Виртуальная Йешива "Маасэ Рэшэт"Комментарий к недельным главам
Недельная глава: БО (11 января 2003)
(Шмот [Исход], 10,1 - 13,16)
И вот, по прошествии четырёхсот тридцати лет, свершилось в этот самый день: вышли все воинства Единого из земли Египетской. Единственная в своём роде ночь это для Единого: вывести их из Египта; вот эта ночь для Единого и останется единственной в своём роде для всех сынов Израиля, во все поколения (12,41-42)
...если говорить прямо, без околичностей и без наукообразной терминологии, то речь идет вот о чем.
Первое: вступление человечества на путь эволюции второго порядка означает практически превращение гомо сапиенса в Странника.
Второе: скорее всего, далеко не каждый гомо сапиенс пригоден для такого превращения.
Резюме:
-- человечество будет разделено на две неравные части;
-- человечество будет разделено на две неравные части по неизвестному нам параметру;
-- человечество будет разделено на две неравные части по неизвестному нам параметру, причем меньшая часть форсированно и навсегда обгонит большую;
-- человечество будет разделено на две неравные части по неизвестному нам параметру, меньшая часть его форсированно и навсегда обгонит большую, и свершится это волею и искусством сверхцивилизации, решительно человечеству чуждой.
-- "Меморандум Бромберга", из книги А. и Б. Стругацких "Волны гасят ветер"
Братья Стругацкие создали целый ряд книг, которые можно назвать пророческими. Отнюдь не в технологическом смысле: "будущее" Стругацких, во многом - литературный приём. Через эти книги Стругацких, читая их внимательно, мы можем услышать Голос Единого - вот в каком смысле они "пророческие". Такое даётся не всякому писателю и даже не всякому талантливому писателю: это - свойство писателя одновременно талантливого и честного.
Итак, Исход из Египта - скачок из плоскости в новое измерение, вертикальный прогресс в человечестве, развивавшемся горизонтально. На этот скачок оказалась способна только малая часть той группы, которой он был предложен: мудрецы говорят, что четыре пятых всех евреев остались в Египте. Более того, в Торе ясно написано, что многие египтяне (и представители других народов, обитавших в Египте) вышли в Синай вместе с евреями. Впоследствии они влились в еврейский народ, подписав Синайский договор с потомками Авраама.
Очень многие из вышедших не смогли удержаться на единожды взятой высоте, и их духовное падение во время странствий по пустыне - одна из центральных тем Торы. Мы, нынешние евреи (как те, кто родились евреями, так и те, кто принял еврейский путь) - наследники тех, кто выдержал то испытание. Немало таких испытаний было нам предложено и позже, и не все из них мы выдержали с честью - это надо помнить, и не впадать в гордыню. Как раз те, кто считали, что "еврей" означает "сверхчеловек", были первыми на пути в бездну: вспомним Кораха, поспорившего с Моше именно об этом. Еврейство - это путь, назначение, а вовсе не гарантия успешного прохождения пути! При этом путь "эволюции второго порядка" - далеко не обязательно еврейский. Да, евреи первыми вступили на него, но и это не делает нас автоматически "лучше". Это только накладывает на нас дополнительную ответственность как на индивидуальном, так и на общееврейском уровне.
В чём назначение, смысл того, что первый шаг "эволюции второго порядка" произошёл не на всей Земле, а только в малом её участке - в Египте? Это - начальный этап, авангард. Евреям предписано служить полюсом магнита, путеводной звездой для тех людей, которые окажутся способными на "эволюцию второго порядка" - уже по всей Земле. Суть этой эволюции - переход от состояния "я борюсь и выживаю в хаосе, происходящем вокруг меня" (само по себе очень высокое состояние!) к состоянию "я нахожусь в творческом диалоге с Единым, создавшим меня и все обстоятельства моей жизни, и принимаю ответственность за все свои поступки в этом диалоге". Путь к этой эволюции - через семь законов сыновей Ноаха /Ноя/, сформулированных в книге Берешит /Бытие/.
Через 480 лет после Исхода царь Израиля Шломо /Соломон/ определит построенный им Храм в Иерусалиме как место, где может молиться любой человек, верующий в Единого - не обязательно еврей.
