МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр
К оглавлению лекций З.Дашевского по Книге Иеhошуа

Лекция 16. Иеhошуа, главы 13-14

  Невыполненый план Иеhошуа, относительно захвата земли
  Некоторая избыточность в начале 13-ой главы
  Воспитание нужных качеств для полноценной жизни
  Причина задержания действий по захвату земли
  Приказ о разделе незаваёванных земель
  Странная судьба колена Менаше, комментарий Кли-Якара
  Мидраш про земли, разположенные за Иардэном. Отсутствие своей земли у Левитов
  Причастие Билама к войне, которая велась под руководством Моше. Причина его смерти
  Притча про Билама и мидраш про его убийство
  Внезапное требование еолкном Гада земли за Иардэном
  Могила Моше -- истенная ценность земли за Иардэном
  Причина отсутствия земли у колена Леви
  Аналогия между Израилем по отношению к дркгим народам и Левитами к другим коленам
  Число 12 -- неотемлевый элемент еврейского народа
  Главный принцып раздела земель
  Обсуждение земель, принадлежащих Иеhошуа и Калеву
  Завоевание Калевом Хеврона. Его поведение с разведчиками
  Хеврон -- найвысшая ценность для Калева бен-Йефунэ
  Происхождение имени Кирьят-Арба и его завоевание
  Авраам -- Большой человек среди великанов“ мидраш и его объяснение

1.  Невыполненый план Иеошуа, относительно захвата земли

Мы переходим к обсуждению следующей темы книги Йеhошуа - "разделу Земли". Из предыдущих глав мы знаем, что война по захвату Земли длилась 7 лет, и все эти 7 лет центральный лагерь располагался в одном месте - на востоке, в Гилгале. Каждый раз после очередного похода евреи возвращались туда. В 11-ой главе описывается последний поход по захвату Юга Земли, а 12-ая глава перечисляет имена царей (31-ого) ханаанских, которые были разбиты. 13-ая глава начинается с того, что: "Йеhошуа состарился, вошел в лета, и сказал ему Всевышний: ты состарился, вошел в лета, а земли осталось еще очень много захватывать". И дальше в тексте перечисляются по периметру все те земли, которые были обещаны еще Аврааму, (и потом это повторялось в книге Бамидбар), - все то, что было обещено, и еще не захвачено. Здесь возникает проблема. Казалось бы, что Йеhошуа должен был бы уже захватить все то, что было предназначено для народа Израиля.

2.  Некоторая избыточность в начале 13-ой главы

В начале 13-ой главы наблюдается некоторая избыточность. Сначала говорится, что Йеhошуа состарился и вошел "в дни". Такое выражение встречается так же при рассказе об Аврааме: "Авраам закен ба ба-йамим". Это значит, что бывает такая ситуация, когда человек состарился и стал выглядеть старым, хотя он еще и не так стар годами, но бывает ситуация, когда человек уже и по годам "не молод". Как показывает расчет комментаторов, в этот момент конца войны Йеhошуа было 89 лет и уже ему пришло время быть не очень "молодым". Но дальше, как отмечает Кли-Якар, здесь есть еще одна избыточность: "И сказал Всевышний: " ата заканта". Зачем Он так говорит? Не обязательно было говорить "ата", так как из самой формы глагола уже видно, что речь идет о втором лице. Всевышний как бы хочет здесь сказать то, что уже обсуждалось, а именно: "ты сам виноват в том, что ты немножко тормозил войну по захвату Земли. Если бы ты исполнял это быстро и лучше, то ты бы мог, очевидно, (хоть этого и не говорит Кли-Якар) успеть больше захватить, и во-вторых, Я бы исполнил в точности то обещание, которое Я тебе дал, что так же, как Я был с Моше, - Я буду с тобой. То есть, ты бы жил до 120 лет и все эти годы ты бы чувствовал себя бодро и не состарился бы". Известно, что про Моше сказано, что в день своей смерти он говорит: "мой глаз не ослабел, и влага не убежала от меня", то есть, что он все в той же силе и в том же соку. Для контраста (с Йеhошуа) Калев говорит: "Так же, как я был 45 лет назад, в той же самой силе я и сегодня."

