Ноахом в поколении Потопа, и тем, что происходит с евреями в обсуждаемых пасуках. Насколько такая параллель законна, мы не можем судить, потому что такого обсуждения не встречается в знакомых нам источниках, но она как бы сама собой напрашивается.

Грех Кнаана и грех Золотого Тельца, проблемы соединения "неба" и "земли".

Мы отметили, что оба действия, совершаемые Ноахом после Потопа, имеют между собой не только то общее, что оба они являются не продиктованными ему "сверху", но и то, что эти оба действия он совершает самостоятельно. И кроме того, оба эти действия вызваны одинаково сильным желанием устроить, наконец, "чистый" мир, который ведет туда, куда нужно, и устроен он на новых началах. Когда Ноах совершает первое из этих действий: строит жертвенник и приносит жертву, то он, естественно, функционирует соответственно тому, как он назван в начале раздела "Ноах": "ноах иш элоким" - "Ноах - человек Бога". Он устремляется к Небу, и получает потрясающий ответ: он получает обещание, что с человечеством больше не произойдет такого катаклизма. Когда же Ноах (второе его действие) сажает виноградник, то Ноах назван здесь "человеком земли". Многие мудрецы толкуют это, как страшное падение, и говорят, что Ноах так опустился: был человеком Бога, а стал человеком земли. Однако, надо помнить, что человек - это всегда соединение Неба и земли. И стремление к такому соединению можно рассматривать, как очень чистое и замечательное, которое разбилось о то, что Хам, отец Канаана, увидел наготу Ноаха. Когда такой взгляд видит наготу, то опять возникает ситуация, которая возвращает нас к тому, что было перед Потопом, когда сказано, что "видели сыновья сильных человеческих дочерей, и брали из всего, что им хотелось". Таким образом, Ноах, который хотел построить мир, не нуждающийся больше в полицейских границах, вынужден был, благословив Шема, поставить предупредительную границу Йафэту, и сказал, что Йафэта Бог расширит, но только при том условии, что он будет обитать в "шатрах Шема". Горе ему, если он уйдет из этих шатров, и будет телом, которое болтается без души. И Ноах проклинает Канаана, потому что только, взяв Канаана в ежовые рукавицы рабского положения, можно одолеть ту силу взгляда, который во всем видит наготу, сволоту, и превращает это в разрушающую силу.

Та параллель, которую мы пытались провести, состоит в том, что евреи - это микромир. Они только что стояли у Синая, и находились уже в абсолютно чистом, уже почти ангельском Божественном состоянии, но они только чуть-чуть оказались не готовы, потому что они не смогли непосредственно получать эту Божественную силу, и им нужен посредник - Моше или кто-то, равный рангом Моше. Поэтому, само по себе их требование нового посредника было бы и не так страшно, если бы не та сила, которая говорит: "эле элоhеха исраэль" - "Вот это твои боги, Израиль". Раши, цитируя Талмуд, говорит, что в них сидела страсть, которая хотела поклонения множеству богов. То есть, то, что они просто хотели посредника было бы не так страшно, но была какая-то часть народа (пускай это были "эрэв-рав", или какой-то "Хам" этого поколения, не так важно, кто именно), которая демонстрировала, что в народе, в мире, сидит сила, которая вместо того, чтобы видеть Единый источник всей жизни и Единый Свет, говорит: "Это боги твои, которые тебя вывели из Египта". А раз эта сила есть, то она возвращает к необходимости иметь контролирующие границы, полицейские силы и пр.

Кем установлены молитвы, молитва Авраама.

До того, как мы перейдем к тем событиям, которые происходят после возвращения Моше, немного поговорим о том, как вообще началась молитва в Торе. Самым глубоким, из того, что я слышал по этому поводу, мне представляется анализ рава Мордехая Элона, который сейчас является рош ешиват хорев. В Талмуде, в той же главе 4 трактата Брахот, где обсуждается то, в честь чего мы молимся три раза в день, имеются две конкурирующие точки зрения. Одна из них заключается в том, что молитвы установили наши Отцы - Авраам, Ицхак и Яаков, а другая точка зрения - что молитва соответствует ежедневным жертвоприношениям в Храме. Как бы там ни было, все согласны с тем, что Авраам установил утреннюю молитву. Талмуд это выводит из того места в нашем текущем недельном разделе "Ваира", где говорится: "Поспешил Авраам к тому месту, где он стоял накануне". При этом "стоял" обозначает ни что иное, как молитва, как говорит Талмуд, потому что из совсем другого места, где сказано: "И стоял Пинхас и молился", мы видим, что "стоял" означает - "молился". Не обсуждая того, насколько убедительны эти доводы мидраша, мы примем доводы Талмуда о том, что сказанное: "Авраам поспешил к тому месту, где он стоял", обозначает, что он молился.

