МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр


Лекции по книге Мелахим I3. Дашевский
К оглавлению лекций

Лекция 39. 15:25-16:8

/15:25-28/ Царствование Надава, сына Яровама, над Израилем. Поражение Надава заговором Баша в Гиптоне. Мнение Рамбама относительно хороших и плохих предсказаний, переданных пророком. Справедливость наказания Надава.

В ответах на вопросы обсуждается: происхождение Баша и функция колена Иссахара; вопрос о справедливости наказания Яровама; правомочность осуждения убийства, совершенного Баша; расчет времени царствования Надава.

/15: 29-34/ Обсуждение причин истребления дома Яровама. Соображения по поводу длительного (24 года) царствования Баша и мотивов его поведения.

/16:1-6/ Трактовка слова Всевышнего к Йеhу по поводу Баша. Оценка всех деяний Баша. Воцарение сына Баша, Эйла, после смерти Баша.

/16:7-8/ Трактовка пророчества, переданного через Йеhу, определяющего, что судьба Баша и его дома такая же, что и дома Яровама.

Ответы на вопросы, прямо не относящиеся к тексту: каково представительство колен в Санhедрине; традиция помазания царей.

/15:25-28/ Царствование Надава, сына Яровама, над Израилем. Поражение Надава заговором Баша в Гиптоне. Мнение Рамбама относительно хороших и плохих предсказаний, переданных пророком. Справедливость наказания Надава.

Мы говорили о правлении царя Аса, который был одним из самых праведных царей из потомков Давида, и который правил очень долго - 41 год. Дальше в стихе 25 говорится: "Надав, сын Яровама, стал царствовать над Израилем на втором году Асы, царя Иудеи, и царствовал над Израилем два года". То есть, здесь повествование возвращается к самому началу царствования Асы. Он начал царствовать еще при Яроваме, на втором году его царствования воцарился сын Яровама - Надав. Стих 26 говорит: "И сделал (Надав) злое в глазах Всевышнего; и ходил по пути отца своего, и повторял его грехи, которыми он вводил в грех Израиль". Имеется в виду эти два тельца, которых поставил Яровам для того, чтобы не давать людям ходить в Иерусалим. В стихе 27 говорится, что составил против него заговор Баша, бен Ахия из дома Иссахара, то есть, из колена Иссахара, и поразил Баша его (Надава) в Гиптоне, который у пелистимлян. Когда-то Гиптон был во власти евреев, а потом пелистимляне его отбили (история не вполне ясная), а теперь, когда Надав и все израильтяне осаждали этот город, Баша выбрал такой "удачный" момент и поразил их там. Стих 28 говорит: "И умертвил его (Надава) Баша на третьем году Асы, царя Иудеи, и воцарился вместо него".

Надо сказать, что пророк Ахия hа-Шилони уже передал, что весь дом Яровама будет истреблен, и теперь говорится про Надава, что он повторял грехи отца, и получается, что из-за этого против него был заговор, и он погиб. В связи с этим комментаторы сообщают нам очень важную вещь. Они говорят, что, действительно, если бы Надав не повторял грехов своего отца, то это страшное постановление могло бы быть отменено. Мы помним, что Рамбам пишет следующее по поводу слов, переданных пророком. Он говорит, что если пророк передал хорошее обещание от Имени Всевышнего, и оно не исполенено, то это - лжепророк, потому что такого быть не может. Но, если он передал дурное предсказание и оно не исполнилось, то это ничего не доказывает, потому что дурное предсказание Бог может отложить, отменить, перезачесть. Поэтому, в тех случаях, когда пророк передает злое постановление, это постановление не всегда следует считать окончательным. Иногда, оно, конечно, считается окончательным. Например, в случае,

когда Шмуэль передает Шаулю, что он будет отставлен от царства, и Бог поставит на его место другого, то здесь имеется комбинация дурного предсказания для Шауля и хорошего обещания другому. Точно так же, как со Шломо, когда было получено предсказание, что его потомок потеряет большую часть своего царства, которая будет передана Яроваму, и поскольку Яроваму было обещано хорошее, то этого Бог не может отменить. Однако, в том предсказании, которое передает Ахия hа-Шилони Яроваму, не содержится ни для кого никакого хоршего обещания, там говорится только, что будет истреблен его дом. И если бы Надав не повторял грехов отца, то это постановление могло бы быть отменено. Если же он продолжает эти грехи, то тогда надо вспомнить слова Торы, что Бог помнит грехи отцов до третьего и четвертого поколения. И хотя в Торе и сказано, что не будут наказаны сыновья за отцов и отцы за сыновей, но это означает, что они не будут наказаны только в том случае, если эти сыновья не повторяют грехов отцов. Если же они эти грехи повторяют, то они несут наказание и за себя и за предыдущее поколение. И поскольку Надав продолжал тот же грех, которым провинился Яровам, то теперь приводится в исполнение это предсказание.


