МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр
К оглавлению курса З.Дашевского "Герои ТаНаХа в мидрашах мудрецов"

1 семестр, лекция 5

Новая версия мидраша о встрече Авраама с Нимродом. Мидраш о смерти Арана

Мы обсуждали мидраш, в котором описывалось, как Авраам начал размышлять об устройстве мира, кто это все создал, и т.д. Теперь перед нами несколько другой, параллельный вариант этого же мидраша. В самом конце раздела "Ноах", там, где появляются Терах и его сыновья, говорится фраза, которая даже при простом подходе требует какого-то объяснения. Говорится, что Аран умер перед лицом своего отца. "Перед лицом", по пшату, обозначает "на глазах". Это "Берешит", 11-я глава, 28-й стих. "У мэт Аран ал-пнэй Терах авив ба-арец моладето ба-Ур-Касдим". Что мне хочет сообщить этот стих? Прежде всего, чтобы оттолкнуться от мидраша, мы должны понять, каков пшат. Что мне здесь сообщают? Большинство комментаторов понимают, что пшат именно таков. "Перед лицом" в том смысле, что он умер при жизни отца. И есть такое объяснение, что до этого такого не бывало. Нормально, когда дети хоронят родителей. Родители отжили свое. Когда сын умирает прежде отца, это необычное и неприятное положение дел. Поэтому мидраш, зацепляясь за это, рассказывает нам историю, как это получилось.

"И умер Аран перед лицом Тераха, отца своего". Сказал рабби Хия, сын рава Ады из Яффо. Терах был изготовителем идолов, он готовил их на продажу. Однажды он отправился в город и посадил Авраама продавать вместо себя. Приходил человек, просил продать ему идола, а он говорил ему: "Сколько тебе лет?". Тот отвечал: "Мне пятьдесят или шестьдесят". И тогда Авраам говорил: "Горе ему, этому человеку, которому шестьдесят лет, а он собирается поклониться однодневке". Т.е. этот идол существует всего один день. Тот стыдился и уходил.

Однажды одна женщина принесла корзинку с отборной мукой и сказала ему: "Это тебе, принеси перед ними". (Вариант немного другой, чем в прошлый раз, но в целом совпадает.) Он поднялся, понес это туда, разбил всех идолов и вставил палку, которой он разбил, в руку самому большому из них. (Есть другой вариант, что это была не палка, а огонь.) Когда вернулся отец и сказал: "Кто это сделал с ними такое?", он ответил: "Не буду скрывать от тебя. Одна женщина принесла корзинку с отборной мукой и сказала мне: "Вот тебе, принеси этим идолам". Я принес, один говорит: "Я буду есть первый", другой говорит: "Я буду есть первый". Встал самый большой среди них, взял палку и перебил их". На это отец сказал ему: "Что ты мне рассказываешь такие истории, разве они умеют это делать?" - "А если нет, так пусть услышат твои уши, что произносят твои уста".

В этом варианте мидраша промежуточная дискуссия, очень важная, между Авраамом и Терахом опущена. И сразу говорится: отец пошел и предал его Нимроду. С Нимродом происходит следующий разговор. Сказал ему Нимрод: "Поклонись огню". Авраам сказал ему: "Лучше я уже поклонюсь воде, которая гасит огонь". Сказал Нимрод: "Поклонись воде". Сказал ему: "Лучше я тогда поклонюсь облакам, которые носят воду". Сказал: "Поклонись облакам". На это Авраам сказал: "Если так, то я лучше поклонюсь ветру, который рассеивает облака". Сказал: "Поклонись ветру". Сказал ему: "Тогда я поклонюсь человеку, который несет в себе дух". Это игра слов, которая по-русски не очень понятна: "руах" обозначает и "дух", и "ветер". На это потерял терпение Нимрод и сказал: "Ты слишком много разговариваешь, я поклоняюсь не чему иному, как огню, и поэтому я тебя брошу в огонь. И пусть придет твой Бог, которому ты поклоняешься, и спасет тебя из этого огня".