При этом, как правило, мы не обращаем внимания на то, что же это была за молитва? По-простому, можно думать, что с утра пораньше Авраам приходит на это место и молится о чем-то. Однако, говорится, что он приходит туда, где он стоял накануне, а накануне был визит трех ангелов. В конце этого визита происходит у Авраама разговор с Богом о Сдоме, когда Авраам дерзко настаивает на том, что невозможно представить себе, чтобы Тот, Кто является Судьей всего мира, поступил неправосудно! То есть, Авраам "судится" с Творцом за то, чтобы Он не пропустил ни малейшего основания, которое позволило бы Ему не уничтожать город Сдом. Надо помнить, что Сдом является прямым антиподом Аврааму, и если есть что-то, что Авраам ненавидит в целом мире, то это как раз Сдом! Когда Лота берут в плен, и Авраам бросается сражаться за племянника, то он спасает всех пленников и все имущество города Сдом. Когда же царь Сдома предлагает ему взять свою долю и взять имущество себе, то Авраам с негодованием отказывается. Он это делает не потому, что он вообще не любит имущество, мы знаем, что он был достаточно богатым человеком, но здесь он отказывается потому, чтобы царь Сдома не говорил: "Я обогатил Авраама". Он не хочет иметь ничего общего с этим страшным, мрачным местом! При этом, идеал Авраама - это универсальная любовь ко всему человечеству; в этом - вся его жизнь, он хочет построить мир! Обычно, подчеркивается разница между Ноахом и Авраамом, но наверное, в каждом цадике (может быть, правда, только в некоторых из них) сидит эта потребность любить сразу всех, не откладывая. И поэтому так Авраам и рассуждал. Конечно, Сдом - это страшное место, но может быть, в нем есть хотя бы 10 цадиков, которые спасут это место от истребления, может быть, можно перевоспитать людей Сдома в "хорошем коллективе", среди тех душ, которые делают Авраам и Сара. И молитва Авраама - это молитва за злодейский город Сдом. Авраам приходит утром и видит кошмарное курево, как от печи, и это все, что осталось от городов долины Сдома.

После того, как мы расшифровали, что означает эта утренняя молитва Авраама, может показаться некой иронией то, что первая молитва, которую мы в явном виде встречаем в Торе, - это молитва, которая осталась абсолютно безответной. Талмуд говорит, что "амида" - "стояние" - это ничто иное, как молитва, потому что сказано: "И стоял Пинхас и молился". Пинхас молился за то, чтобы прекратилось страшное поражение народа в результате их разврата с мидьянами. Если бы можно было спросить Пинхаса, получил ли он ответ на свою молитву, он бы ответил, что - на 100%, потому что поражение прекратилось тут же! А через год была тяжелая война. Если же спросить Авраама, получил ли он ответ на свою молитву, то он должен был бы сказать, что - никакого не получил, потому что изо всей долины Сдома был спасен за заслуги Авраама лишь один Лот, в то время уже довольно старый человек. Что это могло значить для идеала Авраама построить гармоничный мир?

Лот и сам не знает, что еще спасено из этого города. Дочери, напоив Лота, по очереди входят к нему, и старшая, зачала от отца и родила сына, которого подписала, чтобы не было сомнений: "Моав" - "от отца". В этой казалось бы, отталкивающей и аморальной картине имеется некоторое событие - рождение Моава, от которого произойдет моавитянка Рут, и от нее произойдет царь Давид, а от Давида произойдет Машиах, который принесет окончательное спасение всему человечеству. Мудрецы подчеркивают это странное свойство мира, в котором мы живем, и который так сотворен, что от красивых планов, от больших усилий, от очень сильной молитвы остается пепелище, которое курится, как печь. И, разгребая эту золу, этот пепел, в котором, казалось бы, не осталось ничего, ты находишь одну маленькую жемчужину, ради которой был задуман весь этот труд. Это все - отступление по поводу молитвы вообще и первой молитвы в Торе. Оно важно и само по себе для того, чтобы мы достаточно скромно относились к оценке того, успешно или неуспешно какое-то из наших (или не наших) действий.

Ответ на вопрос: Ведь Пинхас получил ответ не на то, что он молился, а на то, что он сделал? - Это очень законный вопрос, рассмотрение которого лучше отложить на конец разговора, после того, как мы обсудим некоторую проблему, намного более актуальную для нас сегодня.

