МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр


Лекции по книге Мелахим IIЗ. Дашевский
К оглавлению лекций

Лекция 111. 25:8-25:26

1. Характеристика царя Цидкияhу и осуждение его за то, что он не слушался слов пророков. Насколько можно расширять слова Йирмеяhу о терпении и несопротивлении. Возможность выбора у Цидкияhу несмотря на тяжелую ситуацию. Почему Санхериву в отличие от Невухаднецара не удалось взять Йерусалим.
2. /25:8-21/ Невузарадан, начальник экзекуций Вавилона, вошел в Йерусалим, сжег "все дома", изгнал жителей, оставив только виноградарей и пахарей; все ценности были отправлены в Вавилон.
3. /25:22-26/ Невухаднецар ставит Гедалйаhу правителем в Йеhуде. Гедалйаhу предлагает пришедшим к нему военачальникам служить царю Вавилона. Убийство Гедалйаhу и его последствия. 4 стадии постепенного разрушения страны и установление 4-х постов, связанных с ними.
4. / книга Йирмеяhу 39-42/ Йирмеяhу отпущен из тюрьмы; в ответ на предложенный выбор он остается в стране. Гедалйаhу пренебрегает предупреждением о готовящемся покушении на него. Убийство Гедалйаhу Ишмаэлем бен-Нетанйа, потомком царского рода. Он убивает поломников из городов Йеhуды и евреев в Мицпе и уводит в плен оставшихся жителей Мицпы. Йоханан бен-Кареах и военачальники отбивают пленных; Ишмаэль спасается бегством. Спасенный народ просит Йирмеяhу спросить Всевышнего, как им быть. Вопреки данному ответу, они - уходят в Египет.

Характеристика и возможности царя Цидкияhу.

Обсуждалась уже немного личность царя Цидкияhу, которую нельзя назвать простой и однолинейной. Большинство мудрецов дает ему такую характеристику, что он сам по себе, по своим задаткам, был человеком праведным, но у него не хватало силы - личной, политической; и мудрецы обвиняют его в том, что он нарушил клятву, которую он дал Именем Всевышнего. Он поклялся в верности царю Вавилона, поклялся, что не будет против него бунтовать. Мы видели ранее, что за нарушение подобной клятвы его предшественниками, если они бунтовали, их не всегда осуждали. Здесь же и Йехезкел и Йирмеяhу его однозначно осуждают, и для этого есть достаточные основания, поскольку Йирмеяhу говорил в явном виде ему, что все страны, а не только Иудея, должны покориться и надеть на себя ярмо Невухаднецара, и это должно продлиться 70 лет. Очень многие современные политически ориентированные толкователи расширяют это учение Йирмеяhу и говорят, что не надо сопротивляться, а надо подчиняться миролюбивым тенденциям. Надо полагать, что такое однозначное понимание исторического опыта несколько преувеличено. Из Танаха мы можем и обязаны учить что-то. В частности, если есть пророк, о котором мы знаем, что он истинный, и он говорит, как надо делать, то его надо слушать! Если нет пророков, то конечно, ситуация очень осложняется. Если же есть мудрецы, то говорят, что мудрец даже предпочтительней пророка. То есть, если бы вместо пророка общий Совет всех мудрецов Израиля сказал, как надо делать, то это тоже надо было принимать. Поскольку общее собрание мудрецов отсутствует последние тысячу лет, то наше положение на самом деле очень сложное. Единственное, что можно "рекомендовать" - постараться приблизиться к уровню пророка или хотя бы мудреца. Человек, который достиг такого уровня, должен слушаться голоса своего разума и своего видения, и соответственно поступать, потому что однозначная рекомендация надевать ли ярмо или бунтовать против него возможна только для героев сказок, которые есть у всех народов: и у японцев и у русских, и где дурачек в одной ситуации следует советам, которые даны для другой ситуации.