3.  Воспитание нужных качеств для полноценной жизни

Здесь как бы намеком подчеркивается очень важная наука. Рамхаль (рабби Моше Хайм Луцата) в своей классической книге "Тропа Прямых" перечисляет ступени того, как человек должен воспитывать в себе нужные качества. Он начинает, следуя Барайте из Гемары, с самого первого качества - "зеhирут" - "осторожность": как человек должен остерегаться всяческого греха и опасности, и следующая ступенька "зеhирут" - расторопность. По поводу этого качества он приводит знаменитый мидраш. В псалме Давида, который читают в "йом шени", и который кончается словами: "аль мавет", слова "аль мавет" написаны, как 2 слова, что означает, что Он поведет нас "над смертью". Как велит традиция , читать это надо, как одно слово "альмавет" что означает "как юноша (бодрый)". Эти две вещи связаны друг с другом: способ преодоления смерти - это "расторопность". Поэтому Йеhошуа сам навлек на себя то, что он состарился и не чувствовал себя таким бодрым, как прежде.

О.В. Действительно, наука дошла до того, что она тоже предлагает такой способ "лечения", как активность, и это очень приятно, когда наука доходит до того, что открывает какие-то "куски" истины (ясно, что она не может нам открыть ее всю).

4.  Причина задержания действий по захвату земли

О.В. Говорилось уже про Мидраш, который рассказывает, что Йеhошуа зная, что его задача состоит в том, чтобы завоевать и разделить Землю, понимал, что он будет жив все то время, пока будет продолжаться завоевание и раздел Земли. Поэтому он (может быть подсознательно) немножко оттягивал завершение этой операции. Обычно, когда человек начинает такие расчеты, то он попадает впросак. Один из трагических примеров этому - разведчики, которых послал Моше. Это были очень неглупые люди, и они понимали, что в новых условиях потребуются новые руководители. Поэтому они нашли очень веские доводы в подтверждение того, что нужно не торопиться входить в Землю, а нужно еще подзадержаться в пустыне. А вышло так, что они сразу же и перестали быть князьями, и расстались с жизнью. Не следует, поэтому, быть уж слишком предусмотрительным и пытаться учесть то, что не в наших силах. Если получено задание - его следует выполнять!

5.  Приказ о разделе незаваёванных земель

Как уже говорилось, текст перечисляет все те территории, которые не были захвачены, и в 7-ом стихе (13:7) говорится: "А теперь ты, йеhошуа, раздели эту землю". Причем, под словами "эту землю" подразумевается вся Земля, предназначенная Израилю, включая и те территории, которые еще не были захвачены. Получается, что как-будто дело обстоит так: "Ты уже состарился, и нереально чтобы ты (Йеhошуа) довел до конца дело завоевания всех земель, но нужно, чтобы ты все обещанные земли, как уже завоеванные, так и еще не завоеванные, - разделил между коленами, а Я (Всевышний) потом сделаю так, что каждое колено завоюет в свое время свои земли". И дальше (13: 7-8) говорится: ..."раздели эту землю в наследство на 9 колен и 1/2 колена Менаше. С ним колена Реувэна и колено Гада взяли свое наследство, которое дал им Моше за Йарденом к востоку, как дал им Моше, слуга Всевышнего." Соединение 7-го и 8-го стиха требует объяснения, потому что 7-ой стих говорит: "раздели эту землю, дай в наследство 9-ти коленам и 1/2 колена Менаше", а 8-ой стих говорит: "с ним..." Что здесь имеется в виду? Мы знаем, что на восточном берегу Йардена получили свой надел колена Реувена, колено Гада и 1/2 колена Менаше. Однако, в 7-ом стихе говорится о той 1/2 колена Менаше, которая получит землю в Эрэц Исраэль, на запад от Йардена. Тогда получается, что "с ними" означает - "с другой половиной".