Там находился Аран. Только теперь мы видим зацепку, почему вдруг этот мидраш приводится в этом месте, и как вообще это все возникает. При этой сцене присутствовал Аран, брат Авраама, и он рассудил таким образом: "Если победит Авраам, то я скажу, что я за Авраама. Если победит Нимрод, то я скажу, что за Нимрода". Когда Авраам был брошен в горящую печь и спасся, Арана спросили: "3а кого ты?". Он сказал: "Я за Авраама". Схватили его и бросили в огонь, и тут же обуглились его внутренности. И вышел он и умер перед лицом Тераха, отца своего. Тот факт, что мы видим, что это происходило перед лицом, на глазах у Тераха, очевидно, воспринимается так на уровне мидраша. Пшат скорее склонен понимать слова и обороты в переносном смысле. Это очень часто. Хотя мидраш гораздо глубже идет в то, что задумано, технический прием мидраша очень часто таков, что мы не соглашаемся принимать слова в переносном смысле. Мы говорим: "Нет, сказано - так сказано".

Важная особенность мидраша - буквальное толкование некоторых слов и выражений из ТаНаХа

Пример - мидраш к истории о том, как Каин убил Эвеля. Там очень важная концовка. Стих говорит: "И говорил Каин Эвелю, и было это, когда они находились в поле, и поднялся Каин и убил Эвеля". Основной вопрос мидраша вы должны угадать сразу. Что должен спросить мидраш к этому стиху? Первый вопрос - о чем они говорили? Стих меня провоцирует, он говорит так: "И говорил Каин Эвелю, и это было". Что было? Основной мидраш, очень интересный, разбирает вопрос содержания их беседы. Мы сейчас не будем этим заниматься. Но конец этого мидраша задает вот какой вопрос: что значит - Каин поднялся? Чаще всего мидраш сразу дает ответ, но по ответу мы можем восстановить, какой вопрос заботит мидраш. Сказано - поднялся Каин. В какой ситуации человек поднимается? Когда он до этого лежал или, по крайней мере, сидел. 3начит, мидраш немедленно рисует нам сцену: Эвель был сильнее Каина, повалил его, Каин взмолился и сказал: "Ну хорошо, нас только двое, ты меня убьешь. Ты придешь - что ты скажешь отцу?" Эвель наполнился жалостью к брату, отпустил его, тот поднялся и убил Эвеля. Мидраш кончается очень выразительной фразой, дает нам важный совет: "Плохому хорошего не делай, и плохое к тебе не прилипнет".

Меня это интересует не только для того, чтобы получить конкретные сведения о тех или иных личностях, я хочу, чтобы мы немного научились понимать какой-то технический почерк мидраша. 3десь у нас простая фраза, что Аран умер перед лицом своего отца. Я говорю, что очень легко согласиться понимать пшат, что "перед лицом" не обозначает физического соседства, а обозначает то, что отец еще жив, а сын уже умер. Пшату очень легко так понять. Но мидраш чаще всего не соглашается понимать такие фигуры в переносном смысле. И в качестве примера, может быть не самого яркого, я привел вам фразу "поднялся Каин". Хотя слово "поднялся" в Торе сплошь и рядом употребляется не для описания изменения физического положения. "Поднялся" означает то, что он предпринял какое-то активное действие, как по-русски, когда говорят "взял и бросил". Не обязательно, чтобы он взял. Это описывается начало какого-то действия. Так же и здесь: "поднялся Каин" по пшату обозначает, что Каин совершил активное действие, поднялся и убил брата.

Мидраш описывает все это очень непосредственно, буквальным образом: раз сказано "поднялся", значит - до этого он был повален. И такой ход мы встречаем часто, например в мидраше к книге "Эстер", где Мордехай раскрыл заговор против царя Ахашвероша. Там сговаривались два стражника, он сообщил Эстер, Эстер от имени Мордехая передала царю. И сказано: "Было разыскано, найдено и их повесили". Мидраш говорит: "Что значит - было разыскано?" Что разыскивается? То, что пропало. А что пропало? Уголовный розыск, как известно, разыскивает не только то, что пропало. Но мидраш говорит: раз сказано "разыскано", значит - что-то пропало. Что пропало? Эти заговорщики подложили ядовитую змею в кувшин с водой, чтобы царь попил и отравился. Увидев во дворце переполох, они эту змею оттуда забрали, и поэтому никаких улик не было, змея пропала. Но ее искали, Всевышний сотворил новую змею, ее нашли и их повесили. И мидраш нам это описывает.