Здесь, в конце книги Мелахим-бет мы имеем дело с Божественным постановлением, которое вынесено давно, несколько поколений назад, и понятно, что неотвратимо ситуация движется к разрушению. Фактически, у Цидкияhу не было хорошего выбора, но тем не менее, мы видим из тех отрывков, которые мы читали в книге Йирмейаhу, что даже когда город был осужден, и возможности выстоять не было никакой, все-таки у Цидкияhу была довольно существенная свобода выбора. Если бы он послушал совета Йирмеяhу, то он по крайней мере спас бы себя и свою семью и спас бы город от физического уничтожения. Очень трудно пытаться понять состояние человека, которому надо принимать такое тяжелое решение. Скорее всего, Цидкияhу надеялся на то, что в крайнем случае он убежит через подземный ход, о котором рассказывает мидраш. По мидрашу между стенами, прямо из комнаты Цидкияhу или рядом с ней, был ход, в который он и сопровождающие его воины спустились и вышли далеко в степях. Мидраш говорит, что Всевышний неумолимо преследует Цидкияhу, и в этом подземном ходе его никто бы никогда бы не обнаружил, но Всевышний послал оленя, за которым погнались войска, и как раз напали на вышедшего Цидкияhу, что и решило его судьбу.

Возникает естественный вопрос, который прямо почему-то не обсуждается: почему Санхериву не удалось взять Йерусалим, а Невухаднецар его взял? Санхерив был не менее могучим царем, и его армия могла совершенно свободно захватить Йерусалим, тем более, что она захватила все города. Если бы ангел не уничтожил всю эту колоссальную армию в одну ночь, то никакого спасения бы не было. Почему же тогда было сделано чудо, а здесь - не было? Может быть это - уже дошедшая до предела историческая обстановка, когда выходит срок постановлению, а может быть, дело в том, что есть разница между личностями Санхерива и Невухаднецара, которые оба были выдающимися злодеями. Тем не менее, Невухаднецара Всевышний называет своим помазанником, своим рабом. Мидраш, который, правда, очень трудно принимать за историческое описание, рассказывает, что когда к царю Хизкияhу царь Вавилона Беродах-Баладан послал делегацию, он с ними отправил царскую грамоту, как полагается, и начал ее пышным приветствием: "Великому царю, и славному городу, и могучему Господу и т.д." Когда он это письмо отправил, то вернулся его писарь, секретарь, а писарем у него работал Невухаднецар, и спросил: "Ну, как вы написали?" Ему сказали, что вот, так написали: привет царю, городу и Всевышнему. И он сказал: "Разве так надо писать? Надо писать: Всевышнему, городу и царю". И погнался за посланцем, чтобы остановить его, и переписать письмо, как надо, но не догнал его. И мидраш говорит, что если бы он догнал его, то тогда врагам Израиля не было бы уже никаких препятствий, потому что его заслуга была бы так велика. Но уже за эти 4 шага, которые он сделал, погнавшись за посланным, дали ему такую большую силу, что он смог разрушить Йерусалим.

Разрушение Йерусалима Вавилоном и изгнание Йеhуды.

В последней главе 25 Мелахим-бет, в стихах 8-9 говорится: "В пятый месяц (месяц Ав), седьмого числа месяца, на девятнадцатом году царствования Невухаднецара, царя Вавилона, вошел Невузарадан, "рав-табахим" - начальник тюрем и экзекуций, раб царя Вавилона, в Йерусалим, и сжег Дом Всевышнего, и царский дом, и все дома Йерусалима, и всякий дом большой сжег огнем". Мудрецы объясняют, что Дом Всевышнего - это Храм, дом царя - это царский дворец, а все дома Йерусалима - это так и есть все дома Йерусалима. Тогда не понятно, почему еще сказано, что он сжег всякий большой дом, если он сжег все дома? Очень может быть, что по пшату часто выделяется то, что является, хоть и частью, но важнейшей частью. Но мидраш говорит, что по поводу того, что такое "большой дом" спорят два мудреца в Талмуде. Один говорит, что всякий "большой дом" - это дом, где учат Тору, и Торе соответствует эпитет "большой"; а другой говорит, что это - дом моления, потому что молитве соответствует слово "большой". Как бы то ни было, был сожжен весь город. Стихи 10-11 говорят, что стены вокруг Йерусалима разрушило все воинство халдеев, которые у этого начальника экзекуций, а остальной народ, который остался в городе, и те, которые сдались царю Вавилона, и вся остальная масса - всех изгнал Невузарадан, начальник экзекуций. Что значит "всех"? Не надо понимать так, что земля осталась совершенно пустынной. В стихе 12 уточняется: "Из низов народа, населения страны, оставил начальник экзекуций, чтобы они были виноградарями и земледельцами". В стихе 13 говорится, что медные столбы, которые в Доме Всевышнего, и машины и "медное море", которое в Доме Всевышнего, сломали халдеи, и транспортировали медь в Вавилон. В дальнейших стихах перечисляются почти слово в слово те замечательные украшения, которые сделал в Храме Шломо. Теперь это все демонтируется и забирается в Вавилон.

