Виртуальная Йешива "Маасэ Рэшэт"

Комментарий к недельным главам

Недельная глава: ВАЙИКРА (31 марта 2001)

Сегодняшний разбор недельной главы посвящается моей свояченице Михаль: это её недельная глава, потому что она родилась в неделю, когда её читали, 13 лет назад.

Странная глава читается у нас нынче. Больше похожа на отрывок из поваренной книги, чем на моральное поучение, которое мы привыкли видеть в Торе. Большая часть главы - детальное описание не очень аппетитных процедур, которые коэн должен проделать с останками крупного или мелкого рогатого скота, или в крайнем случае (за неимением оного) птицы, с целью принесения их в жертву Творцу Вселенной. Там и почки, и селезенки, и перья, и кровь, и всё такое, от чего сразу появляется чувство отторжения и желание поскорее закрыть Книгу, в которой мы ожидали в очередной раз прочесть что-нибудь душеспасительное, общественно-полезное и, желательно, соответствующее принятым в наши дни моральным нормам.

Облом. Потому что Тора - не моральное поучение и уж тем более не политкорректный катехизис наших дней. Тора - это книга строения Вселенной, и в ней, как и в самой Вселенной, много мест необычных и непонятных... но к этим местам можно привыкнуть, и эти места можно понять. Главное - желание. Потому что если смотреть на Тору высокомерно - пережитки, мол, древних обычаев - или сквозь решето - это возьмем, пригодится, а вот это устарело давно - мы никогда не сможем понять.

Вот, например, почему Моше гневался на еврейский народ за то, что тот построил золотого тельца, а потом сам взял да и построил медного змея (Бамидбар [Числа], 21)? Почему "и ведьме не давайте жизни", почему запреты на всякие, казалось бы, магические действия - при том, что многие поступки Моше, Иехошуа, Элиягу (Илии) иначе, как магией, не назовешь? Почему "не убий", но "Амалека уничтожь"? Почему формулируются максимально общие по смыслу законы общей морали - десять заповедей - и сразу после них на протяжении многих глав долго толкуется о том, как надо отделять печень жертвы от селезенки оной? Как, наконец, понять самое страшное из жертвоприношений - несостоявшееся жертвоприношение Авраамом собственного сына?

Проще всего - решетом. Это - нам, это - игнорируем. Но так нельзя. Нечестно. Из Торы слова не выкинешь и за уши смысл не притянешь. Да и не нужно. Нужно понять. А для этого нужно захотеть понять. Изначально принять за аксиому то, что написанное - не бессмыслица. И тут же появляются, один за другим, глубочайшие скрытые смыслы - и не "притянутые за уши", а столь ясные, что их и скрытыми-то трудно назвать.

Перед нами - глава "Вайикра", с ее рецептами жертвоприношений. Из неё мы видим:

- что жертва - та или иная - необходима;
- что она должна быть особым образом подготовлена, чтобы быть чистой;
- что она - часть регулярного служения, но есть особые жертвы для искупления грехов и очищения;
- что приносит жертву за человека (или за весь народ) коэн;
- что часть жертвы сжигается, а часть съедается принесшим ее и коэнами.

При первом же прочтении обнаруживаем, что, оказывается, приносить в жертву необязательно животное или птицу. Можно и муку - только самую лучшую и, если приносится не сама мука, а мучное изделие, обязательно не взошедшее: мацу можно приносить в жертву, а хлеб - нет.

Кто может приносить в жертву Всевышнему мучные изделия? Оказывается, только бедняки: те, у которых нет средств на птицу. А птицу? Только те, у кого нет средств на козла, барана или быка. При этом, если тебе по средствам бык, желательно принести именно быка, но уж точно никак не меньше барана или козла.

Что-то начинает проясняться. Тора давалась народу тогда, когда мучными изделиями довольствовались бедняки. Люди побогаче ели птицу, а самые зажиточные - баранину и говядину. В жертву Богу приносить надо то, что ты ешь, при этом - самое отборное; сверх того, надо соблюдать некоторые правила - что-то отделять от мяса, в муку не добавлять меда и дрожжей...

Значит, жертвоприношения - воспитательная мера? Способ заставить человека продемонстрировать готовность поделиться с Богом?
На этот счет в средние века существовали два основных мнения: два великих человека по имени Моше пытались объяснить сказанное Богом самому великому из носителей этого имени.

Рабби Моше бен Маймон (РАМБАМ, Маймонид) говорил, что жертвоприношение - способ отучить евреев от язычества. В языческих культах Средиземноморья центральным элементом были жертвоприношения богам. Принося ТАКУЮ ЖЕ жертву, но Единому Богу, человек в понятной ему системе образов декларировал свое принятие Единого.

Рабби Моше бен Нахман (РАМБАН, Нахманид) говорил, что евреи - энергоноситель Вселенной, и нельзя пренебрегать мельчайшими тонкостями этой работы. Если Бог повелел нам приносить жертвы таким образом, значит, это соответствует строению тонких миров, и все непонятные части обряда (окунуть палец в кровь, брызнуть семь раз...) отражают непонятные, но вполне реальные свойства неплотной архитектуры невидимого мира.

Постепенно стало понятно, что правы оба. Р. Нафтали Краус, цитируя р. Меира-Симху ха-Кохэна из Двинска, различает функционально разные типы жертвоприношений (жертвы, принесенные в Храме; жертвы, принесенные на локальном алтаре; молитвы, заменяющие жертвы), и "примиряет" РАМБАМа и РАМБАНа; но мы здесь, не вдаваясь в подробности, можем "примирить" их следующим образом.

Да, евреи - энергоноситель Вселенной (ор ла-гойим). Да, функция, возложенная на евреев - участие в энергообеспечении всех миров. Да, жертвоприношения - способ исполнения этой функции. Но - НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО для этого резать быка или барашка. Сама Тора говорит нам, что любая жертва годится, если она - часть ЛУЧШЕГО, что мы можем дать. Быки, барашки, голуби, тесто - составляющие повседневного рациона тех времен, когда впервые с Синая прозвучали слова Закона. Какой рацион наших дней, что мы можем принести Ему в жертву? Это вопрос, стоящий перед каждым и каждой из нас.

Шаббат шалом!