Виртуальная Йешива "Маасэ Рэшэт"

Комментарий к недельным главам

Недельная глава: ВАЙИШЛАХ (1 декабря 2001)

(Берешит /Бытие/, 32, 3 - 36, 43)

Очень непохожие получились близнецы – Яаков с Эсавом. Вот они, наконец, встречаются. Яакову есть за что бояться брата, которого он лишил отцовского благословения. Он готовится к худшему: делит свой лагерь надвое – Эсав побьет половину, вторая уцелеет; шлет перед собой богатые подарки – авось купится брат; говорит с ним, как слуга с господином, льстит. А Эсав? Эсаву не надо подарков; он простил брата; он ласков с ним и добр к нему.

Кто симпатичней? Абстрагируемся от мидрашей, от комментаторов, которые Эсава иначе как «Эсав-злодей» (!) не именуют. Посмотрим только на текст Писания. Кто симпатичней? По-моему, честный, прямой и великодушный Эсав выигрывает в сравнении с Яаковом, хитрым, расчетливым и льстивым.

Тогда... почему?

Эсав – предтеча «западного дипломата» в современном понимании. Он гуманен (у него, как минимум, неплохой пи-ар), незлопамятен и благороден – профессионально благороден; в жены он берет трех женщин из соседних родов (хиттиянку, хивитку [точнее, полухивитку-полухиттиянку] и дочь дядюшки Ишмаэля), хотя ему предназначена Лея из далекой Месопотамии: брак – заключение дипломатического союза, и намного более выигрышно заключать такой союз с соседями, от которых иначе грозила бы опасность...

А у Яакова никакого пи-ара нет. Он «простой человек из шатра» (Берешит 25, 27), и, как любой «простой» человек, выглядит значительно менее красиво, чем политический деятель Эсав. Да, он хитрит. Да, он льстит. Да, он защищается. Он же боится! Эсав умеет не показывать страха, подчинять свой страх своим интересам: это часть профессии политика. У Яакова нет интересов, у него есть Цель и есть Бог, и есть собственная жизнь и жизнь своей семьи.

От кого из них бы вы произвели народ Торы?

* * *

Старший сын моего прапрадеда рава Моше Ханелиса, Хаим, приехал в Эрец-Исраэль в 1925 году. Здесь у него были обширные угодья – целое имение. И родились у него два сына: старший – талантливый и трудолюбивый, и младший – менее яркий. И вот, когда Хаим умер, оказалось, что по завещанию старшему сыну отошел только один дом. Все остальное имение досталось младшему. Почему? Хаим знал, что старший И ТАК добьется успеха. Младшему нужна была помощь.

Из двух братьев, сыновей Ривки и Ицхака, наиболее ярким был Эсав. Потому и благословение досталось Яакову: чтобы он смог развиться, свободный от тени брата. Чтобы патриархом народа стал простой человек из шатра; чтобы, тысячу пятьсот лет спустя, потомки Эсава – эдомиты – приняли бы еврейство и влились бы в народ Яакова, подарив ему выдающегося и популярного политика – царя Ирода...

Шаббат шалом!

Эта беседа посвящается моему отцу, Хаим-Зеэву, сыну Амалии, ради его скорейшего исцеления от болезни. Пусть Всевышний пошлет ему силу, здоровье и излечение, и скажем: амен!