Сплошь и рядом мы видим, что мидраш хочет понять буквально, геометрически, в смысле взаимного положения. В том мидраше, который мы обсуждали, ангелы стоят над ним. А потом он их угостил, он стоит над ними. У пшата вообще этих проблем не рождалось и не возникало. Пшат говорит нам: "Он увидел, что они стоят перед ним, потом он дал им поесть и стоит возле них". Проблема, даже не появилась. Но мидраш, зацепившись за этот оборот, выводит далекоидущие следствия.

3десь у нас получается такая картина, что Аран умер, по-простому говоря, при жизни отца, а мидраш приходит объяснить нам, как выглядела эта сцена, что он умер прямо перед лицом отца. Отец не такой простой человек, как может показаться. Профессия у него, на наш взгляд, довольно унылая. По тем временам это была очень почтенная профссия - изготовлять и продавать идолов. Наверное, это считалась идеологической работой. Но Терах не так прост. В том варианте, который мы начинали в прошлый раз, Авраам начинает выяснять с отцом, он хочет понять, кто сотворил все, и его в том числе. И Терах дает ему ответ: "Все сотворили мои боги". Он не говорит: "Тебя сотворили боги". Он честный человек, применительно к путанице в мозгах, которая всегда у людей бывает. Он не может сказать: "Тебя сотворили мои боги", потому что у него есть некоторые личные сведения о том, как появился на свет Авраам.

После дискуссии он видит, что ничего не помогает, Авраам упорствует и не признает его богов. И тогда он предает его в руки Нимрода. Это совершенно поразительное действие, как отец своими руками отдает сына властям, чтобы они разбирались. Но такие случаи известны и в наше время. Если Павлик Морозов не является исторической реальностью, то, по крайней мере, это идеал большевиков. А кроме того, и в следующем поколении, еще совсем недавно, были родители, которые доносили на "заблудшего" сына, "продавшегося сионистам или религиозным", где он прячется от военкомата, и отдавали в Советскую Армию, чтобы "спасти его от скверны". Это не всегда кончаловь хорошо. Не то, что его бросали в горящую печь, но иногда избивали до полусмерти. И надо сказать, что Терах в тексте Торы больше не появляется. 3десь будет сказано, что он умер, а на самом деле он умрет много десятилетий спустя после того, как Авраам уйдет от него по приказу Бога. Но Терах, как нам сообщает устная традиция, в конце своих дней раскается, перестанет поклоняться идолам и станет очень приличным человеком.

Психологический анализ мидраша о смерти Арана. Несостоятельность позиции колеблющихся

Меня интересует противостояние Нимрода и Авраама и участие в этой сцене Арана. Почему он сгорел? Потому что белки, жиры и углеводы не обладают огнеупорностью. Человек, когда его бросают в печь, как правило, сгорает. Почему же Авраам не сгорел? Потому что он жил тем, что хотел быть в связи с настоящим Богом. Поэтому, как говорит мидраш, Всевышний, когда Авраама бросили в печь, сказал: "Я один на небе, Авраам один на земле, и гоже одному спуститься и спасти одного". Бог, спасая Авраама, совершает чудо, потому что он находится на уровне, когда он уже неподвластен законам природы. Народное предание рассказывает про Бааль Шем-Това, основателя хасидизма. 3адумавшись, он шагал по горам и так глубоко погрузился в раздумья, что не заметил, как дошел до края горы и занес ногу в пропасть. Противоположная гора сказала: "Что происходит? Цадик сейчас упадет в пропасть!" Она подъехала, подставилась под ногу, он ничего не заметил, на нее ступил и пошел дальше. Когда цадику очень нужно было для хороших размышлений, чтобы не отвлекаться, так и гора подъедет. Но рассчитывать на это нельзя.