Сара и Агарь (Берешит 15-16)

В разделе Ваира, к которому относится наш текущий недельный раздел, очень много чрезвычайно важных эпизодов и тем, включая "Акедат Ицхак". Но сначала посмотрим раздел "Лех леха" (Берешит: 15). Всевышний, как мы помним, пообещал Аврааму много важных вещей в разговоре, когда Он заключил с Авраамом союз "над разделенными частями". Аврааму было обещано, что его потомство будет многочисленным, как звезды на небе, и что его потомству предстоит получить во владение эту землю. Однако, как сказано (16:1): "Сарай, жена Авраама, не рожала ему". А у нее - египетская служанка по имени Агар, и Сарай сказала Аврааму: "Вот, пожалуйста, закрыл Всевышний меня от того, чтобы рожать; войди, пожалуйста, к моей служанке, и может быть, я отстроюсь от нее". И послушался Авраам голоса Сарай. Что обозначает план Сары "отстроится" от своей рабыни?

Рамбан объясняет это очень просто, и нам вполне подходит и достаточно его понимание безо всяких кабалистических картин и законов. Рамбан объясняет так. Вот, есть дом Авраама и Сары, которые всю жизнь занимаются тем, что они организуют человечество, свободное от всякой гадости, от принесения человеческих жертв, от нехорошего поведения. Но их дом имеет один дефект, который сводит всю их работу почти на нет: у них нет продолжателя рода, нет ребенка. Сара, видя, что она сама не в состоянии родить, хочет, чтобы, по крайней мере, родила ее рабыня, и чтобы этот ребенок воспитался в ее доме, и было бы тогда продолжение. И Авраам послушался ее голоса. Рамбан говорит, что Авраам не сделал ни одного лишнего шага, он просто послушался голоса Сары, и согласился. И говорится дальше, что "Взяла Сарай, жена Авраама, египтянку Агар, свою служанку, по прошествии десяти лет проживания Авраама в земле Кнаанской, и дала своему мужу Аврааму ее в жены". То есть, Сара поступила в высшей степени благородно, потому что она не хотела использовать свою рабыню просто в качестве инкубатора, а проявила полное уважение к Агари и Аврааму и дала ему Агарь в жены, чтобы она родила им ребенка.

Дальше говорится: "И он вошел к Агари, и она зачала. И увидела она, что зачала, и стала легкой госпожа в ее глазах". И сказала Сарай Аврааму: "Моя ограбленность на тебе: я дала рабыню тебе в пазуху, и она увидела, что зачала, и я стала легкой в ее глазах; рассудит Всевышний между мной и тобой". Казалось бы, какие могут быть претензии к Аврааму, он-то, в чем виноват? И сказал Авраам Сарай: "Вот, твоя служанка в твоей руке, поступай с ней так, как хорошо в твоих глазах". И мучила ее Сарай, и она убежала от нее. Что значит, что "Сарай ее мучила"? Спрашивается, хорошо она поступала или нет? Конечно, можно сказать, что нам трудно судить хорошо или плохо поступают такие великие праведники - основатели нашего народа. Совершенно верно то, что в этом вопросе надо соблюдать крайнюю осторожность, потому что мы можем не понимать мотивов их поступков. С другой стороны, мы должны помнить, что Тора не написана для того, чтобы быть книгой Хроник, а она написана для того, чтобы меня чему-то учить. Чему же меня учит этот эпизод, где поведение Сары выглядит мало понятным? Конечно, любой человек, тем более женщина, может понять состояние великого человека - Сары, у которой есть такой дефект, и она чувствует себя ущербной. По сути дела она идет на подвиг, она дает свою рабыню в жены своему мужу! А теперь она видит, что эта рабыня начинает пренебрегать ею. Понятно, что ей очень досадно и обидно. При таком представлении получается, что ее претензии к Аврааму - это нервный срыв, а то, что она мучает Агар - это месть.