В ответах на вопросы обсуждается: происхождение Баша и функция колена Иссахара; вопрос о справедливости наказания Яровама; правомочность осуждения убийства, совершенного Баша; расчет времени царствования Надава.

Ответ на вопрос. Кто такой Баша? - Про Баша нам ничего не сообщается, кроме того, что он был из колена Иссахара. Колено Иссахара было довольно скромным в своем социальом положении. Когда Яаков благословляет своих сыновей перед смертью, он каждого сына сравнивает с каким-нибудь животным. Иссахар получает "почетное" сравнение с ослом: "Иссахар - костистый осел", и он "тянет лямку", а именно, они большие специалисты в законах Торы, особенно в календарных вопросах. Вообще это колено, духовно принадлежащее к элите, в физическом отношении не является особенно выдающимся. Мидраш говорит, что когда к Йосэфу прибыли Яков и весь его дом, Йосэф взял из братьев пятерых и представил их фараону. И по мидрашу они избрал из братьев тех, кто помельче и похуже видом, чтобы фараону не бросилось в глаза их геройство, и чтобы он не забрил их под ружье. Он и выставил таких "хилых", которые будут пасти скот. Так вот, Иссахар был среди этих "хилых" из сыновей Яакова. До сих пор мы не встречали какого-либо правителя из колена Иссахара. Тора называет выполяющих духовную работу по вынесению законов и т.д. - коhенами, и они служат при Храме и

являются духовным руководством. А колено Иссахара считаются знатоками Торы, особенно они мастера в знании астрономических вопросов.

Ответ на вопрос. - Относительно Яровама нам известно только, что он умер спокойно, но что произошло с его костями пока мы не видим. Вероятно, обычай был такой, что человека после смерти погребали как бы не окончательно, а оставляли на какое-то время, после чего кости его складывались в особый саркофаг, и их хоронили. Поэтому разделяются похорны первичные и захоронение костей.

Ответ на вопрос. - Относительнор наказания можно сказать следующее. В каждом случае при изучении Танаха мы должны решить, считаем ли мы, что осуществлена справедливость. Если мы не все видим, то следует искать ответ у комментаторов почему, например, этот человек получил сильное наказание, а другой человек - слабое? Относительно Яровама мы такой вопрос задавали и мы выясняли, что при всем неправильном поведении Яровама его защищало то, что он был большим мудрецом в Торе. И поэтому он правил 22 года, а 22 - это символ Торы, она написана 22-умя буквами. Как бы то ни было, мы видим, что Бог, гневаясь на Яровама за его злодейское поведение, выносит такое страшное постановление, но оно осуществляется не при жизни Яровама. Одно из объяснений этому является то что "Тот, кто благословен, не может быть проклят". И мы это видим на множестве примеров, начиная с сыновей Ноаха, когда Хам совершает нехороший поступок, и отец проклинает его сыном Канааном, потому что сам Хам уже был благословлен в числе сыновей Ноаха. Совершенно верно и то, что, чем выше потенциал человека, тем строже с него спрашивается. И нам трудно "разложить" все параметры и взвесить все на весах. На таких весах умеет взвешивать только Небесный прибор, но ни одно земное око не в силах это рассмотреть. Однако, безусловно, что какие-то соображения мы можем рассматривать. С Яровамом можно рассуждать и так, что, если он такой большой мудрец, то с него надо спросить сильнее, но, с другой стороны, если он уже был благословлен через пророка, а благословение не может быть снято назад, то против этого у нас нет контр-доводов.

Следует отметить, что Баша напал на Надава и убил его тогда, когда тот во главе армии осаждал неприятельский город, и понятно, что это нехорошо, потому что во время

войны с противником требуется национальное единство, а Баша воспользовался таким моментом и убил Надава, когда он вел войну против врага, то есть выполнял мицву - осаждал непрятельский город. Убив Надава, Баша тем самым сыграл на руку врагу. Мы не можем утверждать, что Баша знал о предсказании, которое Ахия hа-Шелони передал относительно Яровама, то есть, мы не знаем, понимал ли Баша, что он исполняет Божественное определение, или он просто действовал, как простой заговорщик.

