Виртуальная Йешива "Маасэ Рэшэт"Комментарий к недельным главам
Недельная глава: КОРАХ (23 июня 2001)
[Бамидбар /Числа/, гл. 16-18]
"По какому праву вы нас ведете? Мы все - весь народ - одинаково святы! Хватит!"
Такое обвинение бросает в адрес Моше и Аарона не кто-нибудь - Корах бен Ицхар, из того же колена Леви. С ним - видные деятели колена Реувен: Датан бен Элиав, Авирам бен Элиав, Он бен Пелет. Вожаки. И еще люди - итого двести пятьдесят человек, все - старейшины родов, уважаемые евреи. Все - поборники демократии. Они становятся против Моше и бросают ему публичный вызов: легальный, ибо свободы слова никто не отменил. И действительно, если все люди сотворены равными, значит, и права у всех одинаковы? А если права у всех одинаковы, то почему Моше тянет за ниточки, а остальные безропотно идут за ним? По какому праву?
Мне кажется, что русскоязычный читатель раскусит Кораха легче, чем кто-либо иной. Именно такая - искуснейшая! - демагогия была основой русских бунтов, бессмысленных и беспощадных, от Пугачева до революционных матросиков и дальше. И не к демократии она ведет. Она ведет как раз к анархии.
Между прочим, кто вообще заставлял народ идти за Моше из Египта неполных два года назад? Даже Сам Творец не заставлял - чудеса "казней египетских" были направлены против египтян. Евреи (и туча вышедших с евреями египтян и других неевреев!) сами пошли за единственным лидером, который что-то предлагал. За Моше. Евреи получили заповеди из рук Моше. Стали народом - согласно схеме, рассказанной Моше. И теперь - гнать поганой метлой кого? Моше.
Да не демократ ты, Корах! Ты обыкновенный амбициозный политикан, который возбуждает волну народного гнева и недовольства, чтобы потом на этой волне самому придти к власти! И тебе лично, Корах, мечтается не о тяжелой и неблагодарной должности пророка и вождя - тебе, Корах, хочется одеяний Великого Коэна! Недаром ты Аарона включил в свою обличительную речь! За всеми красивыми словами для знавшего хорошо еврейскую политику того дальнего времени стоит прозрачное: вы, Моше-Аарон, из колена Леви - я из колена Леви. Вы в колене Леви из семьи Кхат - я из семьи Кхат. Вы сыновья Амрама - я сын Ицхара. А вы забрали себе и гражданскую, и духовную власть. Поделитесь!
Карты Кораха и компании открывает нам РаШИ (р. Шломо Ицхаки; род. 1040, ум. 1105), ссылающийся на более древнее толкование-мидраш р. Танхумы (вторая половина 4 века), который сам является компиляцией различных комментариев 3-го века, опирающихся на еще более древнюю традицию. Реконструкция вполне надежна.
Впрочем, опять-таки, нам подтасовка ясна без дополнительных комментариев, и мы можем ответить на вопрос Кораха и компании достойно: лидер не равнее других. Он лидер по тому праву, хотя бы, что за ним пошли. Он лидер по тому праву, что он дает народу конструктивную силу, и, наконец, потому, что с ним Бог, а Бог имеет право выбирать себе людей. Потому что люди не равны. Люди рождаются равными, да, но к зрелости каждый из них проделал уже некий путь и достиг положения, каждый - своего. И те, кто достигли власти - заслужили ее. Даже фараона Бог и Моше приперли к стенке, но не выводили евреев из Египта без его разрешения. Не могли? Да нет, могли, конечно, но уважали власть фараона! Только он сам мог отпустить евреев из своей страны! (Это рассуждение о фараоне - комментарий, услышанный мной от Юленьки, мудрейшей еврейской женщины, моей мамы и аврехит нашей йешивы; а в ее сознание этот комментарий вошел непосредственно от Творца; слава Ему и слава ей!)
Моше - человек не советский; скромный и неискушенный в дрязгах. Он, слыша слова Кораха и компании, падает перед ними ниц, закрыв лицо руками. Ему плохо. Он говорит: все хороши, говорите, сыны Леви? Ладно, принесите, каждый из вас, благовония в курильнице. Чью жертву пожелает Творец, тот из вас и будет коэном. Оставьте меня. Завтра утром поглядим.
Потом он сказал (до него доходило): слушайте - разве мало вам, что вас, сыновей Леви, отделил Всевышний для того, чтобы вы работали с Мишканом, с переносным Храмом? Вы еще и коэнами быть захотели? Так это не к нам претензии - это к Богу, причем тут Аарон? Бог решил, что он должен приносить жертвы.
...Датана с Авирамом, вождей из колена Реувен, уже не было поблизости, как сквозь землю провалились. Им внутрилевитские проблемы - кто что будет делать в Храме - были неинтересны. Им (как отмечает РаШаР Гирш) было интересно учредить такое равноправие, при котором они могли бы заменить Моше.
А что делает Моше, человек, по слову которого чернеет полуденное небо и расступается вода морская? Он посылает к Датану и Авираму парламентариев! Он покорно и униженно просит их продолжить переговоры!
Вот это - настоящая свобода. Лидер уважает права граждан - не за счет собственных прав.
А что Датан, что Авирам? Они посылают ответ: "не придем". И дальше - знакомое объяснение: "разве мало, что ты нас вывел из земли, текущей молоком и медом, чтобы умертвить нас в пустыне, тебе надо еще и еще навластвоваться?" ("Землей, текущей молоком и медом" в лексиконе Моше называется Ханаан; Датан и Авирам теми же словами называют Египет!). "А теперь еще ты ведешь себя так, что это унижает тех людей (т.е. Кораха и компанию). Не придем". Не хотят вести переговоры, хотят играть в войну.
Это была последняя капля. Моше воскликнул: Господи! Не принимай их жертвы! Я же не трогал ни одного осла из них!
Что он имел в виду - ослов, принадлежащих тем людям, или самих их в сердцах обозвал ослами? Его можно понять.
Конец истории: Кораха и его команду поглотила земля. Двести пятьдесят лидеров сгорели в небесном огне. Жестоко. Справедливо. Потому что процесс должен продолжаться, и тормозить его бесконечно ради удовлетворения чьих-то эго нельзя.
Путь к обетованной земле продолжался. Он продолжается и сейчас. И история Кораха актуальнее с каждым днем. Шаббат шалом!