6.  Странная судьба колена Менаше, комментарий Кли-Якара

Из всех комментаторов, рассматривающих эти стихи, наилучшее направление, по-видимому, дает Кли-Якар, который говорит, что в словах: "ве-хаци hа-шевет hа-Менаше" - есть избыточность, которая встречается еще в некоторых местах в Торе, получается, что здесь имеется лишнее "", которое как бы отделяет "Менаше" и говорит о том, что здесь - две половины. В связи с этим Кли-Якар обсуждает такой вопрос, который возникал еще при чтении книги Бемидбар, и который можно сформулировать так: почему такая судьба у колена Менаше, и почему оно разделяется: часть получает надел в Эрэц Исраэль и вторая часть - на другом берегу? Кли-Якар приводит довольно понятное объяснение, которое дает мидраш. Мидраш говорит, что Менаше был главным человеком над домом Йосэфа, хотя он и не назван ни разу в Торе по имени (но в своих комментариях Раши объясняет, что это - Менаше). Именно ему Йосэф поручил погнаться за братьями, предварительно подложив кубок в вещи Беньямина. Менаше был причиной того, что братья разорвали на себе одежду, когда этот кубок был обнаружен у Беньямина. И тогда, раз Менаше послужил причиной того, что они разорвали свои одежды, то его колено тоже будет разорвано. То есть. - ничего не проходит зря. Не было никакой вины у колена Менаше, были они герои и замечательные люди, но тем не менее, если он послужил причиной такого трагического события, что колена Израиля разрывают на себе одежду, то за это - его территория должна быть "разорвана".

О.В. Конечно, послал Менаше Йосэф, но Менаше - это половина Йосэфа, потому что Йосэф получил благословение от Яакова, и в отличие от всех братьев, он получает двойную долю, и становится двумя коленами: Эфраим и Менаше. И непосредственной причиной случившегося, хотя и поручил ему это Йосэф, - был Менаше.

7.  Мидраш про земли, разположенные за Иардэном. Отсутствие своей земли у Левитов

8-ой стих говорит, что: "с ним те, кто входил в Реувеново и Гадово колена, взяли их наследство". Здесь имеется определенная сложность в построении 8-го стиха, что это значит: "взяли их наследство"? И дальше: "...которое дал им Моше за Йарденом, на восток, как дал им Моше, слуга Всевышнего". Мы помним, что Моше дал эти земли двум с 1/2 коленам "условно". Он поставил классическое условие, которое приводится в Талмуде, как пример полного условия: "Если вы перейдете "халуцим" - "авангардом" и будете воевать до тех пор, пока ваши братья не завоюют Землю, то эти земли будут ваши, если же нет, то - не будут". То есть, в этом договоре все обусловлено, и поскольку они выполнили условие с честью, то они взяли это наследство "своими руками", они его заработали (завоевали). Поэтому-то тут говорится дважды: Они взяли (им дал Моше условно), как дал им Моше, слуга Всевышнего, тогда предварительно.

Дальше перечисляются все территории Сихона и Ога, то есть, все то на восточном берегу, что досталось этим 2-ум с 1/2 коленам. В 14-ом стихе говорится, что "только колену Леви не дал Моше (имеется в виду на восточном берегу) наследия, потому что приношения Всевышнему, Богу Израиля, - это его наследие, как было сказано о нем". Левиты не получают никакого надела земли, потому что они не должны питаться от продуктов своего земледелия, а должны питаться с Небесного стола тем, что им выделяет Всевышний. А именно: Левиту полагается получать десятину от того, что производит Израиль. Интересно то, что на восточном берегу Йардена Левиты не получили совершенно ничего, в отличие от основной Земли Эрэц Исраэль, где они получили какие-то города и "приусадебные участки".

О.В. Города-убежища на восточном берегу выделил Моше, а на западном берегу это будет сделано только после раздела земли.

8.  Причастие Билама к войне, которая велась под руководством Моше. Причина его смерти

Дальше, в 13-ой главе, обсуждется что именно Моше дал каждому из колен (из 2-х с 1/2) на восточном берегу. В 22-ом стихе имеется несколько неожиданное сообщение (так бывает при перечислении каких-то фактических вещей). Поскольку в этих стихах вспоминается война, которая велась под руководством Моше, то Йеhошуа считает уместным вставить здесь такой важный факт, что Билама, сына Беора, колдуна, убили сыновья Исраэля мечом, и "аль-халелейhем".

Имеются мидраши, объясняющие это выражение. Некоторые объясняют, что он повалился трупом на всех тех, кого убивали, а другие говорят, что имеются в виду те евреи, которые погибли из-за совета Билама, когда он их втянул в разврат. Интересно то, что здесь Билам называется колдуном. Мы знаем, что он был (назывался) пророком. Мидраш описывает так, что Билам сам говорит о себе в книге Бамидбар: "Я - Билам, сын Беора, меня призвал Балак из земли Арама". И можно объяснить так, что Билам - занимал очень высокое положение, удостоился пророчества, а Балак, тем, что вызвал Билама на такое дело, сбросил его с этого возвышенного положения.

