МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр


Лекции по книге Мелахим I3. Дашевский
К оглавлению лекций

Лекция 5. 3:1-3:5


/3:1/ Шломо породнился с фараоном, взяв в жены его дочь. Обсуждение политического значения этого брака.

Обсуждение галахической стороны вопроса гиюра и запрета заключения брака с египтянами первого поколения. Мнения о том, как царь Шломо мог преодолеть этот запрет.

Ответы на вопросы. О возможности "записи гиюра" в дни Шломо. О первом браке Шломо и судьбе сына от этого брака. Как решался вопрос о принадлежности к еврейскому народу и к женитьбе на неевреях до Синая. О правах первородства и наследовании царской власти. Обсуждение отношения к герам.

Политическая сторона брака Шломо. Мидраш о последствиях этого шага.

/3:2-4/ Связь женитьбы Шломо со смертью Шими. Обсуждение разрешения приносить жертвы на Бамот в любом месте. Два особо выделенных жертвенника. Шломо приносит жертвы на Большой Баме в Гивоне - тысячу "олот".

/3:5/ Обсуждение вопроса Всевышнего к Шломо: "Что дать тебе?"


/3:1/ Шломо породнился с фараоном, взяв в жены его дочь. Обсуждение политического значения этого брака.

В предыдущих двух главах обсуждалось воцарение Шломо и то, как он решал внутренние проблемы и избавился от внутренних врагов. Третья глава начинается так: "вайитхатен шломо эт-паро мэлэх мицраим..." - "Породнился Шломо с фараоном, царем Египта, взяв дочь фараона; и ввел ее в город Давида (крепость в старом городе) до тех пор, пока он не закончит строительство своего дома, и Дома Всевышнего (то есть - Храма), и стены вокруг Йерушалаима." Дело в том, что город Йерушалаим должен быть окружен стеной полностью со всех сторон, потому что есть ряд заповедей, например, еда второй десятины, которые могут происходить только в пределах окруженного стеной Йерусалима. Имеются такие продукты, обладающие святостью, которые запрещено выносить за стену Йерусалима.

Начало этой истории вызывает большие проблемы. Как такое могло произойти, чтобы Шломо женился на дочери фараона? С точки зрения политической это понять нетрудно. Понятно, что Шломо хотел, чтобы Израиль не оставался в изоляции, и поэтому он хотел заручиться поддержкой могучей страны. Специалисты говорят, что этот случай беспрецедентный и не только в истории Израиля, но, по-видимому, и в истории Египта. Мы не знаем других израильских царей, которые женились бы на египтянках; и хотя известно, что египетские цари часто брали в жены иноземных принцесс, но историки не знают такого случая, чтобы египетскую принцессу выдали за иноземного царя. Таким образом, хотя с точки зрения политики это был выдающийся шаг, и расчет Шломо в этом случае вполне ясен, но насколько такой брак соответствовал еврейским законам, этот вопрос основательно и многократно обсуждался, начиная с Талмуда и кончая нашими днями. Мы постараемся это в меру возможностей обсудить. Что касается политического расчета, то, как мы увидим из последующих глав, он был достаточно дальновидным. Фараон, имени которого нам не сообщает пророк, и историки тоже его не знают (по-видимому он был из последних царей 21-ой династии), довольно основательно помогал Шломо в военном отношении и укреплял его позиции. Правда, потом это обернется своей противоположностью, когда неожиданно встанет новый царь, основатель новой династии, Шиша, который не станет поддерживать Шломо. Это произойдет еще нескоро. Относительно большой дальновидности этого шага стоит поговорить после обсуждения галахической стороны этой проблемы.

Обсуждение галахической стороны вопроса гиюра и запрета заключения брака с египтянами первого поколения. Мнения о том, как царь Шломо мог преодолеть этот запрет.