Ответ на вопрос:

Почему здесь все время упоминаются касдим? - Касдим - это одна из народностей, которая входила в вавилонскую империю. Санхерив был царем Ашура, и для него Вавилон был одной из провинцией, правда самой сильной и самой беспокойной. Там касдим не были никакой существенной единицей. Существует мнение, что сам Невухаднецар был из этой народности касдим. Так бывает, что часть населения империи накладывает свое имя на всю страну. Так, например, постепенно всех сынов Израиля стали называть иудеями, хотя это только одно из колен.

В стихах 18-19 говорится, что взял начальник экзекуций коhена Серайа, который был главным, и коhена Цфанйаhу, который был его заместителем, и трех стражей, и из города взял одного вельможу, котрый был начальником над воинами, и пятерых мужей из тех, кто были вхожи к царю, находившихся в городе, и софера, который был начальником над воинским приказом в народе, и 60 мужей из населения, которые находились в городе. Стихи 20-21 говорят, что взял из Невузарадан, начальник экзекуций, и повел их к царю Вавилона в Ривлату, где была его ставка. И убил их царь Вавилона, и умертвил в Ривле в земле Хамат. И была изгнана Йеhуда со своей земли. Таким образом, мы видим, что изгнание произошло. Мы о нем знаем меньше, чем об изгнании десяти колен Израиля, и не знаем чисел - сколько было изгнано человек. В явном виде сказано, что изгнаны только люди, которые составляли верхушку, ядро, то есть все те, кто был близок к царю: интеллигенция, писцы, министры, мастеровые. И остался только простой народ - земледельцы и виноградари. То есть, у Вавилона политика отличается от Ашура тем, что он не стремится всех переместить на другую землю, как делал Ашур для того, чтобы никто не чувствовал себя хозяином. Вавилон же хочет, чтобы это был такой народ, который не в силах поднять голову, но чтобы земля обрабатывалась, и чтобы он имел плацдарм и налоги.

Ответ на вопрос:

То, что оставшиеся в стране были евреями, не вызывает сомнения, вопрос может быть задан только по поводу того, занимались ли они идолопоклонством? - Это - всегда вопрос. Можно полагать, что если даже при праведном царе Йошияhу какая-то часть народа в тайне занималась идолопоклонством, то трудно себе представить, что они резко это прекратили при его сыновьях. Поэтому и считается, что Первый Храм был разрушен за три самых страшных греха, один из которых - идолопоклонство. Правда, это совсем не значит, что они перешли в другую религию, они использовали идолопоклонство, как некое колдовство - авось поможет.


3 Правителем Иудеи поставлен Гедалйаhу; его убийство и последствия этого. Установление 4-х постов.

В стихе 22 говорится, что над тем народом, который оставил царь Вавилона в Йеhуде, Невухаднецар поставил правителем Гедалйаhу, сына Ахикама, сына Шафана. Мы помним Шафана - он был тем писарем (писцом), который читал найденный свиток Торы царю Йошияhу. Сына его - Ахикама мы встречаем в правлении Йеhоякима - он спасал Йирмеяhу от преследования царя. То есть, видно, что Гедалйаhу - сын праведных и высокопоставленных людей, скорее всего он тоже был из сторонников и последователей Йирмеяhу. Стихи 23-24 говорят, что услышали все военачальники - они и их люди, - что поставил царь Вавилона Гедалйаhу, назначил его на должность наместника, руководителя, и пришли к Гедалйаhу в Мицпу. Поскольку Йерусалим разрушен, и там делать нечего, Невухаднецар сделал административным центром город Мицпа в колене Биньямина. Среди этих пришедших военачальников: Ишмаэль бен-Нетанйа, и Йоханан бен-Кареах и др. И поклялся им Гедалйаhу, и сказал им: "Не бойтесь слуг касдим, живите в этой стране, и служите царю Вавилона, и он сделает вам хорошо". Есть мидраш, который говорит, что зря он сказал, чтобы служили царю Вавилона, а не сказал: "Служите Всевышнему", и за эту промашку по мнению мидраша, он и был убит.

