МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр


Лекции по книге Мелахим II3. Дашевский
К оглавлению лекций

Лекция 88. 11:1 - 11:20

/11:1; Диврей-hа-йамим 22:10/ Аталйа, мать Ахазйаhу, уничтожила все потомство царской династии Йеhуды. Ответ на вопрос: о возможности царствования женщины.

/11:2-3; Диврей-hа-йамим 22:11/ Йеhошева, сестра Ахазйа, выкрала Йоаша, младшего его сына, и прятала в течение шести лет в Храме. Участие в этом Йеhояды, ее мужа, коhена. Талмуд о принципе "мера за меру": наказание потомков Давида за его вину в уничтожении города коhенов и спасение одного потомка Давида за спасение им Эвйатара - последнего коhена. Ответ на вопрос: насколько Давид мог предвидеть последствия своего поступка с Первосвященником.

/11:4-12/ На седьмой год Йеhояда показывает царского сына; отдает распоряжения по охране его и Храма и по подготовке к коронованию царя - Йоаша.

/11:13-20/ Аталйа видит коронацию царя. Ее убивают в царском доме. Заключение трехстороннего союза: Всевышний-царь-народ. Уничтожение дома Баала. Йоаша воссел на престоле царя, и народ радовался.

Объяснение, что Йеhояда не мог и мыслить о занятии трона. Разделение царской и духовной власти после Моше. Опасность для духовных руководителей участвовать в политических играх. Ответ на вопрос: как любое лидерство связано с исполнением Воли Всевышнего.

Ответы на вопросы: насколько здесь события излагаются в хронологической последовательности; о клятве семилетнего и об общих законах клятвы.

Аталйа уничтожает все потомство династии Йеhуды.

Глава 11 возвращает нас к царству Йеhуды. До этого было только краткое описание неудачного царствования Ахазйаhу, который закончил свои дни, убитый Йеhу. В стихе 1 говорится, что Аталйа, мать Ахазйа, увидела, что умер ее сын, и поднялась, и уничтожила все потомство царской династии. Слово "увидела" здесь написано с "вавом", который не читается, как следует из "кри-у-ктива", но не совсем понятно что это означает. Из того, как написано в тексте с употреблением простого прошедшего времени, можно понять, что то, что она "увидела", произошло раньше описанного времени, и некоторые комментаторы полагают, что это, может быть, было еще до того, как Ахазйаhу доставили и похоронили. По-видимому, она была женщина решительная, слово "ва-такам" - "поднялась" в сочетании с другим глаголом всегда показывает энергичное и решительное действие, например, когда говорится: "поднялся Каин и убил брата". Таким образом, она погубила все потомство царской линии, то есть, своих внуков. Она была женой Йеhорама, который начал свое царствование с того, что он убил всех своих братьев. За это ему было послано с Неба такое наказание, что все его дети были истреблены отрядом аравитян, кроме младшего Йеhоахаза. И теперь, когда Йеhоахаз погиб, она принялась действовать, и, может быть, она действовала не только корысти ради, а понимая, что, если Йеhу начал истреблять дом Ахава, то ей тоже несдобровать, и он может захотеть вообще присоединить царство Йеhуды к своему; поэтому доверять своим слабым внукам не приходится, а лучше их отстранить, и править сильной рукой. То есть, возможно, что она действовала из политической необходимости, а не потому, что просто была кровожадной.

Парллельный текст в Диврей-hа-йамим - бет в главе 22, стих 10 говорит: "И Аталйа, мать Ахазйаhу, увидела, что умер ее сын, и поднялась, и истребила все царское потомство дома Йеhуды". Слово "истребила" - "ва-тедабер" очень интересное, от слова "леваер" - "уничтожать, травить". Есть такой комментарий, который говорит, что она их убивала не мечем, а просто отравила всех. Поскольку Аталйа, мать Йеhоахаза, была дочерью Ахава, то получается, что по женской линии они все были потомками Ахава. И, действительно, есть комментарий, который говорит, что то, что не довершил Йеhу, то сделала Аталйа - она истребила почти все потомство, оставшееся от дома Ахава, только одна на некоторое время осталась, пока до нее не дойдет очередь. С другой стороны, надо понимать, что это - потомство и дома Давида.