Мудрецы очень сильно удивляются тому, как это Шломо женился на египтянке? Прежде всего возникает вопрос о том, сделал он ей гиюр или нет? По этому вопросу имеются два мнения. В Трактате "Ивамот" обсуждается вопрос о тех, с кем вообще евреям брак запрещен. В частности, обсуждаются египтяне обоего пола, и довольно быстро заходит речь о женитьбе Шломо. Рав Йосэф приводит такую трудность, что запрет вступать в брак евреям с егитптянами действует только после того, как египтянин или египтянка прошли гиюр, потому что если они не прошли гиюр, то вообще никакого брака не может быть в принципе, и Торе странно было бы давать запрет на брак в том случае, когда этот брак даже не может возникнуть. И речь поэтому идет о запрете только после того, как сделан гиюр. Тора говорит: "не отвергай чрезмерно египтянина и эдомитянина, потому что у египтянина ты долго "в гостях" жил, и хотя они вели себя не очень хорошо по отношению к тебе, но все же проявили гостеприимство. Поэтому не надо их полностью отвергать, а третье поколение их - войдет в общество Всевышнего". Это означает, что египтянин, например, который сделал гиюр, может жениться, но только не на еврейке (и египтянка, соответственно, не может выйти после гиюра замуж за еврея), то есть, они считаются евреями во всем, кроме брака. После того, как сделавшие гиюр египтянин и египтянка вступили в брак и родили ребенка, то этот ребенок будет уже египтянином второго поколения, а его дети, например, тоже от египтянки второго поколения (или от брака с другими герами) будут третьим поколением, и они могут уже ступать в брак, как полноценные евреи.

Ответ на вопрос: . - Оносительно рабби Акива, который тоже был гером, надо сказать, что мы говорим не о любых герах, а только об этих двух народах: Эдом и Мицраим, но никак не обо всех народах, у которых возможен гиюр. Надо сказать, что моавитянин, например, даже если он сделал гиюр, не может жениться на еврейке ни в каком поколении, в отличие от моавитянки, которая может выходить замуж за еврея сразу после того, как сделает гиюр. В отличии от эдомитян и египтян, относительно моавитян Тора приводит объяснение того, почему ни в каком поколении они не могут вступать в брак с ерейками. Говорится (как мы уже много раз обсуждали), что это потому, что этот народ проявил черную неблагодарность, а это качество очень зловредное, и недопустимо, чтобы они смешивались с народом Израиля. Поскольку так они осуждены за то, что не вышли встретить народ Израиля с хлебом и водой, а это - не женское дело, то женщины за это не осуждаются: им не обязательно "выходить на дорогу", так как все достоинство царской дочери - внутри.

Ответ на вопрос: . - Для коhена существует специфический запрет, из-за того, что у них повышенная святость. Конечно, то, что в Израиле был разрешен брак со всеми герами, а с герами из Египта или Эдома - только в третьем поколении, все это для нас сегодня вопрос чисто теоретический, потому что за последние, примерно, две с половиной тысячи лет все народы перемешались, и никого нельзя различить. Во времена Шломо, по основному мнению, египтяне были еще тем самым народом, о котором говорила Тора.

Рав Йосэф задает вопрос: "А как же женился Шломо на дочери царя Египта?" Когда ему говорят, что Шломо сделал ей гиюр, он на это возражает, что есть еще и такой нюанс, что в дни царствования Давида и Шломо было такое благополучие, что было запрещено принимать геров из каких бы то ни было народов. Вопрос о том, сделан ли был гиюр этой египетской принцессе, остается нерешенным и до сих пор. И обсуждается два варианта. Если Шломо сделал ей гиюр, то во-первых, как он смог это сделать, если было запрещено принимать геров? Было тогда так же, как будет в дни Машиаха, когда быть евреем станет настолько выгодно, что привлечет многих.

Совершенно очевидно, что проблема невозможности сделать гиюр в то время, поскольку гиюр был запрещен, в случае дочки фараона могла бы решиться без особого труда. Талмуд по этому поводу отмечает, что весь смысл запрета этого гиюра состоял в том, что, когда евреям живется так хорошо, то скорее всего побуждением сделать гиюр является, как сказано в Талмуде, "шульхан мелахим", то есть, что желающий сделать гиюр позарится на царский стол, на хорошее обеспечение. Для египетской принцессы, пришедшей тоже "от царского стола", это соображение не работает, потому что такого мотива у нее не было. Поэтому для нее можно было сделать исключение. Правда, если не принимать геров в определенный период является постановлением мудрецов, то трудно сказать, допускало ли оно исключения, поскольку постановление мудрецов касается всех равномерно, без исключения. Кроме того, как говорит Талмуд, можно считать, что она запрещена, как египтянка в первом поколении.