В стихе 25 сказано, что было в седьмой месц, пришел Ишмаэль бен-Нетанйа бен-Элишама из потомков царского рода, и десять человек с ним, и поразили Гедалйаhу, и евреев и касдим, которые были с ним в Мицпе. Стих 26 говорит: "Поднялся весь народ от мала до велика, и военачальники поднялись и пошли в Египет, потому что боялись касдим". Это - очень краткое описание событий. Перед нами очень быстро одна за другой промелькнули стадии последовательного разрушения страны. Четыре поста, которые были установлены пророками и мудрецами, как раз связаны с этими событиями. Самый тяжелый пост 9-го Ава - это день, когда сожжен Храм. Здесь есть проблема, потому что в нашей книге Мелахим мы видим, что сказано "седьмого числа они сожгли Храм", а в книге Йирмеяhу сказано, что 10-го числа сожгли Храм. Мудрецы обсуждают эту проблему, и решают ее таким образом, что седьмого они вошли и стали безобразничать и демонтировать все, чтобы вынести, и подожгли Храм к вечеру девятого числа; и он горел еще весь день десятого числа. Постановлено, что начало трагедии - это самое главное, и поэтому у нас тяжелый пост - девятого, но вплоть до середины дня десятого еще не все признаки траура кончаются. Например, стирать можно только после середины дня. Три поста, которые установлены в связи с девятым Ава, это: 10-ое Тевета - дата, когда Невухаднецар начал осаду Йерусалима;17-ое Тамуза (тоже есть проблема с точной датировкой) - когда пробита стена; и, наконец, третьего Тишрей - пост Гедалйаhу. Сказано, что он убит в седьмом месяце, но не сказано, какого числа. Правило такое, что если в Танахе говорится месяц и не говорится, какого числа, то это - Рош ходеш. Пост Гедалии установлен сразу после Рош-hа-Шана. Эти три поста дневные и суточный пост девятого Ава отмечают 4 ступени последовательного разрушения. 10-ое Тевета - это выражение того заряда ненависти к Израилю, которое сидит в окружающих народах. Поэтому на 10-ое Тевета наложилось в нашем поколении еще новая функция - это день всеобщего Кадиша, когда читается Кадиш по всем, погибшим в Катастрофе, чей день смерти неизвестен. То, что пробита стена, означает упразднение царства, потому что царство с пробитой стеной невозможно. Сожжение Йерусалима и Храма - это потеря духовного центра. И, наконец, убийство Гедалйаhу, которое, конечно, не может быть причиной само по себе для траура, потому что даже, если большого и праведного человека убили, мы не можем по поводу смерти каждого праведного человека устанавливать день поста, так как нам не хватит дней года, но здесь имеются в виду последствия, которые изложены весьма кратко: вот, его убили, и все бежали в Египет, и галут стал полным.

То, что так кратко описано в книге Мелахим, занимает несколько глав в книге Йирмеяhу, что мы кратко обсудим.

Книга Йирмеяhу об убийстве Гедалйаhу Ишмаэлем. Освобождение плененных им жителей Мицпы, и их уход в Египет вопреки слову Всевышнего.

Начиная со стиха 11 главы 39 книги Йирмеяhу говорится, что распорядился царь Вавилона по поводу Йирмеяhу через Невузарадана, начальника экзекуций, следующим образом: "Возьми его, и присматривай за ним, и не делай ему ничего плохого, а что он будет говорить тебе - то делай". У Вавилона, как у всякой организованной и сильной империи, конечно же были какие-то пути разведки, и было известно, какую позицию занимал Йирмеяhу. Поэтому он был, конечно, в большом почете, ведь Йирмеяhу передавал всем окрестным странам, чтобы они безропотно подчинились Невухаднецару. Есть мидраш, который рассказывает, что в юности Йирмеяhу и Невухаднецар, который был совсем из низов, шли вместе (что небольшая проблема для мидраша), и Невухаднецар мечтал о том, как бы ему стать великим царем, и он бы тогда разрушил и сжег Йерусалим; Йирмеяhу же, который стал пророком в довольно юном возрасте, сказал: "Подари мне Йерусалим!" И тот сказал: "Все, что успеешь вынести от полудня до захода". Дальше говорится, что подданные царя Вавилона взяли Йирмеяhу из тюрьмы, где он находился, из "хацер hа-матара", и ему предоставили выбор: хочешь - оставайся в этой стране; хочешь - иди со всеми в Вавилон, но, конечно, не в кандалах; а хочешь - можешь идти в любую страну. Йирмеяhу предпочел остаться в этой стране, и его привели к Гедалйаhу (39:14); и стал он жить среди народа.