Ответ на вопрос:

Каковы возможности или запреты царствовать женщине? - Это не очень простой вопрос, потому что в истории нашего народа в каждую эпоху есть по крайней мере один случай, когда у власти стояла женщина. В эпоху Шофтим была Двора; в эпоху Первого Храма была эта Аталйаhу; и в эпоху Второго Храма была Шломцийон, которая считается потомком дома Хасмонеев. У нас нет такого закона, чтобы женщина не могла царствовать. Есть hалаха, которую формулирует Рамбам, что потомство Давида по мужской линии получает по наследству царство. Поскольку Аталйа считала, что потомства по мужской линии не осталось, то у нее были все основания претендовать на царство. И так бывает, что царствующая мать могла взять в свои руки власть. Тем не менее, Аталйа уничтожала только мужское потомство, потому что женщина не может претендовать на царствование по наследству.

Йеhошева, дочь Йорама, сумела выкрасть младшего сына Ахазйаhу - Йоаша.

Стих 2 говорит, что Йеhошева, дочь царя Йорама, сестра Ахазйаhу, взяла Йоаша, сына Ахазйа, и выкрала его, находившегося среди умерщвляемых сыновей царя, - его вместе с кормилицей в постельной комнате; и спрятали его от Аталйа, и он не был умерщвлен. Слово умерщвляемых написано здесь с лишним "тав" и "вав"" и читается, как "умерщвляемых", а пишется, как "агонизирующих". Если принять такое объяснение, что она их отравила, то они уже все находились в агонии, а Йоаш, вероятно, будучи грудным младенцем, не получил этого яда в пищу, и до него еще не дошла очередь умирать, поэтому, она его успела выкрасть. Что значит "в постельной комнате"? Здесь есть разные объяснения. Одни объясняют это местом, куда она его выкрала, - в комнату, где хранились постели или кровати при Храме. Другие считают, что она его украла из постельной комнаты, что представляется более естественным, хотя это не особенно меняет смысл. И сказано в стихе 3, что находился он в Доме Всевышнего, в Храме, и прятался там 6 лет в то время, как Аталйа царствовала над страной. Это совершенно небывалый случай, чтобы так долго могли прятать младенца, и, возможно, еще и с кормилицей, в Храме. В каком месте Храма? По-простому, можно понимать, что его прятали в одном из помещений Храма, куда можно было ходить и не коhенам. Некоторые мидраши так "поворачивают дело", что его прятали в Святая Святых. Это, конечно, важно понять: каким образом у царской дочери была возможность спрятать ребенка в Храме? Из параллельного текста в Диврей-hа-йамим в стихе 11 говорится: "И взяла Йеhошават (здесь немного другой вариант имени, что часто встречается) Йоаша, сына Ахазйаhу, и выкрала его из того места, где он находился среди умерщвляемых сыновей царя, и поместила его и его кормилицу в постельную комнату". Здесь уже нет сомнений, что речь идет о том, куда она его взяла, а не откуда. И дальше говорится: "Прятала его Йеhошават, дочь царя Йеhорама, жена Йеhояда, коhена, потому что она была сестрой Ахазйаhу, и прятала его от Аталйа, и та его не умертвила". То есть, здесь дается важная подробность, что она была женой коhена. Мы не знаем точно, какая именно должность была у Йеhояда. Комментаторы говорят, что он не был Первосвященник, но он был главным коhеном, который был как бы мажордомом в Храме и распоряжался всеми помещениями, что и позволило ему помочь спрятать ребенка. Интересно, что имя этой сестры - Йеhошева фактически параллельно имени Элишевы, которая была дочерью Аминодава, сестрой Нахшона, то есть, это княжеская линия колена Йеhуды, откуда происходит царь Давид; и она была замужем за Аароном, коhеном. То есть, царская дочь из колена Йеhуды, замужем за коhеном, - это очень сильная линия, которая повторяется здесь впервые после Аарона. Йеhояда - очень выдающаяся личность, и следующую главу 12 из книги Мелахим читают в качестве hафтары к разделу "Шкалим": когда перед Пуримом читают разделы из Торы, то к ним читают специальные hафтарот, и первая из таких четырех hафтарот - про Йеhояда.