Тогда можно сделать такое предположение, что те египтяне, которые были запрещены, уже давно "канули в Лету": потонули в море, и уже "кончились". Но эти египтяне были до Синая, и тогда возникает вопрос, кого же запретила Тора? Ранние мудрецы дают на это такой ответ, что запрет Торы относится к тем египтянам, которые вышли вместе с евреями - "эрэв-рав", и которые стояли у Синая и прошли гиюр. И для них это и следующее поколение запрещено для брака с евреями. Раби Йосэф дает такое возражение. Если считать, что тех египтян уже нет на свете, то я тебе приведу пример, когда говорится про некоторого египтянина в первом поколении. Он говорит: "Я женю моего сына на египтянке первого поколения, чтобы внук мог уже жениться на еврейке". Следовательно, египтяне те - существовали, и не надо говорить, что эта принцесса не египтянка первого поколения. Для "правильной схемы" она должна была бы выйти замуж за египтянина, тоже сделавшего гиюр, потом выдать свою дочь за египтянина второго поколения, и только их дочь можно было бы выдать за Шломо. Конечно, такого варианта быть не могло. Как мы увидим, Шломо очень любил ее, несмотря на то, что брак их был явно политическим, создавал ей потрясающие царские условия, и она единственная называется женой Шломо.

Тора не приводит аргументации, почему запрещен был брак с египтянами первого поколения, и трудность состоит в том, как этот запрет мог преодолеть Шломо. Большинство мудрецов и комментаторов согласны с тем, что Шломо сделал ей гиюр. Рамбам категорически говорит, что невозможно допустить, чтобы наш праведный царь Шломо взял женщину, которая запрещена строжайшим образом. Отсюда возникают две линии. Следующие первой линии полагают, что Шломо сделал ей гиюр, но не женился на ней, поскольку он не имел права жениться на египтянке первого поколения. Как же он тогда с ней поступил? И здесь имеется такое предположение, что он мог ее держать при себе на положении наложницы. То есть, кидушин он ей не делал, и тем самым он не нарушил запрета "не вступать в брак..", потому что он фактически в него не вступил. Если бы он не был царем, это можно было бы считать развратом, но поскольку он был царем, то после того, как он вступил с ней в связь, она теперь запрещена любому человеку, и тогда их связь не может считаться развратом. Мы уже немного говорили о совершенно особом статусе наложницы, который обсуждается в Талмуде.

По другому варианту Шломо вообще не делал ей гиюр, и, соответственно, не женился на ней, и тогда получается, что он просто вступил в связь с этой египтянкой (тогда еще не был принят запрет о связи с нееврейками). И если она рожала детей, то они должны были стать египтянами. Однако, Рамбам и по его следам большинство серьезных комментаторов - Абарбанэль, Кли Якар, считают, что Шломо сделал ей гиюр. И фактически сказано (3:1), что Шломо на ней женился.

Ответ на вопрос: . - В отличие от запрета на брак с египтянами первого поколения, другие запреты обычно аргументировались. Например, Тора объясняет, почему царю не следует заводить слишком много лошадей - для того, чтобы не вернуть народ в Египет. Запрет на брак с неевреями, конечно, исходит от Всевышнего и дан Торой. Что же касается запрета на то, чтобы вступать в связь с нееврейкой, то по некоторым мнением - это более позднее постановление Бейт-Дина Хасмонеев, середина Второго Храма.

