МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр


Лекции по книге Мелахим II3. Дашевский
К оглавлению лекций

Лекция 87. 10:15-10:36

/10:15-17/ Встреча Йеhу с Йеhонадавом, его единомышленником. Обсуждение разных сторон "ревности за Всевышнего". Йеhу уничтожает всех оставшихся от дома Ахава.

/10:18-19/ Йеhу планирует хитростью расправиться со служителями Баала; отношение мудрецов. Ответы на вопросы: насколько опасны слова декларации, если они ложны; одобряет ли такие действия Всевышний; на что рассчитывал Йеhу и что он не учел; перешел ли Йеhу границу дозволенного.

/10:20-27/ Йеhу созывает всех служителей Баала; совершаются жертвоприношения в доме Баала. По приказу Йеhу полностью уничтожаются служители Баала; разрушаются их алтари и дом Баала.

/10:28-31/ Йеhу не смог избавиться от грехов Йаровама и его тельцов. Всевышний одобряет действие Йеhу по истреблению дома Ахава и награждает его четырьмя поколениями царствования его потомков. Ответ на вопрос: может ли быть, что Йеhу не понимал границы между тем, что можно, и что нельзя. Завет Йеhонадава своим потомкам (потомкам Итро); его обсуждение.

/10: 32-36/ Господь "отсекает" части от Израиля. Хазаэль побеждает Израиль, как предвидел Элиша. В чем вина народа. Ответ на вопрос: известны ли выступления народа против царя. Резюме к жизни Йеhу.

Йеhу встречается с Йеhонадавом, и уничтожает все, что связано с домом Ахава.

В стихе 15 говорится, что Йеhу двинулся (слово "лалехет" обозначает не только передвигаться пешком, но и верхом и в экипаже) оттуда, и встретил Йеhонадава бен Рехава, который двигался ему навстречу; и благословил его. В языке Танаха всегда непонятно, кто кого благословил, но похоже, что Йеhу приветствовал Йеhонадава. И сказал ему: "Есть ли у тебя на сердце прямое, как у меня на сердце с твоим сердцем?" И сказал Йеhонадав: "Есть и есть. Дай мне твою руку"; и дал ему руку и поднял его к себе в колесницу. Кто такой встреченный Йеhонадав? Мы его никогда раньше не встречали. По тому, как его приветствует Йеhу, видно, что это человек не рядовой, не простой, а в высшей степени праведный, и его мнения очень важны для Йеhу. Этот Йеhонадав встретится в книге Йирмеяhу. Что такое бен Рехав? Похоже, хотя и неоднозначно, что Рехав - это основатель династии. Из того, что пишется в книге Диврей-hа-йамим - алеф, в конце главы 2, которая вообще-то посвящена описанию семейств колена Йеhуды, упоминаются софрим - то ли писцы, то ли мудрецы, то ли и то и другое; и там говорится: "hема hа-киним hа-баим мехамат ави бейт-рехав". Одни считают, что бейт-Рехав - это название места, а другие говорят, что это имя человека. Скорее всего, мудрецы склоняются к тому, что Рехав был основателем династии, и были они потомками Итро. Почему они упоминаются среди семейств Йеhуды? В самом начале книги Шофтим, когда Отниэль бен Кназ призвал всех, кто хочет учиться, приходить к нему, на юг, то первыми откликнулись потомки Итро, и они так и продолжали жить с коленом Йеhуды. Почему Йеhонадав оказался в Северном царстве? - Это не совсем понятно, но и комментаторы и "хазаль" его отождествляют с тем, кто фигурирует в книге Йирмеяhу. Об этом Йеhонадаве все говорят, как о человеке в высшей степени праведном, преданном Всевышнему, который никаким образом не был связан со всей идолопоклонской и злодейской практикой тех времен. И вот, Йеhу спрашивает Йеhонадава, как он к нему относится, и насколько он одобряет его действия. И Йеhонадав одобряет их в высшей степени, он дважды говорит: "йеш ва-йеш". Кто и кому говорит: дай мне руку? Это не особенно важно, хотя любопытно понять, обозначает ли это протягивание руки чисто техническое действие, как помощь подняться в колесницу, или же это - жест, который в чем-то сродни нынешнему рукопожатию? Во всяком случае они выразили искренние положительные чувства по отношению друг к другу, и что они заодно в деле истребления дома Ахава.

