Виртуальная Йешива "Маасэ Рэшэт"

Комментарий к недельным главам

Недельная глава: ХУККАТ (15 июня 2002)

(Бамидбар [Числа], гл. 19-21)

Всякий, кто прикоснется к смертной плоти, не может войти в храм. Не к умершему - на этот счет есть отдельные правила - а вообще ко всему, что может умереть.

Как это возможно? Человек сам состоит из плоти, которая, как ни крути, смертна. Как человек может не прикасаться к самому себе?

Сейчас мы с легкостью ответим: "но ведь, кроме плоти, есть еще и душа: человек состоит и из плоти, и из души. Он должен оторваться от своей плоти и дать душе достичь высшего состояния - тогда он сможет войти в храм".

И будем совершенно неправы.

От этой философии египетских жрецов, от противопоставления тела душе и вывели нас Моше с Аароном, за что им и спасибо.

Египтяне знали все про нематериальные слои человеческого существа. Были им знакомы и "нешама" (егип. х'у), и "нефеш" (егип. ка), и "руах" (егип. ба) - незримые составляющие того, что мы по-русски называем душой. Египетская культура была весьма продвинута с духовной, философской и метафизической точки зрения. Они были достаточно мудры, чтобы разъединить в своих представлениях душу и тело... и недостаточно добры, чтобы объединить их снова.

Служить Единому, когда ты - невоплощенный дух, когда тебя не сковывают рамки материального мира - просто. (Я не говорю "попробуйте" - всему свое время). Но есть работа, которую совершать можно только в воплощенном состоянии: священная работа, связанная со Свободой Выбора. Как мы уже неоднократно говорили, это - основной элемент человеческого служения Единому, и еврейский народ был создан как проводник Свободы Выбора: ам hа-Бхира (народ Выбора), служащий в бейт ha-Бхира (доме выбора - Храме).

Вхождение в Храм - преображение как души, так и тела, а точнее - того их неразрывного союза, который и называется "человек". В момент службы в Храме тело тоже не должно быть "смертным": оно переходит из потока времени, где живут смертные люди, в Нецах - Вечность.

Для осуществления этого преобразования евреям в пустыне был дан особый ритуал. Он может показаться совершенно непонятным современному человеку, потому что современный человек полностью выключен из того образа жизни, который был естественным для еврея пустыни.

Итак, берется корова. Красная корова (полностью красная). Она должна была вырасти (мудрецы называют цифру: три года), не зная ярма, не совершая никакой работы. И тогда коэн должен вывести её за пределы становища, зарезать... и сжечь.

...Человек - часть природы. Он - управляющий природой именем Единого (см. книгу Берешит /Бытие/, 1, 28 ). Травоядные животные завершают свою жизнь в качестве пищи. Лесные - хищникам, домашние - человеку. Мясо - источник живой энергии, и корова, заканчивающая жизненный цикл на столе, как бы участвует в добрых делах всех людей, которые ее едят. Это может звучать странно, но с высшей точки зрения это так: иначе зачем бы животные поддавались одомашниванию?

Еще у коровы есть возможность стать жертвенным животным. Это - тоже своего рода достижение. Более того: возгоняется энергия не только самой коровы, а и тех людей, которые растили ее, ухаживали за ней, кормили ее.

И вот - высшая степень: красная корова, цвета земли, выращенная с целью стать Очищающей Коровой. Она - носитель энергии заботы, ухода, кормления. Пастухи, лекари - все отдали ей свои силы. И теперь ее сжигают полностью. (Не надо слишком жалеть корову - не попадайте в ловушку антропоморфизма!). Плоть коровы исчезает полностью, не послужив пищей никому, кроме огня.

С чем сравнить эту энергию? Многие кондитеры-умельцы создают торты с дивными рисунками, зная, что через несколько часов они исчезнут. Это своего рода жертвоприношение от искусства. Теперь представим себе, что торт печется, никто его не фотографирует (это - отток энергии; поэтому нельзя использовать Ту Самую Корову для работы) - и в конце пекарь по доброй воле бросает торт в огонь, чтобы энергия, вложенная им в это произведение искусства, перешла на нематериальный план... Все равно неполная аналогия, конечно.

Итак, корову зарезали и сожгли. В огонь, в котором сжигается тело коровы, бросается нить, взятая от гусеницы-шелкопряда. Полная противоположность: корова, высшее животное - и продукт деятельности одного из самых мелких животных (так комментирует РаШаР Гирш). Там же сжигается кедр (самое могучее из деревьев в повседневной жизни) и мох (самое слабое из растений).
Пепел смешивается с чистой водой из источника. Живое, потерявшее свою материальность, смешивается с неживым, но питающим все живое.

Получается "Вода Очищения". От всякого столкновения со смертью (а, согласно комментариям, и со смертностью вообще) надо очиститься этой водой, прежде, чем войти в Храм Единого.

Что достигается этим очищением? Смертное становится вечным. ВЕСЬ человек - душой и телом - оказывается в Нецахе, и способен, находясь в Храме, управлять мировым энергообменом.

...Прошли века. Много поколений евреи были разлучены со своей землей, и исчезли красные коровы. На этом основании мудрые запретили евреям восходить на Храмовую Гору: ведь все мы "нечистые от соприкосновения со смертью", и единственная описанная процедура очищения невозможна без красной коровы.

Но - нужна ли именно корова? Ритуал, описанный в нашей главе, описан в реалиях пустыни. Когда евреи пришли в Ханаан и построили постоянный Храм, вместо описанного здесь правила "сжигают вне СТАНОВИЩА" стали сжигать корову вне ИЕРУСАЛИМА. Абзацем ниже дается правило о человеке, который умирает в ШАТРЕ. Когда евреи стали строить дома в Ханаане, тот же закон стал распространяться на смерть в ДОМЕ.

Я не предлагаю, подобно "евреям-реформистам", заставить еврейский закон шагать "в ногу со временем": он должен шагать только в ногу с Богом. Но еще мудрецы Талмуда говорили: "Тора разговаривает на языке людей". Тора объясняет всё в понятной терминологии. Живешь в пустыне? Значит, шатры и становища. Скотовод? Значит, корова.

Универсальная суть ритуала Очищающей Воды: вода смешивается с носителем мощнейшей жизненной энергии, которая происходит от превращения материального (живого, чистого, неиспользованного) в нематериальное. Это - подсказка для нас. Как это сделать в наши дни? Решим - и окажемся в Храме.

Шаббат шалом!