Ответ на вопрос: . - Относительно самой процедуры брака в то время, можно сослаться на то, что по этому поводу говорит Рамбам. Он говорит, что до дарования Торы процедура женитьбы была необычайно простой и ясной. Мужчина и женщина встречались, нравились друг другу, и по обоюдному желанию она вводилась в его дом, и становилась его женой, строжайшим образом запрещенной всякому другому мужчине. При этом, они могли перестать быть мужем и женой и расстаться. От других народов Тора и теперь не требует большего. Но евреям Торой были даны определенные, весьма обязующие процедуры, по которым прежде, чем начать жить вместе с женщиной, мужчина обязан ее "приобрести", посвятить себе, то есть, сделать кидушин. И это невозможно сделать между ними наедине; обязаны при этом присутствовать два кашерных свидетеля (потом мудрецы добавили, что должен быть миньян и пр.), то есть, два взрослых мужчины еврея, которые не являются "злодеями". Кроме того, должна быть соблюдена определенная процедура, когда жених дает невесте какую-то вещь и т.д. Если считать, что Шломо делал невесте кидушин по закону Торы, то тоже должны были присутствовать два свидетеля. Если Шломо, действительно, заключил с ней такой брак (сделав ей гиюр), то брак этот следовало считать действительным, несмотря на то, что он вроде бы был запрещен, как брак с египтянкой первого поколения. Бывают такие связи, когда брак вообще не может возникнуть, если человек собирается жениться, например, на родной тете. Это - строжайший запрет и брака никакого не возникает. Бывают и такие случаи, когда брак запрещен, но, если сделан кидушин, она все же становится его женой, и брак существует. В какой именно момент произнесение слов во время кидушина стало законом, точно сказать трудно. Сегодня человек обязан сказать, что он берет жену - "по закону Моше и Израиля".

Ответы на вопросы. О возможности "записи гиюра" в дни Шломо. О первом браке Шломо и судьбе сына от этого брака. Как решался вопрос о принадлежности к еврейскому народу и к женитьбе на неевреях до Синая. О правах первородства и наследовании царской власти. Обсуждение отношения к герам.

Ответы на вопросы:- В нашей традиции записанный текст появился довольно поздно, около полутора тысяч лет назад, а Шломо жил гораздо раньше, поэтому трудно говорить о записи "документов" о гиюрах того времени. Мать этой египетской прнцессы была, вероятно, чистокровная египтянка, хотя это и не имеет существенного значения, потому что у всех народов во все времена и поныне, а у евреев - до Синая, национальность определялась по отцу. На ком был женат фараон и от кого он родил эту дочь, нигде не сообщается. Любопытно было бы, если бы вдруг выяснилось, что он был женат на еврейке, тогда, после Синая рожденная ею дочь была бы еврейка (такого тоже нигде не встречается).

У Шломо это был заведомо не первый брак, потому что к тому времени, когда он стал царем, у него уже был годовалый сын. По большинству мнений Шломо был женат в возрасте около 13 лет, и был женат на аммонитянке, Наома, семья которой происходила от моавитянки Рут. От этого сына Шломо Рахавама идет линия, ведущая к Машиаху.

Запрет жениться на нееврейках, как уже говорилось, следует из Торы, с Синая. До Синая была некоторая семейная традиция плюс еще рад заповедей, которые были даны по дороге. Но даже эти заповеди в качестве законов для поколений были установлены только, начиная с Синая.

Относительно того, на ком женился Йосэф, традиция говорит, что фараон дал ему Аснат, которая, согласно мидрашу, была дочерью Дины.

Ответ на вопрос: . - Совершенно невозможно сказать, как происходил переход в еврейство до Синая. Мы знаем, как стал евреем Авраам: он "перешел" - "авар", и поэтому-то он и называется Авраамом. При этом, это может означать, что он перешел реку Эфрат; или то, что он перешел из идолопоклонского стана и стал единственным представителем противоположного лагеря, который признал Всевышнего; или то, что он был настоящим потомком Эвэра, своего пра-пра- прадеда. В любом случае, это был переход чисто внутренний. То, что он сделал обрезание, произошло значительно позднее, когда ему было 99 лет, и это не было гиюром. Процедуры гиюра, как таковой, тогда не было. И не было этого ни с Сарой, ни с ее детьми. Авраам велел своему рабу ни в коем случае не брать в жены сыну девушку из канаанских народов. Однако, это не значит, что его внуки не могли брать девушек и из канаанских народов (не говоря уже о Эсаве, который в традиции не считается потомком Авраама). Есть такое мнение, что сыновья Яакова брали себе канаанских жен. Мудрецы считают, что в Египте в основном на египтянках не женились, потому что было довольно много народа и женились между собой. Надо сказать, что вся принадлежность к народу Израиля до Синая была просто семейной традицией, и у Синая все сделали гиюр. И с этого момента начинается какая-то четкая процедура. Происходящее до этого несколько похоже на внутриутробное развитие народа, на предварительную стадию.

