Виртуальная Йешива "Маасэ Рэшэт"

Комментарий к недельным главам

Недельная глава БАМИДБАР (11 мая 2002)

(Бамидбар /Числа/, 1,1 - 4,20)

В прошлом году мы уже говорили об удивительной структуризации еврейского народа в пустыне, о дисциплине и осознании семейной принадлежности (а там уже - и родовой, и племенной-коленной, и национальной), благодаря которой это стало возможно.

Упоминали и цифры. Кстати, могут спросить - откуда они такие огромные, ведь прошло-то лет двести всего, а в Египет пришло 70 человек? Да еще говорят, что только часть евреев вышла из Египта! Вот я и прикинул: с момента прихода в Египет семидесяти человек прошло приблизительно 9-10 поколений. Многие находили себе жен и мужей среди египтян и других народов; детей рожали очень много, и выживало немало. Думаю, что не будет фантастикой предположить среднее количество 3.5 детей на 1 родителя из рода Исраэля (не на пару, а на одного). Тогда первое "египетское" поколение рода Исраэля увеличится в 3.5 раза, а 9-е - в 3.5 в девятой степени, то-есть в 78815 раз. Допустим, из 70 человек в детородном возрасте было 30, получаем 30 x 78800 = 2,364,000. При этом мы не сосчитали стариков (из предыдущих поколений) и детей! Умножим это число не более чем на полтора - получим свыше 3.5 миллионов человек. Вот вам и 600000 военнообязанных мужчин, даже если часть народа осталась в Египте! Все логично. Только объясните мне теперь, почему в наши дни евреи не размножаются с той же скоростью...

А теперь - зачем все это? Для чего, собственно, структуризовать, для чего - располагать 2 миллиона человек в виде гигантского креста из четырех становищ вокруг одного шатра? Зачем, кстати, открывающая нашу недельную главу перепись населения, с точной датой (1 число 2-го месяца - того, что позже назовут ияром; мы сейчас как раз в конце ияра! - 2-го года от Исхода, то-есть, скорее всего, 1442 до н.э.) и точными цифрами?

Можно ответить: так повелел Бог. Зачем же абсолютный, сверх-вселенский, всемогущий и так далее Творец Всех Миров так персонально и так точно следит за судьбой этой группы людей, зачем нужна Ему геометрия крестообразного лагеря, для чего Ему ритуалы с Ковчегом завета, который - не более, чем ящик? Зачем Ему жертвоприношения, кровь животных? Почему не удовольствоваться абстрактной моралью, обобщенными законами?

Кажется, перечитывая недельную главу Торы и комментарии мудрецов, я понял, почему.

Многие из нас очень хорошо знают теоретически, что такое хорошо, как надо поступать. Когда же дело доходит до реального действия, делается в точности наоборот. Сотрудник, гордящийся своей нужностью на работе, садится за компьютер и полдня пролетает на Интернете. Муж и жена, любящие друг друга и в сердце желающие друг другу только добра, наносят друг другу рану за раной, день за днем.
А я еще ничего не сказал о людях, которые верят в "не укради", но спокойно присваивают себе чужое, о людях, которые знают, что сплетничать нехорошо, но - "ты знаешь, что она сделала? Не поверишь, ты только никому не рассказывай..."; ничего не сказал о продажном и циничном Свободном Мире, осудившем... решением ассамблеи ООН... после очередного кровавого арабского теракта в еврейском городе Ришон Ле-Цион... кого? Конечно, осудившем Израиль. При этом вышеупомянутый Мир искренне считает себя Свободным и просвещенным.

Возможности человека к самообману безграничны.

Рыцарский орден "Израиль" был основан, чтобы производить реальную работу, не теоретическую, а практическую. Эта работа должна иметь привязку в материальном мире. Она часто выглядит как ритуал, как игра: какая, в самом деле, разница, какое мясо есть? Какие слова произносить? На какой земле жить?

Но без материальной привязки все принципы и заповеди тают, улетучиваются; падают при первом дуновении ветра, как бутафорские деревья без корней. Такие деревья поставил в 1918 году первый мэр Тель-Авива Меир Дизенгоф, чтобы создать видимость красивого города, когда в него въехал британский генерал Алленби. Конечно же, подул ветер, конечно же, деревья повалились. Алленби с тонким британским юмором заметил: "мистер Дизенгоф, без корней у вас здесь ничего не выйдет".

Корни, материальная привязка - разница между показухой и Работой. Показуха требует минимальных усилий, а Работа постоянно выставляет работающему свои требования. В конце Второй Книги Торы рассказано о создании Храма Учения, а вся Третья Книга была посвящена требованиям, которые этот Храм выставляет Израилю... Теперь Четвертая Книга возвращается к национальной действительности, и показывает нам Израиль, как он есть (РаШаР Гирш, комментарий к главе "Бамидбар").

В пустыне материальной привязкой служил шатер Завета. Потом - Земля Израиля. Со времен Царя Давида особую роль играл Иерусалим, а со времен его сына - Храм.

Сегодня - 28 ияра 5762 года, 35-я годовщина объединения Иерусалима в Шестидневную войну. Глядя на Иерусалим, на нашу Материальную Привязку, в наши дни, мы можем понять многое о нас самих, об "Израиле, как он есть": индивидуально и национально...

...И, надеюсь, наконец, начать Работать.

Шаббат шалом!

* * *