МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр


Лекции по книге Мелахим IIЗ. Дашевский
К оглавлению лекций

Лекция 110. 24:17-25:7

1. /24:17-20/ Царь Вавилона поставил в Йеhуде царем Матанйа (Цидкияhу); он - дядя Йеhояхина, царствовавшего 3 месяца и забранного в Вавилон. Цидкияhу воцарился в 21 год и царствовал 11 лет; он делал злое в глазах Всевышнего. Бунт Цидкияhу.
2. /25:1-7/ Начало осады Йерусалима войском Невухаднацера - 10-ое Тевета, день поста. Усиление голода в городе. Царь и войско убегают, преследуемые халдеями. Войско рассеялось, а царь взят в плен, ослеплен и приведен в кандалах в Вавилон. Осуществление тяжелого пророчества Йирмеяhу.
3. /Книга Йирмеяhу 37:1-38/ Описание воцарения и царствования Цидкияhу в книге Йирмеяhу. Неподчинение царя словам Всевышнего, переданных через пророка. Бунт на 9-ом году Цидкияhу в сговоре с Египтом. Слово Всевышнего к Йирмеяhу; тщетность надежд Йеhуды на спасение. Значение соблюдения Йовеля. Йирмеяhу схвачен и помещен в ужасные условия: сначала в тюрьму, потом в яму. Непоследовательность поведения Цидкияhу. Слова Всевышнего, переданные Йирмеяhу всем царям региона. Объяснение Раши мидраша к началу книги Берешит; противоречие с пророчеством Йирмеяhу царям. Необходимость выполнения условий договора со Всевышним о нашем праве жить на этой Земле.

Начало царствования Цидкияhу.

В стихе 17 главы 24 говорится, что поставил царь вавилонский царем в Йеhуде Матанйа, дядю Йеhояхина вместо него, и изменил его имя на Цидкияhу. Мы знаем, что Йеhония (есть разные варианты его имени) царствовал всего месяца три, он был сыном царя Йеhоякима, который царствовал 11 лет. После того, как Йеhоякима заковали в кандалы и собирались угнать в Вавилон, его сын царствовал три месяца. Потом он был забран в Вавилон, и был поставлен царем его дядя. В параллельном месте в книге Диврей-hа-йамим (36:10) говорится: "Царь Невухаднецар доставил в Вавилон Йеhояхина вместе с драгоценными сосудами дома Господня и поставил царем Цидкияhу, брата его, над Йеhудой и Йерушалаймом". Это - некоторая проблема, с которой пытаются бороться. Самое простое объяснение такое, что в Танахе слово брат часто употребляется в расширительном смысле: это может быть и дядя и племянник, и любой достаточно близкий родственник, примеров чему мы знаем много. Таким образом, проще всего понимать, что Цидкияhу был братом предыдущего царя - Йеhоякима, а Йеhонии он приходился дядей.

Стих 18 говорит, что Цидкийаhу было 21 год, когда он воцарился, и 11 лет он царствовал в Йерусалиме, а имя его матери Хамутал, она - дочь Йирмеяhу из Ливны. Он стал царем в 21 год, то есть, он был моложе обоих братьев, которые царствовали до него. Говорится дальше в стихе 19, что делал он злое в глазах Всевышнего, как все, что делал Йеhояким. Слово "ки", которым начинается стих 20, не очень легко понять. Скорее всего перевод такой: "И потому был гнев Всевышнего на Йерусалим и на Йеhуду вплоть до того, что Он изгнал их от Своего лица". Дальше сказано: "И восстал Цидкияhу против царя Вавилона". Может быть, что здесь это слово "ки" нужно понимать в обычном смысле, то есть так, что Цидкияhу плохо поступал в глазах Всевышнего, но у него уже и не было никакого другого "курса" поведения, поскольку гнев Всевышнего уже горел. Мы помним, что даже отец этих трех царствовавших братьев - праведный царь Йошияhу при всей праведности своей жизни и поступков все равно не смог изменить постановления о том, что будет разрушение и галут.