Священная обязанность еврея - являть собой пример духовной работы. Нельзя навязывать её другому, насильно толкать другого человека на путь Единого. Вспомним снова тот же "меморандум Бромберга" у Стругацких, говорящий о формировании "монокосма", вселенской стадии развития человечества:
Сейчас уже никто не помнит "подмикитчиков", которые с фанатическим энтузиазмом пытались форсировать прогресс тагорян и леонидян. Сейчас уже все поняли, что расталкивать под микитки такие в своем роде совершенные цивилизации -- занятие столько же бессмысленное и бесперспективное, как пытаться ускорить рост дерева, скажем, дуба, таща его вверх за ветки.
Странники - не "подмикитчики", у них нет и не может быть такой задачи: форсирование прогресса. Их цель -- поиск, выделение, подготовка к приобщению и, наконец, приобщение к монокосму созревших для этого индивидов.
На самом деле, конечно, "приобщение" - дело только самого "приобщающегося" человека и Самого Единого, поскольку эволюция второго порядка есть вопрос взаимоотношения человека и Бога в первую очередь. Но во все времена были люди, "приобщавшиеся" именно через присоединение к "Странникам": геры, неевреи, становящиеся евреями. При этом изначальный замысел состоит вовсе не в тотальном гиюре всего человечества: как мы уже говорили, путь Единого не обязательно включает в себя всю обрядность именно еврейского пути!
* * *
В наше время снова нам, евреям, даётся шанс сыграть уникальную роль в эволюции человечества. Мы находимся сейчас в период бурных изменений. Необыкновенно плотная по своей фактуре материальная цивилизация глобальной Земли действует на многих из нас, создавая иллюзию сугубой материальности жизни. Духовный фактор, фактор личной ответственности и диалога с Творцом, может показаться пустой игрой там, где всё решают биржи и правительства. Военная техника, впервые за историю человечества способная превратить локальный конфликт (ну, скажем, индо-пакистанский!) в тотальное уничтожение жизни на планете, создаёт ощущение зыбкости, хрупкости, случайности: а ну как Зимбабве бабахнет по Намибии водородной бомбой, и все мы подохнем? Параллельно развитие медицины и генетики "кормит" нашу иллюзию всемогущества: сбылась, дескать, мечта шестидесятых, наука умеет столько гитик, сколько их есть на свете, генетический код раскололи, щуку с помидором скрестили, ур-ра!
Через этот иллюзорный барьер можно шагнуть, и это и будет персональный Исход из Египта. Каждый способен на это - личность, семья, община, даже народ. И мы, евреи, однажды уже сделавшие такой шаг, должны попробовать сделать его снова, чтобы все, кто созрел для этого шага, увидели: это возможно.
Шаббат шалом!
* * *
Аналогию между "люденами" (горсткой людей, прошедших "эволюцию второго порядка") в творчестве Стругацких и евреями раскрыли и исследовали израильские литературоведы Майя Каганская и Зеэв Бар-Селла. В частности, ими расшифрован самый очевидный (для начитанных и наблюдательных, конечно) намёк: главный герой, Максим, говорит своему младшему товарищу, который оказался подходящим для "превращения в людена":
- Пока еще ничего страшного не произошло. Что ты так раскричался, словно к тебе уже "ухмыляясь, приближаются с ножами"? В конце концов, все ведь в твоих руках! Не захочешь -- и все останется, как есть!
"Ухмыляясь, приближаются с ножами" - цитата из Генриха Гейне. Неполная. Полностью она звучит так:
Так противника смущает
Рабби сладкими словами,
И евреи, ухмыляясь,
Приближаются с ножами.
(стихотворение "Диспут")
Стоит отметить, что в варианте Стругацких из двадцатимиллиардного человечества XXII века всего 433 человека стали "люденами". Впрочем, "людены" Стругацких - далеко не идеал эволюции, описанной в Торе. Это - одиночки, которым трудно и с другими, и друг с другом. Тора же предлагает вариант, в котором люди способны взаимодействовать и на уровне общности, чтобы "петь новую песнь перед Единым". Но это уже, как сказали бы те же Стругацкие, "совсем другая история".
* * *