В стихе 16 Йеhу сказал: "Пойдем со мной, и увидишь, как я ревную за Всевышнего". И водрузили его (Йеhонадава) на колесницу. В словах Йеhу ужу не впервые упоминается ревность за Всевышнего. Некоторые комментаторы замечают, что Элияhу, на которого часто он ссылается, тоже неоднократно повторял, что он возревновал за Всевышнего. Йеhу является очень горячим последователем Элияhу, но здесь есть одно различие: Элияhу говорит это Всевышнему, и говорит после того, как он все действия ревнования выполнил, а Йеhу говорит это широковещательно. Поэтому закрадывается некоторое сомнение, сколько здесь настоящего ревнования. Качество ревности - это очень тяжелое качество. Мы знаем, что если ревнитель приходит к мудрецам, и спрашивает, можно ли ему так делать, то ему ответят, что нельзя! Это можно делать только в импульсе, а человек, который ревнует, превращая это как бы в постоянное действие, то хотя, возможно, политику без этого обойтись и нельзя, но такое ревнование за Всевышнего пускается по более внешним рельсам, чем это позволительно для этого горячего чувства. И это немножко опасно. Мы знаем, что в Грядущем Мире "валюта", которая там ходит, - это сок, который остался внутри виноградин. Тем не менее, об этом времени жизни Йеhу все говорят, что он был праведником, преданным Всевышнему и т.д.

В стихе 17 говорится, что прибыл он в Шомрон, и уничтожил всех, кто остался у Ахава: родственников, друзей и преданных людей в Шомроне, до полного их истребления, согласно слову Всевышнего, которое Он говорил Элияhу.

Йеhу планирует хитростью расправиться со служителями Баала.

В стихе !8 сказано, что собрал Йеhу весь народ, и сказал им: "Ахав служил Баалу немного; Йеhу послужит ему много". Как мы увидим, он говорит это, конечно, в качестве военной хитрости, некой уловки. Тем не менее, мудрецы не довольны таким методом действия. Затем он говорит, начиная со слова "ве-ата", что всегда означает переход к оргвыводам, к практическим действиям: "А теперь всех пророков Баала, всех, кто служит ему, всех его жрецов, призывайте их ко мне; и чтобы ни один из них не оказался отсутствующим, потому что большое жертвоприношение у меня Баалу, и всякий, кто будет отсутствовать, не останется живым. Йеhу все это делал хитростью, обманом - "бе-акба" ради того, чтобы уничтожить служителей Баала. Интересно, что когда говорят про тех, кто служит Всевышнему, то говорят "эвед" - раб Всевышнего, и это его настоящее состояние", а когда говорят про служителей Баала, то говорят "овед", что указывает на его функциональное состояние, но не на его суть, потому что быть слугой Баала невозможно, поскольку он ничтожество, в нем нет ничего по сути. Таким образом, Йеhу поступает хитрым образом, и он произносит такие слова, которые поражают своим кощунством. Он придумал, конечно, ловко, потому что на месте любого жреца или служителя Баала каждый бы поостерегся, и подумал бы, чего можно ожидать от такого предложения. С другой стороны, было сказано в конце, что тот, кто не явится, тот не будет жив, и тогда получается такая ситуация, когда, как говорит правило, есть то, что наверняка, а потив него есть то, что только может быть, и то, что наверняка, конечно, сильнее. Если не явиться, это значит наверняка погибнуть, а если явиться, то может быть плохо, но может быть и хорошо. Поэтому они все явились, и поэтому это технически, конечно, очень удачное решение. Тем не менее, мудрецы этого не одобряют. Мудрецы, как мы говорили, не одобряют ревности, как средства повседневности, но иногда ревнитель - это единственное спасение. Например, когда Пинхас берет копье и останавливает этим эпидемию, то мудрецы могут выражать опасение, но они никак не осуждают Пинхаса за такой поступок. Они могут сказать, что Элияhу ревнитель, и ему не место в этом мире, но они не осуждают Элияhу. А здесь мудрецы осуждают такой способ действия, правда, они осуждают не особенно активно, но тем не менее они этим как бы не довольны.

