Виртуальная Йешива "Маасэ Рэшэт"

Комментарий к недельным главам

Недельная глава: БАЛАК (22 июня 2002)

(Бамидбар [Числа] 22, 2 - 28,9)

В прошлогодней беседе по нашей недельной главе мы хвалили Билъама, сына Бе'ора, пророка мидйанского - за его верность Единому. Впрочем, пророческий дар - дело такое: не захочешь, а будешь верен Единому, ведь Его слово наполняет тебя и жжет изнутри.

Другой пророк - наш, еврейский Йеша'ягу бен Амоц /по-русски - Исайя/ - рассказывает в своей книге, как в 734 году до н.э. он впервые стал пророчествовать. И я сказал: горе мне! Я обречен! Ведь я - человек с нечистыми устами, и живу среди народа с нечистыми устами, но глаза мои увидели Единого, Царя, Повелителя Всех Воинств! И подлетело ко мне одно из огненных существ, держа в руке щипцы, в которых зажат горящий уголек, взятый им с алтаря; и дотронулся до моего рта и сказал: вот, это коснется твоих губ и исчезнет твой грех и преступление твое будет искуплено (Йеша'ягу 6, 5-7).

Но мы знаем, что пророческий дар - не гарантия от ошибок даже для такого пророка, как Моше, а уж тем более - для Билъама (см. прошлогоднюю беседу по главам Матот+Масъэй). Билъаму было нелегко благословлять Израиль, который пришел, чтобы нарушить многовековой уклад жизни ханаанских племен.

Почему же, собственно, Единому пришлось прибегнуть к столь резким мерам? Почему исторический проект привнесения в мир индивидуальной работы человека с Творцом не мог зародиться постепенно среди народов хотя бы того же Ханаана? Зачем нашествие бывших египетских рабов, потомков Исраэля?

Дело в том, что все шансы давались. В комментариях к главе "Балак" рав Шломо Ицхаки (РаШИ; 1040-1105 н.э.) пишет: отчего Святой, Благословен Он, простер Свое Присутствие на злодея-иноземца (речь идет о Билъаме)? Чтобы народы не могли говорить в свое оправдание (на Высшем Суде): "были бы у нас пророки, мы бы вернулись на путь Добра". Дал Он им пророков...
Разные пророки были хотя бы у того же Мидйана. Был Йитро (он же Реъуэль, он же Ховав), тесть Моше. Был Билъам. С такой духовной мощью Мидйан имел все шансы стать Народом Единого. Но чудовищно извращенная (в основном на сексуальной почве) цивилизация Мидйана поставила вопрос ребром: или ты мидйанитянин, или ты обращаешь свой дух к Единому. Мне почему-то такое противостояние напоминает современную глобальную цивилизацию, в которой тоже крайне нелегко обратить свой дух куда-то, куда не указывает общий тон политкорректно-рекламной моды.

Два мидйанских пророка сделали свой выбор. Для Йитро направление задавала работа перед Творцом - он пошел с Израилем (оставаясь при этом "мидйанским жрецом"). Билъам, хоть и был правдивым пророком, выбрал иначе.

В нашей главе приведены слова Единого Билъаму - и слова Билъама посланникам царя Балака. Вчитаемся. И сказал Бог Билъаму: не ходи с ними; не проклинай этот народ, ибо он - благословенный. И встал Билъам поутру, и сказал вельможам Балака: идите в ваши земли, ибо отказался Единый разрешить мне идти с вами (22, 12-13). РаШаР Гирш указывает, что фразу "ибо он - благословенный" Билъам утаил. Почему? Хотел быть политкорректным? Не хотел гневить Балака? Мы не знаем. Но этот поступок определил дальнейшую судьбу мидйанского народа.

Шаббат шалом!