Виртуальная Йешива "Маасэ Рэшэт"

Комментарий к недельным главам

Недельная глава: ЙИТРО (25 января 2003)

(Шмот [Исход], 18 – 20 )

Сегодня (а на самом деле - летом, 6 сивана Первого года Исхода) мы, у подножия горы Хорев в Синайской пустыне, получаем Десять заповедей на двух скрижалях.

Деление заповедей на скрижали - по пять на каждую - очевидно даже из формулировки заповедей. В каждой из первых пяти упоминается имя Единого (в неизменной конструкции "Единый, Бог твой"), а в пяти последних Его имя не упоминается вовсе. Первые пять заповедей сформулированы пространно, с долгими объяснениями и аргументами; последние пять - коротко и без всяких аргументов.

Наши комментаторы поясняют, что Первая скрижаль определяет отношения человека и Единого, а Вторая - отношения человека с человеческим обществом. Можно также сказать, что в Первой скрижали описываются требования к настройке человеческой души, а во Второй - то, что требуется от этой души в материальном мире.

Первые три заповеди мы разобрали детально в недельной беседе по главе "Ваэтханан" за 20.7.2002. Займёмся теперь, с Божьей помощью, остальными заповедями Первой скрижали.

* * *

ЧЕТВЁРТАЯ ЗАПОВЕДЬ.

Помни день Шаббат, освящая его. Шесть дней будешь работать, совершая всякий свой труд. А седьмой день - Шаббат для Единого, Бога твоего: не делай никакого труда ты сам, и сын твой, и дочь твоя; слуга твой и служанка твоя, и скотина твоя, и чужеземец, который находится у врат твоих. Ибо шесть дней делал Единый небо, землю, море и всё, что в них; и отдохнул на седьмой день - потому и благословил Единый день Шаббат и освятил его (20,8-11)

А в своём предсмертном курсе лекций - книге Дварим - Моше описывает эту заповедь иначе:

Храни день Шаббат, освящая его, как повелел тебе Единый, Бог твой. Шесть дней будешь работать, совершая всякий свой труд. А седьмой день - Шаббат для Единого, Бога твоего: не делай никакого труда ты сам, и сын твой, и дочь твоя; слуга твой и служанка твоя, и вол твой, и осёл твой, и всякая скотина твоя, и чужеземец, который находится у врат твоих - чтобы отдохнул слуга твой, и служанка твоя, как и ты. И помни, что рабом был ты на земле Египетской и вывел Единый, Бог твой, тебя оттуда рукой мощной и мышцей простёртой - потому повелел тебе Единый, Бог твой, делать день Шаббат (глава "Ваэтханан", Дварим 5,11-14; курсив выделяет места, отличающиеся от формулировки в главе "Йитро").

Так что же прозвучало с горы Синай, а что - комментарии самого Моше?
В Торе нет лишних слов. Фраза "Храни... как повелел тебе Единый, Бог твой" в главе "Ваэтханан" означает: сейчас я, Моше, ссылаюсь на известное тебе ранее повеление Единого, дополняя его своими комментариями.

Итак, Голос с Горы возвестил "Помни", а Моше поясняет: "Храни". 40 лет спустя Моше напоминает, что "просто помнить" невозможно: память должна подкрепляться конкретным поведением, "хранением". Это имели в виду и комментаторы, которые говорили: "«Помни» и «Храни» были сказаны одновременно": хранить не менее важно, не менее божественно, чем помнить.

Но помнить - о чём? Хранить - что?

Во-первых, Голос напоминает нам, что мы живём в Седьмом Дне творения: после шести этапов, когда Единый активно менял строение мироздания, в этот День Он "отдыхает": мы живём в мире с более или менее постоянными законами. Повторяя виток за витком семидневный цикл, наше исчисление времени напоминает нам о том, Кто сотворил и продолжает творить Вселенную и всё, что в ней происходит. Законы Седьмого дня - физические законы, известные нам, такие, как закон сохранения энергии - не помеха Единому, а орудие Его. Если Ему угодно, Он сможет обеспечить нас, не нарушая Своих же законов.

И тут включается следующий уровень ощущения шаббата. Уподобляясь Творцу, я отдыхаю в этот день и не забочусь о своём каждодневном промысле, а вместо этого работаю перед Ним. А Он, как бы "отдыхающий" от Творения весь Седьмой день, обеспечивает меня уверенностью, что в этот седьмой по счёту день моё пропитание не пострадает.

Что такое нарушение шаббата? Не работа (аводА), а труд (мелахА). В главе "Бешаллах" приводится наглядный пример - манна небесная, которую собирать можно было только в будние дни. Если я в шаббат решаю, какие акции мне надо продать или купить - я нарушаю шаббат. Если я в шаббат договариваюсь с партнёром о деловой встрече - я нарушаю шаббат. Если я в шаббат даже думаю, как много работы я себе оставил на следующую неделю - я нарушаю шаббат.