Ответ на вопрос: . - Нельзя никак сказать, что ничего вообще тогда не записывали. Сообщалось недавно, что были обнаружены какие-то таблички с записями о каких-то покупках Авраама. Поэтому, вероятно, какие-то записи, относящиеся к хозяйству, существовали, но вряд ли в Египте могло быть записано такое событие, которое никак не могло считаться выдающимся, что принцессу отрядили в какую-то маленькую страну. Вопрос о том, могли ли быть отражены в мировой истории важные с точки зрения еврейской истории факты, это вопрос о взгляде на то, что важно и что неважно. Возможно, какой-то летописец и мог куда-то записать, но мы не так хорошо знакомы с историей древнего Египта тех времен, и вряд ли могли бы найти какие-то записи, да еще и неиспорченные. Пока об этом ничего не известно. Таким образом, как египтяне восприняли этот факт мы не знаем, и единственный "документ" об этом браке - это описание в книге Мелахим. Нет никакого свидетельства о том, сделал ли ей Шломо гиюр, и тем более не может быть такого свидетельства со стороны египтян, которые не только не написали бы об этом, но скорее всего ничего об этом и не знали. Этот вопрос остается в обсуждении в нашей устной традиции.

Ответ на вопрос: . - Относительно "права первородства" надо сказать, что в Галахе, еврейском законе, говорится о первородстве двух родов: бывает первенец у отца и бывает первенец у матери. Первенец у отца имеет какие-то определенные привилегии, двойную долю наследства, например, а первенца по матери надо выкупать, когда он достигает возраста в 30 дней, и т.д. Если еврей родил ребенка от египтянки, сделавшей гиюр, то этот ребенок считается египтянином второго поколения, и этот брак считается браком (если он был правильно заключен), хоть и запрещенным Торой. Возможно, что если этот ребенок первенец, то он и имеет какие-то привилегии. У нас нет такого закона, что первенец наследует царскую власть; и Шломо, как мы знаем, не был первенцем. Вообще говоря, насколько сама царская власть наследуется, тоже является большим вопросом. Благословение, данное Яаковом: "Не отойдет скипетр от Йеhуды", понимается в основном так, что постоянное царствование положено только колену Йеhуды. Никакое другое колено не имеет права на длительном перегоне присвоить себе царскую власть. Мы знаем, что именно это нарушение инкриминируется дому Хасмонеев. Несмотря на то, что они - наши герои, которые отстояли еврейскую культуру от ассимиляции и т.д., они тем не менее присвоили себе царскую власть, и они это сделали не на коротком перегоне, что было бы не так страшно. Тем более, что они совмещали эту власть с коhенством, что было очень опасно. Для потомков Давида, если они ведут себя, как полагается, Всевышний обеспечит передачу царства из поколения в поколение. Если же они так себя не ведут, то этого и не будет. Но уж во всяком случае нигде не говорится о том, что наследовать будет первенец.

Ответ на вопрос: . Как можно совместить известное выражение о том, что Всевышний благоволит к сиротам, вдовам и - герам, с тем запретом, который во время Шломо был сделан на гиюр? - То, что Всевышний благоволит не означает, что он предлагает поставлять их в максимально широком масштабе. Если Всевышний любит вдов, вовсе не означает, что нужно увеличивать их количество. Слово "гер" в Торе - многозначно. Гер - это пришелец, не коренной житель. В те времена было два основных вида геров: "гер цэдэк" - человек, который прошел гиюр и стал евреем; и гер "тошав", который, оставаясь неевреем, обязался соблюдать все законы, обязательные для бней Ноаха. Евреям велено этих геров не обижать и поддерживать и т.д., но это не называется гиюром. Если среди нас живет нееврей, который не нарушает общечеловеческих законов, мы обязаны относиться к нему доброжелательно и поддерживать его, конечно, не в ущерб Израилю. Заповедь "любить гера" к нему не относится, она относится только к геру цэдэку, которого надо любить еще больше, чем еврея, потому что у него больше заслуг: он - "перешел" в наш народ. При этом, если существует опасение, что будет слишком много желающих перейти в иудаизм из корыстных соображений, и объявляется , что "прием закрыт", то это вовсе не противоречит заповеди любить тех, кто перешел. Кстати, существует мнение, что в дни Давида и Шломо были тысячи прошедших гиюр, потому что несмотря на запрет трое евреев, собрашись, могли сделать гиюр, и человек становился гером, которого теперь следовало любить, пожурив тех, кто сделал этот гиюр.

