Виртуальная Йешива "Маасэ Рэшэт"

Комментарий к недельным главам

Недельная глава: МИШПАТИМ (1 февраля 2003)

(Шмот [Исход], 21 – 24)

И взял (Моше) книгу Завета, и прочёл слушавшему народу. И сказали они: всё, что сказал Единый, мы будем делать и будем слушать (24,7).

Если искать стадию, где мы заключаем договор с Творцом Всех Миров именно как Его народ на Земле - это здесь. Если искать границу между Путём Единого, путём праведности, путём Ноаха /Ноя/, и его особым частным случаем - путём коллективной общинной ответственности - это здесь. Если искать момент, когда возник Народ Торы - это здесь.

Из Египта вышли люди. Народом они (в какой-то степени) стали, перейдя через Красное море. Десять Заповедей с горы Синай слушал народ, но это ещё не был Народ Торы, Народ Завета. Это ещё не был еврейский народ как таковой. Как сотрудник начинает работу на предприятие в тот момент, когда он выражает полное согласие с условиями своей работы (подписывает договор), так и еврейский народ словами Наасэ вэ-нишмА "мы будем делать и будем слушать" поставил свою коллективную подпись под Договором, текст которого - книга Завета - является первой в истории записью еврейского законодательства, предшествующей даже Скрижалям.

В этой "книге Завета" содержались именно заповеди, которые записаны в нашей недельной главе - а она необычайно насыщена ими (насчитывают 53 заповеди в одной главе "Мишпатим"!). Такой вывод о содержании книги делают комментаторы - в частности, РаШаР Гирш. Эти заповеди направлены на упорядочение отношений между людьми, они готовят именно к существованию в качестве народа.

В частности, в этой главе - то-есть в книге Завета - определяется экономика как система энергетического взаимодействия между людьми. Деньги - универсальное средство передачи энергии, но сами по себе энергетической ценностью они не обладают. Человек может давать своему собрату напрокат любой предмет, но он не может давать напрокат (т.е. в рост) деньги. Торговля деньгами - использование денег, чтобы создавать новые деньги - в корне отличается от торговли предметами, несущими ценность. Торговля деньгами в границах еврейского народа запрещена: биржевые махинации, ссуды под проценты - всё это обозначает глобальную энергетическую нестабильность, потому что деньги не имеют отдельной ценности - они только представляют собой эквивалент накопленного потенциала приобретения.

Наш современный мир, где деньги давно заняли место в качестве именно отдельной основополагающей ценности, в этом смысле ПРОТИВОРЕЧИТ законам Торы. Думается, что нам стоит это запомнить.

* * *

Прослушав заповеди, записанные в книге Завета, народ ответил: "мы будем делать и будем слушать", установив информационный круговорот между собою и Творцом. После заключения этого договора с избранными представителями народа - Моше, Аарон, сыновья Аарона и старейшинами родов - происходит нечто странное.

И поднялись Моше и Аарон, Надав и Авиху и семьдесят из старейшин Израиля. И увидели они Бога Израиля, а под Его ногами - как бы нечто, подобное сапфировому кирпичу, сравнимое по своей чистоте с небесами. А к благородным людям из сынов Израиля Он не простёр Своей руки: так они видели Бога, и при этом ели и пили (24,9-11).

На первый взгляд эти строки кажутся дикими, совершенно не соответствующими последовательному взгляду на Единого как на Всеобъемлющего Творца, которого никакие понятия о форме и телесности не в силах ни вместить, ни описать. Создаётся даже такое ощущение: вот, сейчас комментаторы кинутся объяснять, и всё это будет за уши притянуто; а на самом деле - пережитки язычества, мол.

Нас такой подход не устраивает: притянутое за уши нам не нужно. Мы верим в то, что Тора описывает подлинные события. Если окажется, что противоречия нельзя замазать, в Тору мы верить не сможем, надо будет искать (или сочинять самим) другую священную книгу. Так есть ли у Бога ноги? И что видели старцы? И, кстати, куда же это они "поднялись"?