Личность Цидкияhу не так проста, но мы здесь ничего не видим из его характеристик, кроме сказанного, что он плохо поступал. Говорится, что он взбунтовался. Почему он взбунтовался? Мы знаем, что у Йошияhу была позиция провавилонская и антиегипетская, и той же линии следовал его сын, который первым царствовал, и которого сместил фараон. Йеhояким держался курса проегипетского, а теперь Цидкияhу взбунтовался против Вавилона. Многми источниками подтверждается однозначно, что он был в союзе с Египтом в этом бунте.

Тяжелый период царства. Конец Цидкияhу.

В начале главы 25 говорится , что было на девятом году царствования Цидкияhу, в десятом месяце, десятого числа - пришел Невухаднецар, царь Вавилона, он и все его войско, они пришли к Йерусалиму, и встали лагерем против него, и построили осадную насыпь вокруг. Десятый месяц - это Тевет, а десятое число этого месяца - это день поста, который был позднее установлен, то есть, десятое Тевета - начало осады Йерусалима войсками Невухаднецара. Город попал в осаду до одиннадцатого года царствования царя Цидкияhу. В стихе 3 сказано, что на девятый день месяца, а мы знаем, то это - четвертый месяц, Тамуз (правда, в другом месте говорится, что это было 17-го Тамуза), так вот, в этот день усилился голод в городе, и не было хлеба у народа. В стихах 4-5 сказано, что была пробита городская стена, и все люди войны убежали ночью через ворота между городскими стенами, которые у царского сада; а касдим стоят и осаждают вокруг города; и двинулся (царь) через степь. И преследовало халдейское войско царя, и настигли его в степях Йерихо, и все его войско рассеялось, то есть, они оставили царя. В стихе 6 говорится, что схватили царя и привели его к царю Вавилона в Ривлату, и вынесли ему приговор. В стихе 7 говорится, что сыновей Цидкияhу убили у него на глазах, и глаза Цидкияhу ослепили, и заковали его в кандалы, и привели его в Вавилон. Таков конец царствованию Цидкияhу, и совсем недалеко до конца Иудейского царства.

Трагическое правление Цидкияhу является периодом очень тяжелым, напряженным. Кроме той характеристики, что он делал плохое в глазах Всевышнего, книга Мелахим не считает нужным сообщать о нем еще что-либо, например, каков был его характер, да и подробностей событий мы тоже здесь не видим. В параллельном тексте в Диврей-hа-йамим добавляется тоже не слишко много. Однако, в книге Йирмеяhу о правлении этого царя сказано значительно больше. Так, в начале главы 21 там сказано, что слово было пророку Йирмеяhу от Всевышнего, когда послал царь Цидкияhу к Йирмеяhу своих представителей, вельмож, и передал ему: "Расспроси-ка ради нас Всевышнего, потому что Невухаднецар, царь Вавилона, воюет против нас; и может быть, сделает Всевышний нам все Его чудеса, и от отступится от нас". И сказал Йирмеяhу им, чтобы они сказали Цидкияhу, что так сказал Всевышний, Бог Израиля: "Вот,Я отворачиваю ваши орудия войны, которые у вас в руке, которыми вы сражаетесь против царя Вавилона и против халдеев, которые теснят вас снаружи стен, и Я соберу их внутрь этого города. И буду воевать Сам с вами рукой протянутой и мышцей крепкой, и гневом и яростью, и великим негодованием. И поражу Я жителей этого города, и человека и скот мором большим; и умрут". "А после этого, - говорит Всевышний,- Я отдам Цидкияhу, царя Йеhуды, и его приближенных, и народ, который останется в этом городе, кто уцелеет от мора, меча и от голода, - отдам в руки Невухаднецара, царя Вавилона, и в руки врагов их, и в руки ищущих души их; и поразит он их мечем, и не пожалеет, и не смилостивится, и не проявит милосердия". То есть, это - самое тяжелое пророчество, переданное Йирмеяhу.