В шаббат я пытаюсь достичь состояния полной уверенности в том, что Единый - со мной, что Он не оставит меня и моих родных. Общение с родными - это тоже общение с Единым, и в шаббат рекомендуется проводить время с семьёй. Шаббат - это высочайший праздник, и дом, семья - в центре его. Мысли типа "ой, а не нарушаю ли я шаббат тем, что сейчас выношу мусор" как раз являются бОльшим нарушением шаббата, чем сам вынос мусора. Если ты чувствуешь, что твой дом наполнится святостью оттого, что ты вынесешь мусор - вынеси и не мучайся!

При этом всё, что делается в шаббат, должно делаться с ощущением святости. Да, можно и спать - во Имя Единого: ведь во сне ты обновляешь свои силы, и твоё тело - а оно тоже священно - получает новую возможность служить Единому!

Всё - во Имя Творца. Ничего - ради повседневного заработка (на это есть шесть дней недели). И как можно больше радости.

Очень важно: не только мне самому предписано отдыхать в шаббат - я ещё и не должен никому создавать повод для работы. Всем, кто окружает меня, я создаю в шаббат атмосферу возвышенного отдыха. Ни слугу своего, ни нееврея, не соблюдающего шаббат, я не могу заставить (и даже попросить!) сделать что-то ради моей корысти и выгоды в этот день. А ради моей радости я всё сделаю сам.
Необычность этой заповеди такова, что Моше в очередной раз напоминает нам: "помни, что рабом был ты на земле Египетской и вывел Единый, Бог твой, тебя оттуда". Ты знаешь участь раба, и ты не сделаешь своему слуге (в иврите - одно и то же слово "эвед") то, что египтяне делали тебе.

В течение многих поколений после разрушения Второго Храма были составлены детальные списки дел, которые нельзя делать в шаббат - на основании описания работы над "мишканом", переносным Храмом: эту работу признали эталоном "труда". Но если соблюдение этих ограничений превращает шаббат из дня Славы Единого в день самоистязания - или, ещё хуже, день гордыни: "вот как я мощно соблюдаю, совсем ничего не делаю!" - то это уже не соблюдение шаббата, а нарушение шаббата. Точно так же явным нарушением шаббата является обычай, прижившийся ни с того ни с сего во многих общинах диаспоры: нанимать нееврея (шабес-гой) для выполнения работ в шаббат. Это ПРЯМО противоречит сказанному в заповеди.

Одним словом, шаббат - это день, когда человек полностью покидает своё рабочее место и пребывает в Храме. Этим самым человек свидетельствует о своей верности Единому и доверии к Нему. Когда наступит Восьмой День творения, новое время великого приближения человечества к Богу, шаббат останется в первую очередь великим знаком верности и доверия к Творцу.

Важнейшая вещь, которую необходимо понимать: когда это нужно для сохранения человеческой жизни, шаббат "нарушать" можно и нужно: работа ради спасения жизни и есть высокое служение Единому. Врачи и солдаты несут вахту и в шаббат. И они знают: это - их служба в Храме.

ПЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Уважай отца своего и мать свою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Единый, Бог твой, даёт тебе (12).

Что эта заповедь делает в "первой скрижали", среди законов, определяющих отношения человека с Богом? Разве родители - не часть человеческого общества?

В том-то и дело, что нет. Наши знакомые, друзья, даже (в некотором смысле) наши дети - часть человеческого общества, к которому мы, как полностью сложившиеся личности, должны относиться по законам Второй скрижали. Родители же - пусть мы уже десять раз взрослые - являются соавторами Единого в процессе созидания нас самих.

Наши отношения с ними обозначают не только конкретную связь с двумя людьми. Это - наше отношение к самому понятию преемственности, наследственности, семьи. А это понятие - священно, оно - от Единого.

Эта заповедь крайне важна, поскольку она устанавливает впервые понятие должности. В отношениях "отец-мать-ребёнок" у каждого человека своя должность, своя задача. Нельзя подменять собой родителей ещё и потому, что такая подмена нарушит структуру семьи. Как мы увидим, во Второй скрижали этой заповеди соответствует закон "не возжелай чужого".

Да, многие люди не находят общего языка со своими родителями. Многие люди сильно отличаются от них по складу характера. Нередко родители из лучших соображений наносят детям душевные раны, которые продолжают тревожить их и в зрелости.

Но что же нам говорит заповедь? Не "обожествляй родителей". Не "повинуйся родителям". Она говорит "уважай родителей". Чувствуй, что ты не случайно явился на свет именно у них. Ощущай именно в них нить, связывающую тебя с незримым миром. Наши мудрецы говорят, что перед рождением каждого человека решается, у каких родителей он окажется - и душа (сущность) человека сама активно участвует в принятии этого решения.

Для ребёнка эта заповедь означает - не сопротивляйся процессу воспитания. Для взрослого - не спеши сбрасывать родителей со счетов, не спеши говорить "ну, они люди другого поколения, они многого не понимали". Да, они люди другого поколения. Пойми их. Понимая своих родителей, ты поймёшь самого себя. А понимать их можно только с позиции изначального уважения.

А что же эта заповедь означает для нас как родителей?

Мудрые говорят, что помочь другому выполнить заповедь не менее важно, чем выполнить её самому. Воспитывая своих детей достойно, не раня их, будучи чуткими к голосу их души, мы облегчаем им тяжёлую задачу: уважать нас.

Шаббат шалом!

* * *