Виртуальная Йешива "Маасэ Рэшэт"

Комментарий к недельным главам

Недельная глава: РЕЭ (3 августа 2002)

(Дварим [Второзаконие], 11, 26 – 16, 17)

Как мы обсуждали в прошлом году, в этой главе Моше обсуждает переход от стадии странствий (которая изначально рассматривается как временная - и временными считаются её законы) к постоянной, оседлой жизни: объясняется, какие законы изменятся с момента перехода через Иордан, и как именно они будут меняться. В частности, мы видим, что изменения постепенны: например, некоторые жертвоприношения разрешено приносить "по местам", пока не избрано общее место жертвоприношения (таким местом стала в результате Храмовая гора в Иерусалиме, купленная Давидом за 600 шекелей) - но после того, как это место фиксируется, все жертвы надо приносить только там.

Между делом, в процессе обсуждения жертвоприношений, Моше формулирует центральный тезис оседлой жизни еврейского ордена.

...и радуйтесь любым своим занятиям - вы, и семьи ваши, которыми каждого из вас благословил Единый, Бог ваш. Не делайте (более) так, как мы всё время делаем здесь сегодня; (напротив), каждый (пусть делает) всё, что правильно в его глазах. (12,7-8 )

Итак, наконец, свобода. В рамках закона, в рамках системы Учения, в рамках установленной системы суда и власти - свобода личности.

Я прошу обратить на это внимание! Еврейское государство оказывается построенным на уникальном в древнем - да и в современном! - мире принципе - на свободе действовать по своему усмотрению.

Не случайно в этой же главе описывается и законодательство о содержании т.н. "еврейского раба" - по сути дела, наемного рабочего с шестилетним контрактом. Напоминаю лишний раз, что противопоставление еврея нееврею - НЕ расовое: евреем может стать любой человек.

Не случайно в этой же главе приводится и закон, повелевающий сравнять с землёй еврейский город, в котором вводится массовое идолопоклонство. Казалось бы, речь идет о нарушении декларированной свободы личности. Но организованный, групповой бунт считался поводом для войны во все времена - а здесь идет речь о бунте против основной этической системы народа! Более того: такая мера является предохранителем, стратегическим оружием, ставящим массовое идолопоклонство (человеческие жертвоприношения, оргии и т.д. как часть городского ритуала) вне всякого "консензуса".

Итак, границы свободы указаны, но она - несомненна. Этим, казалось бы, общество Торы напоминает современное демократическое общество.

Это, безусловно, не так. Общество Торы гораздо свободнее.

Мы привыкли соотносить понятия "свобода" и "демократия" - хотя афинская демократия не была свободной по нашим меркам, да и современное американское общество, как мы все знаем, будучи эталоном демократии, далеко не всегда является эталоном личной свободы: строгое законодательство запрещает даже многие формы самовыражения, перекрывая свободу слова.

С другой стороны, мы знаем недемократические общества, где царила свобода: такой была, например, Окситания (южная Франция) эпохи раннего Средневековья (мой добрый друг Александр Певзин отлично повествует об этом в своём курсе лекций на эту тему).

Итак, общество Торы, по сути своей недемократическое: его главная административная ячейка - семья; его движущая сила - мораль и этика; основа гражданского долга - принятие реальности ведущего Провидения, и слышание Его голоса; судьи - основные представители власти - выбираются, но контроль над их деятельностью опять-таки предается в руки Высших Сил (без посредника!). При этом оно ориентировано на свободу слова и поступка - причем и слово, и поступок ограничивается критерием "каждый будет делать всё, что правильно в его глазах". "Правильно" - конечно, с точки зрения морали Торы.

Не лишним будет напомнить, что в таком виде общество Торы (пока!) так и не было построено. Близкое к этим принципам общество существовало в течении ок. 300 лет (т.н. "период судей"); ранняя монархия тяготела к законам Торы, но искажений было всё больше и больше; затем, с явного попустительства царей, Тора была и вовсе забыта. Тем не менее мы верим, что такое общество построено будет. Именно о таком обществе мы говорим, молясь о приходе Машиаха - Помазанника. Не о "тёмной теократии", не о "диктатуре религии", а о свободном обществе, построенном на принципах морали, этики и одухотворённости.

Шаббат шалом!

* * *