Образ Арана для нас необычайно важен. В современной нашей прессе такая позиция называется "плавающими голосами". Человек до дня выборов колеблется, за кого отдать свой драгоценный голос. Потом сосед говорит: "Я тебя прошу, проголосуй за такого-то". Человек решает: "Раз ты попросил - пожалуйста". Таких людей не один и не два, таких может быть подавляющее большинство. И борьба между Нимродом и Авраамом - это схватка двух гигантских сил. Про Нимрода, как вы помните, сказано, что он первым начал быть сильным на земле, это сильная личность. Он выражает некоторый принцип, он хочет, чтобы поклонялись его божеству - огню. А на самом деле, огонь бушует в нем, он хочет, чтобы его самого считали божеством. И в этом кратком варианте есть канва, это классический сюжет: то, как Аран сгорает в печке. На примере Арана нам легко понять безумно важную мораль: колеблющиеся никогда не выигрывают. Если я сначала подожду, кто пойдет первым, и присоединюсь к нему, то завтра все перевернется, и тогда будет плохо. Т.е. человек, который не имеет своего принципа, заведомо проиграет сравнительно быстро.

Колебаться - это трудно, но это лучше, чем определять свою жизненную позицию по каким-то случайным обстоятельствам. Уверяю вас, что на каждого производит наверняка неизгладимое впечатление, если он видит, как человека бросают в горящую печь и он оттуда выходит живой и здоровый. Но такие яркие впечатления - очень непрочное основание для жизненной позиции. Ну, произошло чудо. Ты знаешь, почему это так, что для тебя тоже сделают такое чудо? Посмотрите другую ситуацию, когда пророк Элиягу собирает на горе Кармель пророков Баала. Это самый страшный, самый сильный идол. В царствование Ахава культ Баала распространился на Северное царство Израиль, и пророк Элиягу вызывает на поединок 400 пророков Баала. Каждый строит жертвенник, кладет своему богу жертвоприношение и просит, чтобы с неба спустился огонь и поджег их. У этих пророков ничего не получается многие часы, а Элиягу просит залить все водой, и с неба спускается огонь, и сгорает все вместе с этим морем воды.

Эффект, который это производит на присутствующий народ, очень силен. И все кричат: "Всевышний - это Бог, Всевышний - это Бог!" Откуда мы знаем? Потому что спустился огонь. Это большое чудо, ну и что? А если бы это был фокус? Кстати, пророки Баала хотели на всякий случай посадить подсадную уточку под жертвенник, чтобы, если загорится, сказать, что это фокус, а не с неба. Наоборот, они подсадили человека под свой жертвенник, чтобы он поджег и чтобы можно было сказать "с неба", но Всевышний послал змею, она его ужалила и он не выполнил своего долга. Тут есть много интересных сторон, но факт тот, что народ полностью покорен этим спектаклем, показанным пророком Элиягу. И весь народ дружно говорит: "Всевышний - это Бог". Назавтра Элиягу бежит от царицы Изевель, которая хочет его убить за то, что перебил пророков Баала. Народ безмолвствует. Он крикнул: "Всевышний - это Бог" - и удалился в кусты. Они действуют, может быть, не так, как Аран, но как тот обыватель, который пока не решил, что правда. А пока он не решил, он ничего не делает. Он немножко поклоняется Баалу, немножко Всевышнему.

Это грустная позиция, но так устроен мир. Элиягу не мог этого вытерпеть, поэтому он был отправлен в почетную ссылку. Не может выдержать, он им говорит: "Вы уже решите что-нибудь. Если Всевышний - настоящий Бог, служите Ему, если Баал - служите ему, но перестаньте хромать на две ноги". В этом мире это требование очень понятное, но неосуществимое. И поэтому Элиягу убирают до лучших времен, пока не появится возможность жить в этом мире по полной правде. А пока это то, что называется в Каббале "алма де-шикра", "мир лжи". Нет тут полной правды. И поэтому вы правильно сучувствуете такому человеку, у которого нет своей позиции. Что ему делать? Во всяком случае, голосовать в зависимости от того, у кого дубина сильнее - это не лучший путь. И мидраш с Араном учит нас в первую очередь этому.