Радак по этому поводу пишет, что в этом эпизоде (когда Сара мучает Агар) Сарай не вела себя ни нравственно, ни по-доброму, то есть, не по качеству хасидута. И это - довольно резкие слова. Радак объясняет сказанное им, что она вела себя "не нравственно". Авраам простил ей свое достоинство: несмотря на то, что Сарай дала ему Агар в жены, и он мог бы сказать, что нельзя с ней плохо поступать, Авраам не сказал, что Агар - его вторая жена, а сказал, что она - рабыня Сарай, и находится в ее власти, то есть, Сарай может поступать с ней так, как захочет. Тем не менее, нравственно было бы со стороны Сарай удержаться и не мучить Агар ради достоинства Авраама. Радак не спорит с тем, что Сара была не единственная, кто не совсем хорошо выглядит в этой сцене. То, что Агар стала пренебрегать госпожой, хоть и можно понять с точки зрения психологии, но это никак нельзя считать хорошим поведением: госпожа тебя возвысила, и теперь ты начинаешь на нее посматривать свысока. Поэтому-то Радак и говорит, что ради достоинства Авраама Сара должна была бы удержаться и не мучить ее. И то, что Радак называет ее поведение "недобродетельным", не таким, каковы должны быть действия человека с доброй душой, означает, что не подобает человеку делать все, что в его возможностях, с тем, кто в его власти. Это - потрясающее определение, которое, возможно, эквивалентно общему определению того, что такое "хасидут", что такое "добродетель"? Это, как раз и означает: не использовать максимально свои возможности по отношению к тому, кто в твоей власти.

И дальше Радак продолжает и говорит, что то, что сделала Сара, не было хорошо в глазах Бога. Как сказал потом ангел Агари: "Потому что услышал Всевышний твое бедствие". И Всевышний воздал ей благословения за мучения ее. А Авраам не помешал Сарай мучить Агар, хотя это и не нравилось ему. И не сделал он этого ради мира в доме. И Радак задает такой вопрос: "Зачем же Тора привела этот отрывок? Чему это меня учит?" И ответ он дает такой, что весь этот отрывок записан в Торе для того, чтобы человек приобрел из него хорошие качества, и оттолкнул от себя плохие качества. Что же получается? Написан в Торе довольно длинный, хотя и не самый центральный, отрывок, касающийся родоначальников нашего народа, и Радак - рабби Давид Кимхи (жил более полтысячи лет назад), очень важный комментатор, говорит, что этот отрывок приведен нам для того, чтобы мы на описанном поведении персонажей этого отрывка научились, как не надо себя вести!

Рамбану, по-видимому, не подходит такое объяснение Радака, что Авраам терпит несправедливость ради мира в доме. Если Сара поступает плохо, то Авраам был обязан пресечь это! Иначе получится, что ради мира в доме можно терпеть аморальность, зло и т.д. Рамбан пишет, что поскольку сказано (16:6): "И мучила ее Сарай и та убежала от нее", следует считать, что согрешила наша Мать этим поступком, и Авраам тоже согрешил тем, что позволил ей так поступать. Дальше говорится, что услышал Всевышний ее (Агар) бедствия, и дал ей сына, который будет "пэрэ адам", что мы обычно переводим, как "дикий человек". Однако, рав города Раматган заметил такую простую вещь. В европейских языках, как правило, прилагательные следуют перед существительными, а в иврите прилагательное идет после существительного. Поэтому, надо понимать так, что в этом выражении "пэрэ" - существительное, а "адам" - прилагательное. То есть это - "дикарь, человеческого вида", а не "дикий человек". Так вот, комментируя эти события, Рамбан говорит, что Он дал Агари сына, этого самого "пэрэ адама" для того, чтобы мучить потомство Авраама и Сары всеми видами мучений. Как мы видим, Рамбан в своих комментариях, там, где он считает, что наши Праотцы были не правы, - формулирует это без смягчения. Мы помним, что когда Авраам просит Сару сказать, что он брат ей, Рамбан безо всяких смягчений говорит, что Авраам здесь согрешил, спрятался за спину жены. И даже больше, Рамбан как бы говорит Аврааму: "Кто тебе вообще позволил спускаться в Египет? Ну и что такого, что был голод! Тебе было сказано быть в этой земле, так и сиди здесь и надейся на Всевышнего!"

Таким образом, мы видели два очень определенных комментария, которые не оставляют сомнения. Нет такого человека, который был бы абсолютным праведником и не согрешил. Мы видим, что Сара поступила нехорошо. И так просто и ясно объясняется, почему потомки Авраама и Сары терпят от потомства Агари: мы им сделали плохо, и теперь они нам делают плохо. Итак, мы хотим разобраться в том, что содержится в этих отношениях, которые описаны в Торе, и анализируются нашими мудрецами. Рамбан поставил свой приговор, но не очень просто принять объяснения Рамбана за последнее слово, которое ставит все на место. Если Сара была, действительно, такой выдающейся женщиной, как нам это описывают все остальные эпизоды Торы, и как это следует изо всех сцен Устной Торы, то неужели у нее не хватило бы ума и выдержки быть хоть немного более последовательной. Много лет у нее не было ребенка, и она вынашивала некоторые планы, что этого ребенка ей родит рабыня. И она хочет этого. Однако, эта рабыня начинает вести себя с ней пренебрежительно. Конечно, это довольно неприятная ситуация, но сколько времени следовало бы Саре потерпеть? Можно ведь было вытерпеть несколько месяцев, а после родов отправить эту рабыню. Чем могло Саре грозить такое неуважительное поведение рабыни? К ней можно было просто отнестись, как к "ходячему инкубатору", и поставить ей определенные пределы, куда ей можно ходить, а куда - нельзя. И казалось бы, здесь нет такой уж большой проблемы, потому что если Сара хочет получить ребенка, и Агар уже зачала, то зачем же ее выгонять? Получается совершенно нелогично. Мидраш говорит, что первый раз у Агар был выкидыш, и она забеременела только на следующий раз, но это ничего не меняет, потому что Сара в любом случае как бы разрушает свой собственный план.