Ответ на вопрос:

Как рассматривать жестокий поступок - это совсем другой вопрос, чем декларация: "Я сейчас послужу Баалу". Это две совсем разных проблемы. Одно дело, что он истребляет с большой жестокостью, и это может вызвать вопрос, и другое дело, что он заявляет, что послужит Баалу, не имея этого в виду. Его здесь не упрекают в идолопоклонстве. Человек не может жить в практической жизни, не отступая от слов абсолютной истины. Тем не менее, эта декларация очень сомнительна. Не всегда истина, которая движется путем лжи, оказывается устойчивой. Мы видим примеры, когда Моше Рабейну расправлялся с тяжелыми вещами, которые подстать служению Баалу: золотой телец, поклонение Баал-Пеору, и он при этом не выступал с ложными декларациями. Он пустил горсточку судей и сказал: "Кто за Всевышнего - ко мне!" И они проходили по всему стану, и вершили суд на месте. Это было опасно, потому что там могла быть засада, и кто-то мог спрятаться. То есть, технически Йеhу придумал способ более "чистый", но конец его истории показывает, что начало было не самым идеальным; он в конце концов сковырнулся.

Во многих областях hалахи встречается такой вопрос: чье понимание является ключевым в заявлении? Можно делать заявление и, как в старом кинофильме, держать пальцы скрещенными, и тогда вся неправда как бы прощается; или можно говорить одно, а иметь в виду другое. Или могут потребовать клятвы, и наложить такое ограничение, что слова и выражения будут употребляться именно так, как их понимает слушащий, а не так, как держит в уме говорящий. Это может быть на основании мнения Бейт-Дина или на основании мнения общины или всего народа. Здесь Йеhу обращается ко всему народу, и то, что он где-то по секрету, возможно, скажет своим единомышленникам о том, что он обманывает, это может быть, и верно, но его декларация все равно свое действие оказывает на каких-то разных уровных. И это - опасно! Человеческое слово обладает очень значительной силой воздействия на мир и на самого человека, и поэтому не все слова можно произносить. Напоминает это некоторых людей, которые вступали в опасные игры с органами ГБ. Они как бы записывались к ним в осведомители, намереваясь их разоблачить. Как правило, это хорошо не кончалось ни для них, ни для других. В некоторых инстанциях есть неприложный закон - никакого смешения оттенков. Конечно, всякой прямоте тоже есть предел, и человек должен быть гибким, но это не значит, что можно смешивать себя с любым ведомством. Например, среди диссидентов советского времени был жесткий закон - никогда, ни на каких условиях не выступать с декларацией, что ты сотрудничаешь с ними, потому что ты никогда уже чистым оттуда не выйдешь.

Ответ на вопрос:

Одобряет ли такие действия Всевышний? - Есть общее правило: тот, кто приятен людям, приятен Богу, а тот, кто противен людям, противен Богу. Поэтому, если мы "общим собранием" решим, что эти действия нам не нравятся, то Всевышний не сможет проголосовать против нас. Если пророк сообщает неприятные вещи, то это не значит, что он сам нам неприятен. Пророк и учитель и врач иногда вынуждены говорить совсем невеселые вещи, но это не значит, что они могут позволить себе быть противны людям. То, что погибает Ахав со всеми своими потомками, - это сделано по поручению Всевышнего, и суть действий Йеhу очень похвальна и является заповедью. То, что он исполняет это с хладнокровной жестокостью, - это вопрос, вызывающий сомнение. То, что он идет на военную хитрость, само по себе совсем неплохо, но то, что он декларирует, что послужит Баалу, создает довольно сложную для него ситуацию.