Противостояние Авраама и Нимрода как великого праведника и великого злодея. Глубокий нравственный смысл этого противостояния

Мы должны прежде всего посмотреть на то, что мир устроен таким образом. Авраам появляется только в двадцатом поколении. Сколько бы ни было праведников до него, никто с ним не может сравниться. Нимрод появляется задолго до него. Т.е. такой чистый праведник и такой чистый злодей, как, по крайней мере, описывает Нимрода мидраш, бывают очень редко. Это выдающиеся гиганты с белой и черной стороны. А между ними есть море людей, который колеблются и находятся в серой области. Спрашивается: что с ними будет? И каждый из гигантов пытается прежде всего дать практический ответ на этот вопрос, они воюют за это, за эти голоса.

(Ответ на вопрос из зала.) Я повторяю ваш вопрос. Мы в мидраше видим, что позиция Арана непоследовательная, колеблющаяся, из его слов, что "если победит один, то я буду за него, а другой - буду за него". Понятно, что он, грубо говоря, приспособленец, или человек, который слабо понимает, что такое доказательные опыты. Именно этого касается вопрос. Давайте отойдем немного от приспособленца и поставим вопрос: а как быть человеку, который колеблется и еще не нашел правильного решения? Как ему быть? Может быть, Аран не просто человек, у которого нет никаких внутренних проблем, нет никакой внутренней правды. Он просто увидит в этом доказательство. Если Авраам действительно так страстно проповедует, что есть настоящий Бог, то, если я теперь увижу, что этот Бог меня спасет, это будет для меня доказательством того, что это в самом деле настоящий Бог.

(Ответ на вопрос из зала.) Почему Аран так жестоко поплатился за то, что ему требовалось какое-то доказательство, демонстрация того, что действительно Бог, до которого додумался Авраам, - это что-то реальное, а не выдумка? Его никто не судит за то, что он колеблющийся. Мало того, чтобы сказать, что он получил прямо приговор в небесном суде, надо еще подумать. Его бросил в печь деспот за то, что он слишком легковесно принял решение и действовал согласно ему. Он мог прикусить язык, когда его спросили, за кого он - за Авраама или за Нимрода. Одной демонстрации недостаточно, повремени. Почему ты решил, что если Бог Авраама - настоящий Бог, то он обязательно будет спасать каждого. Его об этом не спросили, это правда. Но он же видит, что Нимрод восстает против Бога Авраама, а не против Авраама. И если сторонников этого Бога Авраама он бросает в печь, то надо было поостеречься.

Рисковать быть брошенным в печь можно, если ты обладаешь огнеупорностью. В частности, если ты понимаешь, как, например, друзья пророка Даниэля. У Даниэля было три друга: Хананэль, Мишаэль и Азарья. И царь Навуходнецар (много поколений спустя после Нимрода был такой страшный царь в этих краях) велел построить гигантскую статую своему царскому величеству и представителям всех народов велел кланяться ей. В частности, друзьям Даниэля он тоже предложил поклониться, а если они откажутся, то их бросят в печь. Это очень интересный мидраш, как они ходят и советуются, как им поступить: поклониться ли статуе царя? Это ведь даже не идолопоклонство в собственном смысле, это воздание почестей царю. Поклонение царской статуе - это не поклонение богу.

Эти трое друзей Даниэля, посоветовавшись с мудрецом Даниэлем и с пророком Иехезкелем, ни от кого из них не получили указания, что надо погибнуть и отказаться. Сам Бог им передал, что Он от них не требует, чтобы они погибали. Они подумали и решили, что дело слякотное - бросайте в печку, не будем кланяться. Их троих бросили в печку, Навуходнецар велел раскочегарить ее получше.

