Виртуальная Йешива "Маасэ Рэшэт"
Недельная глава: БЕhААЛОТХА (25 мая 2002)
(Бамидбар [Числа], гл. 8-12)
В прошлом году мы
обсуждали «бунт сброда» - группу евреев, не желавших свободы,
которую им предложил Моше, активно тосковавших по сытному рабству (в
воспоминаниях, кстати, былое рабство всегда выглядит более сытным: «в
стране, откуда мы приехали, у нас был огромный дом, пианино в каждой
комнате... а вот эта болонка там была бультерьером!»). Единый предложил
Моше решение – «назначить» семьдесят старцев (почтенных людей из всех
родов Израиля), которые бы личным примером вдохновляли народ: и
Я выделю от того духа, который на тебе, и возложу на них, и будут нести с
тобой бремя народа, а не ты один будешь его нести (11,17). Эти старцы
– первые учителя, наставники, равы народа.
Моше составляет списки и
по ним приглашаются 70 человек. Они преображаются: на них снисходит «дух
Единого». Что это такое?
Дух (ивр. руах) – часть строения человеческой
души, та проекция сущности (нешамА), которая воспринимает и
передает энергию мироздания и взаимодействует с нематериальной частью
бытия (а та проекция сущности, которая отвечает за телесные, материальные
проявления бытия, называется «нефеш»). Именно руах – тот «орган», который
отвечает за духовную жизнь человека, за его моральные, культурные,
идеологические колебания. («Хайей-руах» - духовная жизнь).
Дух Единого
– не какая-то отдельная субстанция. Это состояние, когда руах
человека находится в гармонии с Единым. Человек видит наиболее ясно,
чувствует наиболее верно, в его голове рождаются самые уместные мысли...
По-русски мы говорим «вдохновение», «прозрение», и я думаю, что все люди,
читающие эту беседу, когда-либо его испытывали. Когда же человек входит в
длительный резонанс с духом Творца, он становится навИ –
пророком.
Суть пророка вовсе не в предсказывании будущего. Моше и
сам не предсказывал будущее – он его творил, как до него - Яаков. Пророк –
человек, который может выразить словами то, что Единый говорит каждому
человеку, но не каждый человек в состоянии услышать. Пророк – не посредник
между человеком и Единым (такого посредника нет и быть не должно – человек
сам должен стоять перед Творцом!), но переводчик.
Итак, перед
Шатром Завета происходит чудо: семьдесят старцев разделяют духовную
настройку Моше и становятся пророками.
И тут происходит интересная
вещь. И двое человек остались в лагере, одного звали Эльдад, а другого
– Мейдад; и на них снизошел дух; а они были в списках, но к Шатру не
пошли; и стали они пророчествовать в становище (11,26). Комментаторы
поясняют, что в списках было больше семидесяти человек, и эти двое по
своей скромности отказались идти с Моше, считая себя недостойными. Тем не
менее, вдохновение «настигло» их в становище. Что означает «стали они
пророчествовать»? Колотить себя в грудь и бормотать непонятные вещи? Нет;
это – горячка, а не пророчество. Но у любого человека есть естественное
чутье, позволяющее отделить слова, сказанные «по вдохновению» от слов,
сказанных «просто так». Это так же легко, как отличить стихи графомана от
стихов поэта. Другое дело, что и среди поэтов бывают более сильные и менее
сильные, да и пограничные случаи между поэзией и графоманией есть; но, тем
не менее, отличить можно – и чем больше читаешь поэзию, тем легче. Также и
с пророчеством: евреи Синая были «натренированы», их окружали чудесные
проявления Воли Единого, и у них были истинные пророки - Моше и его сестра
Мирьям, и был великий коэн Аарон, проводник духовной энергии...
В
общем, И прибежал юноша и сказал Моше так: «Эльдад и Мейдад
пророчествуют в становище». И ответил Йехошуа Бин-Нун, слуга Моше из его
избранников, так: «господин мой Моше, заключи их под стражу!»
(11,27-28 ). Йехошуа, человек военный, огорчился: непорядок, мол!
Самопроизвольно пророчествуют, без документов! Так все скоро себя
пророками объявят! На гауптвахту, и чтоб неповадно было!
И тут
проявляет себя Моше. И сказал ему Моше: «что, тебе за меня обидно? Да
кто бы сделал так, чтобы весь народ Единого ходил в пророках, чтобы Единый
возложил на них Свой дух!» (29).
Никакой монополии на дух
Божий. Никакой «организованной духовности». Пророк – не тот, кого власти
(пусть даже самые хорошие власти) назначили пророком, а тот, кого сделал
пророком Сам Бог.
И с тех пор пророки появлялись по воле Единого,
а не по желанию владык, и говорили истину от Имени Единого – приятную и
неприятную. И мудрые цари Израиля советовались с пророками – не из-за
достоинства самих пророков, а из-за того, что пророк и есть человек,
слышащий ясно голос Единого.
Все люди созданы по духовному образу
Творца Миров, и Его голос звучит в душе каждого из нас. Любой человек,
по-настоящему ясно слышащий этот голос, не будет кичиться своим умением
(оно - не дар, а работа, и не награда, а свойство, данное свыше). Он не
будет монополизировать свое право на слышание. Напротив - он будет
приветствовать всякого, кто начнет слышать, как он; будет помогать другим,
по мере сил, слышать этот голос; и будет, как и первый пророк Израиля,
надеяться: «кто бы сделал так, чтобы весь народ Единого ходил в
пророках!»
Шаббат шалом!
* * *
Примечание: в этом году праздник Шавуот выпал на пятницу. С давних
времен, с тех пор, как появилась еврейская диаспора, постановлено, что
праздник Шавуот (как и некоторые другие) в странах рассеяния празднуют два
дня, а не один, как в Эрец-Исраэль. Поэтому, когда Шавуот выпадает на
пятницу, в странах рассеяния следующая за ним суббота становится частью
праздника, и недельная глава в этот день не читается. Таким образом, в эту
субботу в Эрец-Исраэль мы уже читаем главу «Бе-hаалотхА», а в диаспоре –
все еще главу «Насо», которую мы читали в предыдущую неделю. В йешиве
«Маасэ-решет» мы следуем очередности глав, принятой в Эрец-Исраэль.
Живущим же в других странах напоминаем, что они «отстают» на одну главу
вплоть до субботы «Балак», когда они читают одновременно «Хуккат» и
«Балак», и, таким образом, «настигают» эрец-исраэльское чтение. Я очень
надеюсь, что актуальность этого установления (сделанного тысячелетия
назад) будет уменьшаться, поскольку сейчас близится время геулА –
спасения, и киббУц галуйОт - собирания всех рассеянных общин
Израиля на Земле Эрец-Исраэль. Да будет так!