Талмуд в трактате Санhедрин задает такой вопрос: "За что наказан дом Давида таким страшныи образом, что истреблено потомство этой династии?" - Отвечают так, что это за то, что из-за Давида был истреблен город Нов, город коhенов; и за то, что пострадал из-за Давида Доэг, эдомеянин; и убит Шауль и трое его сыновей. Когда Давид убегал от преследований Шауля, он был вынужден соврать Первосвященнику, что он якобы идет по заданию Шауля, и тот дал ему хлеб и меч Гольята. Давид должен был предвидеть возможные последствия, потому что кто-нибудь может это подслушать, и передать Шаулю, что и произошло. Получается, что "невинный бедняга" Доэг пострадал, стал подлецом в этой истории, а "бедняга" Шауль истребил город Нов, из-за чего он с сыновьями погиб. Таким образом, по Небесной справедливости все это ложится бременем обвинения на Давида. И тогда, раз из-за него погибли коhены и так пострадали Доэг и Шауль, то теперь потомство Давида за это платит.

Талмуд в трактате Санhедрин, в том месте , которое мы обсуждаем, по поводу второго стиха: "Взяла Йеhошева Йоаша и спрятала его от Аталйаhу, и он не был умерщвлен" говорит следующее. Сказал рав Йеhуда от имени Рава: "Если бы не остался в живых Эвйатар у Ахимэлэха, сына Ахитува, то не осталось бы от потомков Давида ничего". То есть, по принципу "мера за меру": за то, что ты, Давид, послужил причиной истребления города коhенов, за это должно было быть истреблено все твое потомство. Однако, Давид сохранил жизнь Эвйатару, когда тот прибежал к Давиду, захватив с собой эфод, и Давид сказал ему: "Оставайся со мной, и я тебя буду хранить, кто ищет моей жизни - тот ищет твоей". И за это - за то, что Давид сохранил жизнь Эвйатару, то есть, колено Йеhуды сохраняет жизнь последнему оставшемуся из коhенов, теперь коhен сохраняет жизнь последнему из потомства Давида. Естественно, что Всевышний не мог допустить искоренения дома Давида, потому что он поклялся, что этот род не пресечется вовеки. Но при этом, на каждом шагу должна соблюдаться справедливость, и Талмуд прослеживает "алгебру": по какой справедливости он истреблен, и по какой справедливости он неполностью истреблен.

Про "упрятывание Йоаша" мидраш говорит, что Псалом 27, который мы читаем дважды в день, начиная от рош-ходеш Элул и до конца праздника Суккот, весь этот псалом связан с Йоашем, и особено стих, где говорится: "Ты укроешь меня в день бедствия, сокроешь меня в Своем шатре и т.д." Мидраш так интерпретирует этот стих, что Всевышний дал укрытие в Своем Доме Йоашу. Возможно, что такое помещение, где коhен мог вырасти, не став нечитым, находилось вблизи Храма, но не обязательно в самом Храме. Об этом месте не знал никто, кроме этих мужа и жены, которые его спрятали. Есть комментарий, который объясняет почему мы читаем этот псалом в течение всего месяца Элула и большую часть месяца Тишрей: поскольку это дни суда, и у нас такое бедствие, что Сатан выступает против нас с обвинениями, то так же, как Йоаш прятался в Храме, так мы проводим повышенное время в Синагогах, где получаем защиту Всевышнего от этого бедствия.

Ответ на вопрос:

Конечно, город Нов истребил Шауль, и был за это страшным образом наказан. Но причиной этого поступка Шауля был шаг Давида, который с одной стороны hалахически оправдан. Мудрецы говорят, что в ситуации спасения жизни разрешается врать; и Давид соврал для того, чтобы спасти свою жизнь. На это говорят, что в том случае, когда ставится под угрозу чужая жизнь, следует хорошо подумать. Этот аргумент не представляется особенно сильным, потому что есть обязанность спасать чужую жизнь там, где это не связано с существенным риском для своей собственной жизни, потому что принцип такой, что при сопоставлении своей жизни и чужой, своя жизнь предшествует. Поэтому, если есть смертельная опасность для меня наверняка, и возможность опасности для другого под вопросом, ясно, что смертельная опасность для меня предшествует. Что касается количества жертв, то во-первых, Давиду было довольно сложно предположить, что, обманывая одного Первосвященника, он ставит под угрозу жизнь всего города. Кроме того, количественные соображения в вопросе жизни и смерти не являются существенными. Жизнь одного еврея - это целый мир! Поэтому, нельзя сказать, что жизнь тысячи это больше, чем жизнь одного. Пересиливает жизнь одного человека только существование всего народа Израиля. Это - новый качественный уровень.