Ответ на вопрос:

Если мы говорим о ком-то приятном людям, то как же быть с Изэвель, которая, как рассказывет мидраш, не пропускала случая повеселить невесту или посочувствовать на похоронах, и она при этом наверняка вызывала умиление у подданных - царица, которая не гнушается, и так искренне радуется радости и горюет в горести; и она вполне могла вызывать симпатию. Ее ноги, которые притоптывали, и ладони, которые пришлепывали, и голова, которая покачивалась, вызвали симпатию у Всевышнего, и их не сожрали собаки. Но вся остальная гнусная царица была отвратительно чудовищна, и она заслужила свой приговор. Всевышний смотрит в сердце человеку и судит по его поступкам, и абсолютно справедливо. Шауля, например, он сурово наказал за избыточную мягкость, потому что избыточная мягкость на царском троне - это вещь, которая чревата большими бедами для народа, и это вещь недопустимая. Поэтому, понятно, что приятность людям не может быть единственным критерием. И приятность Всевышнему - то же самое: Всевышний может судить абсолютно справедливо, но приятный человек получает при этом какие-то еще дополнительные "конфетки".

Что касается жестокости, то здесь хладнокровная жестокость - это вопрос номер один, но с другой стороны, - эта военная хитрость, которая выдает свое знамя противнику. Имеет ли право человек в качестве военной хитрости всенародно провозгласить: "Я послужу Баалу"? Мудрецы говорят нам, что это не стоит делать. Но задача Йеhу была истребить дом Ахава, таково было требование его помазания на царство. Он не был узурпатором, он захватил власть по повелению свыше. Он, конечно, должен был думать не только о начальной фазе, но и о том, как жить дальше. Он, вероятно, рассчитывал на то, что как только он расправится с этими пророками Баала, народ сразу поймет его истинную позицию. Эта хитрость была всего на одни сутки, и технически его очень трудно упрекнуть в том, что он ставит под вопрос то обстоятельство, что народ будет подражать ему. На рациональной плоскости ему очень легко доказать, что его решение оптимально. Но другая плоскость не действия, а человеческой речи, и воздействия ее на всех, в том числе и обратно на говорящего, - это нечто совсем другое.

Ответ на вопрос:

Можно ли в плоскости запретов и обязанностей указать границы того, что дозволено говорить? - Пожалуй, что можно. Мы знаем, что Десять заповедей начинаются в области разума, мысли: "Я - Господь Бог твой, не будет у тебя других богов". Дальше Он переходит к области речи, а именно: "Не произноси Моего Имени понапрасну". Если я произношу Имя Всевышнего понапрасну или объявляю кого-то другого божеством, то я в области речи совершаю прямое нарушение. Поэтому Йеhу можно подвести под эту явную "статью", когда говоря: "я послужу Баалу", он на время допускает мысль, что он является прямым нарушителем. И можно сказать, что на таком простом уровне он перешел границу дозволенного. Немного похоже на ситуацию, если пророк, известный, как истинный, придет и скажет временно нарушить одну из заповедей Торы, то его обязаны слушать, за исключением случая, когда он скажет один раз поклониться идолу; тогда его нельзя слушать даже один раз. Поскольку практическое обращение Йеhу было к тем, кто и так были служители Баала, то ничего рационально плохого, кроме хорошего, от этого не произошло. На его призыв откликнулись только закоренелые идолопоклонники, а он и сделал все это для того, чтобы их истребить. То есть, намерение его было самое хорошее. Однако, слова как бы повисли, и мудрецы считают, что именно эти, сказанные им слова, не позволили ему выдержать чистую линию преданности Всевышнему.

Полное уничтожение всех служителей Баала.