Из книги Йирмеяhу можно видеть, что у Йирмеяhу были очень плохие отношения с царем Йеhоякимом. Йирмеяhу посылал народу свои пророчества, записанные, и когда они доходили до царя, и ему их читали, то он каждый прочтенный лист вырывал и бросал в камин. Йеhояким стремился схватить Йирмеяhу и убить его, но пророк прятался от него. Здесь мы видим, что Цидкияhу ведет себя по-другому, он посылает к пророку узнать и просит его. Но ничего хорошего он не слышит. Книга Йирмеяhу в отличие от тех книг пророков, с которыми мы сталкивались до сих пор, не является историографической. Поэтому в подавляющем большинстве мест мы не можем точно определить, в какой момент это происходит, что значительно затрудняет понимание. Скорее всего, что эти события происходят во время осады.

Неподчинение царя Цидкияhу словам Всевышнего, переданным через пророка. Арест Йирмеяhу.


В главе 37 книги Йирмеяhу говорится: "Воцарился Цидкияhу, сын Йошияhу, вместо Конйаhу (вариант имени Йеhояхина), сына Йеhоякима; и воцарил Цидкияhу Невухаднецар, царь Вавилона, над страной Йеhуды. И не слушал он (Цидкияhу) и его приближенные и народ земли слова Всевышнего, которые он передал через пророка Йирмеяhу". Какие же слова он не слушал? Йирмеяhу пророчествовал не только о наказаниях и бедствиях. Он передавал пророчество, которое призывало к определенному поведению. А именно, он призывал не только Иудею, но и все окрестные страны покориться Невухаднецару. И поднимались лжепророки, которые говорили, что вот, он предвещает нам всякие беды, а на самом деле скоро все будет хорошо, скоро все те храмовые сосуды, которые были забраны в Вавилон, вернутся к нам, и будет все отлично. Надо сказать, что окружающие страны, наверное, более внимательно слушали Йирмеяhу, чем его собственный народ, что бывает нередко. Получается такая картина, что Цидкияhу с одной стороны, посылает спросить у пророка Йирмеяhу, а с другой стороны, он не подчиняется пророчеству, которое тот передал. Цидкияhу посылает к пророку просьбу: "Помолись, пожалуйста, за нас перед Всевышним, Богом нашим". Йирмеяhу в это время свободно перемещается среди народа, и его еще не поместили под стражу и не посадили в тюрьму.

В стихе 5 главы 37 в книге Йирмеяhу говорится, что войско фараона вышло из Египта, и услышали халдеи, которые осаждали Йерусалим, что те двинулись, и отошли от Йерусалима. Здесь мы видим, может быть, и не очень точное описание момента, но по крайней мере дается представление о ситуации. Из разных мест книг Пророков, как и из археологических данных, из разных надписей, можно заключить, что в первый раз Цидкияhу взбунтовался против Вавилона на четвертом году царствования, и он тогда еще не сильно взбунтовался. Дело в том, что Вавилон, захватив власть над всем этим огромным регионом у Ашура, стал сразу неуемно огромной империей, в которой тут и там вспыхивали бунты. Известно, что на протяжении первых двух лет царствования Цидкияhу бунты возникали на востоке, в местах близких к самому Вавилону, и Невухаднецар был занят ими. Потом, на третий год царствования Цидкияhу, бунты были на самой территории Вавилона, и только после того, как Невухаднецар усмирил все эти бунты, он двинулся на запад своей империи, а центром неспокойного западного района был безусловно Йерусалим. Там еще не было развитого бунта, но были такие настроения. Увидев, что Вавилон крепок и усмирит его наверняка, Цидкияhу изменил свой курс, и этот бунт не получил полного развития. А вот, на девятом году он уже взбунтовался по-настоящему, и мы видим, что это было в 100%-ом согласовании с Египтом; между ними был договор о взаимодействии. Когда Йерусалим попал в осаду, египетские войска двинулись, чтобы помогать им. И Невухаднецар снял осаду Йерусалима и двинулся туда.