И тогда на небе возник спор между ангелами. Рафаэль (тот, кто лечит) сказал: "Я пойду в огонь и его спасу". Гавриэль, ангел Огня, сказал: "Я спасу". Это куда более эффектно - когда ангел Огня спасает из огня. Гавриэль сделал огонь снаружи горячее, а внутри холодным, (это как у холодильника: чем холоднее внутри, тем горячее задняя панель). И когда Навуходнецар послал проверить, сгорели ли они уже, его посыльный увидел четыре фигурки, бегающие в огне. Он доложил об этом Навуходнецару, тот посмотрел, увидел. Навуходнецар был очень впечатлительный юноша, и он сказал: "Разойдитесь все, я сейчас буду петь такие хвалы Всевышнему, которые затмят Псалмы Давида". Мидраш кончается довольно любопытно. Спустился ангел и ударил его по губам. (Мы как-нибудь обсудим, что это за прием у ангелов: дать зуботычину тому, кто хотел воспевать Всевышнего так, чтобы посрамить самого Давида.)

Как бы то ни было, мы видим, что в огонь лучше не ходить. Но если уж ты решаешься идти на это, не про нас будет сказано, то только в том случае, если ты не видишь другого пути жить. А если ты видишь другой путь, воспользуйся им. Человеку дана жизнь не для того, чтобы бросаться ею. И в этом вся штука. Авраам просто не видел другого жизненного пути, это был его жизненный путь. А Аран видел в этом какую-то биржу, а биржа в огне не сохраняется.

В прошлый раз мы обратили внимание, что, когда описывается родословная потомков Хама, в десятой главе (седьмой стих) говорится: "Сыновья Куша Сва, Хавила и т.д.", а восьмой стих говорит: "И Куш родил Нимрода". Мы удивлялись, почему список сыновей Куша не содержит, не включает Нимрода, а потом говорится, что Куш родил Нимрода. Тот мидраш, который мы обсуждали в прошлый раз, по-видимому в оригинале не сохранился. Его пересказывает один из очень важных ришоним, Рабейну Бхайе. Там приводятся обсуждения вопросов мироздания между Авраамом и Терахом, его отцом: "Кто сотворил все и кто сотворил меня?" И те же вопросы он задает Нимроду:"И кто сотворил тебя?" И когда Нимроду надоедает спор с Авраамом, он говорит: "Хватит множить слова, я сам себя сотворил". Нимрод договорился до того, что он сам является божеством. И Авраам сказал: "Тогда все дело очень просто, я немедленно готов тебе поклониться, но если ты действительно бог, сделай один раз, чтобы было не совсем обычно. Обычно солнце встает на востоке и садится нао западе. Сделай один раз, чтобы оно зашло на западе и село на востоке, и я немедленно начну тебе поклоняться". Тогда он швырнул его в печь. А что ему еще оставалось с таким упрямцем?

Этот вариант мидраша как раз объясняет замеченную трудность в том, что сказано. Остальные сыновья Куша - ладно. Но про Нимрода.Тот хвалится, что он сам себя породил -Тора записывает простой медицинский факт: "И Куш родил Нимрода". И не надо мне говорить, что ты бог, полубог. Тора очень настаивает на таких вещах. Она подчеркивает это про героев черных и про героев белых. Когда Тора рассказывает нам о появлении на свет нашего величайшего пророка и учителя Моше, то сначала даже не сообщает имен его родителей и говорит: "Пошел человек из дома Леви, и взял дочь Леви, и она зачала и родила". И не рассказывайте сказки, что Моше - полубог. Он достиг совершенно необычайных высот в своих качествах и в своей судьбе. Но при этом он человек. Верить во всякие глупости, будто какой-нибудь человек является божеством - очень вредно и опасно. Нельзя поклоняться человеку.

История Лота, ее значение для понимания сути борьбы между Нимродом и Авраамом

Продолжением линии борьбы между Авраамом и Нимродом за этих колеблющихся, за Арана, является вся история с Лотом. Лот - это сын Арана. Когда Авраам получает приказание покинуть родную землю, своего отца, он, конечно, берет с собой свою жену, все свое хозяйство. С ним идет также его племянник Лот. Лот следует за Авраамом на протяжении всего первого периода его передвижения, когда Авраам приходит в Ханаанскую землю, вместе с ним Лот спускается в Египет. И после сравнительно краткого пребывания в Египте они вместе выходят, нагруженные богатством, стадами и прочим. И тут они расстаются. Авраам видит, что больше у них нет возможности жить вместе. Это сказано в 5-м стихе 13-й главы книги "Берешит": "И также у Лота, шедшего с Авраамом, был мелкий и крупный скот, и шатры". И 6-й стих: "И не выносила их земля, чтобы они жили вместе, потому что было их имущество велико и не могли они жить вместе". 3десь приводятся два довода, почему их не выносила земля: во-первых, у них было много имущества, а во-вторых - они не могли вместе жить. Первый довод является вполне достаточным для того, чтобы написать заявление в исполком: "Прошу расширить мою площадь, потому что у меня не помещается имущество". Главная причина в том, что они не могли жить вместе.