В стихах 20-21 говорится, что Йеhу сказал: "Созовите собрание в честь Баала". И послал Йеhу по всему Израилю, и пришли все служители Баала, и не осталось ни одного, кто бы не пришел. И вошли они в дом Баала, и наполнился дом Баала до предела; "пэ лафэ" - дословно - "ото рта до рта". Одно из основных объяснений такое, что происходит это слово от сокращения слова "пэтах" - "вход", то есть, от входа до входа был дом заполнен. В стихе 22 Йеhу говорит тому, кто заведовал гардеробной - помещением, где оставляли одежду, какие-то вещи: "Выноси одежды, выдай одежду каждому из служителей Баала". Он это сделал для того, чтобы они все были в униформе, которая позволит их отличить, чтобы они были хорошей мишенью. И им вынесли одежду.

Сказано дальше в стихах 23-24, что пришел Йеhу и Йhонадав бен Рехав в дом Баала, и сказал он служителям Баала: "Поищите хорошенько, проверьте, чтобы тут не оказалось с вами кого-нибудь из служителей Всевышнего, чтобы были только служители Баала и больше - никто. И вошли они совершать жертвоприношения мирные и всесожжения. А Йеhу поставил себе снаружи 80 человек и сказал: "Тот, кто уцелеет из этих людей, которых я передаю вам в руки, душа того - за душу того". Это похоже на притчу, которую рассказывает пророк, который прикинулся солдатом, раненым. Он велел избить другого пророка, а потом рассказывал Ахаву притчу о том, что другой поставил его стеречь пленника, но он на минутку отключился, и пленник убежал, а теперь он требует его душу за душу. То есть, "душу за душу" здесь означает, что они отвечают жизнью за то, чтобы ни один из них (служителей Баала) не сбежал и не уцелел. В стихе 25 говорится: "Когда кончил приносить всесожжения" причем, непонятно, кто кончил. Ни у одного из комментаторов нет такого понимания, что Йеhу собственоручно их приносил. Он - означает или того, кто приносил эти жертвы, или имеется в виду Йеhу, как устроитель этого празднества. В языке Танаха нередко мы встречаем, когда глагол употребляется без существительного. Самый поразительный пример мы видели в начале книги Мелахим-алеф, когда говорится: "его родила после Авшалома" - про Адонияhу. Мидраш и комментаторы говорят, что ведь одного родила одна мать, а другого - другая. Здесь и имеется в виду, что его родила - его мать. Так и здесь имеется в виду, что тот, который приносил, он и кончил приносить. Итак, когда все было закончено, сказал Йеhу всем этим отборным воинам - "рацим" (скороходам) и "шалишим" (начальникам): "Входите и поразите так, чтобы никто не вышел". И поразили их острием меча, что обычно называется "пи-харев", то есть "устами меча". Некоторые объясняют так, что в те времена мечи были кривые, с внутренней острой поверхностью. И послали эти рацим и шалишим, и дошли до города Бейт-Баала. Что это за город? Наверное, имеется в виду тот район или пригород, где находилось это место служения Баалу. В стихах 26-27 говорится, что вынесли "алтари" Бейт-Баала и сожгли их (хотя вряд ли они были деревянными, но могли сгореть украшения, которые на них были). И разрушили алтарь Баала (ясно, что он был каменный), и разрушили дом Баала, и превратили его в отхожее место по сей день, то есть, в общественную уборную. Здесь имеется криуктив: написано, как слово грубое, но в иврите нет нецензурных слов, и читается, как "отхожее место".

Ответ на вопрос: Почему их нельзя было истребить до жертвоприношения? - Конечно, позволить дополнительную службу Баалу - это вещь не очень хорошая. Возможно, их легче было убивать именно в таком психологическом состоянии, до которого они дошли в этом процесе жертвоприношения.

Ответ на вопрос:

Как соотносятся между собой "рацим", которые переводятся, как скороходы, и "шалишим" - военачальники с теми 80-ью воинами, о которых сказано в стихе 24? Основное понимание такое, что это - они и есть. Там сказано просто воины, а здесь показано, что это не только воины, а что это - отборные офицерские части.

Ответ на вопрос:

Культ Ашейры - это другой культ, хотя он прекрасно сочетался с культом Баала. Здесь мы не видим, чтобы было направлено истребление и против этого культа. Здесь - только против Баала.

