МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр
К оглавлению лекций З.Дашевского по Книге Иеhошуа

Лекция 14. Иеhошуа, глава 10

Стих 10:1 перечисляет заново события в Иерихо, Айе, заключение мира с жителями Гивона. Причины (Абарбанель)
Адони-Цэдэк - не собственное имя
Переход власти над землями в Эрец Исраэль. Причины
Объединение эморейских армий (Кли-Якар)
Реакция Йеhошуа на нападение на Гивон
Каменный град с неба
Смысл названия города Иерусалима
Обсуждение падения камней в Гемаре Санhедрин
Три случая падания с неба камней (7-я казнь в Египте, в Бейт-Хороне, во время войны Гога и Магога
Демократия имеет разумные пределы. Когда народ находится не на своей территории, Бог начинает диктовать ему Свои условия
Отличие понятия "мудрость" в системе греческой философии и в еврейской системе
Почему в наше время нет открытых чудес
Причины, по которым на Земле Израиля удалось закрепиться потомкам Ишмаэля
Открытые чудеса в наше время
Намек на падение камней с неба в книге Ийова
Чудо остановки солнца и луны. Что именно произошло, когда и зачем (комментарии, Мидраш)

1. Стих 10:1 перечисляет заново события в Иерихо, Айе, заключение мира с жителями Гивона. Причины (Абарбанель)

В главе 10 описывается удивительный по результативности поход Йеhошуа, в результате которого были побеждены все цари юга. В прошлый раз мы говорили о том, что до того, как жители Гивона проявили инициативу и ловким маневром добились мира со стороны Йеhошуа, и были приняты (хотя и на очень"скромных" условиях) Израилем, до этого момента Йеhошуа был не совсем ясен план дальнейшей компании. Не понятно было, куда двигаться дальше: заниматься севером страны или югом? В результате того, что Гивон вышел из рядов воюющих против Израиля, складывается новая ситуация. 10-ая глава начинается с того, что Адони-Цэдэк - царь Иерушалайма, услышал о событиях, которые уже нам известны, но они здесь все-таки перечисляются: что Йеhошуа осадил и уничтожил Ай, так же, как он поступил с Йерихо; и с царем Айа поступил так же, как с царем Йерихо, и что заключили мир с Израилем жители Гивона и: "ве-йиhйу бе-кирбам" - "и остались среди них". Комментаторы довольно подробно обсуждают, почему этот стих так подробно перечисляет обстоятельста, которые уже хорошо известны.

Абарбанель, собрав все эти соображения в таблицу, перечисляет 4 фактора, которые являются причиной того, что царь Адони-Цэдэк так болезненно реагировал на все эти сообщения. Коротко эти причины следующие. Во-первых, его удивило то, что город Ай, который был взят с помощью военной хитрости, постигла та же судьба, что и город Йерихо. Он понимает, что город Йерихо был отдан "с Неба" и его нужно было посвятить Небу, и понимает также, что именно поэтому город Йерихо был разрушен до основания. Но зачем было разрушать город Ай? Если евреи собираются захватывать эту Землю, то город Ай можно было бы и сохранить! Город Гивон - город, который значительно больше, чем Ай (хоть и не из самых больших городов), и он по размерам подходит под "царственный" город. Жители Гивона - многочисленные и крепкие, но тем не менее они проявили малодушие и заключили союз с Израилем (по мнению тех, кто считает, что у них был царь, они сделали это помимо него и против его воли). Кроме того, они этим поступком проявили безразличие к печальной судьбе Йерихо и Айа. Этот народ живет не в одном городе, а в нескольких городах, и все эти города не будут разрушены, что очень важно Израилю, так как эти города станут необходимой базой, если ему прийдется вести длительную войну. Исходя из всего этого, как с точки зрения нравственной - покарать неразумных отщепенцев, так и с точки зрения военной, царю Адони-Цэдэку выгодно пойти походом именно на этих гивонцев.