9.  Притча про Билама и мидраш про его убийство

Известна притча про Билама: человек ходил с царем, а потом, увидев разбойников, пристал к разбойникам, когда же он снова захотел вернуться к царю, царь не разрешил ему вернуться: "будь с теми, с кем ты связался", - сказал царь. Так и Билам, который был, действительно, пророком, может быть по силе даже не уступавшим Моше, получил это пророчество только на время, ради пользы Израиля, а потом - скатился к своему положению колдуна, то есть к делу, которым он занимался и раньше. Известно, что медианские посланцы приходили к нему с разными приспособлениями для колдовства. Согласно одному из мидрашей, Билама убил Пинхас бен Элазар. Между ними происходила довольно необычная схватка. Когда Билам увидел приближающегося Пинхаса, - он быстро взлетел в воздух, что сделал и Пинхас, правда, с видимым усилием, но догнал его, и затем - принудил Билама спуститься на землю, и на земле он его убил мечом. До этого Пинхас уличил его, и сказал, что Билам - никто иной, как Лаван.

Эта тема - очень глубокая, и она затрагивает вопросы предназначенности Земли Израиля народу Израиля. Мы читаем в Пасхальном Седэре: "Иди узнай, что хотел Лаван сделать Яакову". Что же такого он хотел сделать? Мы знаем, что были народы и деятели, которые хотели истребить евреев сильнее, чем Лаван. Лаван вообще гнался за Яаковым не для того, чтобы его убить. Однако, внимательные комментаторы объясняют, что злодейский замысел Лавана совпадал с тем, чего хотел добиться Билам, и поэтому мидраш их отождествляет. Этот замысел состоял в том, чтобы не допустить, чтобы народ Израиля вошел в Землю Израиля - пусть они живут, где жили!

О.В. Мидраш не зря говорит, что Билам взлетел без усилия, а Пинхас взлетел с усилием, то есть, в некоторых случаях колдовство может быть сильнее пророчества. Пинхас - это тот самый Пинхас, который добрался до Билама, явившегося первоисточником всей страшной трагедии, когда столько евреев погибло из-за того, что Билам посоветовал, как "совратить" Израиль.

10.  Внезапное требование еолкном Гада земли за Иардэном

В 23-ем стихе говорится: "И была граница сыновей Реувена - Йарден. Это граница сыновей Реувена по их семьям...." И 24-ый стих говорит: "И дал Моше колену Гада, сыновьям Гада по их семьям, и была их граница...до Ароэра, который напротив Рабба". И 27-ой стих кончает словами: "До конца моря Кинэрэт за Йарденом на востоке". Кли-Якар отмечает, что только про Гада сказано в тексте, что он получил земли "на восток за Йарденом". Это не сказано ни про Реувена, ни про 1/2 колена Менаше. Почему же это говорится только про Гада? Объясняется это так, что представители колена Гада были инициаторами. Они пришли и проявили большую активность в том, что вот здесь земля очень подходящая - как раз то, в чем их упрекал Моше, говоря, что они поставили имущество на первое место перед своими семьями и делами. Поэтому Гад здесь фигурирует в таком виде, что он - тот, кто проявил наибольшую активность в этом деле, и не очень похвально вел себя, решившись отказаться от наследия в самой Эрэц Исраэль. Поэтому в отличие от других он здесь назван в явном виде. Мидраш сравнивает это с самим Гадом. Он говорит, что такое появление Гада у Моше с требованием дать им эти земли, было похоже на внезапное рождение самого Гада - сына Яакова. Когда его родила Зилпа, то в отличие от того, что говорится при рождении остальных детей, здесь не сообщается, что она - забеременела и родила, как бы он появился неожиданно: "и родила Гада". Мидраш связывает с этим то, что Лея сказала: "ба гад" - как-будто он пришел сам, неожиданно. А с другой стороны, мидраш объясняет, что "багад", если прочесть вместе, означает "предательство". То есть - муж предал меня и родил сына от служанки, а не от меня (хотя она и дала ему эту служанку сама). Точно так же поступили потомки Гада, которые как бы предали Эрэц Исраэль и попросили себе надел на другом берегу. И именно они были самыми активными инициаторами в этом деле.