"Слушайся голоса Сары..." (Берешит 21)

Для лучшего понимания перейдем от этого эпизода к тому, что рассказывается в текущем недельном разделе, в разделе Ваейра. Когда уже родился Ицхак и подрос, говорится (21:9): "И увидела Сара, что сын египтянки Агарь, которого та родила Аврааму, - насмехается"; и снова употребляется здесь это знаменитое слово "мецахек", которое, как мы знаем, означает, занятие делами нехорошими, такими, как идолопоклонство, кровопролитие и разврат. И сказала Сара Аврааму: "Прогони эту служанку и ее сына, потому что не будет наследовать сын этой служанки с моим сыном, с Ицхаком". Дальше сказано: "И было это дело очень плохо в глазах Авраама из-за сына его". И тогда сказал Бог Аврааму: "Пусть не будет плохо в твоих глазах из-за юноши и из-за служанки твоей. Все, что скажет тебе Сара, - слушайся ее голоса, потому что в Ицхаке назовется тебе потомство". Так что же происходит? Сара требует, чтобы Авраам прогнал Ишмаэля, потому что тот плохо себя ведет и может испортить Ицхака, то есть, может его научить нехорошим вещам. Авраам не готов это сделать, как сказано, "из-за сына". Что значит это "из-за сына"? Самым естественным пониманием представляется то, что ему жалко отправлять Ишмаэля, но может быть, что речь идет о другом сыне, и Авраам не хочет прогонять Ишмаэля из-за Ицхака?

Как бы там не было, мы здесь наблюдаем первый "родительский педсовет" в Торе. Родители обсуждают типичный вопрос, что предпочесть, если какие-то "соседские мальчишки" плохо влияют на ребенка: отдать ли его в привилегированный колледж, и запретить общаться с хулиганами, или пойти по более демократичному пути, и как-то изнутри попытаться создавать барьеры, чтобы сын не поддавался влиянию? Нет прямого рецепта, как надо решить этот вопрос. Сара говорит, что угроза того, что Ишмаэль может научить Ицхака этим страшным вещам, - это "хилуль hа-шем" - "осквернение Имени"; и тогда, все то, чем мы занимаемся целую жизнь, рухнет, если Ицхак пойдет по этому пути, то есть, все станет бессмысленным. Авраам же говорит, что это, конечно, опасно, но получится, что мы прогоним того, кого возвысили собственными руками: ты берешь рабыню, делаешь ее как бы равноправной женой хозяина дома, а теперь ты ее прогоняешь, и это получается еще большим "хилуль Ха-Шам"! Универсальный гуманист Авраам не может понять, как это он, остерегаясь того, что может быть ущерб в будущем, должен совершить совершенно явный ущерб сейчас. Когда же Всевышний говорит Аврааму слушаться во всем, что говорит ему Сара, то тут даже Рамбан ничего не может возразить. Он никак не может сказать, что Сара не права, если Всевышний говорит, что она - права! Таким образом, в этом "педсовете" победила точка зрения одной из сторон, потому что там, где есть угроза, что Ицхак может испортиться, все остальное уже становится вторичным. И если кто-то может дурно повлиять на Ицхака, его следует немедленно прогнать! Нет никакой возможности в таком случае соблюдать мягкость, когда есть опасность погубить все. Сказано ведь: "В Ицхаке назовется тебе потомство"! И это потомство должно выполнить поставленную ему задачу.

Но Сара права не только в этом споре. Когда Всевышний говорит: "во всем, что скажет тебе Сара", то здесь имеется в виду и их первый спор. То есть, в том, что Сара мучила Агарь, она тоже была права, и тоже следовало слушаться ее голоса! Следовательно, нельзя считать, что Сара тогда просто была в состоянии нервного срыва и была задета чисто по-женски. Дело в том, что Сара видела что-то, чего не видел Авраам. Талмуд так и пишет, что в выражении "Слушайся голоса Сары" подразумевается, что "голос" - это "пророческий голос"; и Всевышний как бы говорит Аврааму: "В пророчестве ты уступаешь ей!" То есть, Сара знает, за что она борется!