Мог ли Давид предвидеть, что там есть Даэг, который может подслушать и сообщить Шаулю? - Очень трудно предвидеть все, особенно в тех обстоятельствах, в которые попал Давид. Такое странное обвинение Давиду, что Доэг испортился из-за того, что Давид дал ему почву для этого (для доноса и расправы с коhенами!). Это, конечно, пример поразительного принципа, что Всевышний со Своими близким, с праведниками, считается "на волосок". Мы помним, что в этой истории с городом Нов уже был один обвиняемый, который за это погиб, не имея никакой вины. А именно, Йонатан, сын Шауля, оказывается во всем виноват потому, что он в своем прекраснодушии отправил Давида в дорогу, не дав ему хлеба.

На седьмой год Йеhояда показывает царского сына и организует его коронацию.

В стихе 4 говорится, что на седьмой год пригласил Йеhояда к себе стоначальников, и "кари" - "отборных воинов" (вероятно это наемные иноземные воины), и скороходов. И привел он их в Дом Всевышнего, и заключил с ними союз, и взял с них клятву в Доме Всевышнего, и показал им царского сына. Это был очень смелый шаг, и вообще Йеhояда - фигура совершенно поразительная. Нужно было иметь много твердости и мужества для того, чтобы весь этот план выносить и осуществить. При этом, он ни на одну минуту не собирается присваивать власть себе. В комментировании псалма мидрашем, где говорится, что Ты меня спрячешь и "бецур йеромемени" - "на скалу вознесешь меня", в мидраше "скала" интерпретируется, как Йеhояда.

Стихи 5-8 говорят, что Йеhояда приказал им, вот, что вы сделаете: "Треть из вас, приходящих в Шабат (речь идет о коhенских сменах, о тех, кто заступает в следующую неделю, и треть - это новая смена), а также те, кто несут свою стражу в доме царя, и треть в воротах Сур, и треть в воротах за скороходами. И несите стражу, охраняйте вход в дом. И две трети из вас, тех, кто отслужили свою смену, то есть, предыдущую неделю, несите стражу Дома Всевышнего, охраняйте царя. И сделайте плотное окружение вокруг царя, каждый с полным вооружением; и всякий, кто войдет в шеренги, должен быть умерщвлен (чтобы никто не мог просочиться незамеченным). И неотступно присутствуйте при царе, куда бы он ни входил и ни выходил".

В стихе 9 говорится, что сделали стоначальники все в соответствии с тем, что им приказал Йеhояда, коhен; и взяли каждый своих людей: и тех, кто выступает со следующей недели и тех, кто выходит после предыдущей недели; и явились к коhену Йеhояда. Комментаторы задают вопрос, почему фигурируют только стоначальники, а где же тысяченачальники? Отвечают так, что, может быть, до тысячи там и не набралось. Очевидно, Йеhояда очень долго и внимательно отбирал только тех людей, на которых можно полагаться. Стих 10 говорит, что дал коhен стоначальникам копье, при этом, по пшату имеется в виду собирательное значение, то есть, что он раздал копья, а мидраш говорит, что это было копье Гальята, особое. И роздал он щиты, которые были у царя Давида - те золотые щиты, которые он захватил у hададэзера во время очень кровопролитной войны с Арамом и которые хранились в Доме Всевышнего. В стихах 11-12 говорится, что стали скороходы, каждый с оружием в руках, от правого крыла здания (южного) и до левого крыла (северного). Почему именно так они расположились? - Потому что лицо обращено на восток. Действительно, эта сцена несколько напоминает то, что происходило с приношением Баалу, когда Йеhу приготовился истреблять жрецов. Здесь же эта сцена как бы вывернута наизнанку, потому что внутри этого окружения не те, кого нужно истреблять, а те, кого нужно защищать. Затем, Йеhояда вывел царского сына и возложил на него корону и свидетельства, и воцарили его и помазали, и ударили в ладони, и сказали: "Да здравствует царь!" Такая знакомая процедура всегда совершается при провозглашении нового царя. Что означает этот удар в ладони: означает ли он "бурные аплодисменты" или это то же, что "ударили по рукам"? - Точного объяснения у нас нет. Что касается короны, то это понятно. Поскольку слово "hа-незэр" -"корона" употреблено с определенным артиклем то, может быть, это была корона царей дома Давида, исконная. По поводу того, что означает "свидетельство", мы точно ничего не знаем. Есть два объяснения. Одно, что это был свиток Торы, быть может, тот свиток Торы, который был написан рукой Моше и хранился в Святая Святых; и это - то, что у царя должно быть в руке, чтобы он этим руководствовался в своей практике. Другое объяснение мидраша, который говорит, что "свидетельство" - это тот факт, что царское облачение, в котором вывели этого царского сына, обладало следующим свойством: оно приходилось впору тому, кто соответствует должности царя дома Давида, и не было впору тому, кто не соответствует. Для этого мидраша есть очень рациональная почва, потому что у народа вполне могли быть сомнения в том, что этот мальчик действительно царский сын. Шесть лет всем было известно, что не осталось никого из потомков дома Давида, а теперь вдруг появляется этот мальчик. Поэтому тот факт, что ему оказались впору эти одежды, успокаивает эти возможные сомнения.