О.В. Никак не отрицается, что у потомков Гада есть замечательные качества и Яаков дает им замечательные благословения.

11.  Могила Моше -- истенная ценность земли за Иардэном

В 32-ом стихе говорится: "Это те, кому дал наследство Моше, в степях Моава, за Йарденом, у Йерихо, на Востоке". Здесь употребляется необычная форма глагола, и не говорится: "hинхиль", а говорится: "нахаль" . Поэтому мидраш говорит, что если употреблена страдательная форма "нахаль" , то это как бы намек на то, что Моше похоронен там же в степях Моава. И получается, что Моше "дал себя" в наследство этим коленам и его могила осталась там с ними. И объясняется, что эти 2 с 1/2 колена просили эти земли из преданности Моше. Они хотели, чтобы он был похоронен на их территории, так как было известно, что он не перейдет Йарден. Поскольку этих потомков Гада и Реувена связывало с Моше такое чувство привязанности и любви, то Моше отвечал им взаимностью, и как-будто он себя отдал им в качестве надела и наследия. Конечно, он бы предпочитал, чтобы колено Леви получило тут наследие, но поскольку Всевышний не выразил такого желания, чтобы Левиты получили там что-нибудь, то оказалось, что его могила - среди этих колен.

12.  Причина отсутствия земли у колена Леви

33-ий стих повторяет то, что уже было сказано: "А колену Леви не дал Моше наследия: Всевышний, Бог Израиля, - Он является их наследием, как говорил Он им". Мидраш говорит по этому поводу следующее. Вот об этом (о том, что Он не дал наследия колену Леви) говорит стих из Мишны: "Не грабь бедного, потому что беден он". Казалось бы, что можно по этому поводу сказать? Если человек беден, то как же его можно ограбить? Но мудрецы говорят, что здесь говорится о колене Левитов. Почему же они называются "бедными"? - Потому что они были беднее всех колен по численности. Самое малочисленное колено - это колено Менаше, которых всего лишь 32200 человек (от возраста 20 лет до возраста 60 лет). Однако, все колено Леви, начиная с возраста в один месяц и дальше, - всего 22300 человек (Арон и его сыновья). Почему так? - Потому что они занимались Святым делом, а всякий, кто не бережет себя как следует, того настигает сторона правосудия, и они поэтому и не умножались, как остальные. И сказал Всевышний Исраэлю: "Они несут Священную стражу для того, чтобы вы не опускались. Они несут ее ради вас, и поэтому - не грабьте у них тех подарков, которые Я назначил им, "потому что беден он"". То есть, вы обязаны помнить о Левитах, которые несут священную стражу за вас, и поэтому - не обездолевайте их и не лишайте их подарков. Всевышний же "обездолил" их для того, чтобы они не были привязаны к земле, и несли эту "Священную стражу", то есть, чтобы они питались не от земли, а от Его стола.

О.В. В том то и дело, что это - уникальная вещь: Моше, который сам из Левитов, обнародовал закон, по которому Левиты - единственные, которые не имеют никакой материальной базы. Если человек должен быть священником, то он не должен быть погружен в земные дела. Они вовсе не обязаны быть на самом деле "бедными". Бедны они в двух отношениях (по мидрашу): первое - это то, что они не размножаются, как остальные колена, поскольку они находятся на службе "повышенной ответственности", и поэтому их не так много, как евреев в любом другом колене. Кроме того, они бедны в том, что их обделили, и у них нет земельного надела (у них нет доли в Земле). Коhены - это часть колена Леви, и хотя они и выделены особо, но в этом смысле - они не получили больше других Левитов. Правда, они получили больше подарков.

13.  Аналогия между Израилем по отношению к дркгим народам и Левитами к другим коленам

О.В. В некотором смысле, действительно, Левиты по отношению к евреям, примерно то же, что евреи по отношению к другим народам. Сказано: "Будете у Меня Царством Священников и народом Святым". Поэтому, функция Израиля среди других народов мира - это быть Священниками, но при этом - народом. У нас земли мало, но Всевышний выделил Израилю надел Земли и, несмотря на то, что она ничтожно мала по сравнению с землями других народов, тем не менее, так же как Левитам выделены какие-то набольшие наделы, так и Израилю выделен небольшой надел. Надо понимать, что мы выделены не для того, чтобы противопоставлять себя остальным народам, а для того, чтобы исполнять некоторые повышенные функции среди всех народов земли. Поэтому и Левиты так малочисленны, и особенно опасная служба - у коhенов. Поэтому-то и говорится: того, кто не бережет себя, того настигает "мидат hа-дин".

