Виртуальная Йешива "Маасэ Рэшэт"

Комментарий к недельным главам

Недельная глава: МИШПАТИМ (9 февраля 2002)

(Шмот /Исход/, 21 – 24)

После того, как весь народ приобщился к основным заповедям, Единый обращается персонально к Моше и сообщает ему законы (собственно «мишпатим»), которые отныне регулируют общественную жизнь евреев. Здесь и законы о социальной справедливости: например, «чужеземца не обманывай и не притесняй, ибо чужеземцами были вы в земле египетской» (22, 20)  (этот основной закон повторяется еще раз и еще раз в Торе; ложь европейских антисемитов, создавших фальшивые «протоколы сионских мудрецов» в 19 веке, рассчитана на то, что Тору никто внимательно читать не будет...). Здесь и законы об имуществе: «если даст человек другому осла, вола, ягненка или другую скотину на хранение, и скотина пала, пострадала или была украдена, когда никто не видел; клятва Единого, что второй человек не злоупотреблял имуществом первого, должна создать доверие между ними; хозяин возьмет (умершую или пострадавшую скотину) и не будет требовать с хранившего никакой платы» (22, 9-10). Законы о морали: «высказывая свое мнение (в диспуте, суде и т.д.), не жди, пока обозначится большинство, чтобы это большинство поддержать» (23, 2). Законы о семье: «если мужчина соблазнит непросватанную девушку и переспит с ней, он обязан сделать ей предложение (букв.: заплатить калым, чтобы взять ее в жены); если же ее отец откажется дать ее ему в жены, он (мужчина) должен заплатить (семье девушки) калым, как тот, что требуется за девственницу» (22, 15-16).

Последний закон уже требует пояснений в наши дни: создается впечатление, что девушку никто не спрашивает, что ее «покупают»... а это не так! Именно отец девушки выражает здесь её волю. Почему не сама девушка? Потому что Тора не политкорректна, а практична: девушку в такой ситуации обычно легко уговорить поверить во что угодно (она уже «соблазненная»!), а отец трезво смотрит на вещи; отец сможет провести с соблазнителем совершенно другую беседу.

Такой же необдуманный протест может у нас вызвать обширное законодательство, связанное с рабством. Год назад мне был переслан список вопросов явно насмешливого толка, которые должны были, по-видимому, показать устарелость Торы в наше время. Я попробовал ответить на них в духе Торы (см. Шеэлот у-Тшувот -> Серьезные ответы на насмешливые вопросы). Среди вопросов был и такой: ”Я собираюсь продать мою дочь в рабство, как указывается в Исход 21:7. Как вы думаете, при ее возрасте в сегодняшней ситуации какова была бы справедливая цена за нее?”. Я ответил: «Тора не поощряет рабство, а всего лишь дает предписание, как вести себя в глобальном обществе, где таковое рабство - норма. Таким обществом является и наше, и, думается, следует проконсультироваться с одним из агентств по трудоустройству Hi-Tech, где трудятся рабы и рабыни наших дней. В Израиле, например, рабыня с высшим образованием по вычислительной технике может вполне быть продана за 14-15 тысяч шекелей в месяц». В самом деле, рабство в том виде, как оно описано в Торе, не сильно отличается от современных отношений между работодателем и сотрудником.

Все заповеди Торы продолжают быть актуальными и в наши дни; только ярлыки и внешняя скорлупа меняются.

Эта актуальность лишний раз демонстрируется нам, когда в нашей главе дается определение границ Эрец-Исраэль, которая дана нам Единым: от восточного залива Красного моря до моря Средиземного на западе; от южной пустыни до Большой Реки на севере. До какой реки? До большой. Она здесь не названа. Может, до Литани (теперь в Ливане). А может, до Евфрата. Кто нас, агрессоров-то, знает?

Шаббат шалом!