Ответ на вопрос:

Является ли возраст семь лет определяемым какими-то правилами? - Скорее всего просто до семилетнего возраста царь еще настолько не сложился, не созрел, что рисковано его, как игрушку, провозглашать царем. После семи лет он уже готов начать царствовать, конечно, под руководством взрослого,.

Ответ на вопрос:

Мог ли Йеhояда быть пророком? - Мы этого не знаем. С другой стороны, не хотелось бы человеческую мудрость и порядочность объяснять только пророчеством.

Умерщвление Аталйа. Заключение трех союзов. Воцарение Йоаша.

Стих 13 говорит, что услышала Аталйа шум. Слово "рацин", вероятно, означает то же самое, что "рацим" - "скороходы", но тогда сочетание "hа-рацин hа-ам" приходится немного напряженно переводить, как - "шум от скороходов и народа" или, вернее, как "шум бегущего народа". И она пришла к тому месту, где собрался народ, в Дом Всевышнего. В стихе 14, описывается то, что она увидела: вот, царь стоит на помосте, как положено (был специальный помост для царей дома Давида), и министры (или, если прочитаь иначе, - певцы), и трубы в честь царя; и весь народ (слова "ам hа-арэц", может быть, означают здесь - "важные люди") веселится. И разорвала Аталйа свои одежды, и возопила: "Заговор, заговор!" Текст Танаха никогда особенно далеко не уходит от поэтической формы. "Разорвала одежды" - "тикра эт-бгадэйhа" и слово "возопила", где употреблено то же слово "тикра", но с алефом, создают близкое созвучие. И то, что она разорвала себе одежды в неистовстве, в горе, одновременно является символом всего народа, что от нее оторвано царствование. В стихе 15 говорится, что приказал Йеhояда, коhен, стоначальникам, которые отдают приказы войску, и сказал им: "Выведите Аталйа за пределы воинских рядов, и кто пойдет за ней, да будет умерщвлен мечем, потому что, как сказал коhен, не будет умерщвлена в Доме Всевышнего". Не хотел Йеhояда осквернять Храм тем, что в нем будет убита эта злодейка. Очень тяжелая и горькая ирония заключается в судьбе его сына, который вместо него займет должность коhена после его смерти. Мидраш описывает, что он помазывал Йеhоаша вместе с сыновьями, один из которых был, согласно традиции, пророком Захарья; и он станет коhеном после смерти Йеhояда, и будет со временем убит во дворе Храма по распоряжению Йоаша. Эта душераздирающая линия отзовется на истории нашего народа через большое количество поколений при разрушении Первого Храма. Далее, в стихе 16, говорится, что дали Аталйа проход. Выражение здесь не очень однозначное - "подставили ей руки". Может быть, надо понимать так, что они взяли ее руками, чтобы народ не разорвал ее на куски, или - давали проход, передавая ее между рядами воинов. Во всяком случае, смысл здесь такой, что дали ей пройти, и она через проход в царские конюшни вошла в царский дом, и была умерщвлена там. То есть, в отличие от страшной и унизительной гибели Изэвель ее не унижали, а умертвили, как положено злодейке, но при этом с некоторым достоинством.