Ответ на вопрос: - Агар проявила свое высокомерие в некой легкой сцене, которую очень трудно обсуждать. Это могло быть просто неуловимой игрой нюансов между женщинами. Что при этом должен был сказать Авраам? Должен ли он был сказать Агари: "Не смей считать, что Сара легкая в твоих глазах, пусть она будет "тяжелая" в твоих глазах"? Агар ее не ругала и не отказывалась выполнять приказы Сары, она просто показала, что соотношения сил изменились, и это могло быть неуловимо. Как можно приказывать "тоньше" некоторого уровня? Не сказано, что Агарь оскорбляла Сару или перестала ее слушаться, а просто тот авторитет госпожи, который был до этого, сменился более легким отношением. Можно одернуть ребенка, или воспитуемого или подчиненного только там, где нарушение превосходит некоторый "квант". Например, ты уже чувствуешь, что он ведет себя дерзко, но еще не можешь сказать: "Перестань подмигивать левым глазом" или - "шевелить ушами". Бывают неуловимые нюансы, которые создают полное интуитивное ощущение (и это не просто предположение, а твердая уверенность), что человек ведет себя на грани хамства, но ему еще не за что делать замечание.

Итак, Сара не выгнала Агар, она ее мучила. Чем она ее мучила? На эту тему есть масса мидрашей, и сам по себе этот вопрос, конечно, любопытный. Приводится такая сцена притеснения Агари Сарой. Она варит, а Сара говорит ей: "Иди молоть", а когда она мелет, то Сара говорит: "Иди варить" и т.д. Конечно, когда так действуют на нервы служанки, то можно считать это тоже некоторым притеснением. Есть гораздо более ясное описание того, в чем состояло мучение: оно состояло в том, что Сара не пускала Агарь к Аврааму. С одной стороны, это было в ее власти, потому что она сама ее к Аврааму привела, отдала ее ему в жены, но при этом Агар осталась рабыней Сары, и она могла давать ее или не давать Аврааму только тогда, когда хотела. Однако, это было мучением не только для Агари, но это было мучением и для Авраама, потому что это было унижение достоинства обоих. В объяснения Радака не укладывается этот подход. Для нас сейчас не так важно понимать, в чем именно состояло мучение. Обычно, женщина знает, чем можно помучить другую. Важно то, что Тора говорит: для Агари это было мучение, и поэтому она убежала.

Когда она убежала, то в пустыне к ней обратился ангел, причем, он обращался к ней не один раз. Первый раз мы видим это обращение в книге Берешит (16:7), где сказано, что обнаружил ее (Агар) ангел Всевышнего у источника воды в пустыне, у источника на дороге в Шур, и сказал: "Агар, рабыня Сарай..." Как видно, во всей этой сцене всюду Агар называется не иначе, как рабыня Сарай, а Сарай называется везде, как Сарай - жена Авраама; или как Сарай - госпожа Агар. Тора расставляет эти роли постоянно, повторяя каждый раз (хотя мы и так это знаем). Ангел спрашивает Агар: "Откуда ты пришла и куда пойдешь?" Она отвечает, что убегает от госпожи ее Сарай. И ангел Господа ей говорит: "Вернись к своей госпоже и подчинись ей". И снова повторяется: "сказал ангел Господа", повторяется, хотя перерыва в его речи не было, и это обозначает углубление, которое сродни пророческому. То есть, ангел Всевышнего не только с ней разговаривает, но он, как объясняют мудрецы, открывает ей некоторые глубины Небесного видения.

Ангел сказал Агари: "Очень умножу твое потомство, и не сосчитать его от множества". То есть, эти слова почти повторяют то, что обещано Аврааму. И снова говорит ангел Господа: "Вот, ты беременна...", из чего мудрецы выводят, что это вторая беременность, потому что если бы это была первая, когда она возгордилась, то получается, что ангел ей сообщает то, что ей самой известно. Так вот, мидраш говорит, что тогда, когда Сарай ее мучила, у нее был выкидыш, а теперь она еще и сама не знала, что она снова беременна. И дальше ангел говорит: "и родишь сына, и назовешь ему имя Ишмаэль, потому что услышал Всевышний твое бедствие. И он будет "дикарь человеческий"; его рука на всех, и рука всех на нем; и на виду всех своих братьев будет обитать". И эта рабыня, Агар, назвала Имя Всевышнего, который говорил с ней: "Ты Бог видящий". В главе 22 Авраам очень похожее имя даст горе, на которой он связывал Ицхака: "На горе Всевышнего будет усмотрено". Эта тема из дома Авраама не просто так дана намеками. Агар не случайно сменила свое положение египетской принцессы на положение рабыни в доме Авраама. Она была незаурядной женщиной, и сказала: "Лучше быть рабыней в этом доме, чем принцессой в Египте". И эта женщина находится на высочайшем уровне!