2. Адони-Цэдэк - не собственное имя

Кстати, в первом стихе этой 10-ой главы впервые в Танахе упоминается город Иерушалайм. По мнению многих комментаторов, Адони-Цэдэк - это скорее всего не собственное имя, а название царя этого города, так же, как именем Паро - назывался царь Египта, и так же, как повидимому, Авимэлэх - это название царя Палиштим. Так же и здесь, имена Адони-Цэдэк или Малки-Цэдэк, которые близки по смыслу, являются названиями царей. Возможно, что они просто переменяются, и во времена Авраама царь назывался Малки-Цэдэк, а во времена Йеhошуа таким титулом стал Адони-Цэдэк. Комментаторы считают, что Цэдэк - это как бы название города, и это название означает, что этот город изливает справедливость на живущих в нем, а Адони-Цэдэк - это тот, кто в этом городе властвует.

3. Переход власти над землями в Эрец Исраэль. Причины

О.В. Про Малки-Цэдэка времен Авраама Раши и другие комментаторы объясняют, что это был Шем - сын Ноаха. Однако, этот титул наследовался и другими, кто захватил власть в этом городе. "Сыновья Ноаха" в широком смысле - это все люди на свете после потопа. Когда же мы говорим про Шема - то это в буквальном смысле сын Ноаха. Известно, что при разделе земли Эрэц Исраэль досталась потомкам Шема, у которых отвоевали ее потомки Хама (потомки его сына Ханаана и поэтому она называется Эрэц Ханаан). Когда именно власть над Иерусалимом перешла к ханаанским народам, - это вопрос сложный. Конечно, если бы эта земля находилась у потомков Шема, то была бы проблема с тем, можно ли ее отнимать. Это как раз и есть Путь Божественного Управления, когда Он у каких-то не очень "благополучных" родственников разрешает отвоевать территории злодеям, с тем чтобы потом мы могли отвоевать у злодеев их назад. Так было с землями Сихона и Ога, которые завоевали земли у народов Аммона и Моава, у которых Израиль не имеет права ничего отвоевывать, потому что это наши родственники (хоть и не очень замечательные). После того, как они эти земли уже потеряли, Израиль может их завоевать у завоевателей и считать своими. Когда мы говорим: "наши родственники", то имеется в виду ряд народов, земли которых мы не можем трогать, потому что они им достались в наследство, и это - их земли. К ним относятся: Эсав, Амон и Моав, но потомкам Ишмаэля эти земли никогда даны не были, и у них нет никаких наследственных прав на эти земли. Ишмаэль стал тоже большим народом, но это - вне той территории, которая обещана Израилю.

4. Объединение эморейских армий (Кли-Якар)

Следует обратить внимание на то, что в первом стихе все говорится в единственном числе, поскольку речь идет о царе Адони-Цэдэке ("он услышал"). А во втором стихе говорится: "И испугались очень". Тут имеется в виду уже не только царь Иерусалима, но и все окрестные цари и города. Они тоже испугались, потому что оценили этот факт все. Адони-Цэдэк проявил инициативу, и он (10:3) послал в соседние 5 городов послания с предложением: "Поднимайтесь ко мне и помогите мне, и мы побьеи Гивон за то, что они заключили мир с Йеhошуа и с Израилем". То есть, Адони-Цэдэк во-первых беспокоится, потому что он как бы находится на самом пути - Гивон к нему ближе всего, а кроме того, он считает себя самым выдающимся правителем и предлагает остальным объединиться под его знаменами. Как реагируют 5 царей на эти послания? - "Они собрались и поднялись". Причем, сначала (10:5) говорится: "ва-йеасфу ва-йаалу хамешет малхей hа-эмори", то есть, сначала они называются все вместе (клан), а потом дается список, какие это цари. Отсюда Кли-Якар выводит такое объяснение, что они поступили так, что сначала они все собрались, а потом двинулись объединенной армией, а не так, что каждый двигался сам со своей армией. При этом, они подчеркивали, что они не под знаменами Адони-Цэдэка, а что это - объединение эморейских армий, каждая из которых достаточно велика.