В стихе 17 говорится (в несколько путанной формулировке): "Заключил Йеhояда союз между Всевышним и царем и народом (три стороны), чтобы быть народом Всевышнему; и между царем и народом". То есть, заключаются два союза одновременно. Первый союз - народ возвращается к потерянному статусу народа Всевышнего, то есть, народ, который виноват в том, что он предшествующим царям не препятствовал наводнять страну идолопоклонством. И прежде всего народ вместе с царем заключают союз со Всевышним. Когда они все заключили союз со Всевышним, то между царем и народом заключается союз, что народ будет верен царю при условии, что первый договор обязателен для всех. Дальше говорится (11:18), что пришли все важные представители народа к дому Баала, где Аталйа, а может быть, еще и ее муж Йорам насадили по примеру израильского царства культ Баала. И разрушили они дом Баала вместе с его жертвенниками. (там был не один жертвенник, где приносили животных и был, может быть, для воскурения еще отдельный жертвенник). И его идолов разбили как следует (основательно). Это сделали потому, что, когда нееврей поклоняется идолам, то, если он потом упраздняет эту функцию предмета идолопоклонства, то этот предмет разрешен к использованию. Если же еврей поклонялся идолам, то все предметы этого идолопоклонства запрещены навеки и подлежат полному истреблению. И Маттана, жреца Баала, убили перед этими жертвенниками. И издал коhен распоряжение по поводу Дома Всевышнего, потому что Дом Всевышнего, Храм, был каким-то образом заметно поврежден.

И взял Йеhояда стоначальников, воинов и скороходов (11:19) и всех представителей народа, и проводили царя, причем сказано - "спустили", потому что Храм находится на Храмовой горе, то есть выше, чем царский дом. Сопроводили царя из Дома Всевышнего; и прибыли через ворота скороходов в царский дом; и воссел Йоаш на престоле царей. Конечно, пока он ребенок, он нуждался в наставнике, и его наставником был Йеhояда. Стих 20 говорит, что радовался весь народ и все представители народа; и город Йерушалайм был в состоянии покоя, очевидно, в отличии от тех предыдущих шести лет, когда правила эта злодейка Аталйа. И Аталйаhу умертвили мечем в доме царя.

Ответ на вопрос:

Мы из текста не видим никаких подробностей о правлении Аталйаhу, кроме того, что она перебила всех своих внуков (она думала, что всех). Мы не видим, как она правила. Из того, что здесь сказано, и из того, как охотно народ поддержал провозглашение другого царя, можно заключить, что, наверное, она правила злодейски, и не только по отношению к Небу, но и вообще; и Храм она заметно повредила, мы еще встретимся с этим дальше.

Роль Йеhояда; смысл разделения царской и духовной власти.