Комментарий к этому мидрашу говорит, что отношение народа Израиля к Левитам в некотором смысле аналогично отношению к наемному работнику. Тора строжайшим образом запрещает не выдать работнику, который сделал какую-то работу для хозяина, плату в тот же день. Это приравнивается к тому, что он его ограбил, как-будто душу у него отнял. Так же и с левитами. Левит работает "на тебя", он исполняет то, что на него наложил Всевышний, и евреи обязаны помнить, что он - обделен привязанностью к земле и своим имуществом, и поэтому евреи должны исправно его снабжать теми подарками, которые лежат на их ответственности.

14.  Число 12 -- неотемлевый элемент еврейского народа

В самом начале 14-ой главы говорится о принципе раздела земли. Говорится: "Вот те, кто давал в наследство сыновьям Исраэля ханаанскую землю. Это: Первосвященник Элазар, Йеhошуа бен Нун, и - руководители колен Израиля - "ве-рошей авот hа-матот". В следующем стихе? говорится, что земля давалась в наследство по жребию, как заповедал Всевышний через Моше, девяти с половиной коленам, потому что Моше уже отдал наследство 2-ум с 1/2 коленам по ту сторону Йардена, а Левитам не дал ничего. То есть, здесь объясняется, что всех колен было, как бы 13, но при любом счете получается - 12. Когда речь идет о разделе земли, - Левиты не идут в счет, они земли не получают, и остаются 12 колен, поскольку Йосэф представлен двумя коленами: Эфраим и Менаше. Этот факт подчеркивается в 4-ом стихе: "потому что от сынов Йосэфа произошли два колена - Менаше и Эфраима".

15.  Главный принцып раздела земель

Как же происходил раздел? В мидрашах есть некоторые различия в деталях, но в принципе все они объясняют, что процедура выглядит так: Элазар, в коhенском облачении с Урим и Тумим, получает сообщение с Неба, прочитывает "бе-руах hа-кодеш" - "в Божественном вдохновении", и объявляет: "Поднимается колено такое-то, ему достается такой-то надел". После этого, Йеhошуа вынимет из урны название колена, и оказывается, что это - то колено, которое объявил Элазар. После этого, он перетасовывает и вынимает из той урны, где указаны наделы земель, и получает тот надел, который объявил Элазар. То есть, с Неба предсказывается, какой и кому выпадет жребий. Это очень важно потому, что хотя евреи и видели уже в истории с Аханом, что на жребий можно полагаться, тем не менее всегда остается сомнение в том, что это может быть случайность. Поэтому и сделано такое "дублирование". Если бы был один Элазар, могло возникнуть сомнение в том, не объявляет ли он свое произвольное решение. Когда же Элазар говорит, а стоящий напротив него Йеhошуа вынимает точно то же самое, то сомнений не остается.

Этого мало. Тора говорит, что Всевышний сказал: "По устам жребия" - "аль пи hа-гораль", и этот жребий не просто вынимался и читался, а - "сам кричал": "Я жребий такого-то!" "Я - жребий, который ему дает такую-то землю". Таким образом, получается, что здесь есть 4 канала, которые, перекрываясь, утверждают разделение Земли между коленами: есть пророчество - Урим и Тумим, когда Элазар объявляет, есть - жребий, когда Йеhошуа вытаскивает, есть - голос жребия, который это произносит, и, наконец, здесь присутствуют представители колен, для того, чтобы был Бейт-Дин. Они, по большинству мнений, не тащат жребий, это делает Йеhошуа (есть, правда, некоторые мнения, что тащит князь). В любом случае, интересно соображение, которое в Талмуде выражено принципом: "hефкер бейт-дин hефкер" - то есть, то имущество, которое Бейт-Дин объявил бесхозным, остается бесхозным при любых условиях. Такую власть дает Бейт-Дину Тора. Поэтому, при всех трех каналах: и пророк сказал, и жребий вытащили, и (такое чудо!) сам жребий сказал, после этого еще собрание представителей всех колен своим решением одобряет, что: если моему колену принадлежало что-то там, то я объявляю это не принадлежащим моему колену. То есть, все колена простили друг другу на случай, если там было что-то их. Таким образом, это решение уже бесповоротно. Дальше уже руководитель каждого колена распределяет между домами, семьями и т.д.