Спор о продолжателе дела Авраама

Итак, проблема в том, что же происходит? Кратко можно резюмировать таким образом. Мы видим, что проблема взаимоотношений Сары и Агари выходит за рамки того простого факта, что Сара мучает Агар и т.д., как объясняет Рамбан. Мы видим, что есть определенные поступки со стороны Агар: она первая начала пренебрегать Сарой; и это потребовало от Сары некоторых действий и т.д. Однако, мы не можем оставаться на этом уровне понимания и "подсчета очков", потому что следует посмотреть на дело шире. Дело в том, что сын, который родился у Агари - это не просто тот человек, от которого произойдет очень многочисленный народ: мелкие и крупные воришки, хулиганы, как сказано: "его рука на всех и рука всех на нем". Он - дикарь, и это нам понятно, но вместе с тем Ишмаэль - первый человек в Торе, которому имя дано с Неба до его рождения. Вторым таким человеком в Торе и последним был Ицхак. То есть, только два человека удостоились этого, и это были два великих праведника. Ишмаэль, хоть и вел себя плохо, но потом он сделал тшуву, и кончил жизнь праведником. Правда, есть разница, потому что имя Ишмаэлю назвал ангел, а имя Ицхаку назвал Сам Всевышний! (В книгах пророков есть еще двое, имена которых называются до их рождения, правда пророком, что является несколько более низким уровнем.)

Как мы видели, между Сарой и Агар происходит спор, который начался с того, что Агар стала пренебрегать своей госпожой. Надо сказать, что Агар - женщина очень непростая. Она признавала Сару своей госпожой до тех пор, пока не почувствовала, что она в своем чреве носит что-то, что она родит, и это будет ее продолжение. И когда Сара это увидела, то она поняла, что весь ее план рухнул, потому что Сара ждала своего продолжения, она ждала ребенка, который будет воспитан в доме Авраама и Сары. Если же это будет ребенок египтянки, которого она будет воспитывать, как свое продолжение, то это абсолютно никак не укладывается в рамки плана Сары. И здесь спор идет не о том, кто будет хозяйкой в доме, а идет спор о том, кто будет продолжать линию, начатую с приказа "Лех леха": "Уйди из земли своей, из дома отца твоего, из окружения твоего". Если дать возможность египтянке родить ребенка и воспитывать его по-своему, то весь этот план оказывается абсурдным, потому что нужен ребенок, который является продолжением Авраама и Сары. И здесь никакого компромисса быть не может! Вопрос же о том, можно ли было обойтись без мучений, хоть и является немаловажным вопросом, но он в данном случае просто технический. Поэтому, грех, который совершила Сара, существует, но он состоит не в том, что она мучила Агар, а в том, что она думала, что эти мучения могут быть средством решить возникшую проблему - проблему о том, кто будет продолжателем дома Авраама.

Тора объясняет, что Ишмаэля зовут Ишма-эль потому, что Бог услышал его бедствия. Агар вела себя нехорошо: она стала важничать перед госпожой. Но она из-за этих мучений убежала в пустыню, и стала молиться там; и ее молитва была услышана. И когда потомки Ишмаэля мучают (да еще как!), то при этом они верят в того Бога, который слышит их молитвы. Когда же они собираются убивать потомков Ицхака, они перед этим кричат Имя этого Бога! Это - дикари человеческого вида, но они кричат Имя Бога! Поэтому, думать так, что можно с этим справиться палками, - крайне наивно. Это совсем не то оружие, которое может помочь в этой войне.