Конечно, Йеhояда и не мыслил сам занять трон. Это - очень сильная линия, когда Первосвященник или коhен берет на себя функции лидера духовного, наставника царю, но ни коим образом он не пытается захватить царскую власть. В этом все дело. Замечательный дом Хасмонеев - людей, которые отстояли нашу традицию и противостояли иноземному влиянию, эти люди погибли именно из-за того, что присвоили себе наряду с коhенством еще и царскую власть. И это то, что строжайшим образом запрещено. Ни одно колено, кроме Йеhуды, кроме дома Давида, не смеет присвоить себе царскую власть надолго. Если нужно, то временно это возможно для любого колена, но не коhенам. Коhенам это очень опасно; и в этом видят дефект многие, в частности, те, кто цитирует из учения рава Кука. Рав Кук говорил, что очень опасно духовным руководителям брать в свои руки или бороться за политическую власть. У нас это однажды было и было хорошо, когда руководителем политическим, духовным и всеобщим был Моше Рабейну. Когда Моше получает приговор, что он не войдет в эту Землю и не приведет сюда народ, то там единственный эпизод во всей Торе, когда говорится: "ва-йедабер Моше эль-hа-шем лемор". Выражение: "ва-йедабер hа-шем эль-моше лемор" повторяется в Торе много раз; "дибур" в отличии от "омер" - это очень жесткий разговор. Поэтому, Господь жестко дает Моше законы, и потом сопровождает их мягкими объяснениями. Моше - его подчиненный и ученик никогда, кроме этого места, так не говорил. Про Моше обычно говорится, что он "амар" или "йомер", но это - одно место, когда Моше настойчиво говорит Всевышнему, что если Ты меня убираешь, то поставь вместо меня руководителя, который будет их вводить и выводить, чтобы он был всеобщим руководителем. Всевышний, соглашаясь с Моше, что нужен его преемник, говорит, что преемником твоим будет Йеhошуа, но он стоять будет "перед Элеазаром". То есть, что уже не будет единого руководителя. Будет царская власть (не всегда и не сразу), будет царь, но он будет политической, светской властью, и он будет стоять перед Первосвященником. С одной стороны царь - самый первый в стране, и он главнее всех, а с другой стороны, духовное руководство - это коhены. То, что потом, с языка Торы мы переводим "коhены", как "мудрецы", это уже - развитие.

Очень важно то, что от ухода Моше и до прихода Машиаха не будет такого единого руководителя. Политические руководители будут не всегда самого высокого нравственного уровня; поэтому духовным руководителям очень опасно завязать с головой в политической игре, потому что если они начинают требовать, чтобы им дали часть бюджета, то они уже не могут так свободно высказываться по поводу деятельности политического руководства, потому что тут всегда идет "торговля" из-за голосования. Это сегодня необычайно острая проблема в нашем народе, но никуда мы из политики не уйдем, только неумный человек может призывать к этому. Но надо иметь в виду, что идеалом является, чтобы духовный руководитель был наставником, который мог бы нелицеприятно диктовать и критиковать царя.

Йеhояда прожил очень долгую жизнь, и умер в весьма преклонном возрасе. Пока он был жив, мы видим образец совершенно небывалого царствования, которым мы займемся в следующий раз. После его смерти все пошло по-другому.

Ответ на вопрос:

Когда мы говорили, что духовное лидерство было совмещено с политическим при Моше и будет таким только, когда придет Машиах, не следовало бы сказать, что на самом деле лидером был не Моше, а Всевышний? - Это необычайно важное замечание и оно сильно перекликается с тем, как в нашей главе сказано о союзе, который заключил Йеhояда. Прежде всего, он заключил сорюз о том, что царь вместе с народом будет рабом Всевышнего. Каждый раб имеет свою функцию, и царь - это раб Всевышнего, который исполняет очень ответственную функцию: он распоряжается народом, внедряя Волю Всевышнего. То есть, в идеале царь является исполнителем Воли Всевышнего. Однако, это не значит, что у него нет никакой инициативы. Оттого, что Моше букву к букве передавал Тору Всевышнего, а в случае, когда он не знал или забывал, то он обащался к Первоисточнику и его формулировал, из этого не следует, что Моше не был самодеятельным установителем закона. Устная Традиция говорит, что Моше принял немало установлений "дерабанан", то есть, он исполнял тоже и роль мудреца. Конечно, он не был формально царем, но у него была неограниченная власть. Он имел на это право только потому, что он себя рассматривал, как орудие исполнения Воли Всевышнего. Этот мир устроен таким образом, что человек имеет тем более неограниченную власть, чем сильнее он приписывает себе полную зависимость от Всевышнего. Брат одного хасидского цадика, довольно позднего, говорил про этого цадика: "Мой брат такой праведный человек, такой верный слуга, что Всевышний дает ему в руки весь мир и говорит: "На тебе, и делай с ним, что хочешь". И тот возвращает мир точно в том же самом виде, в каком он его взял".