В стихе 6 говорится, что было слово Всевышнего к Йирмеяhу, пророку, такое. Так сказал Всевышний, Бог Израиля: "Так скажите царю Йеhуды, который посылает вас ко Мне, чтобы расспросить Меня. Вот, войско фараона, которое вышло к вам на помощь, вернется в свою землю в Египет; и вернутся халдеи, и будут воевать против этого города, и захватят его, и сожгут его огнем". Так сказал Всевышний: "Не обольщайтесь, считая, что ушли от вас халдеи, и теперь - все хорошо, потому что даже, если бы вы победили войско халдеев, которые воюют против вас, и остались бы среди вас люди во множестве, то Сам Всевышний все равно воевал бы против вас. Так что ваши надежды тщетны".

Тут надо сказать, что произошло такое явление. Когда Йерусалим попал в осаду, то царь распорядился отпустить на волю всех рабов евреев. И это породило необычайный энтузиазм в народе, потому что, хотя законы юбилейного года там едва ли соблюдались, потому что для соблюдения юбилейных лет требуется, чтобы все колена Израиля жили на своих местах, и Йовель, как таковой, соблюдаться не мог. Тем не менее, когда по какому-то поводу царь велит отпустить всех евреев, которые находятся в рабстве, на волю, - это "скачек" к какой-то большой социальной справедливости. Правда, надо сказать, что в этом была и своя прогматическая цель, потому что их отпустили на волю, обязав тут же идти в армию и воевать, поскольку город в осаде. Вся неприглядность этого мероприятия проявилась в то время, когда вавилоняни сняли осаду и пошли разбираться с Египтом. Тогда всех этих отпущенных вернули обратно в рабство. Тут вспоминаются не только слова Торы, но и слова пророков, которые говорят, что за то, что вы не соблюдали Субботних лет, за это - главное наказание.То есть, понимание соблюдения Субботы в широком смысле: не только дня недели, но и субботнего года и вершины субботних лет - юбилейные года. Это касается не только отношений между человеком и Богом, но это - важнейший инструмент, важнейшая реализация социальной справедливости. Вся структура устройства здорового общества в Израиле может держаться только на очень ясном осознании и исполнении в жизнь того факта, что вся земля принадлежит Всевышнему, и что весь Израиль является рабом Всевышнего. Можно вспомнить "сказочный" период правления царя Йеhоаша, когда его наставником был Йеhояда, который поставил царем этого семилетнего мальчика. Поставив его царем, он первым делом заключил союз между царем, народом и Богом, и потом - между царем и народом. То есть, царь является высшей властью в обществе при том условии, что он вместе со всем народом является рабом Всевышнего. Тогда в такой ситуации социальное устройство является здоровым, и здоровый организм вызывает симпатию у Всевышнего, и Он - помогает.

Сейчас мы находимся на таком перегоне, что хорошего ждать не приходится. Еще Йошияhу было сказано, что крушение царства иудейского постановлено и "запечатано". Тем не менее, бедствие могло быть ограничено очень существенно. И Йирмеяhу говорил, что если вы не будете бунтовать, и вы подчинитесь царю Вавилона, то вы спасете город от уничтожения и много народа от гибели. Было постановлено, что вы должны быть под властью Вавилона, и Всевышний через пророка говорит: "Покоритесь!"