Лот выбирает себе цветущую долину Сдома( где сейчас Мертвое море). Она описана в Торе совершенно необыкновенно: "Поднял Лот глаза и увидел всю долину Иордана, что вся она напоена". Проблема нашей земли в том, что мы зависим от дождя.А про эту долину сказано, что она " как сад Всевышнего, как земля Египетская." Две местности для сравнения: сад Всевышнего - имеется в виду Ган-Эден, райский сад, где все цвело и процветало, а земля Египетская не нуждается в дождях - разливается Нил, орошает все, и там прекрасно растет урожай. А вот Ханаанская земля, 3емля Израиля, не такая. Моше, перед тем, как евреи входят в эту землю, говорит: "Учтите, что наша земля не такая, как Египетская. Глаза Всевышнего обращены на нее от начала года и до конца года. Вы ведете себя хорошо - получите дождь вовремя и в нужном количестве, ведете себя нехорошо - дождя нет". Это очень высокое качество земли, но не очень удобное.

[Есть один вопрос, напрашивающийся и довольно непростой. Когда Бог наказывает участников истории с деревом познания, Он говорит: "Ты, Адам, будешь в поте лица есть свой хлеб; ты, женщина, будешь в муках вынашивать и рожать". 3мей получает проклятие, что он будет прахом питаться. Я не говорю о том, насколько это биологически верно. Спрашивается, что же это за проклятие, это благословение. Представьте себе, что я проклинаю какую-то страну: "Для вас камни будут съедобными, идите отсюда!" Прекрасно, экономика процветает. Почему это прклятие для 3мея? Потому что у нормальных детей есть какое-то расслоение. В играх все очень неравномерно: одни дети верховодят, других принижают, кого-то бьют. Но самое худшее - когда ребенку говорят: "Мы с тобой не хотим водиться". Бог говорит 3мею: "Для тебя прах будет съедобным, Я тебя знать не хочу". Это страшное проклятие.

А человек получает наказание, но он остается в связи с Богом. С самого начала - зачем нужно было делать дерево, единственное предназначение которого - запретить от него кушать? 3атем, что если Я ничего Своему воспитаннику не запретил, то между нами как бы нет никаких личных отношений. Одна девушка из очень богатой семьи, попавшая в юном возрасте в тюрьму, рассказывала раву, который посещал малолетних преступников: "Во всем виноваты мои родители. 3а всю жизнь, что бы я у них ни просила, они мне ни разу не отказали. Получи - и убирайся. Разве это родители были? Они же меня ненавидели! Как это может быть - чтобы родители ни в чем не отказали? Должен быть какой-то интерес к человеку. Надо поставить где-то границу и сказать: только до сих пор". Так вот, Ханаанская земля устроена таким образом, что дождь идет в зависимости от того, насколько нравственно люди ведут себя.]

Лот, побывав в Египте, почувствовал: как все-таки хорошо иметь гарантированный кусок хлеба! Я очень люблю честный труд, но если бы у меня была рента, я чувствовал бы себя гораздо спокойнее. Я могу понять Лота: Лот - обыватель. Он очень приличный человек, в высшей степени. Когда ангелы после Авраама приходят в Сдом, он очень уговаривает их прийти к нему ночевать, хотя в Сдоме запрет гостеприимства под страхом смертной казни. Есть один из вариантов мидраша про старшую дочь Лота. Был какой-то пришелец на улицах Сдома, который уже умирал от голода и жажды. И дочь Лота придумала способ: она подкладывала в кувшин кусок хлеба и, проходя мимо него, незаметно подбрасывала. Жители удивились, почему он никак не умирает, выследили ее и сожгли.