Политическая сторона брака Шломо. Мидраш о последствиях этого шага.

Немного поговорим о политической стороне этого брака. Есть знаменитый мидраш, который говорит, что когда Шломо женился на дочери фараона, то спустился ангел Габриэль, и воткнул посреди моря тростинку, вокруг которой образовалась отмель, и со временем вырос остров, на котором возник Рим. Это - один из очень знаменитых мидрашей. К нему автор "Мусар Навиим" задает вопрос, который остается актуальным на всем протяжении истории Израиля. Шломо совершает очень сильный, продуманный государственный шаг: он решает породниться с домом фараона, с сильной империей. Под такой шаг можно очень легко подвести обоснование. Маленький народ Израиля должен бояться оставаться в изоляции, и поэтому, если заручиться поддержкой сильных соседей, то это необычайно укрепляет. Такую чудовищную ошибку наши руководители совершают то и дело на протяжении истории. Казалось бы: где Шломо, и где Рим? До "Рима" еще далеко. Но под конец Второго Храма, когда у Хасмонеев начинаются междоусобицы, некоторые из них обращаются за поддержкой к Риму. Рим с удовольствием эту поддержку оказывает, "заглатывает" нас, и позднее становится столицей христианского мира.

И здесь есть интересная мысль о том, что христианство является в некотором глубоком смысле продолжением той же политической линии. Ведь Шломо думает не только о военной или экономической поддержке со стороны Египта, он думает о том (и в словах мудрецов можно увидеть подтверждение этому), что если он эти идолопоклонские народы приблизит к себе, то он может и приблизить их к пониманию истинного Бога, вывести их из заблуждения. То же самое воодушевляло и первые поколения христиан: вытащить из идолопоклонства все народы и приблизить их к настоящему Богу. Мы видим, что из этого возникла могучая мировая религия, от которой евреи хлебнули больше, чем от какой-нибудь другой. Интересно, что резиденция римского Папы находится именно там, где Габриэль воткнул эту тростиночку по поводу того, что Шломо сделал первый шаг в направлении укрепления международных связей с тем, чтобы нести свет этим народам. Свет, конечно, нести надо, но с некоторой разумной осторожностью.

Ответ на вопрос: . - Израиль во времена Шломо, конечно, был куда больше, чем во многие другие времена, но все-таки по сравнению с Египтом его территория была очень мала.

/3:2-4/ Связь женитьбы Шломо со смертью Шими. Обсуждение разрешения приносить жертвы на Бамот в любом месте. Два особо выделенных жертвенника. Шломо приносит жертвы на Большой Баме в Гивоне - тысячу "олот".

Говорится (3:2): "Только народ приносит жертвоприношения на Бамот - жертвенниках (построенных в любом месте), потому что еще не был построен Дом для обитания Имени Всевышнего до тех дней". Надо сказать, что по мнению практически всех комментаторов Шломо женился на дочери фараона сразу после событий, описанных в предыдущей главе. Из истории Шеми бэн Гира мы видели, что Шими три года прожил там, где ему назначил Шломо, и тогда получается, что Шломо женился на дочери фараона на четвертом году царствования, и Шломо было уже более 16-ти лет, а многие считают, что ему было 20. Мудрецы говорят, что человек обязательно должен жить рядом с учителем (при учителе). И все годы, пока был жив Шими (а есть такая линия, что Шими был учителем Шломо в Торе), Шломо не женился на дочери фараона. А как только Шими умер, Шломо сразу же на ней женился.