В мидраше в Пиркей Авот рабби Элиэзера задается вопрос: Почему его зовут Ишмаэль? Зачем задается такой вопрос, когда в Торе написано, что его так зовут потому, что "Бог услышал его"? Рабби Элиэзера не устраивает этот ответ. Когда Тора говорит, что имя человеку дано Адам потому, что он взят из земли, то нужно помнить, что Тора больше прячет, чем объясняет. Тут же можно возразить: а разве животные не взяты из земли? У человека только тело из земли, а у животных и тело и душа из земли, почему же тогда животные не называются Адам? И в этом случае Тора тоже дает вроде бы простое объяснение, что его зовут Ишмаэль потому, что Бог услышал его, но мидраш идет гораздо дальше. Он говорит, что это потому, что в будущем Всевышний услышит голос стенаний этого народа, то есть, - народа Израиля. И стенания эти от того, что в будущем сыновья Ишмаэля "натворят" в этой земле в конце дней! И поэтому, из названного ему имени Ишма-эль следует, как сказано в Псалмах: "Услышит Бог и ответит им". Кому им? - Потомкам Ицхака. Этот мидраш приписывается рабби Элиэзеру, великому ученому, который был таной, и был старше рабби Акивы, который был его талмид-хавер, то есть это, примерно, время разрушения Второго Храма. Хотя на самом деле мидраш мог быть написан и на несколько веков позже. Тем не менее, он был написан и записан задолго до нашего времени. Главное же состоит в том, как мы видим, что имя Ишмаэль отражает не просто такую простую вещь, что был услышан его голос. Его имя отражает его должность: он должен выколотить из нас тот вопль, который услышит Бог!

Смысл молитвы

Мы обсуждали уже проблему о том, зачем Всевышнему надо было делать Прародительниц нашего народа бесплодными. Какой смысл было создавать Сару и Ривку и Рахель и даже Лею бесплодными, а потом их избавлять от этого недуга. Мы помним, что наши мудрецы дают на это такой ответ: "потому что Богу приятны молитвы праведников". И приводится мидраш о том, как царь, проезжая, услышал вопли, невероятно трогательным голосом выкрикиваемые: "Спасите, спасите!" Это была принцесса, на которую напали разбойники; и он ее спас, а после этого на ней женился; и часто вспоминал этот нежный, искренний и трогательный голос, которого он больше никогда не слышал. И ему так хотелось снова послушать этот голос, что он натравил на нее разбойников. Всевышнему же не просто хочется на досуге послушать наш голос, но Он ради этого Сотворил мир! Он сотворил мир для того, чтобы мы с Ним по-человечески поговорили. Если же у нас нет проблем, то мы, молчим, как тот мальчик Джони, который молчал до тех пор, пока было все в порядке. Все это ставит соотношение между молитвой и положением в реальном мире в совершенно новый поворот. Совсем не так, как кажется, что материальный мир - это реальность, а молитва - это в лучшем случае одно из средств, как на нее влиять. На самом деле, целью является молитва, а проблемы реального мира - это средство, как эту молитву наполнить содержанием.

Если принять такое объяснение, что Сара согрешила, и Авраам согрешил тем, что не поправил ее действия, то грех ее заключался в следующем. Она согрешила, сделав неправильное предположение: она думала, что одним силовым воздействием можно разрешить проблему того, что египтянка Агар хочет выразить свою сущность в ее ребенке. Безусловно, что каждый человек имеет право хотеть выразить свою сущность в том ребенке, который родится, и с этим нельзя справиться "дубиной". Когда в Псалме говорится: "Эти - на колесницах, а эти - верхом на лошадях, а мы вспомним Имя Всевышнего, нашего Бога", то, конечно, здесь не имеется в виду, что они будут на колесницах, а мы будем говорить красивые слова. Так не воюют в этом мире. Воевать надо и на колесницах, и верхом, но никак не только на колесницах и верхом, хотя может быть, что такие войны и бывали когда-то. Но это не тот случай. Всевышний отвечает тому, кто докричался. Он отвечает тому, чей вопль сильнее, более внутренний. Поэтому, приходится признать парадоксальный факт, что то чудовищное время, в которое мы с вами "въехали", сильно смахивает на обсуждение мудрецов Талмуда: "Как я хотел бы, чтобы пришли дни Машиаха, и как я хотел бы не дожить до них!" Похоже, что все эти кошмарные проблемы не имеют решения со стороны только войны или только мира, потому что никакой политико-экономический путь не является ответом. И это отражает положение Авраама: почему он не одернул Агар и почему он не остановил Сару? - Потому что в разговоре сегодня на улице самый умный и самый честный человек говорит: "А что ты предложишь?" Что надо делать: остановить мирные переговоры, продолжать мирные переговоры? Скорее всего, ни в одной из этих плоскостей решения не может содержаться! Поразительное достижение, которого мы удостоились, состоит в том, что это, пожалуй, уже видно невооруженным глазом, и что решение проблем, которые встали перед нами сегодня, лежит в плоскости разговора с Творцом, и не может ограничиться плоскостью того, что строится на этой модели.
Продолжение