Дальше в книге Йирмеяhу (37: 12) говорится, что вышел Йирмеяhу из Йерусалима, чтобы идти в землю Бинйамина. Йирмейаhу происходил из города Анатот- к северу от Йерусалима, на территории колена Бинйамина. Поскольку Йирмеяhу призывал Йерусалим не сопротивляться, и говорил, чтобы все уходили из Йерусалима, то он подал пример, и ушел. Конечно, он не пошел сдаваться в плен войскам Вавилона, которых в этот момент, наверное, и не было, иначе как бы он мог так свободно выйти из осажденного города. И когда он проходил ворота Бинйамина, его там остановили и заподозрили в том, что он вавилонский шпион, и идет к вавилонским войскам. Его посадили в тюрьму, в очень тяжелые условия. Дальше мы видим, что Цидкияhу ведет себя очень непоследовательно. С одной стороны, он относится к пророку, к Йирмеяhу, с большим почтением, и похоже, что он верит, что это истинный пророк, и что все, что он пророчествует, - это правда. С другой стороны, весь этот арест и помещение Йирмеяhу в тяжелые условия, где трудно выжить, во всей этой истории никак не упоминается участие царя Цидкияhу. Может быть, конечно, что это было сделано не только без его приказа, но и без его ведома. Тут надо понять, что положение, в котором Цидкияhу находился с самого начала, было очень шатким. Его поставили, как марионетку. Йехония, которого угнали в Вавилон, не перестает считаться царем, как в народе Израиля, так и в глазах вавилонян. То есть, получается как бы два царя: один царь временно отсутствует "по уважительной причине", а этот - нечто вроде "ВРИО". Поэтому Цидкияhу не чувствует возможности показать твердую руку, и принимать какие-то серьезные решения. Йирмеяhу просит царя облегчить его участь и не держать его в такой ужасной тюрьме. Министры настаивают на том, что Йирмеяhу надо казнить, и царь ничего не может поделать и говорит им: "делайте, что хотите". Это в некотором смысле даже хуже, чем если бы он тоже считал, что его надо казнить, как лжепророка, подрывающего обороноспособность страны: люди защищают город, а Йирмеяhу говорит -"сдавайтесь!" На самом деле по законам любой страны, если она не понимает, что слово Всевышнего через пророка является самым последним словом, такой человек, действительно, должен считаться предателем. И вот, после того, как царь сказал, что "могут делать, что хотят", Йирмеяhу бросают в ров, в яму, которая гораздо хуже, чем та яма, в которую бросили Йосэфа, потому что там не сухо. Йосэфа бросили в яму, про которую сказано, что яма пуста, нет в ней воды. Мы помним драш мудрецов, сказавших, что воды нет, а змеи и скорпионы - есть, поэтому не стоит "восхищаться" братьями, которые бросили Йосэфа в такую яму. Тем не менее, сухая яма лучше, чем яма, на дне которой болото, и оно начинает постепенно засасывать человека. Йирмеяhу был бы близок к концу, если бы к царю Цидкияhу ни пришел негр, евнух, который говорит, что ведь человек там погибнет! Тогда царь велел ему взять 30 человек, пойти и вытащить Йирмеяhу. Это не шуточное дело, потому что яма глубокая, и двух-трех человек было бы недостаточно, чтобы его вытащить. Эти тридцать человек вытащили Йирмеяhу за веревки, которые он поддел под мышки.

Опять царь начинает с ним разговаривать, и опять Йирмеяhу ему говорит, что если ты, царь, хочешь найти не самый плохой выход, то следует сделать то, что повелел Всевышний. В стихе 14 главы 38 сказано, что повелел царь привести Йирмеяhу к себе в некое место, которое называется "маво-hа-шлиши", которое в Доме Всевышнего. И сказал царь Йирмеяhу: "Я спрошу у тебя одну вещь, не утаивай от меня ничего". И сказал Йирмеяhу Цидкияhу: "Если я скажу тебе, то ты же меня умертвишь. И если я дам тебе совет, то ты не послушаешь меня". И поклялся царь Цидкияhу тайно (чтобы никто не узнал, что он с ним разговаривает) : "Как жив Всевышний, который сделал нам эту душу, что не умертвлю тебя, и что не отдам тебя в руки этих людей, которые добиваются твоей души". Выглядит Цидкияhу здесь просто очень "добрым и мягким" человеком, который "уважает" Йирмеяhу и вовсе не хочет его убивать, и он клянется, что не отдаст его тем, кто хочет его убить. И сказал Йирмеяhу Цидкияhу, что так сказал Всевышний, Бог Воинств, Бог Израиля: "Если ты выйдешь - "йацо теце" к начальникам царя вавилонского, то останешься в живых; и город этот не будет сожжен огнем; и будешь жив ты и твой дом. А если не выйдешь к начальникам царя вавилонского, то будет отдан этот город в руки халдеям; и сожгут его огнем; и ты не спасешься от их руки". То есть, хорошего варианта нет, и выбор - чудовищный: либо тебе нужно сдаться в плен как можно быстрее, либо и ты и весь дом погибнете, и город будет сожжен огнем. Как реагирует на это царь? И сказал царь Цидкияhу: "Я беспокоюсь по поводу тех евреев, которые попали в плен к халдеям, чтобы меня не отдали в их руки, и чтобы они не начали издеваться надо мной". Таким образом, мы видим, что Цидкияhу боится не вавилонян, которым надо сдаться, а он боится, что вавилоняне отдадут его на растерзание его подданных, которые попали в плен. Вероятно, в народе Цидкияhу не пользовался особой популярностью, и он не твердо сидит на престоле. И сказал Йирмеяhу: "Не отдадут! Послушай, пожалуйста, голоса Всевышнего, от Имени которого я говорю тебе, и будет тебе хорошо. И будет жива твоя душа. А если ты откажешься выйти, то вот что показал мне Всевышний". И он описывает ему страшную картину разрушения. И сказал (37:24) Цидкияhу Йирмеяhу: "Пусть никто не знает про все эти слова, и не умрешь. Если услышат министры, что я разговаривал с тобой, и придут к тебе и скажут тебе: "Скажи-ка нам, о чем ты говорил царю, и что говорил тебе царь, и не скрывай от нас, и тогда мы не умертвим тебя", - то скажи им, что ты умолял царя, чтобы он не возвращал