16.  Обсуждение земель, принадлежащих Иеошуа и Калеву

Когда 2-ой стих сообщает: "бе-гораль нахалатам" - "По жребию разделяли (все земельные участки)", то надо помнить, что когда Тора говорит о принципах раздела земли, то там говорится: "ах бе-гораль техалек". И мы знаем, что там, где говорится: "ах " или "рак", то там есть уменьшение и что-то исключается. Поэтому, здесь имеется в виду, что по жребию будут разделены "почти" все земли, причем, те земли, которые еще не завоеваны, тоже участвуют в распределении земли между коленами. Какие же земли не участвуют? - Имеется в виду та земля, которую получат Йеhошуа и Калев, потому, что они получают землю по слову Всевышнего.

В 6-ом стихе говорится: "И приблизились люди из колена Йеhуды к йеhошуа в Гилгале, и сказал ему Калев бен Йефунэ, "hа-кенизи" - "кенизиец". При обсуждении просьбы Калева, имеется одна проблема, что здесь, в отличие от того, что было перед этим, Калев бен Йефунэ назван кенизийцем. Суть же самой просьбы состояла в том, что Калев говорит: "Ты помнишь, Йеhошуа, о чем нам клялся Моше...". Однако, очень трудно представить себе, чтобы Моше клялся, что после его смерти Калев что-то получит. Основное объяснение здесь такое, что на самом деле поклялся Всевышний, и Он это - передал Моше, а Моше - передал дальше.

17.  Завоевание Калевом Хеврона. Его поведение с разведчиками

Мы уже говорили, обсуждая комментарий Раши, что Калеву за то, что в нем был другой дух, положена двойная премия: во-первых, он будучи 40-летним (то есть старше 20-ти и моложе 60-ти), не подпадает под смертный приговор, и остается в живых; во-вторых, он получает такое наследие (Хеврон). Известно, что этот разговор происходит до того, как Хеврон был завоеван. Таким образом, Калев не просто просит, чтобы ему дали завоеванную уже землю, а он просит, чтобы ему дали довольно почетное и сложное задание. Он просит, чтобы ему выделили эту землю, с которой у него особые отношения. В книге Бамидбар сказано: "И дошел до Хеврона", хотя вроде бы рассказ идет обо всех разведчиках, и мидраш объясняет, что "дошел" - один Калев. У него были проблемы, так как он не знал, как себя вести с заговором остальных разведчиков, а помолившись на могилах Отцов, он получил от них поддержку. Некоторые комментаторы отмечают здесь такую тонкость, что если посмотреть внимательно, когда Калев заставил весь народ слушать себя и привлек к себе внимание, то он сначала говорит так, что получается как будто он на словах заодно с разведчиками, а потом - все поворачивает наоборот, он говорит: "разве это одно мы знаем за сыном Амраама (а так Моше называли его противники), а разве это не он дал нам ман и т.д."

Однако, по существу вопроса, когда разведчики свидетельствовали, что в этой земле - великаны, неприступные города и пр., Калев ни слово не сказал, чтобы это опровергнуть. Он сказал: "ала наале" - то есть: "Мы возьмем их". Он не сказал, что там нет великанов, или, что города можно легко взять, потому что на самом деле он видел, что там были великаны. Теперь же он просит, чтобы ему дали эту землю для того, чтобы он смог этих великанов победить. Именно в Хевроне жили эти великаны.

18.  Хеврон -- найвысшая ценность для Крлева бен-Йефунэ

О.В. Кенизийцем Калева называют потому, что Кназ - был отчимом Калева - мужем его матери. У Калева был сводный брат (по матери), которого звали Атниэль бен Кназ, который потом стал зятем Калева. Калев, как в сказке, отдал ему свою выдающуюся дочь за то, что тот завоевал неприступный и не поддававшийся никому город Двир, который назывался Кирият-ха-сэфер. Здесь Калев назван "книзи" - по имени отчима, для того, чтобы подчеркнуть, что он настолько дорожил этим наделом в Хевроне, что даже в приданое своей любимой дочери и ее мужу (своему брату по матери) не отдал из этого ничего. Он оставил их себе, хотя здесь есть проблема, так как город Хеврон был на самом деле городом-убежищем, поэтому во владении им было больше чести, чем реального имущества. Под конец книги мы увидим, что Калев получил пригороды Хеврона.