5. Реакция Йеhошуа на нападение на Гивон

Всевышний управляет здесь, как и везде, играя, в частности, на струнах человеческой души так, чтобы это приводило к нужному результату. Если бы эти цари собрались быстро и напали бы,? то они застали бы Гивон врасплох, и Иеhошуа к этому времени не успел бы к нему подойти. Пока же они делили почести и решали, чьим именем будет называться эта "карательная экспедиция", то за это время гивонцы послали людей к Йеhошуа в Гилгаль с посланием: "не ослабляй твоей руки от твоих рабов, поднимайся к нам быстро и "ве-hошиа лану ве-азрену" " - "и спаси нам (они не говорят "нас") и помоги нам. То есть - "подкинь нам" немного спасения, помоги. И дальше они говорят: "потому что собрались "к нам" - "никбецу элену", (из чего следует, что послание это они по-видимому успели послать до того, как цари осадили город) - собрались все цари эморейские, жители гор". Как на это прореагировал Йеhошуа? - "Поднялся из Гилгаля он и весь народ войны, со всей армией" и - "ве-холь гиборей hе-хайилль " - "и все богатыри".

Естественно, что при этом Йеhошуа должен быть полон сомнений, потому что по закону вроде бы не причитается особой помощи этим обманщикам. Трудно установить, советовался ли Йеhошуа со Всевышним по этому поводу и спрашивал ли Урим и Тувим. Повидимому, дело обстояло так, что он решил, раз они не отвергнуты совсем и оставлены в качестве части, хотя и оттолкнутой, народа Израиля, то теперь, когда они в беде, следует прийти к ним на помощь. Тем более, что послание гивонцев содержало намек, что на них нападают из-за того, что они примкнули к Израилю. Сказано в послание: "аль тереф йадеха мэ-авадэха", и то, что сказано "мэ" - "мэ-авадэха" содержит намек на то, что это - "по причине", то есть, из-за того, что мы - твои рабы, на нас такая напасть. Поэтому евреи никак не могут проявить безразличие к тому, что кто-то, кто к ним примкнул, попал в беду.

Есть мнение мидраша, что Йеhошуа трудно было бы прийти к однозначному выводу, если бы не сказал ему Всевышний: "Если ты будешь отталкивать далеких (а они - действительно, далекие), то ты не узнаешь, где провести границу, и в конце концов дойдешь до того, что будешь отталкивать близких". Это решение Йеhошуа - явилось той "пружиной", которая влечет дальше за собой все поразительные события и чудеса этой главы. Кроме того, эта проблема- всегда актуальна и особенно может быть именно в наше время.

6. Каменный град с неба

Итак, Йеhошуа поднялся из Гилгаля со всей армией, и "пришел к ним Йеhошуа внезапно, всю ночь он поднимался из Гилгаля." Такая реакция достойна полководца и политика - человека, который не должен проявлять низких моральных качеств: как только он получил сообщение, он сразу же поднял армию и всю ночь шел от Гилгаля к Гивону. И дальше (10:10) сказано: "И привел их Всевышний в смятение перед Израилем, и нанес им тягчайшее поражение в Гивоне, и преследовал их через подъем Бейт-Хорона, и бил их до Азеки, до Македы". Дорога на Бейт-Хорон идет несколько к северу и потом поворачивает на запад. Когда они бежали от Израиля и находились на спуске у Бейт-Хорона, то: "Всевышний послал на них большие камни с Неба до самой Азеки, и они умирали. Было больше умерших от этого каменного града, чем убитых мечем Израиля". Это чудо очень впечетляющее, и оно обсуждается в нескольких местах в мидраше. Отмечается, что происходило это, когда преследуемые находились на спуске, где дорога идет сравнительно круто. Когда они, убегая, поднимались вверх, то опасность была довольно велика, поскольку преследователи могли настичь их и побить, но когда они перевалили через высшую точку и находились на спуске, они почувствовали облегчение, поскольку смогли бежать быстрее, и именно в этот момент на них с Неба начинают сыпаться камни.

О.В. Эти камни не только физически истебляли тех, на кого они падали, но и психологически такой неожиданный камнепад производил очень сильное впечатление. Конечно, на подъеме камни, если бы они там падали, могли бы попасть не только в убегающих, но и в преследователей (поэтому-то они и падали на спуске). Психологический эффект этих бросаемых камней следует и из избыточности в этом стихе, где повторяются слова "тех, которые умерли", что означает, что не только по количеству погибло больше от камней, чем от меча, но и качественно. То есть - мечом поражались те, которые не очень быстро убегали, а более крепкие успели убежать, но - их настигли камни.