Далее, в главе 40 говорится о выборе Йирмеяhу и повторяется то, что сказано в книге Мелахим о назначении Гедалйаhу. В стихе 10 главы 40 Гедалйаhу говорит: "А я, вот, буду находится в Мицпе, буду представительствовать перед касдим и защищать ваши интересы, а вы занимайтесь земледелием, собирайте урожай для вина, масла и т.д., и проживайте в ваших городах, которые вы заняли". В стихе 11 говорится, что из всех окрестных стран, куда евреи сбежали от войны и от осады и от тяжелого положения, услышав, что Невухаднецар оставил страну в мирном положении и поставил хорошего наместника, - они все вернулись. То есть, происходит "кибуц галуйот" - "собрание евреев из диаспоры", и Невухаднецар этому не препятствует.

В стихе 13 и далее говорится, что Йоханан бен-Кареах, и все военачальники, которые были в поле, пришли к Гедалйаhу в Мицпу и сказали ему: "Да будет тебе известно, что Баалис, царь Амона, послал Ишмаэля, бен-Натанйа, убить тебя насмерть". И не поверил им Гедалйаhу, бен-Ахикам. И Йоханан бен-Кореах сказал Гедалйаhу по секрету в Мицпе следующее: "Давай-ка я пойду и убью Ишмаэля, сына Натанйа, и никто не узнает об этом. Зачем допускать, чтобы он убивал тебя, и чтобы рассеялась вся Йеhуда, все те, кто собрались к тебе, и пропадет остаток Йеhуды?" Выбор - нетривиальный. Мы помним, что в похвалу одному из царей Израильского царства было сказано, что он не поверил доносу на Первосвященника о том, что тот готовит заговор, и действительно это был ложный донос. Это большое достоинство, когда человек не слушает наговоры. Однако, так бывает не всегда. И Гедалйаhу, бен-Ахикам, сказал Йоханану, бен-Кареаху: "Не делай этого дела, потому что ложь ты говоришь про Ишмаэля".

В главе 41 сказано, что было в седьмой месяц, пришел Ишмаэль, бен-Натанйа, бен-Элишама, из потомства царского рода. Мидраш говорит, что он по материнской линии был из потомков Давида, а отец его был из отпущенных рабов. И мидраш говорит: "до 16-го поколения не верь отпущенным рабам". По этой версии Ишмаэль не имел ни малейших оснований претендовать на царство, и мы не видим, чтобы Ишмаэль рассчитывал воцариться. Почему же он убил? Здесь сказано ясно, что его послал царь Амона. Какие у него самого могли быть мотивы? С одной сторны, у него психология раба, но с другой стороны, в нем есть царская кровь, пусть по материнской линии. Он мог не обязательно претендовать на престол, но мог возмутиться. Мы помним, что от царства Давида и до последнего царя Цидкияhу какие бы пертурбации ни происходили в Иудее, ни разу никто не поставил царем непрямого потомка Давида. А тут приходит Невухаднецар, и ставит начальником человека из какого-то рода писцов, который явно никакого отношения к царскому роду не имеет. Если бы он поставил какого-нибудь своего министра халдейского, то никто ничего не мог бы возразить, но отставить царя и поставить кого-то - это другое дело. Ишмаэль мог просто выразить свое несогласие, хотя Невухаднецар, конечно, поставил Гедалйаhу не царем, а административным начальником.