Как объяснить то, что говорится, что Надав царствовал два года: начал на втором году Асы, а кончил на третьем году Асы? Мы уже встречались с тем, что всем царям и Иудеи и Израиля считаются года от первого Нисана, тогда понятно, что Аса царствует год за годом и не имеет здесь значения в каком месяце он начал царствовать, а просто, начиная со второго Нисана и дальше, у него идет следующий год. Где-то в течение второго года Асы становится царем Надав, который царствует до следующего первого Нисана и еще какое-то время после этого, после чего его убивают. То есть, он царствовал какой-то кусок второго года Асы и какой-то кусок третьего года Асы. Возможно, что первый год царствования Надава является кусочком от того года, который засчитан последним годом царствования Яровама.


/15: 29-34/ Обсуждение причин истребления дома Яровама. Соображения по поводу длительного (24 года) царствования Баша и мотивов его поведения.

В стихе 29 говорится: "И вот, при воцарении поразил он (Баша) весь дом Яровама, не оставил ни души из Яровама, пока не истребил его, согласно слову Всевышнего, которое Он говорил через своего раба Ахия hа-Шелони". Любопытно, что здесь, как во многих местах книг Пророков, мы можем увидеть, как поразительным образом одновременно действуют две разного рода причины. Понятно, почему Баша истребляет весь дом Яровама: он истребляет их для того, чтобы утвердиться в царствовании. И комментаторы отмечают, что не сказано "бемалхо"- "когда он стал царем", а сказано "кемалхо", при этом "ке" - это всегда определяет приблизительность. Мы помним, что Мегилат Эстер начинается с того, что "как воссел царь Ахашверош", и сказано: "кешевет", то есть, вроде как он "сидел и не сидел", нет у него твердого "сидения". И Баша не утвердился в своем царствовании, пока он не истребил всех потомков Яровама. С другой стороны, тот же пасук сообщает, что это было согласно Божественному постановлению. То есть, есть вполне

рациональные причины, которые определяются игрой интересов в это мире, а с другой сороны , все это является реализацией Божественного определения. То, что современные специалисты называют "история" и "мето история". Стих 30 продолжает эту мысль и говорит о причине такого Божественного определения; говорится: "Как предсказывал Ахия, это (истребление дома Яровама) произошло за грехи Яровама, которыми он грешил и которыми он вводил в грех Израиль, когда он вызывал гнев Всевышнего, Бога Израиля".

Дальше (15:31) говорится о том, что все, что касается Надава и всего, что он сделал, - это все записано в книге "Хроник царей Израиля". Фраза вроде бы вполне обычная, но удивительно то, что про Надава в тексте нам ничего вообще не рассказано. Сказано только, что он воцарился, был убит - и все. Вся биография Надава сводится к тому, что он продолжал грехи отца, и поэтому было исполнено это Божественное постановление.


Ответ на вопрос. Существуют ли эти Хроники? - Это вопрос очень сложный. Про царей дома Давида у нас имеются более менее подробные сведения в книге Хроник в Танахе. Существуют ли где-нибудь книги Хроник Царей Израиля, которые здесь упоминаются? - Это очень сомнительно, потому что после того, как прошло почти три тысячи лет, трудно надеяться, что бурная история сохранила эти книги нетронутыми.


В стихе 33 говорится: "На третьем году Асы, царя Иудеи, Воцарился Баша, сын Ахия, над всем Израилем в Тирце - 24 года". Возможно то, что здесь несколько странно сказано "воцарился 24 года"; предполагает такое восприятие времени, что "он воцарился", и класс этого воцарения был - 24 года, то есть, он как бы воцарился с интенсивностью на 24 года, и это - очень большой срок, больше, чем царствовал Яровам. За какие же заслуги он удостоился такого длительного периода царствования? Баша - единственный из всех царей, о котором сказано, что он правил над всем Израилем. Почему так сказано? Имеется очень интересное соображение, которое приводится в "Даат микра", что при том, что Баша был заговорщик против сильного царского дома, весь народ не выступил против того, что он перебил весь этот царский дом. Очевидно, дело обстояло так, что грехи Яровама уже очень сильно приелись народу. Народ все-таки бесконечно

долго не терпит злодейского правителя, и заговор Баша никто не осудил. Кли Якар приводит интересное соображение. Он говорит, что можно было бы ожидать, что народ выступит, хотя бы частично, против Баша за то, что он убивает царя во время осады неприятельского города. Однако, никто против этого не выступил.