19.  Происхождение имени Кирьят-Арба и его завоевание

В конце главы (14) говорится, что имя Хеврона прежде было Кирьят-Арба. Это имя было дано ему либо в честь великана, которого звали "Арба", так как он был такой большой, как 4 человека, либо по имени отца и трех его сыновей - известных великанов (из мидраша к книге Берешит). Не по-простому объяснению здесь речь идет о том, что "hа-адам hа-гадоль ба-анаким" - это ни кто иной, как Авраам.

В 15 стихе есть некое логическое разделение: "раньше Хеврон назывался Кирьят-Арба" (а "арба" - это человек большой среди великанов), и вторая часть стиха: "И земля успокоилась от войны", что является точным повторением слов главы 11-ой, в которой описывался последний из походов. То есть, это - такой рефрен, который повторяет: "hа-арец шакта ми-мильхама" - "земля успокоилась от войны". Повторение его в 14-ом стихе, может быть, еще раз подчеркивает, что Калев получил Хеврон еще до того, как война была окончена. По поводу этого рефрена имеется мидраш, подметивший интересную связь. Мидраш спрашивает: "Ведь Тора приравнивает облик и поведение египтян и ханааниян, почему же ханаанские народы на 47 лет дольше, чем египтяне, благоденствовали?" Можно было бы подумать, что идет речь о семи годах завоевания Земли, так как Хеврон был завоеван в конце семи лет. Это следует из расчета Раши возраста Калева: Калев говорит, что ему было тогда 40, а теперь - 85. Есть мидраш, который говорит, что по свидетельству Торы, Хеврон построен на 7 лет раньше Цоана египетского (и может быть засчитываются эти 7 лет). Так или иначе, не ясно, за что такое дополнительное благоденствие дано жителям ханаанской земли, ведь ничего хорошего они не делали. Ответ на это такой, что они на самом деле - делали, а именно, они сказали Аврааму: "Ведь ты - князь Божий среди нас". За то, что они почтили цадика, им и дана такая "награда". Мидраш, вопреки простому синтаксису пасука, говорит, что "человек большой среди великанов" - это Авраам, и за то, что он почтен великанами, которые жили в Хевроне, - именно за это земля благоденствовала, и на 47 лет получила отсрочку.

20.  Авраам -- Большой человек среди великанов“ - мидраш и его объяснение

По поводу того, почему Авраам назван "большим человеком среди великанов" есть много мидрашей. Есть знаменитый мидраш, который спрашивает: "почему если Авраам такой хороший, то Всевышний сотворил первым Адама, а не Авраама?" По этому поводу автор книги "Мусар навиим", комментируя эти мидраши, высказывает такие соображения. Он говорит, что иногда для того, чтобы проявилась сила и праведность человека, требуется, чтобы он жил в достаточно испорченной среде. Мы это привыкли говорить про Ноаха, противопоставляя его Аврааму, потому что он был великим праведником в своих злодейских поколениях, но никто не знает, кем бы он был в поколении Авраама. И здесь ставится вопрос очень необычно: мы не знаем, как бы раскрылся Авраам в мире, где он был бы самым первым человеком, и где фактически нет фона. Может быть, для того, чтобы Авраам налился этой решительной страстью бороться за справедливость, нужно было, чтобы стал царствовать Нимрод? Это очень интересное соображение, и это добавляет силу словам знаменитого мидраша, который говорит, что если у человека есть особенно крепкая и длинная балка, то куда он ее положит? - Неужели не в середину, для того, чтобы на нее опирались все, кто до нее и те, которые после нее? Авраам и был помещен в середине поколений для того, чтобы предыдущие и последующие опирались на эту "мощную балку".

Поэтому, говорит автор, в те времена, когда мы видим, что в мире набирает силу злодейство, нам ни в коем случае нельзя падать духом, потому что это движение неприменно приведет к новому и очень мощному движению к праведности и справедливости, потому что это обязано породить из среды такого поколения людей, в которых есть дух, и которые прийдут спасти человечество от этих сатанинских сетей.


Продолжение