Если мы посмотрим на историю разрушения Первого Храма и Второго Храма, то увидим много параллелей. Мы увидим, что позиция Йирмеяhу похожа на позицию Йоханана бен-Закая. А позиция Ишмаэля очень похожа на позицию зелотов, которые говорили: погибнуть, но не сдаваться. А позиция Гедалйаhу очень похожа на Захарию, который сказал: "Хорошо бы, конечно, не допускать трений с римскими властями из-за этого нехорошего человека, Камца, подсунувшего по мидрашу испорченную специально жертву, которую послал римский наместник, что привело к войне. То есть, скромность Захарии погубила Храм. А здесь скромность Гедалии погубила его самого. Храм, правда, уже разрушен, но если бы Гедалйаhу не был таким скромным, то люди остались бы в Иудее и мирно прожили бы эти 70 лет.

Итак, в седьмом месяце пришел Ишмаэль, из потомства царского рода, и из видных людей, приближенных к царю. И с ним еще 10 человек пришли к Гедалйаhу в Мицпу, и ели там хлеб вместе в Мицпе. То есть, они приняли участие в праздничной трапезе Рош-hа-Шана. И поднялся Ишмаэль, бен-Нетанйа, и 10 человек, которые были с ним, и поразили Гедалйаhу, бен Ахикама, бен-Шафана мечем, и умертвили его (слово "ашер" здесь сильнее, чем просто "который") за то, что поставил его на начальническую должность царь Вавилона над страной. И всех евреев, который были с Гедалйаhу в Мицпе, и касдим, которые находились там, и воинов - всех убил Ишмаэль. И на второй день после того, как был убит Гедалйаhу, и никто еще ничего не знал, пришли люди из Шхема, из Шило и из Шомрона - 80 человек с обритыми бородами, с разорванными одеждами, с царапинами, надрезами на теле, и у них в руках приношения в Храм. Это очень странная сцена, потому что прошло уже 40 дней после разрушения Храма, и до этих городов не столь велико расстояние, чтобы они не слышали, что Храма-то нет. Их вид означал, безусловно, что все это было сделано в знак траура, хотя надрезы на теле Тора запретила делать. Кто же были эти люди? Может быть, это были остатки десяти колен, может быть, это были кутим, из тех, кого туда переместил Санхерив. Может быть, что эти люди собирались символически принести к разрушенному Храму приношения и плакать там в знак траура. Далее (глава 41, стих 6) говорится, что Ишмаэль бен-Нетанйа вышел им навстречу из Мицпы; и вот, он идет и плачет. И когда он встретил их, то сказал им: "Идем к Гидалйаhу бен-Ахикам". Приглашение к Гидалйаhу - это некий черный юмор, потому что Ишмаэль зарезал его и его приближенных и бросил в яму с помощью людей, которые были с ним. !0 человек он оставил в живых, потому что они упросили его не убивать их, пообещав "откупиться" запасами пшеницы, масла и меда.

Мы постимся по поводу смерти Гедалйаhу потому, что когда мы знаем, что человек был праведный, и что он был не приспособлен к злодейству в этом мире, то это - повод оплакать его. Человек, который не уронил слезы по поводу смерти праведного человека, не достоин хорошей участи. При этом, конечно, пост по поводу убийства Гедалйаhу связан не с индивидуальной его характеристикой, а связан с последствиями, к которым это убийство привело.

Из стиха 10 главы 41 видно, в чем состоял план ближайших действий Ишмаэля. Сказано, что взял Ишмаэль в плен всех остальных, кто был в Мицпе: дочерей царя, и весь народ, который оставался в Мицпе, которых там оставил Невузарадан, начальник экзекуций, вместе с Гедалйаhу. И взял Ишмаэль их в плен и пошел, направляясь к стране Амона. И услышал Йоханан, бен-Кареах, и все военачальники, которые были с ним, о всем том зле, которое сотворил Ишмаэль, бен-Натанйа, и взяли они всех людей и пошли воевать с Ишмаэлем, бен-Натанйа, и обнаружили его у водоема, который в Гивоне. Если речь идет о том самом Гивоне, то это - то самое место, где происходила первая гражданская война между войсками Давида и войсками Ишбошета. И дальше говорится, что когда увидел весь народ, что был с Ишмаэлем, Йоханана, бен-Кареаха, и всех военачальников, которые были с ним, то они обрадовались; и повернулся весь народ, который был пленен Ишмаэлем из Мицпы, и они пошли к Йоханану, бен-Кореаху. А Ишмаэль, бен Натанйа, убежал с восемью своими людьми от Йоханана и отправился к сынам Амона. То есть, он "сделал свое дело" - ему надо было не допустить того, чтобы народ мирно подчинился власти Вавилона. Зачем это нужно было царю Амона, можно понять, потому что, очевидно, царь Амона был в постоянных заговорах по поводу бунтов против Вавилона; и это обычное дело - попытки взбунтоваться против империи. Наверное, он "раскрутил" Ишмаэля, играя на низких струнах его души, возможно, что он ему и заплатил, но скорее, он просто сказал, куда же ты смотришь, ты же - потомок царского рода!