О.В. Поскольку это был "прицельный огонь с Неба", то безусловно, что ни на одного еврея этот камень не упал, тем более, что там была определенная дистанция.

7. Смысл названия города Иерусалима

О.В. Смысл названия города Иерусалим, упомянутого впервые в первом стихе, можно коротко объяснить так. В книге Берешит этот город описывается двумя названиями. Первый раз, когда говорится: "Малки-Цэдэк - мэлэх Шалэм" (город назывался Шалэм тогда), и после Акеды Авраам дал ему название: "hа-Шем йирэ" - "Господь усмотрит". Это означает, что это такой город, где что-то "узревается" или показывается, и с другой стороны - это город "шалем" - город цельности и совершенства мира. И из уважения к Аврааму была оставлена эта часть "ирэ", а из уважения к Шему - осталось - "Шалем". Так по основному объяснению мидраша получилось название Йрушалем - Йерушалайм. Это та причина, почему слово Йерушалайм в Танахе пишется без второго йуда (от Шалем). (По обычному правописанию - пишут йуд для удобства).

8. Обсуждение падения камней в Гемаре Санhедрин

Это событие - падение камней, обсуждается в Гемаре Санhедрин и Раши отмечает, что: "маале бейт-хорон" - "дорога у Бейт-Хорона" - очень узкая и там невозможно свернуть ни в право, ни влево, а с обеих сторон - глубокая лощина. Как мы видим, здесь, после довольно естественного пути завоевания Айа, снова происходит открытое чудо, потому что падающие с Неба камни нельза квалифицировать никак иначе. Спрашивается, зачем здесь опять потребовалось открытое чудо? Всевышний пообещал уже Йеhошуа: "Не бойся!" Он обещал, что отдаст жителей ханаанских в руки Йеhошуа и вызвал в них смятение. То, что он вызвал смятение - это скрытое руководство, то есть, идет естественная война с негласной Небесной помощью. Йеhошуа идет целую ночь, собрался, воюет, Всевышний вызывает у неприятеля смятение, и казалось бы евреи вполне смогли бы их добить. Зачем же понадобилось это открытое чудо - сыпать камни с Неба? Надо учесть, что со времени взятия Йерихо прошло около 2,5 месяцев: Йерихо был взят после Пэсаха, а теперь уже кончились месяцы Нисан, Ийар, Сиван - и время где-то в разгаре лета. По большинству мнений это - 3-ье Тамуза. Уточнение этой даты важно в связи с предстоящим обсуждением остановки солнца.

9. Три случая падания с неба камней (7-я казнь в Египте, в Бейт-Хороне, во время войны Гога и Магога

Итак, 2,5 месяца назад ушли в землю стены Йерихо, и все жители ханаанской земли безусловно слышали об этом явном чуде, но тем не менее они не усвоили того урока, что Всевышний воюет за Израиль. Если бы урок чудесного падения стен Йерихо был бы усвоен полностью, то надобность в явном чуде отпала бы начисто. Однако, они рассчитывают на то, что их военные хитрости приведут к желаемому результату и это сравнивает их с положением фараона, который каждый раз (особенно после первых казней) начинает призадумываться, пока казнь в разгаре, а когда она отступает, он пытается снова увильнуть и не отпустить евреев. Поэтому мидраш говорит, что это - не просто открытое чудо, а что эти камни были из тех, которые остановились и не упали с Неба в Египте. Когда миновало 6 казней и фараон мог бы уже сделать нужные выводы, тем не менее понадобилась 7-ая казнь "барад" - необычный град, когда с Неба падали камни и лед, внутри которого был огонь. Этот лед, в котором запечатан пылающий огонь, должен был служить фараону наглядной демонстрацией того, что у него творится в сердце: его разрывает огонь, но он умудряется тем не менее запечатать его в ледяную оболочку и продолжать упорствовать там, где нет уже ни малейшей надежды. Фараон пытается не признать того факта, что Всевышнему подвластны абсолютно все силы в этом мире. Поскольку эморейцы рассчитывают на то, что им удастся "обойти" эту Небесную помощь, то видно, что надобность в "педагогике" еще не миновала. Именно поэтому требуется новое открытое чудо. Любопытно, что эти камни появляются в мидраше трижды с хорошей привязкой к стихам из Танаха. Первый раз они падают на фараона в Египте, второй раз (из остатка) - они сыплются на зморейцев у Бейт-Хорона и третий раз - они будут сыпаться на Гога и Магога. Намек на это есть в книге Йхэзкэля.