тебя в "бейт Йеhонатан". Это - та страшная тюрьма, в которой Йирмеяhу боялся умереть. То есть, царь предлагает Йирмейаhу сказать сановникам, которые везде имеют "уши", что он подавал "личную петицию". Такая ложь нужна была для того, чтобы его не поместили снова в эти страшные условия. И пришли все министры к Йирмеяhу, и спросили его, и он сказал им, как велел ему царь; и они от него отступили, потому что его личные дела их мало волновали. И Йирмеяhу находился в более легкой тюрьме до того дня, когда был захвачен Йерусалим.

Что можно из этих сцен сказать о характере Цидкияhу? Здесь он очень полнокровно изображен, но все это полностью отсутствует в книге Мелахим. Здесь перед нами живой человек, которому, конечно, не позавидуешь, но посочувствовать все-таки можно. Цидкияhу начинает свое царствование, когда царству пришел конец, и его положение очень шаткое. Йирмеяhу говорил еще его предшественникам, и ему повторяет, что Невухаднецар совершенно не заинтересован ликвидировать Иудею, как страну. Он хочет ее принизить, лишить ее военно-производственной мощи, но при этом он собирается оставить ее, как место заселенное, где есть некий плацдарм (как уже об этом говорилось). Невухаднецар предпринимает карательные шаги только постольку, поскольку он видит, что Иудея не потеряла способности и желания бунтовать. Если бы они не бунтовали, то все было бы хорошо в том смысле, что они как-то смогли бы "пересидеть" тихо это время; Йирмеяhу предсказывал, что это продлится 70 лет.

В начале главы 27 говорится, что в начале правления Йеhоякима (мы уже говорили, что речь идет о Цидкияhу) было слово Йирмеяhу от Всевышнего, который сказал так: "Сделай себе веревки и гужи и ярмо, и надень себе на шею". Уже не первый раз мы видим, что Всевышний иногда дает пророку приказание передавать что-то не словами, а действием. И дальше Он сказал: "И пошли к царю Эдома, и к царю Моава, и к царю сынов Амона, и к царю Цора, и к царю Цидона (то есть, перечисляет весь регион) через тех посланцев, которые прибудут в Йерусалим к Цидкияhу, царю Йеhуды. (Очевидно, они прибудут обсуждать план мятежа против Вавилона). И скажи им передать их царям следующее, что так сказал Всевышний Воинств, Бог Израиля. Так скажите вашим господам (27:5): "Я сделал землю, человека и скот, который на поверхности земли, Моей силой большой, Моей мышцей натянутой; и дал ее, кому мне понравилось".