Йоханан, бен-Кареах, и бывшие с ним военачальники взяли всех оставшихся людей из Мицпы, которых они отбили от Ишмаэля, бен-Натанйа, после того, как тот убил Гедалйаhу, бен-Ахикама: мужчин военнообязанного возраста, женщин и детей, и евнухов. И пошли они и остановились в неком месте под названием Герут Кимhам, который у Бейт-Лэхема, собираясь направляться в Египет, из-за страха перед касдим, потому что очень боялись их, поскольку Ишмаэль бен-Нетанйа убил Гедалйаhу, бен-Ахикама, которого поставил царь Вавилона над страной. И глава 42 описывает, что они обратились за советом к Йирмеяhу, и он им сообщает: "Не бойтесь, оставайтесь, вам ничего не будет; и не ходите в Египет, потому что это будет конец. Народ послушал его и ... все ушли в Египет. Причем, народ обратился к Йирмеяhу, чтобы он спросил у Всевышнего, как им быть? И Йирмеяhу говорит, что я обязательно спрошу, и передам все, как Он мне скажет. И это было 3-его или 4-го числа месяца, а он им ответил только в Йом-Кипур, то есть, целую неделю он не получал ответа. И здесь Йирмеяhу не повторяет то, что он обычно говорил, а передает пророчество, которое он получил от Всевышнего. С точки зрения логики были разумные доводы в пользу того, что надо бежать, потому что царь Вавилона не оставит камня на камне после того, как убили поставленного им человека. С другой стороны, были разумные доводы считать, что это не в интересах Невухаднецара. Он хочет, чтобы здесь оставались земледельцы, которые будут заниматься этой землей. Однако, теперь обнаружились силы, которые препятствуют этому мирному процессу, поэтому он может поставить серьезный гарнизон, который не допустит, чтобы были такие нарушения. То есть, логика есть и тут и там. Пророк им сообщает, что вы можете оставаться и что Невухаднецар не будет вам мстить, и ведь не вы в этом виноваты. И есть Йирмеяhу, которого он очень уважает, и он подтвердит, что этот убийца - человек засланный царем Амона. Однако, народу почему-то было это совершенно неясно. Надо сказать, что во всех поколениях, вплоть до нашего, есть спор о том, существует ли заповедь жить в стране Израиля, когда нет Храма, нет нашей власти, суверенитета над этой землей. В этом споре мудрецов Рамбан утверждает, что такая заповедь действует всегда, включая и время, когда нет Храма. Похоже, что Йирмеяhу придерживался того же мнения. Безусловно, Йирмеяhу передает все, что получает пророчески от Всевышнего, но у него могут быть и свои политические взгляды, например, мы не видим, чтобы он спрашивал у Всевышнего ответа на вопрос о выборе места жительства для себя, и он сам решает, что остается здесь. Заведомо ясно одно, что Тора нам запретила возвращаться в Египет. Это сказано в Торе в трех местах: "Не возвращаться в Египет". С точки зрения разумной было просто самоубийством бежать в Египет из той страны, где буря уже прошла, и все, что могла поломала, и пророчество Йирмеяhу уже сбылось. Кто изгнан - тот изгнан, и теперь Йирмеяhу говорит: "Кто остался - оставайтесь", пускайте здесь корни, пусть, когда они через 70 лет вернутся, они не застанут опустошенную землю. Бежать в Египет - это самоубийство, потому что еще немного и Вавилон доберется до Египта и начнет крушить там все. То есть, вы бежите прямо в пасть самому страшному зверю. То, что со стороны выглядит, как совершенно разумное, в паническом состоянии, наверное , труднее всего принять.