Стих 34 говорит: "Сделал Баша злое в глазах Всевышнего, и шел по пути Яровама, и повторяя его грех, которым он ввел в грех Израиль". Таким образом, каковы бы ни были причины поведения Баша, когда он истреблял домЯровама: знал ли он о Божественном постановлении, был ли он идеалистом, "борцом за справедливость", или был он конъюнктурщиком, который стремился завоевать власть, в любом случае мы видим, что, придя к власти, он понял, что нет возможности сохранить свое положение

на престоле, если не воспрепятствовать хождению народа в Иерусалим. Поэтому он и решает оставить на месте этих тельцов, и всю старую систему сохранить. Мы не знаем, был ли он идеалистом вначале, но то, что он был потом реалистом и повторял тот же грех Яровама, - мы видим очевидным образом. Кли Якар приводит разумное соображение, что по мере того, как Аса год за годом оставался у власти в Иудее, и весь народ видел, что это праведный царь, и его авторитет укреплялся, то, естественно, народ все больше тянулся туда. Поэтому Баша мог понимать, что опасность велика, и поэтому же ему будет защитано в дополнительнй грех этот новый уровень греха. Яровам стал царем в Израиле не только по Божественному определению, но и потому, что весь народ был настроен против дома Давида. Мы помним, что Рехавам поступил не мудро (возможно, в связи с Небесным повелением исполнения пророчества) и тогда центробежные настроения были очень сильны. Теперь же разумно предполагать, что когда есть такой праведный царь в Иудее, и уже прошло поколение тех, кто помнил, что делал Рехавам, народ мог осознать, что неприятно жить в идолопоклонской системе. И когда ставят рогатки и не пускают в Иерусалим, народ мог очень сильно туда тянуться. Поэтому, с одной стороны, Баша нужны были эти меры, которые помогли бы воспрепятствовать хождению народа в Иерусалим, но с другой стороны, это ему должно было защитаться, как еще больший грех.


/16:1-6/ Трактовка слова Всевышнего к Йеhу по поводу Баша. Оценка всех деяний Баша. Воцарение сына Баша, Эйла, после смерти Баша.

В начале главы 16 говорится, что было слово Всевышнего к Йеhу, сыну Ханани, по поводу Баша сказать

следующее: "За то, что Я поднял тебя из праха (Йонатан переводит: "за то, что Я отделил тебя, как труму святости") и поставил тебя руководителем над Моим народом Израиля, а ты пошел по пути Яровама, и вводил в грех Мой народ Израиль, чем вызывал Мой гнев их грехами, вот, Я истребляю после Баша и после его дома, и сделаю с твоим домом, как с домом Яровама, сыном Нвата. Кто умрет у Баша в городе, того съедят псы, а кто умрет у него в поле, того съедят птицы небесные". И, действительно, с точностью до небольших стилистических отклонений постановление про дом Баша точно такое же, как про дом Яровама. По поводу сказанного: "поднял тебя из праха", есть разные объяснения. Считают, что это - аллегория, поскольку колено Иссахара занимается Торой, а люди, которые занимаются Торой, живут без роскоши: они спят на земле, и при занятиях Торой они сидят в пыли у ног учителя. То, что дальше говорится, что Я поднял тебя на "служебную высоту" - это в пределах простого понимания, но то, что Йонатан переводит, как "Я отделил тебя, как труму", объясняется так, что Всевышний как бы говорит: "Я взял тебя из колена Иссахара для того, чтобы ты внедрял в реальную жизнь народа пути Торы, как свойственно колену Иссахара, а ты вот что делаешь!" В стихе 3 сказано: "Я истреблю "ахарей" - "после" него (Баша)". Возможно, что это нормальное выражение, обозначающее, истребление без остатка. Но некоторые комментаторы объясняют так, что здесь уже содержится постановление, что "истреблю после его смерти", точно так же, как в случае Яровама. И тогда возникает сложный вопрос: за какую заслугу Баша умирает в спокойствии, и только его сын погибает от руки заговорщиков? К сожалению, нам про Баша не известно почти ничего. Из Диврей hа-ямим мы знаем про войну, которую он вел против Аса. И понятно, что он затеял все эти сооружения и военные действия потив Асы потому, что он видел, что народ тянется к этому праведному царю, и он решил, что этому надо препятствовать. То есть, мало того, что он держит тельцов, так он совершает еще одно злодейство. И ничего хорошего со стороны Баша мы не видим. То, что он выполнил "благородную задачу" и истребил дом Яровама, то он это делал в своих интересах, и от их грехов он не очистился, поэтому, наоборот, это ему будет приписано в дополнительную вину. Мы увидим дальше, потому что история повторяется в этом Израильском царстве, что человек, который из самых справедливых и благородных соображений наказывает преступника, а потом сам