Рассмотрим современную книгу по иудаизму, главу о празднике Рош ха-Шана (Новый Год). Наверняка мы найдём что-нибудь вроде: "в этот день Всевышний открывает Книгу Судеб и записывает в неё план жизни каждого человека на ближайший год. Этот план Он подписывает через десять дней, в Йом-Киппур".
Совершенно ясно, что автор такого текста, как и его читатели, понимают, что Единый находится вне понятия времени, и фраза "в этот день Всевышний делает то-то" уже лишена смысла. Совершенно ясно, что фраза "Всевышний открывает Книгу Судеб" подразумевает некую человекоподобность, подразумевает, как минимум, применимость к Творцу материальных категорий. Совершенно ясно, что буквальный смысл текста полностью противоречит всей основе еврейского вероисповедания.

И тем не менее такой текст оправдан, так как является попыткой передать нормальным человеческим языком нечто из области высшей, божественной механики. В статье "Йом Киппур - день утверждения плана" я написал: В понятиях земного времени (как мы его понимаем) план жизни каждого человека проходит «генеральную ревизию» раз в год. Новый документ составляется в первый день осеннего месяца тишрей – Рош ха-Шана, а окончательно подтверждается в десятый день того же месяца – Йом-Киппур, или День Искупления
. "Как мы его понимаем" - намёк на то, что описываются понятия нематериальные. Но и наш отрывок из Торы делает такие намёки: как бы нечто, подобное сапфировому кирпичу. То-есть, нет, не кирпич. И, очевидно, "под ногами" в каком-то другом смысле.

Так мне было показано: вот Господь стоит на отвесной стене, и в руке Его - отвес (Амос 7,7). Пророк Амос (живший в 8 в. до н.э.) вовсе не имел в виду антропоморфного Бога в спецовке со строительным инструментом в руке. Он создавал в душе слушателя образ Творца, вымеряющего Свое творение, чтобы отделить прямое от кривого. Отвес здесь имеет значение как образ инструмента Творца, а рука - фигура речи для того, чтобы оперировать нормальными понятиями. В чём ещё, как не в руке, можно держать отвес?

Пророческое откровение, вызвавшее зримый, реальный образ свыше - вот как мы, вслед за р. Авраамом Ибн-Эзрой, читаем наш отрывок. И Моше со старейшинами видели Бога с кирпичом под ногами в том же смысле, в котором через семь веков Амос видел Его с отвесом в руке. И - никакого язычества. И - не притянуто за уши, а, наконец, понято. И "поднялись" они вовсе не на гору Синай - они вместе с Моше ели и пили у её подножия. "Подъём" был изменением в духовном состоянии - так они смогли получить откровение, но оно не причинило им боль или травму, которая бывает у неподготовленного: Бог "не простёр Своей руки" к ним (устойчивая метафора, означающая: Он им не навредил).

Но - в чём, собственно, смысл образа? Что означает отвес в видении Амоса, мы понимаем. А кирпич здесь?

Они увидели, что "под Его ногами", то-есть: ради построения Престола Его Величия, один кирпич был положен заключением этого договора - так пишет РаШар (р. Шимшон бен Рафаэль Гирш). Итак, договор есть первый кирпич, положенный Израилем к стопам Бога. Любое действие, совершённое еврейским народом во Имя Единого, укрепляет некое здание, которое мы сообща призваны построить. По многим другим описаниям мы можем понять, что это здание (он же Престол Величия) - это то качественно новое состояние человечества (не только еврейства!), в котором оно будет способно на прямой и постоянный диалог с Единым. Ответственность за воздвижение этого здания лежит на нас в целом (у каждого человека, у каждой группы, у каждого народа есть такие "здания", есть индивидуальные задачи; из них, наверное, и складывается доступный нам мир). Дай нам, Боже, мудрости, добра и силы делать ежечасно правильный выбор, чтобы построить наше здание правильно, соразмерно и беспрепятственно, не мешая всем другим строить те здания Твоей славы, которые Ты поручил строить им!

Шаббат шалом!

* * *

Эта беседа посвящается памяти израильского космонавта Илана Рамона, погибшего в этот шаббат при взрыве космического корабля "Колумбия". На борт корабля Илан Рамон взял с собою и маленькое издание Торы, прошедшее через немецкие концлагеря. На Земле у него остались жена и четверо детей. Светлая и вечная память тебе, Илан бен Элиэзер!

* * *