Йеhу не избавился от грехов Йаровама и его тельцов. Всевышний награждает Йеhу.

Стих 28-29 говорит: "И истребил Йеhу Баала из Израиля, только от грехов Йаровама бен Нвата, который вводил в грех Израиль, не отступил от них Йеhу - золотые тельцы, которые в Бейт-Эле и в Дане". То есть, он истребил культ Баала, уничтожил дом Ахава, но от этих тельцов Йаровама он не отступил. Почему? Считают, что он не отступил от них по следующей причине. Дом Ахава не имел особой надобности в этих "пугалах", поскольку они были в родственных отношениях с династией, правящей в Йеhуде, и у них не было такой опасности, как у Йаровама, что они потеряют свое царство. Теперь Йеhу уничтожил этот дом, и он вовсе не родня тем, кто правит в Йеhуде, и ему надо думать о том, как удержать свою власть. Что же может быть для этого лучше того, что придумал гениальный основатель царства. Можно поставить тельцов и говорить, что это - твои боги, Израиль. Правда, у него не было такой инструкции уничтожать все идолопоклонские культы, может быть, у него не было даже такой инструкции относительно культа Баала, но если человек является служителем Всевышнего и становится царем, то казалось бы, что его обязанностью является истребить все следы идолопоклонства.

В стихе 30 говорится, что сказал Всевышний Йеhу: "За то, что ты поступил хорошо, и сделал прямо в Моих глазах, в соответствии со всем, что в моем сердце, сделал с домом Ахава, за это сыновья четырех поколений будут сидеть у тебя на престоле Израиля". То есть, после Йеhу его сын, внук, правнук и пра-правнук будут править в Израиле. И это - очень серьезно! Всевышний здесь только хвалит Йеhу и не делает никакого ему упрека и никак не критикует его. Некоторые комментаторы отмечают, что не было сказано: "ты ревновал за Меня". То есть, есть сомнение, что Йеhу, хоть и ревновал, но не целиком за Всевышнего.

Ответ на вопрос:

Можно ли предположить, что Йеhу не очень хорошо понимал границы между тем, что можно, и что нельзя? - Йеhу блестяще выполнил данную ему инструкцию истребить дом Ахава и установить свое царство. Только один мидраш представляет его, как придурка, но почти во всех остальных местах говорится, что это был человек мудрый и праведный. Он был знатоком Торы, и он хорошо знал, что можно и что нельзя. Правда, это совсем другое дело, чем знать что нужно для того, чтобы сохранить власть. Мудрецы в мидраше упоминают: "Разжирел Йешурун и взбрыкнул". То есть, пока ты был тощим военачальником, ты был всецело за Всевышнего, а как только ты взобрался наверх, то тут уже "шкура стала дорога".

Ответ на вопрос:

Насколько тельцов Йаровама можно отнести к истинному идолопоклонству? - Йаровам подвел очень солидную базу под этих тельцов. И они были символом самых лучших тенденций в нашем народе. Естественно, что никто бы на его месте тоже не стал бы говорить правду, что эту "гадость" он поставил только для сохранения власти. И Йеhу воспользовался, очевидно, той же системой "доказательств".

Ответ на вопрос:

Как же говорится, что Всевышний "сказал Йеhу", если ниоткуда не следует, что Йеhу был пророком? Мудрецы это объясняют очень просто, что Он ему сказал, конечно, через пророка, который не назван. Мудрецы говорят, что это был все тот же Йона бен Амитай, который передал Йеhу слова Всевышнего. Почему здесь никак не проявился Элиша? За долгое время правления Йеhу он не появляется: не пришел его помазать и пр. Элиша, который конечно же и послал и передал Волю Всевышнего, он ничего не имел против того, как исполнил эту волю Йеhу. Он ничего не имел против исполнения, но против методов исполнения он мог что-то иметь, потому что методы были прямо противоположные тому, что делает Элиша. Элиша, за исключением случая с 42-умя младенцами, пытается все делать очень мягким методом.