совершает такое же преступление, то этому человеку казнь преступника защитывается, как убийство невинного человека. Потому что, если человек сам не абсолютно чист, он не имеет права наказывать другого. Такой человек, совершивший правильный поступок, наказав преступника, как бы оказывается в состоянии "предупрежденного", и с него спрашивается не как за ошибку, а как за злонамеренный поступок. Поэтому, ничего хорошего не остается на счету Баша, и вопрос о том, почему он процарствовал 24 года, да еще и умер в спокойствии, остается без ответа.

В стихах 5-6 говорится, что все события, связанные с Баша и с тем, что он сделал, и его геройство - все это записано в книге "Хроник царей Израиля". И почил Баша с отцами своими и похоронен в Тирце. И стал царем Эйла, сын его, вместо него. Тирца - это столичный город Израильского царства, где и правил все годы Баша.


/16:7-8/ Трактовка пророчества, переданного через Йеhу, определяющего, что судьба Баша и его дома такая же, что и дома Яровама.

Стих 7 говорит: "И так же через Йеhу, сына Ханани, пророка, слово Всевышнего было про Баша и его дом, и по поводу всего зла, которое он сделал в глазах Всевышнего, вызывая Его гнев делами своих рук, что он был, как дом Яровама, и по поводу того, что поразил его". Очень сложно написанный стих, совсем не однозначный. То ли пророк еще раз ходил и передавал сыну, то ли такое пророчество было один раз, и оно висело над домом Баша. Комментаторы высказывают и такое и такое мнение. Во всяком случае ясно, что это пророчество, переданное Йеhу бен Ханани, было определением для дома Баша, что судьба его такова, что и дома Яровама. Сказанное в конце: "веаль ашер hика ото" - " (за то что) поразил его" - это совсем не однозначно. По-простому, большинство понимает так, что это за то, что Баша истребил дом Яровама, и это ему защитывается в грех, как уже говорилось. Другие же говорят, что если бы это было про дом Яровама, то Танах сказал бы не "его", а "их", потому что там было много крови и много убитых. И есть такое мнение, что "его" - имеется в виду Надав, и то, что Баша убил его в тот момент, когда он осаждал Гибтон. Есть несколько неожиданное мнение, что "ашер hика ото" означает "и про того, кто поразит его". То есть, речь идет о том, что постановлено, что сын Баша Эйла тоже будет убит заговорщиками.

Ответы на вопросы, прямо не относящиеся к тексту: каково представительство колен в Санhедрине; традиция помазания царей.

1. Было ли пропорциональное представительство от колен в Санhедрине? - Скорее всего, это не играло ни малейшей роли. Это было нечто вроде "Академии наук", куда в нормальном обществе принимают, не следя за пропорциями представительства отдельных групп населения, а в соответствии с научными достижениями. И то же самое должно было быть и в Санhедрине. Санhедрин одновременно является и Верховным судом, который может судить только по законам Торы. При этом остается множество поблем, которые этими законами не рассуживаются, и они остаются на долю царского, то есть, светского суда. И такой светский суд в дополнение к Санhедрину необходим для поддержания здоровья общества.

2. Нельзя сказать точно, когда кончилась традиция помазания царей. Про царей Израиля вообще нигде не видно, чтобы их помазали. Что касается царей Иудеи, то если он прямой потомок, если он сын царя, то его воцарение не требует помазания. Тот факт, что Давид велел помазать Шломо, объясняют особенной, напряженной ситуацией. Поскольку были претенденты и конкуренты, то, чтобы исключить кривотолки, Давид и велел помазать Шломо, но Шломо мог начать царствовать и без помазания. Однако, начальник династии обязательно должен быть помазан.