Причем не подумайте, что это были какие-то изверги, маньяки. Это просто была страна очень высокого порядка, строгого закона: все для блага человека. Сегодня вы не найдете страны, в которой не было бы поставлено препон, чтобы так просто приходили и мешали экономике: хочешь ввозить товар в мою страну - плати пошлину. Сдом был цветущей долиной, в ней жили богато и хорошо, а вокруг люди нередко голодали. И чтобы каждый, кому не лень, не приходил есть их хлеб, запретили на корню всякое гостеприимство.Такое решение доводит до полной завершенности стремление защитить свои интересы. Это очень разумный закон. Конечно, это жестокость, но они поплатились не за то, что они были жестокими, жестоких людей всегда хватало, а за то, что у них это было возведено в ранг закона. Беззаконие - вещь очень неприятная, но людоедский закон намного хуже. Самое страшное - это не стихийная вспышка жестокости, а хладнокровная, бесчеловечная система, которая очень разумно считает, что мы будем жить лучше, если это будет исключено. Какое может быть гостеприимство?

Перед нами два полюса: Авраам, главное качество которого не то, что он такой умный и додумался до того, как устроен мир. Но его главное качество - это его гостеприимство; на этом стоит он и его дом. И Сдом, у которого закон номер один - это категорический запрет гостеприимства. Это два полюса. И Лот выбирает Сдом не потому, что в нем запрещено гостеприимство, а потому, что там живут богато и моральные критерии не такие уж придирчивые. Полиция нравов никому особенно большого удовольствия не доставит. Там смотрят сквозь пальцы и даже не без удовольствия на всякие вольности. И Лот там живет и является уважаемым гражданином.( Сам он вовсе не влился в эту систему. Мы видим, как он воспитывает своих дочерей: они не могут спокойно проходить мимо этого.)

Может быть, у Лота гены такие, может быть воспитание, потому что он воспитывался в доме Авраама, где гостеприимство - первый непреложный закон. И мы видим, что когда эти злодеи, жители Сдома, собираются и говорят: "Выведи к нам своих гостей", то Лот демонстрирует поразительную смесь героизма и патологии. Он говорит: "Братья, не делайте такого злодейства. У меня есть две дочери, не знавшие мужа, я выведу их к вам, и делайте с ними все, что хотите. Только не трогайте моих гостей!" Это героизм и полнейшая патология. Он подключился к нравственным законам этого города и считает, что раз его дочери - гражданки этого города, то они должны подчиняться этим законам.

Лот выведен из города Сдома в сильной степени за заслуги Авраама. Но если бы у самого Лота не было никаких заслуг, то одной протекции не хватило бы. И спрашивается: в чем видят мудрецы заслугу Лота, что он хорошего сделал? По сравнению с людьми из Сдома, он - человек выдающейся праведности. Но что ему ставят в заслугу? Его гостеприимство не упоминают в качестве заслуги Лота. А за что его хвалят? 3а то, что он в Египте не донес на Авраама. Авраам в Египте сказал, чтобы Сарра говорила всем, что он - ее брат. Сарра забрана в гарем фараона, и Авраам получает дорогие подарки в качестве брата фаворитки. Лот, прекрасно знает не только то, что Авраам - не ее брат, но и то, что он, Лот, ее брат. Лот очень любит богатство, и ему требуется заметное усилие над собой, для того чтобы не крикнуть: "Врет он все, это я - ее брат! Убивайте его, а все подарки давайте мне!" В его интересах было донести на Авраама, и он этого не сделал. Поэтому это большая заслуга, это победа над своим естеством, за это человеку полагается награда.

Гостеприимство Лота - это симпатичное качество, но тут нет его личной заслуги, он так воспитан в доме Авраама. Мне рассказывал один человек, что во время войны он чуть не замерз до смерти. Он спал в помещении, где было 40 градусов мороза, и он не мог заснуть, пока не вытащит руки из-под одеяла - так его няня воспитывала хвалить его за это не приходится, это впитано с самого младенчества.


Продолжение