10. Демократия имеет разумные пределы. Когда народ находится не на своей территории, Бог начинает диктовать ему Свои условия

О.В. Конечно, никак нельзя считать, что из-за того, что в этот момент было необходимо чудо, Йеhошуа не следовало бы пользоваться военной хитростью. Следуя такой логике, можно дойти до того, что покупка лотарейного билета - это тоже проявление слабой веры. Человек должен делать все, что от него зависит для того, чтобы Божественный план осуществился. Хитрость, проявленная ханаанскими народами, может рассматриваться, как нечто прямо противоположное, поскольку то, что они делают, они делают в надежде, что они этим воспрепятствуют осуществлению Божественного плана. Они уже слышали, что Бог отдал эту Землю Израилю. Никто не запрещает им применять военную хитрость, на то им и дан разум, чтобы им пользоваться. Вопрос только в том, какую цель они ставят перед собой. Действительно, они хотели победить, но мы знаем, что и фараон хотел победить и не хотел отпускать своих рабов. Почему он должен был считаться с каким-то там ему неизвестным богом? Он сам считал себя почти что богом!

О.В.Весь смысл в том, чтобы показать, что вся эта "демократия" имеет разумные пределы. Когда речь идет о том, что каждый хочет чего-то своего, то такой разговор очень хорош до тех пор, пока каждый находится на своей территории. Когда же человек находится на "чужой территории", то ее Хозяин диктует ему Свои условия. Результаты тех хитростей, на которые человек идет, могут показать, что он просто не понял, чья это территория. В этом весь вопрос. Многие комментаторы признают все действия ханаанских народов вполне логичными и понятными. Единственное неправильное в их поведение это то, что они не поняли, Кто здесь решает исход всего дела! У них была полная возможность уйти со всеми своими правилами и своими богами, но поскольку они захотели остаться именно здесь, а им сказано, что оставаться здесь можно, но только на других условиях, то все их хитрости обречены на полный провал. Для того, чтобы это было видно не только тем, кто сейчас погибает, а всем, время от времени требуется некоторая наглядная демонстрация.

11. Отличие понятия "мудрость" в системе греческой философии и в еврейской системе

П.О.В. Фараон во время предыдущей казни уже понял и сказал, что: "Ха-Шем - прав, а я и мой народ - грешники". Моше же говорит ему: "Знаю, что ты еще не смирился перед ним и ты еще не научился бояться Всевышнего". То есть, даже в том случае, если человек умозрительно принял нечто, это вовсе не значит, что он проникся сердцем, что это на самом деле практически так и есть. Это очень важно для того, чтобы понять разницу между понятием мудрости в системе греческой философии и понятием мудрости в еврейской системе. Понятие мудрости в греческой философии достаточно высокое: это умственное проникновение в природу вещей. Тем не менее такое умозрительное проникновение совершенно не обозначает простого, практического императива, того, что называется "даат" - "знание". Это понятие отличается от "хохма" и от "бина". Можно обладать массой информации и понимать, как с ней оперировать и пр., но тем не менее отсюда не обязательно следует непосредственная ответственность человека, его понимание того, как ему надо поступать. Поэтому когда фараон дошел даже до того, что умом он понимает, что Ха-Шем прав и что он предупреждал фараона и наказал его правильно, однако, как только это миновало, он снова ведет себя, как прежде.