В стихе 31 говорится: "А Йеhу не удержался в следовании Торе Всевышнего, Бога Израиля, всем своим сердцем, и не отступился от грехов Йаровама, который вводил в грех Израиль; Йеhу тоже строго запрещал хождение в праздники в Йерусалим.

Надо еще сказать, что этот соратник Йеhу из потомков Итро упоминается в книге Йирмеяhу, но не как действующее лицо, потому что от момента, который мы обсуждаем в этой главе, до того, что описывает Йирмеяhу за несколько лет до разрушения Храма, прошло много времени, порядка 2-х с половиной столетий. Поэтому он упомянут, как исторический персонаж. Всевышний дает Йирмеяhу некоторое поручение, которое мы не можем сейчас обсуждать. Он говорит так: "Иди в дом Рехавим, и говори с ними, и введи их в Дом Всевышнего, то есть в Храм в Йерусалиме, и напои их там вином". Почему их нужно напоить вином - это неясно, но когда Йирмеяhу их приводит и ставит вино, они отвечают ему так. Они сказали: "Мы не будем пить вина, потому что Йеhонадав бен Рехав авину (наш предок) заповедал нам так: Не пейте вина ни вы, ни ваши сыновья вовеки; и дома не стройте; и зерна не сейте; и виноградника не насаждайте; а в шатрах живите все ваши дни ради того, чтобы были дни ваши долги на этой земле, на которой вы проживаете". Это совершенно необычное завещание, и они хранят его. Есть серьезное мнение, что Йеhонадав составил такое завещание после того, как он увидел, что произошло с Йеhу, его сотоварищем, после того, как он пришел к власти, и куда он повернулся. Поэтому, он заповедал им: "Не тучнейте и не взбрыкнете". Это добавляет некоторую страницу к такому очень симпатичному облику потомков Итро. Итро сделал гиюр себе и своей семье, и все его потомки как бы стали евреями, но они не вливаются полностью, они в стороне. Однако, в нужный момент, например, Яэль, эшет хевер, зазывает к себе вражеского полководца Сисра и принимает его сначала у себя в шатре очень ласково, с большим гостеприимством, а потом, она его напоила и, завернув в ковер, прибила его молотом к земле от виска к виску.

Ответ на вопрос:

Почему он завещает своим потомкам не пить вина? - Потому что в те времена Ахав, и его потомки и его предки проводили довольно много времени в пирах и празднествах. И несколько покушений делалось как раз во во время таких пирушек. Вообще это - монастырский устав, когда человек берет на себя незирут, то есть, он отрешается от этого мира. Это не может быть нормальным способом поведения, и не может быть решением проблем в общенациональном масштабе, но для своих потомков он сделал нечто хорошее: они остались преданными Всевышнему, они занимались Торой. Уже с самого начала, когда Итро появляется в мидраше, на совещании фараона, когда тот сказал: "давайте ухищримся", Итро поступает правильно. На этом совещании присутствовали трое: злодейский пророк Билам, который давал свои злодейские советы, и был убит мечем; Ийов, который молчал, и был приговорен к страданиям; и Итро, который убежал, и удостоился того, что его потомки сидели в палате из тесаных камней. То есть, Итро нашел выдающийся по мудрости и по мужеству путь, как вывернуться из этой безнадежной ситуации, когда всесильный фараон призывает дать советы, как ухищриться против этого народа. Итро убежал, потому что ничего лучшего он сделать не мог. И его все одобряют. Наверное, эта традиция перешла к его потомкам. Итро считается самым выдающимся потомком у друзов. Если друзы, действительно, несут знамя этих потомков Итро, то это должно всячески усиливать наше дружелюбие к ним.

Удары, наносимые Израилю в битвах с Хазаэлем. Резюме к жизни Йеhу.

