Виртуальная Йешива "Маасэ Рэшэт"

Комментарий к недельным главам

Недельная глава: ТОЛДОТ (9 ноября 2002)

(Берешит [Бытие], 25,19 – 28,9)

Голос - голос Яакова, а руки - руки Эсава (27,22).

После такого саркастического замечания очень трудно поверить, что Ицхак не догадывался о том, кто перед ним. Так и слышится старческий голос, хмыкающий себе под нос: "Ндааа... руки-то руки, а голос...".

В самом деле, мы знаем об особой близости между Ицхаком и Ривкой, его женой (это первая пара, о которой сказано "и полюбил он её"). Если бы это был обман, разгаданный Ицхаком - если не по голосу, то после визита разъярённого Эсава - разве призвал бы его через короткое время Ицхак снова для очередного благословения? Меж тем и призвал Ицхак Яакова, и благословил его (28,1).

Обмана здесь быть не могло. Здесь был заговор, и, чем больше перечитываешь нашу главу, тем яснее он становится. Заговор Яакова и Ривки против Эсава? Нет! Заговор Ицхака и Ривки, нацеленный на Яакова и Эсава. Испытание.

Мы знаем, что Ицхак в юности оказался участником тяжелейшего испытания, устроенного его отцу Самим Всевышним. Мы знаем, что переживания нашего детства и ранней молодости часто влияют на те методы, которые мы избираем для воспитания наших собственных детей.

Ицхак сказал Эсаву: пришёл твой брат с обманом и забрал твоё благословение. (27,35). Ривка, до этого, говорит Яакову: Я слышала, как твой отец говорит с Эсавом... а теперь, сын, слушайся и поступай так, как я тебе приказываю... чтобы он благословил тебя перед смертью (27,6-10). Что, не нашлось бы у Ицхака одинаковых по силе благословений для обоих сыновей? У самого-то Яакова к старости нашлось для всех двенадцати!

Что такое благословение? Молитва Единому. А у Единого-то запас не оскудеет!

Нет, Ицхак и Ривка не могли не спланировать это испытание. Яаков был спокойный человек, сидящий в шатрах (25,27): ему испытание на энергичность, на целеустремлённость. Будет ли он готов, пусть по материнскому наущению, пройти этот ритуал? Оказалось, что да. А Эсав - человек, умеющий охотиться, человек поля (25,27): ему дано испытание на спокойствие. Будет ли он готов простить близнеца-хитреца - не чужого человека, а знакомого с материнской утробы, родного: мы не знаем многого о их детстве, но можем представить, что, как любые близнецы, провели много времени вместе. Эсав не выдержал "тест", хотя, много позже, простил брата.

Непростыми оказались Ицхак с Ривкой. Изначально поделили они функции - и полюбил Ицхак Эсава, ибо об охоте речь его, а Ривка любила Яакова (25,28; а РаШИ понимает "об охоте речь его" как "он (Эсав) ловит отца в капкан ложно благочестивыми речами"). Можно представить себе, что любящая, рабочая пара Ицхак-Ривка смогла хорошо поставить воспитание детей: охотником больше занимался отец, сам немалый хитрец (см. 26,7-13), а нежным и спокойным "сидящим в шатрах" - мать. И спектакль с благословением они разыграли неплохо. А если нас смущает моральная сторона - фактически Яаков мог подумать, что мать призывает его обмануть отца! - то стоит вспомнить, что наши дети умнее, чем нам обычно кажется: моральные принципы и этику Яаков, наверное, воспринял и так - в тех многочисленных эпизодах из жизни этой примечательной семьи, которые остались за гранью повествования Торы...

* * *

Надо добавить ещё одно. Описывая события с точки зрения Яакова, Тора говорит нам прямым текстом: и не узнал его (Ицхак - Яакова), ибо были руки его как руки Эсава, брата его, волосатые; и благословил его (27,23). Как мы видим, понимать эти слова буквально - то же самое, что посчитать Ицхака, упаси Единый, круглым дураком. Это именно с точки зрения взволнованного Яакова вещи выглядели так. Что мы можем из этого заключить о Торе? Да, Тора говорит простым языком. Но иногда, чтобы понять, что именно она говорит, первого и простейшего прочтения не хватает. Надо перечитывать, обдумывать, сравнивать... и понимать новые вещи: в Торе и в жизни.

Шаббат шалом!

* * *