12. Почему в наше время нет открытых чудес

О.В. Вопрос о том, почему нет, например, в наше время таких чудес, которые показали бы окружающему миру, кто здесь Хозяин, - этот вопрос всегда актуален. Общим ответом на него может служить тот факт, что Всевышний демонстрирует явно Свое Управление в исключительных отдельных случаях. Эпизод с рабби Исраэлем Салантэром иллюстрирует это. Рабби Исраэль много ездил по Европе, много времени проводил в Германии, возвращаясь снова в Литву не так уж часто. Однажды, когда он вернулся и остановился на обычном постоялом дворе, он увидел, что хозяин этого двора, богобоязненный еврей, снял головной убор. Он объяснил гостю, что изверился и разочаровался, потому что тут у него был недавно один наглец, который утверждал, что никакого Бога нет и демонстрировал это всем таким образом. Он принес несколько кругов свиной колбасы и сказал, что он сейчас будет есть эту колбасу на глазах у всех, и если Бог есть, то пусть Бог сделает так, чтобы он подавился этой колбасой. Он съел эту колбасу и ничего с ним не случилось. Салантер ничего не ответил. Через некоторое время пришла из гимназии дочь этого хозяина и очень радостно сообщила, что она получила матрикул - табель с оценками, и по пению она получила высший балл с отличием. Отец очень обрадовался, а Салантер попросил ее спеть что-нибудь. Она сказала, что не будет петь и убежала. Тогда Салантер сказал ее отцу: "Я не верю, что она получила высокий балл по пению раз она не захотела петь". Отец возмутился и сказал, что он ей верит, просто она не захотела петь так вот сразу незнакомому мужчине. И Салантер сказал: "Я ей тоже верю, и то же самое с нашим Богом. Он не будет демонстрировать каждому. Он достаточно демонстрировал когда-то..." Эта притча достаточно популярно показывает, что невозможно демонстрировать каждый раз.

13. Причины, по которым на Земле Израиля удалось закрепиться потомкам Ишмаэля

О.В. Когда евреи приближаются по пустыне к Эрэц Исраэль, Моше неоднократно напоминает им: "не думайте, пожалуйста, что эту Землю Всевышний отдает вам потому, что те - плохие, а вы - хорошие. Те настолько плохие, что чаша их преступлений переполнена, и Земля не выносит их. Эта земля особенная и она не выносит такого поведения и поэтому она их изрыгает. Вам же, за то, что вы - потомки Авраама, Ицхака и Яаакова, дается эта Земля, но только при условии, что вы будете вести себя порядочно." В этом все дело. Ситуация сейчас совсем другая, поскольку за эту Землю спорят два народа, ни один из которых идолам не поклоняется. Мало того, мудрецы позднейшего времени рассматривают такой вопрос, почему, если эта Земля изрыгает неподходящие народы, на ней в какой-то степени удалось закрепиться потомкам Ишмаэля. Ответ, который они дают - поразителен. Они говорят, что это потому, что они делают обрезание, и это, кроме того, что они не идолопоклонники, - еще один шаг от нечистоты, от разврата. Поэтому здесь не может быть аналогии с завоеванием Земли Йеhошуа, так как это не такой народ, погрязший в том мрачном и темном разврате, убийстве и идолопоклонстве, который был в этой Земле во время Йеhошуа. Если они не настолько переполнили чашу преступлений, то их и не за что гнать. Следует вести себя так, чтобы "выиграть по конкурсу".

14. Открытые чудеса в наше время

Что касается того, были ли чудеса, которые были бы видны другим народам, и подтверждали бы, кто здесь Хозяин, как это было во времена Йеhошуа, то надо сказать, что имеется масса аналогий: между падением стен Йерихо и 6-ти дневной войной, между провалом в Айе и войной Йом-Киппура и др. Конечно, трудно доказать точно, каким чудом, например, была 6-ти дневная война: открытым или скрытым. Скорее, это было явное чудо, хотя бы судя по тому эффекту, который она произвела. И такой эффект был виден и другим народам. Разве не чудом было голосование в 1948 году в ООН, когда советский делегат сказал, что надо создать национальный очаг для евреев в Палестине? Явные чудеса делаются не для "других народов", а для тех злодеев, которые отрицают Божественное Управление Миром. И на их "битие" должны научиться другие. Сейчас почти нет народов, которые отрицали бы, что есть кто-то, кто Управляет Миром, все более-менее согласны с тем, что есть Всевышний. Поэтому вопрос о необходимости в чудесах стоит совсем по-другому.