Эта фраза: "Только народ приносит жертвы на Бамот" с одной стороны ничего вроде бы не добавляет: понятно, что пока нет Храма, следует приносить жертвы на Бамот. Однако, здесь есть оттенок определенного осуждения Шломо, а именно, что вот, ты, Шломо, уже четвертый год царствуешь, а все еще не принялся за строительство Храма; Давид ведь всю жизнь мечтал построить Храм, но ему не позволили. Надо сказать, что есть некоторая разница между Бамот. Была Большая Бама (при этом речь идет не о размере, а о ее статусе), которая находилась в дни Шломо в Гивоне. До этого эта Большая Бама находилась в Нове, а до этого - в Шило. И это ни что иное, как тот самый медный жертвенник, который был построен под руководством Моше Бицалелем. Это был тот выдающийся жертвенник, на который спускался огонь с Неба при введении в строй Храма. И только на этой Большой Баме приносились общественные жертвоприношения. А индивидуальные жертвоприношения люди могли приносить, построив жертвенник в любом месте: у себя на крыше, во дворе. Другим "выделенным" жертвенником был тот жертвенник, который построил на Храмовой Горе Давид. Если бы народ не ленился, то они бы приносили жертвы именно на этих двух жертвенниках, но они пользовались данным им правом строить жертвенник в любом месте. Это вещь не запрещенная, но тем не менее она - опасная, потому что, если человек привыкает, что он на любом месте может принести жертву Всевышнему, то это может его толкнуть к тому, чтобы еще кому-нибудь принести жертву, то есть, это создает какую-то опасную разболтанность.

Дальше говорится (3:3): "И полюбил Шломо Всевышнего, идя по уставам отца своего Давида, только на Бамот он приносит жертвы и воскуряет". Мы видим, что женитьба на египтянке, по крайней мере на этом этапе, никак не повлияла дурно на внутреннее состояние Шломо, он во всех своих действия руководствуется любовью ко Всевышнему и ведет себя "по уставам Давида", то есть, подобно Давиду. Это можно понимать двояко: то ли у него внешние формы заведены, как у отца, или его побуждения такие же, как у Давида, а может быть, что и то и другое. Ему вменяется в вину только то, что он и сам приносит жертвы на всевозможных жертвенниках. Хотелось бы понять так, что он приносит жертвы только на Больших Бамот, тем более, что слово "рак" - "только" приведено и в отношении к Шломо и к народу. Про народ же явно говорится, что народ приносит, где попало. Если мы не будем рассматривать мидраш, который требует при наличии слова "рак" что-то исключить, то по-простому, во втором стихе, где сказано про народ, и в третьем, где сказано про Шломо, это слово "рак" является ограничением в хорошем состоянии. То есть, это "рак" отнимает не от многообразия жертвенников, а от общего хорошего состояния.

Дальше сказано (3:4): "И пошел царь в Гивон, чтобы принести там жертвы, потому что - это Большая Бама. Тысячу жертвоприношений всесожжения - "олот" принесет Шломо на этот жертвенник". Некоторые считают, что он эти тысячу олот принес в один день, что несколько затруднительно для буквального понимания, хотя, работая на "пределе", это и можно было бы сделать. Это не было бы более удивительным, чем темп обрезания всего народа, которое сделал Моше перед Исходом из Египта, или как это сделал Йеhошуа после входа в Канаанскую землю. Большинство же комментаторов говорят, что он это сделал в одни заход (но не в один день). То есть, он пошел туда и принес эту тысячу олот за какое-то количество дней. Кли Якар говорит, что по-видимому, Шломо дал обет принести на этом жертвеннике тысячу жертв. В конце концов, не так уж и важно за какое количество дней он это сделал. Жертвы ола приносятся из разных животных, но как правило, - это быки.



/3:5/ Обсуждение вопроса Всевышнего к Шломо: "Что дать тебе?"