Эти слова необычайно важны. Мы помним, как начинает Раши свой знаменитый комментарий к Торе, к самому первому стиху, еще до стиха. Тора начинает рассказ о том, что Бог сотворил небо и землю, и Раши пересказывает мидраш. Спросил рабби Ицхак: "Для чего Тора начинает с рассказа? Если Тора - это инструкция, то почему не начать с заповедей? Можно было бы начать с того, что этот месяц для вас - начало месяцев, и такие, вот, законы: это - делать, а это - не делать. Если рассказы эти так интересны, то их можно было поместить в сборник мидрашей. Зачем же Тора начала с того, что рассказывает нам, как Всевышний создавал мир?" - И Раши на это отвечает на основе мидраша так, что если окружающие народы скажут вам, что вы же разбойники, вы захватили чужую землю, то вы на это скажите им, что вся земля сотворена Всевышним, и она принадлежит Ему, и Он дал ее, кому понравилось, а потом захотел - отобрал у них, и отдал ее нам. И - хорошо. Теперь же пророк говорит (от Имени Всевышнего) - ровно наоборот! "Вся земля, - говорит Всевышний,- принадлежит Мне, и Я дам ее, кому захочу. И теперь Я отдал ее, отдал все эти земли, под начало Невухаднецара, царя Вавилона, моего раба. И также и скот полевой отдал ему, чтобы служил ему. И будут служить ему все народы, и сыну его, и сыну сына его, пока не придет срок его стране, так же и его черед будет. И вот, то царство, которое не будет служить ему, не подчинится Невухаднецару, царю Вавилона, и тот, кто не подставит свою шею под ярмо царя Вавилона, мечем и голодом и мором Я накажу тот народ, - речет Всевышний, - пока не прикончу их его (Невухаднецара) рукой. И вы не слушайте тех пророков (имеется в виду лжепророков) и тех колдунов, и всяких прочих предсказателей, которые говорят вам: не служите царю Вавилона". Это - ясная линия, которую неустанно передает Йирмеяhу, и это очень нелегко понять, и нелегко принять. Человеку вообще кажется, что предпочтительней сражаться до победы, чем опустить руки и сдаться. Это - довольно оптимистическая позиция, тем более, что эта Земля обещана еще нашим Праотцам - Аврааму, Ицхаку и Яакову. А тут, когда народ защищает свой город, приходит пророк и передает слова Всевышнего: "Идите и сдавайтесь!" С другой стороны, если мы посмотрим на те короткие благословения и длинные проклятия, которыми заканчивается книга Ваикра, то видно, что все эти благословения и проклятия замкнуты только на одном - на том, что народ Израиля в своей жизни воплощает очень простую истину, а именно то, что Хозяином всего в мире является Всевышний. Если же мы эту истину выбрасываем в сторону, и начинаем быть "умными" сами по себе, то тем самым нарушается жизненно необходимое условие договора, по которому мы получаем право жить на этой земле и пользоваться ею. Но Всевышний никогда не сделает так, чтобы изгнать нас совсем с этой земли, потому что Он обещал этого не делать. Это поразительное обещание, которое стоит под конец всех этих проклятий. Там говорится: "Я вас накажу так-то, а если вы скажете, что это случайность, то Я накажу сильнее, а если вы будете упорствовать в случайности, то Я дам вам в руки еще худшую случайность, и так вплоть до того, что изгоню из этой Земли, и рассею, и будет вам плохо среди народов, но Я никогда не погнушаюсь вами настолько, чтобы дать вам погибнуть". Он нас вернет сюда, но мало одной "механики". Невозможно человека просто: сюда возвращать - отсюда изгонять, нужен какой-то урок, а урок заключается в том, что Всевышний - Хозяин этой Земли! И Он отдает, кому хочет. На ограниченное время он говорит (про Невухаднецара): "ему, его сыну и сыну его сына". Что же мы знаем? После Невухаднецара царствовал его сын, и внук Невухаднецара был последним царем в Вавилоне. То есть, это не просто некий прогноз, а это - Божественное предсказание.