15. Намек на падение камней с неба в книге Ийова

Любопытно то, что в книге Ийова (38:22-23) говорится: "и запасы (клады) града увидишь, которые Я сохранил (припас) для времени невзгоды, для дня сражения и войны". Раши объясняет так, что "для времени невзгоды" имеется в виду - для пяти царей в Гивоне, а "для дня сражения" - имеется в виду война Гога и Магога. То есть Ийову это прямо говорится.

16. Чудо остановки солнца и луны. Что именно произошло, когда и зачем (комментарии, Мидраш)

Следующее чудо - это чудо остановки солнца и луны. Тут возникает несколько вопросов. Во-первых, зачем в тот же день понадобилось еще одно чудо? Итак, они поднимаются к Бейт-Хорону, потом - спускаются и двигаются к югу по долине. В 12-ом стихе говорится: "аз йедабер йеhошуала ла-hа-Шем бе-йом тет hа-Шем эт hа-эмори лифней бней йисраэль" - тогда говорил (или скажет, так как после "аз" глагол часто употребляется в будущем времени) Йеhошуа Всевышнему в день, когда Ха-Шем отдал аморейца перед сыновьями Исраэля". И дальше: "И сказал на глазах всего Израиля (знаменитые слова): "шемеш бе-гив'он дом ве-яреах бе-эмек аялон" - "Солнце в Гивоне - безмолствуй и луна - в долине Айалон". В 13-ом стихе сказано: "ва-йидом hа-шемеш ве-яреах амад ад-йиком гой ойвав" - "и стояло солнце, и луна стояла пока он не отомстит народу врагов своих", - "hа-ло хи ктува аль-сефер hа-яшар" - "ведь она записана в книге Прямого" и снова сказано: "ва-йамод hа-шемеш ба-хаци hа-шамаим ве-ло ац лаво ке-йом тамим" " - "и встало солнце посередине неба и не торопилось заходить, как целый день". И, наконец, 14-ый стих: "ве-ло hайа ка-йом hа-hу лефанав ве-ахарав лишмоа а-Шем бе-коль иш" - "И не было, как этот день, ни до него ни после него, чтобы так слушал Всевышний голос человека", "ки-hа-Шем нильхам ле-Йисраэль" - "потому что Всевышний воевал за Израиль".

Что же здесь произошло и когда это было? Этот вопрос вызывает трудности у всех комментаторов. Мидраш приводит нам три различных точки зрения по поводу того, что там происходило. Все три мнения сходны в понимании того, что солнце в тот день останавливалось дважды. В 13-ом стихе имеется следующая трудность. Сказано там: "остановилось (или стояло) солнце посередине неба (то есть в высшей точке) и не торопилось заходить. Что это значит? Если оно было близко к закату - то, следовательно, оно должно быть у горизонта. Так где же оно - посередине неба или у горизонта? Ответ дается такой, что один раз оно остановилось в полдень, а второй раз - перед заходом. Почему так? - Потому что Йеhошуа (очень умный) попросил об этом. Когда они шли наверху, в горах, то несмотря на разгар лета (Тамуз) жара не так сильно чувствуется, а в долине, где убегает неприятель, - там жарко нестерпимо. На сколько времени остановилось солнце? Одни говорят, что на 6 часов, другие - что на 12. Есть три мнения, что все это продолжалось: 24 часа, по второму мнению - 36 часов и по третьему мнению - 48 часов. И все происходило таким образом: 6 часов солнце шло, 6 часов (или больше, соответственно другим мнениям) - оно стояло, потом еще 6 часов шло и потом еще сколько-то стояло. Когда Йеhошуа спустился в долину, солнце уже подходило к горизонту, и уже не было так жарко, и оно еще светило сколько-то часов, пока евреям нужно было добивать противника. Весь спектр ответов сходится в том, что остановка происходила в двух положениях.

