Виртуальная Йешива "Маасэ Рэшэт"

Комментарий к недельным главам

Недельная глава: ХАЕЙ САРА (10 ноября 2001)

(Берешит /Бытие/, 23, 1 – 25, 18 )

Ицхак, сын Авраама, не выбирал, идти ли ему к алтарю в качестве жертвы. Авраам выбрал за него, а Ицхак принял этот выбор. Теперь, перед тем, как умереть, Авраам решает за Ицхака, кого он возьмет в жены. Более того, в поход за невесткой он снаряжает своего домоправителя, Элиэзера из Дамаска, и право решить, кто же будет женой сына, переходит к самому Элиэзеру. Примечателен диалог между ними:

Авраам: Заклинаю тебя Единым, Богом Небес и Богом Земли, что ты не возьмешь для моего сына жену из дочерей ханаанцев, среди которых я живу. В мою страну (имеется в виду Месопотамия!), на мою родину ты пойдешь и возьмешь жену для сына моего, для Ицхака.
Элиэзер: Может, женщина не захочет идти за мной в здешние места; вернуть, что ли, тогда сына твоего в ту страну, откуда ты родом?
Авраам: Ни в коем случае не возвращай его!

Оставим в стороне взаимоотношения Авраама с его «доисторической родиной» и посмотрим, как оба говорят об Ицхаке. Ицхак – взрослый человек, живущий отдельно от Авраама! (Ряд комментаторов отметили важность этого обстоятельства в оценке личности Ицхака и значения, которое сыграло заклание в его жизни). Но для знавших его всю жизнь Авраама и Элиэзера он – пассивная личность. «Его» нельзя «возвращать». «Ему» надо «брать» жену. Авраам ходил повсюду сам; Ицхаку он даже не завещает путешествие в Месопотамию – боится?

Напротив, Ривка, его невеста, активна. Она принимает решение ехать в Ханаан к незнакомому мужчине; ранее она принимает Элиэзера и предлагает ему ночлег и воду для верблюдов. Как мы знаем, и в дальнейшем (история с благословением Иакову и Исаву, до которой мы дойдем, Бог даст, в соответствующей главе) такое деление ролей сохранилось.

Писатель Дов Эльбойм, автор книги «Моя жизнь с праотцами» (Хаяй 'им ха-Авот), посвятил целую главу этого художественного произведения академическому анализу отличия Ицхака от его отца, Авраама, и сына, Иакова. Он заметил, что Ицхак не упоминается в описании похорон Сары – Авраам сам хоронит ее; но горе Ицхака по своей матери велико; сказано особо, что, женившись на Ривке, он «утешился». Когда Ривка увидела Ицхака впервые, она упала с верблюда. Некоторые комментаторы связывают это с ее скромностью и смущением, но Эльбойм полагает, что она испугалась своего жениха. Изначально пассивный, ведомый, Ицхак, оставшись без отца, становится тенью. Его вид может напугать незнакомого человека.

Но стоило ему встретиться с Ривкой, и он начинает действовать. Сказано, что Ривку Ицхак поселяет в шатре Сары. Не Элиэзер ее поселяет, а сам Ицхак. Если в паре Авраам-Сара оба супруга были активными, то в паре Ицхак-Ривка, очевидно, роль ведущего достается жене. И тот, и другой способ (и третий, в котором активным началом является муж: такова большая семья Иакова) могут быть достойными, говорит нам Тора.

Многие комментаторы обращают внимание на фразу «и взял он (Ицхак) Ривку, и стала она его женой, и полюбил он ее». Нафтали Краус отмечает, что это – первый раз в Торе, когда сказано явно, что муж любит жену. РАШАР Гирш говорит об этом так: «среди народов мира зачастую любовь кульминирует браком, а затем идет затухание чувства. Любовь по еврейскому пути становится сильнее и сильнее после брака, свадьба – не пик цветения, а корень любви».

Шаббат шалом!