В стихе 32 говорится, что в те дни начал Всевышний отрубать в Израиле; и побил их Хазаэль по всем пределам Израиля. Мы видим, что правление Йеhу не начинается счастливо, а начинается с бедствий, которые были предсказаны. Мы помним, отчего плакал Элиша, когда он помазывал Хазаэля на царство, он предвидел все беды, которые тот причинит Израилю. Народ считается виновным в том, что он видит, как новый царь Йеhу ведет себя, продолжая злодейские пути Йаровама, и не препятствует ему. Конечно Йеhу сделал много, разрушив дом Ахава и культ Баала, и он получил за это награду. Но надо еще учесть следующее. В индивидуальном масштабе идолопоклонство является самым тяжелым грехом, а во всенародном масштабе есть грехи еще хуже. Если царь разрушает единство народа и не пускает своих подданных в Йерусалим в праздники, то это, может быть, на государственном уровне еще хуже, чем культ Баала.

Ответ на вопрос:

Был ли случай, когда народ возмущался и реагировал должным образом? - Конечно, такие случаи были. Например, когда Шауль наложил заклятие на еду, а Йонатан, который этого не знал, поел меда на кончике копья, и Шауль хотел его казнить, то тогда народ не допустил этого. Выступал ли когда-нибудь народ против идолопоклонства, которое насаждал царь? - В некотором смысле в следующей главе мы что-то подобное увидим. Народ вообще вряд ли может в массе выступать против идолопоклонства; это очень странная идея. Народ может идти за одним руководителем или за другим. В случае с Йеhу народ должен был взбунтоваться против того, что хоть царь и новый, а порядки - хуже старых, потому что раньше, наверное, не очень сильно препятствовали хождению в Йерусалим. Во времена Ахава были люди, которые ходили в Йерусалим. Теперь же он прижал сильнее, и народ должен был возмутиться.

В стихе 33 перечисляются все места, которые были "отрезаны", они в основном за Йарденом, и от Йардена на восток, вся земля Гилад - большая часть тех территорий, которые получили два с половиной колена: Гада, Реувена и половина колена Менаше. Мы помним, что Йеhу был, по-видимому, из колена Менаше, потому что Нимши считается перестановкой букв "Минашим". И - от Ароэра, который у реки Арнон, а Арнон - это южная граница израильских территорий на восток от Йардена; и Гилад и Башан. В стихе 34 говорится: "Прочие дела Йеhу и все, что он сделал, и все его мужество, вот ведь, они написаны в книге Хроник царей Израиля". Это - обычное резюме. По поводу того, что сказано "его доблесть" - "гвурато", следует отметить, что не про каждого царя Израиля так говорится. В качестве резюме слово "доблесть" пишется только про Бааша и про Омри. Можно предположить, что доблесть приписывается каждому царю, который поднимал мятеж и свергал предыдущую династию. И почил Йеhу с отцами, и похоронили его в Шомроне. И воцарился Йеhоахаз, его сын, вместо него. Дни, которые царствовал Йеhу над Израилем в Шомроне, - 28 лет. Такой срок больше, чем время царствования любого из его предшественников в Израильском царстве. А вся его династия царствовала более ста лет, то есть, дольше, чем все предшественники Йеhу вместе взятые. Таким образом, получается очень любопытная картина, что мы по-прежнему в "Бухгалтерии небесных счетов" остаемся не очень хорошими экспертами, мы не очень можем рассчитать, где же Божественное наказание, а где - Божественная награда? Вспоминается обещание, которое Всевышний дал Гидеону. Гидеона просили стать царем над Израилем, а он сказал, что ни он, ни его сын не будут царствовать. И за это он получил обещание, что сын его будет царствовать три года. За такую скромность Гидеон получил награду. И как реализовалась эта награда? - Он сначала убил всех своих 70 братьев, и царствовал. Надо полагать, что Гидеон легко бы "уступил" кому-нибудь эту награду. То есть, человек награждается за хорошее дело, а дальше уже много факторов будут влиять на то, как это реализуется. Йеhу сделал важное и хорошее дело, и его четыре поколения будут царствовать, но при этом, хорошего мало было даже в царствовании самого Йеhу, включая постоянные неприятности внешние, когда Хазаэль наносит удар за ударом. В следующей главе мы резко возвращаемся к царству Йеhуды, и встретимся там с делами, которых не видывало даже царство Израиля.