Виртуальная Йешива "Маасэ Рэшэт"
Комментарий к недельным главам
Недельная глава: ВАЯКХЭЛЬ + ПКУДЕЙ (9 марта 2002)
(Ваякхэль: Шмот /Исход/, 35, 1 – 38, 20; Пкудей: 38, 21 – конец книги Шмот)
И собрал Моше всю общину сынов Исраэля, и сказал им: вот те дела, которые повелел Единый делать; шесть дней должно трудиться, а на седьмой день будет у вас священное время, Шаббат, полный отдых перед Единым; всяк совершающий труд в этот день будет подвержен смерти. Не зажигайте огня во всех ваших жилищах в день Шаббата. (35, 1-3).
Кажется, ничего не может быть бесповоротней, чем этот приказ. «Не зажигай», «не работай» - как «не убий», «не укради». Но что – труд, а что – не труд? Если нельзя зажигать огонь, что можно с ним делать? Сидеть ли в темноте? Пользоваться ли уже зажженным?
На вопрос о труде Талмуд ответил исчерпывающе. Предыдущие главы касались темы Мишкана, святилища Единого, и создание его именовалось «трудом». Значит, труд, запрещенный в субботу, есть те действия, которые производились для строения Мишкана. Описано строительство очень подробно (см. прошлогоднюю беседу), и мудрецы смогли установить 39 типов действий, которые и запретили к совершению в субботу.
Привожу здесь только часть этих действий: чертить, резать, писать, бить молотком, шить, красить, печь, связывать, развязывать... и, конечно, зажигать огонь. Всё это было запрещено совершать в субботу, и очень большая часть еврейского народа до наших дней не делает в субботу ни одно из этих действий.
Традиционный комментарий гласит: все эти действия изменяют природу; отказываясь от них, человек констатирует власть Единого над миром.
Другой аспект кажется мне более существенным. Труд, которым занимается человек, есть способ поддержания своей повседневной жизни, заботы о материальном благосостоянии. В вечной триаде координат «Человек – Мир – Бог» человек направляет свои помыслы к Миру.
Шаббат же есть день, когда помыслы – и энергию души – направить надо к Богу, возвышая этим и себя, Человека, и Мир вокруг себя. Шаббат – день единения с Творцом, день уподобления Творцу, а вовсе не день праздности.
Эта сторона Шаббата мне кажется важней, чем констатация власти Единого над миром как таковая: ведь осознавать величие Бога можно и трудясь, ощущая себя – орудием Единого в Его работе.
Итак, что важней всего в Шаббате? Поиск Бога в собственной мысли, в себе, в своей семье, в святых словах Торы, в народе и мире. Работа духовная, взамен работы повседневной. На это значение указывают и слова недельной главы: ведь, говоря о строительстве Мишкана, дается запрет на совершение «труда» в субботу, но не указывается, что запрет соблюдался в отношении самого Мишкана! Более того, мы знаем, что в Храме в субботу совершались действия из ряда «запрещенных» в процессе жертвоприношения!
Мне кажется, что нам указывают не на само действие, а на его направление. Работа во Имя Единого – вот назначение субботы. Думать о том, что сделаешь со своей душой и своей жизнью; НЕ думать о том, что сделаешь в воскресенье со своими деньгами и долгами! – и это много важнее, чем, пробираясь от заката солнца до заката, лихорадочно соображать, не нарушается ли случайно заповедь, когда у тебя отлетает пуговица.
И, конечно же, строить свой Храм, свой Мишкан. Всю жизнь. И особенно – в Шаббат.
Шаббат шалом!
* * *