Ответ на вопрос:

Изложены ли здесь события в хронологическом порядке? То есть, было ли так, что сначала народ пошел и разбил этот идолопоклонский центр, а только потом перевели царя в царский дом, или же, как часто бывает, мы сначала проследили одну линию, а потом другую? Несколько легче решить вопрос о том, когда умертвили Аталйа. - По грамматике, судя по использованию глагольных времен, нет сомнения в том, что ее умертвили тогда, когда это было описано раньше, а не тогда, когда это сказано в стихе 20, потому что "hемиту" - это простая форма прошедшего времени, которая показывает, что это произошло до того, как описаны последующие события. Поэтому, хронология такая, что не может быть идеи, что ее убили после того, как привели и посадили на трон царя, потому что это было бы абсолютно противоестественно. Ясно, что ее хотели убить прямо во дворе Храма, но это не допустил Йеhояда. Поэтому в этом случае нет сомнений, что последовательность такая: сразу, как ее пропустили в царский дом, тут же пошли и ее убили. Что касается других действий, то тоже нет сомнений в том, что тот союз, который заключил Йеhояда, он заключил до того, как царь воссядет на трон, потому что вся суть революции, которую так тщательно спланировал и осуществил Йеhояда, заключается в том, что царь не является узурпатором. Он сидит на троне только в силу того, что он вместе с народом заключил союз со Всевышним, поэтому эта сцена обязана произойти раньше, чем его проводят на трон. Он туда идет только, как человек, уже связанный этим двойным союзом: он вместе с народом поклялся верности Всевышнему, и тогда народ клянется в верности ему, и он - верности народу. По поводу того, когда было произведено разрушение дома Баала, можно сказать, что скорее можно предположить по форме описания, что это как-будто нормальная последовательность; по содержанию тоже скорее можно думать, что это должно было предшествовать, потому что препроводить царя в царский дом, когда в его столице функционирует дом Баала, выглядело бы некоторым противоречием. Дальше, уже воссев на престол, царь должен укреплять хорошее и истреблять плохое, но наличие в Йерусалиме дома Баала является прямым противоречием той клятве, которую только что дали народ и царь. Поэтому и принципиально и символически очень важно проделать это сразу, не откладывая. С какого времени в Йерусалиме появился дом Баала, мы не знаем. Это могла сделать Аталйа, это мог сделать ее сын, или ее муж. Скорее все-таки это сделал или отец Ахазйа либо его мамаша. Комментаторы отмечают, что всякие указания по устройству дома Баала, вероятно, исходили из Северного царства, возможно, что и от Изэвель.

Ответ на вопрос:

Может ли иметь силу клятва, данная мальчиком семи лет? - Очень может быть, что по законам hалахи, если он достигнет возраста бар-мицвы, и скажет, что он сожалеет о том, что дал такую клятву, то он, наверное, имеет формальное право отказаться от своего договора. Формально галахически этот вопрос любопытный, но не попадалось, чтобы кто-нибудь его рассматривал. Однако, скорее всего, как единственный наследник дома Давида, как человек, который обязан своим спасением деятельности Йеhояда, вряд ли он может иметь моральное право или разумное основание для такого отказа. Представляется так, что клятва, данная семилетним ребенком, не должна играть решающую роль. Что касается вообще места и роли клятвы, то такие слова: "Будем верны Всевышнему", "Не будем поклоняться идолам" - это уже вменено нам в качестве абсолютной обязанности Торой. Трактат Швуот рассматривает эту проблему и приходит к выводу, что клятва соблюдать законы Торы не является напрасной. В отличии от противоположного, если я клянусь не возвращать свои долги, например, то такая клятва является напрасной. В состоянии, когда исполнение клятвы не представляется очевидным, а представляет собой проблему, можно и следует связывать себя клятвой. Поэтому союз Израиля со Всевышним неоднократно возобновляется. Если человек после клятвы нарушает и занимается идолопоклонством, то это будет двойное нарушение: нарушение исходного закона Торы и нарушение закона Торы, что он не соблюдал свою клятву.

Ответ на вопрос:

Масло для помазания царей и Первосвященников изготовил сам Моше.

Ответ на вопрос:

Что касается Аарона, то он никак не годился быть заменой Моше, уже не говоря о том, что он умер раньше.

Мы это видели еще из истории с золотым тельцом, что Аарон не годился для этой роли. Аарон - это потрясающее сердце, человек, который умеет установить мир между людьми в народе, но он - не жесткая рука. Его смогли взять за горло и заставить делать им "руководителя". Так или иначе он своими руками сделал золотого тельца. Поэтому, конечно, Аарон никак не мог быть заменой Моше.