Стих 5 говорит, что в Гивоне показался Всевышний Шломо в ночном сне, и сказал Бог: "Проси, что дать тебе?" или дословно: "Проси, что Я тебе дам?" Эта замечательная сцена вызвала невероятно длительную дискуссию Абарбанэля с Рамбамом по поводу того, было ли это пророчество или это было видением уровнем ниже. Рамбам в "Путеводителе растерянных" утверждает, что это не доходило до уровня пророчества, а что это было уровня "руах-hакодэш" - "божественного вдохновения". Абарбанэль в очень длинных доказательствах разбивает это утверждение. Кли Якар затем напрочь громит все опровержения Абарбанэля. Для нас это не настолько важно, какого рода было это видение. Все три книги Танаха, которые по традиции считаются написанными Шломо, входят не в раздел "Пророки", а в раздел "Писания", который отличается от раздела "Пророки" именно уровнем вдохновения. То есть, если Пророчества - это "гвура", то тексты, которые входят в Писание, - это "руах-hакодэш" - "Божественное вдохновение".

Ответ на вопрос: . - Даниэль, как и Шломо, в нашей традиции, как правило, не называется пророком. Он близок к Йосэфу; они - сновидцы, толкователи снов. В чем-то такой провидец может видеть даже глубже, чем пророк, но - это другая функция. Что же означают эти слова Бога: "Проси, что Я тебе дам"? Зачем это говорится? Если Бог предлагает Шломо высказать, какого бы подарка ему больше всего хотелось, то ведь Бог лучше знает, что у человека на сердце, и лучше может понять, что надо дать. Это та же самая проблема, как и понять то, для чего мы молимся. Зачем просить о чем-то Бога, если он лучше знает, что надо, и, если захочет, то даст, а если не захочет, то и не даст. Молитва - это особый случай, потому что Бог хочет, чтобы человек с ним разговаривал и сформулировал свое восприятие мира. Вторая глава Берешит говорит, что никакого куста полевого не растет, потому что не было человека (для связи). То есть, не было человека, который бы пришел, понял бы, что растения не могут расти без дождя, и обратился бы с просьбой о дожде. И в этом состоит функция человека: человек должен понять, что требуется миру, в частности, ему самому и обратиться с соответствующей просьбой. Здесь же нечто другое. Здесь - человек спит, а Бог приходит и говорит: "Что Я тебе дам?". Если Он хочет, чтобы Шломо угадал и выбрал, что ему больше хочется, то ведь Бог сам знает, чего ему больше хочется. И тогда получается, что "хочешь - дай, а не хочешь - не давай".

Мы помним знаменитый мидраш, который традицией привязан к тому, как Каин убил брата. Бог спрашивает: "Где брат твой?" и он отвечает: "Разве я сторож брату своему?" И мидраш говорит так. По горшкам четверых ударил Всевышний, и они оказались ночными горшками (в том смысле, на что они годны). Кто же эти четверо? Первый был Адам, которого Бог спросил о том, что же он сделал, и тот ответил, что эта жена, которую Ты мне дал, мне дала, и с нее и с Себя и спрашивай. Второй был Каин, который сказал: "не знаю, где брат мой". Третий - Белам, которого Бог спросил, кто эти люди, которые пришли тебя звать, и он ответил, что вот, моавитянский царь Балак прислал ко мне делегацию. Четвертый - это наш праведный царь Хизкияhу, потомок Давида и Шломо, которого спросил пророк Ишая: "Откуда приходили эти люди?" Было так. Хизкияhу заболел, пришла делегация из Вавилона, он их принял с открытой душой, показал все сокровища. Ишаяhу спрашивает его: "Откуда эти люди?" И он говорит: "Из далекой страны, из Вавилона, вавилонский царь прислал делегацию. А вот эти четверо, странная компания, показали себя не очень на высоте". Так где же здесь "общий знаменатель"?

Ответ на вопрос: . - Можно считать, что были люди и не чета нам, которые тоже "опростоволосились", но это еще не дает никакого повода думать, что если другие так себя вели, то и нам тоже - не грех. У каждого есть свое испытание. Как говорил реб Зуся: "Я не боюсь, если меня спросят, почему я не был Авраамом или Моше рабейну, я боюсь, если меня спросят, почему я не был Зусей!"

Ответ на вопрос: . - Действительно, такое обращение Всевышнего к Шломо говорит о том, что Всевышний благосклонно к нему относится и Он его не осуждает за то, что Шломо взял в жены эту принцессу. Мудрецы говорят, что это побуждение Шломо, безусловно, было во имя Неба. И тут может вступить в силу правило, что преступление во имя Неба иногда бывает лучше, чем заповедь не во имя Неба.