Виртуальная Йешива "Маасэ Рэшэт"

Комментарий к недельным главам

Недельная глава: ТАЗРИА + МЕЦОРА' (13 апреля 2002)

(Вайикра /Левит/, 12 - 13 ["Тазриа"] и 14 - 15 ["Мецора'"])

Смотрим в самое начало главы.

Когда женщина, забеременев, родит дитя мужского пола... на восьмой день будет обрезана его крайняя плоть. (12, 2-3).

Мудрецы писали, что женщина по определению своей функции ближе к Творцу, и поэтому "телесное" закрепление договора с Единым необходимо только мужчине.
Но - откуда взялся восьмой день?

Когда мы читали главу "Берешит", мы познакомились с Шестью Днями Творения, и с Седьмым Днем - днем "Отдыха Всевышнего", который длится и сейчас. Привычное нам мироздание описывается законами Седьмого Дня: "из ничего - ничего не творится", "Бог во всём, но присутствие Его неявно", "ломать легче, чем строить"...

Но Седьмой День священен, потому что он - итог творения, сумма достижений. И благословил Бог День Седьмой, и освятил его - ведь в этот день он успокоился от всяческого труда, который творил /бара'/ Бог, чтобы (его можно было) делать /ла'асот, корень "'аса"/. (Берешит /Бытие/, 2, 3). Итак, шесть дней творились все элементы бытия и возможность взаимодействия между ними. В Седьмой день мир не творится; можно "делать" те процессы ("труд"), на которые он был "запрограммирован" в те шесть дней. Можно выбирать возможности.
Седьмой день - день свободного выбора; для зверей нет субботы - они живут до сих пор по законам шести дней творения (исключая домашних животных, на которых заповедь о субботе как раз распространяется!).

Значит, это - тупик? Так и будем жить в мире "делания", а не "творения"?

Нет. Святость Седьмого дня, единение с завершением первой недели Творения - вещь великая сама по себе; но нам обещано большее.

130 лет назад писал рав Шимшон бен Рафаэль (РаШаР) Гирш: "Человек выделяется из сотворенных, лишенных выбора ('шесть') /т.е. ограниченных шестью днями творения. - Э./, и становится обладателем свободы выбора ('семь') /т.е. живущим по законам Седьмого дня. -Э./. Это право он получает только в рамках договора с Единым.
На Восьмой же день он рождается заново для своего еврейского назначения; это рождение основано на Божественной свободе выбора, данной человеку - с той же целью, но на более высоком уровне.
Восьмой день - как бы "октава" первого дня, но в более возвышенной степени."
(Йешурун, т. 5, цит. по комментарию к гл. Тазриа).

Итак, оказывается, будет и следующий виток. Вот в чем цель создания еврейского пути, договора на горе Синай! Наша цель, цель рыцарского ордена под названием "еврейский народ" - подготовить мир Седьмого Дня Творения к наступлению Восьмого Дня.
РаШаР пишет: "Израиль - восьмой проект творения, продолжающий семь проектов творения мира. Более того: Шаббат /седьмой день недели. - Э./ есть знак и напоминание о Творце, а Израиль - вестники Шаббата, разглашающие его значение всему миру. Они суть 'восьмой', существующий ради 'седьмого'" (там же).

Эта подготовка - нелегкая работа. Каждый человек, считающий себя евреем, любой человек, ощущающий себя частью договора Торы, обязан ей заниматься. Свет Единого, добро и гармония Его должны распространяться вокруг каждого еврея. Тогда сможет, наконец, наступить Восьмой День Творения, когда Свет будет сотворен по-новому; когда люди всех народов Земли вступят в прямое общение с Единым и будут слышать Его голос чётко, точно и ясно.

А пока - Шаббат шалом!

* * *