Виртуальная Йешива "Маасэ Рэшэт"

Комментарий к недельным главам

Недельная глава: НИЦАВИМ+ВАЙЕЛЕХ (31 августа 2002)

(Дварим /Второзаконие/, 29,9 - 30,20 [Ницавим] и гл. 31 [Вайелех])

Нам надлежит сделать выбор. Всем вместе и каждому по отдельности. Выбор труден и шансы ошибиться столь велики, что большую часть нашей главы (и "Ницавим", и "Вайелех") занимают описания последствий ошибки.

Кто - действующие лица спектакля о выборе? Моше сходит со сцены: он предвидит свою скорую смерть и готовит народ к смене декораций. Остаются: Единый, мы - и Тора.

Какую роль играет эта книга? В первую очередь, оказывается, не свода законов, не хроники: предупреждения.

Моше говорит: Берите эту книгу Торы и поместите ее в боковую часть Ковчега Завета Единого, и будет там, чтобы свидетельствовать перед тобой; ведь я знаю вашу мятежность и твердолобость - при моей жизни, до сих пор, вы  поступали наперекор Единому, так ведь и будет после моей смерти! (31,26-27)

Выбор был предоставлен, и пророчество записано: после смерти Моше Израиль выберет неверно, нарушит заветы Творца и пострадает за это. Описаны - подробно, Нострадамусу и не снилось! - как первое Изгнание, так и второе, многовековое; описано и возвращение из второго Изгнания - то, что мучительно, но все же происходит на наших глазах.

О чем же предостережение? О каком свидетельстве может идти речь?

Я понимаю, что речь идет о следующем выборе. Тора превращается в "свидетельство" (слова Моше!) для тех, кто живет во времена, когда всё, сказанное в Торе о последствиях "неверного выбора", уже сбылось.

Таким образом, в нынешних недельных главах Тора говорит уже непосредственно с нами. Нам тоже предстоит выбор, сейчас, в эти же дни.

И теперь речь идёт не только об Израиле. Тора стала священной книгой для многих народов мира, и выбор ставится сегодня перед всеми.

Что мы можем понять о новом выборе? Это - выбор мировоззрения. А вдруг есть среди вас мужчина, или женщина, или семья, или племя, у которого сердце отклоняется сегодня от Единого... и, услышав эти слова, он благословит самого себя в сердце своем, говоря: со мной все будет в порядке, ведь я иду по велению сердца моего! (29,17-18). Мы знаем, что если сердце человека настроено на Всевышнего, то в этом сердце звучит Его голос; а если оно настроено на самого человека, в нем не звучит ничего.

Итак, предлагается правильный вариант выбора - со следующей аксиоматикой:

1) Единый, Первопричина всего, Творец Миров, Бог - персонально присутствует в моей жизни, ведет ее; всё, что происходит со мною - от Него. Ибо Единый, Бог твой, Он Сам идет с тобою - не отпустит тебя и не оставит тебя (31,6).

2) Я существую в системе коллективной ответственности. Отвечая за собственные поступки, я еще связан неразрывно с другими людьми. В первую очередь это - моя семейная ячейка (муж/жена, дети, родители); во вторую очередь, мое ближайшее окружение (друзья, коллеги, родственники); в третью очередь, мои соседи/единоплеменники/знакомые; в четвертую - мое племя/народ... и так далее. Мой завет с Единым неотделим от моего завета с моими родными, причем степень связи должна увеличиваться при приближении к моей семейной ячейке.
Структура описана в 29,9-11: Вы стоите сегодня все перед Единым, Богом вашим: ваши предводители, ваши племена, старейшины, должностные лица, все люди Израиля; дети, жены ваши, чужеземцы, которые среди вашего стана; (все) от твоего дровосека до твоего водоноса: чтобы ты вошел в союз Единого, Бога твоего... (также: 29,17; 29,28; и еще во множестве мест).

3) Все люди, находящиеся в завете с Единым, неразрывно связаны друг с другом и должны содействовать друг другу (Тора называет всех людей Завета в ЕДИНСТВЕННОМ числе, как единое целое!). Эта связь - не биологическая, даже не идеологическая: она духовная. (Связывающим звеном повсюду назван именно Единый!).

Мне кажется, что, если мы примем сегодня такую систему ценностей, мы вновь войдем в систему Прямого Присутствия Единого, которое уменьшилось, когда наши предки отошли от Торы: А Я полностью сокрою Свой Лик в тот день, за всё зло, что он сделает... (31,18). Достаточно почитать Книгу Судей, чтобы понять, насколько стремительным был откат Израиля - носителей Торы! - от Учения Единого, непосредственно после смерти Йехошуа бин-Нуна /Иисуса Навина/, ученика Моше. Даже родной внук Моше оказывается священнослужителем при храме, посвященном (хотя бы) Единому, но со странными языческими атрибутами...

...Мы живем в особенное время. Выбор, стоявший перед Израилем тридцать пять веков назад, встал перед всеми нами сегодня. Путь намечен. Несомненно, от этого перекрестка отходят несколько путей. Некоторые люди пойдут одним путем, иные - другими. Но широкая дорога Завета, со-творчества с Творцом Всего Сущего - предложена нам.

Помоги нам, Всесильный, ступить на этот путь смиренно и праведно.

И ты вернешься к Единому, Богу твоему... и вернется Единый, Бог твой, с твоим возвращением; и будет милосерден к тебе (30,2-3).

Шаббат шалом!

* * *

В этом году из-за взаимного расположения суббот и праздников главы читаются вместе. В прошлом году они читались в две разные субботы.