Повидимому, луна останавливалась синхронно с солнцем. Трудность здесь состоит в том, что Йеhошуа приказывает такую вещь, которую вроде бы не понятно, как исполнить. Он говорит: "Солнце над Гивоном - стой, а луна - в долине Айалона". Ясно, что орбиты светил сохраняются, и они по ним продолжали двигаться. Что же тогда происходит? - Если принять то, что это время - 3-ье Тамуза, то тогда понятно, что это время очень близкое к новолунию, когда луна появляется на небе только перед самым заходом солнца и на небольшой промежуток времени, а до этого она совершенно не видна, потому что новолуние - это положение, когда луна почти в створе с солнцем. Поэтому-то в полдень там никакой луны вообще нет на небе и есть только солнце, которое стоит над Гивоном. Когда же солнце "не торопится зайти", то тогда над долиной Айалона - и луна есть (она там появляется). Тогда получается все очень складно.

Возникает такой вопрос: зачем Йеhошуа надо было просить об этом? Известно еще несколько случаев, когда Всевышний останавливал солнце, мидраш рассказывает, что это было и во времена Моше, и после Йеhошуа. Особенность этого случая состоит в том, что здесь все было сделано по просьбе Йеhошуа. Во всех остальных случаях это было Божественное руководство - подарок такого чуда. Здесь же чудо было сделано по просьбе Йеhошуа, и просьба эта была важна потому, что Йеhошуа просил не для себя, потому что это была такая война, которую он вел не за Израиль, а за каких-то гивонцев. Поскольку такой поступок можно расценить, как великодушие, то он и должен был просить: "Помоги мне, чтобы мое великодушие было полноценным, и я бы добил этого неприятеля". Конечно, в результате этой операции Йеhошуа так же выиграл и значительную часть своей войны (полезно иногда проявлять великодушие!). Сила чуда, которое здесь произошло, состоит именно в этой добавке, что: "не было подобного этому дню - "лишмоа hа-Шем бе-коль иш" - "что Всевышний так слушает голос человека". В остальном это чудо нисколько не превосходит и, возможно, уступает другим чудесам: тому, как зрелищно расступилось Красное море или Йарден. Однако, все эти чудеса, которые делаются постановлением Творца, были заложены еще от 6-ти дней Творения. С каждой силой природы был составлен договор о том, что в нужный момент она будет действовать определенным образом. Здесь же это было сделано по просьбе человека, и это - более сильное чудо.

О.В. Мы знаем из книги Мелахим, что когда солнце только немного "прыгнуло", и несколько удлинилась тень, то посланцы из соседней страны пришли узнать, в связи с чем произошло это чудо.

Есть еще одно не так уж очевидное соображение. Есть такое мнение, что это был канун шаббата, и Йеhошуа просил, чтобы солнце постояло, для того, чтобы не начинался шаббат, и чтобы евреи успели перебить врагов. С другой стороны есть мицва, что во время войны, если уже началась, например, осада города, то ее следует продолжать. Правда, опять-таки, поскольку это была война не за Израиль, а за Гивон, то Йеhошуа не совсем был уверен, что он имеет право вести эту войну в шаббат. Даже в том случае, если бы он и был уверен, он, безусловно, не хотел бы деморализации евреев, которые воюют за кого-то, да еще и должны нарушать шаббат. Поэтому-то он и попросил, чтобы в эти 24 часа (или - 36, или - 48 ) шаббат не начинался.

О.В. Когда говорится, что это была война "за Гивон", то имеется в виду, что эта была война непосредственного покровительства гивонцам, чтобы не дать их в обиду. То что в результате этой войны евреи смогли захватить все эти города, это было как бы "побочным продуктом". Поскольку это было на грани великодушия, и по букве закона евреи не были обязаны держаться этого соглашения, то требовалась такая инициатива со стороны Йеhошуа. Двинулся в этот поход Йеhошуа именно для того, чтобы защитить гивонцов. Безусловно, можно считать и так, что поскольку в результате этой войны по защите гивонцов произошли события, которые совпали с обязанностью завоевывать Эрэц Исраэль, то это дает Йеhошуа право воевать и в шаббат. Йеhошуа тоже мог так рассуждать, но он не мог исключить возможности, что эти события могут расцениваться и по-другому, поэтому, он понял, что для морального состояния евреев было бы полезно закончить эту войну до начала шаббата.


Продолжение