Виртуальная Йешива "Маасэ Рэшэт"

Комментарий к недельным главам

Недельная глава: ВАЙЕХИ (29 декабря 2001)

(Берешит /Бытие/, 47, 28 - конец книги)

Яаков благословляет сыновей Йосефа и Аснат, внуков гелиопольского жреца Поти-Пе-Ра и своих собственных внуков. "Я и тебя-то в живых застать не надеялся, а вот вижу твоих детей", говорит он Йосефу. "Не надеялся" - "ло пиллалти". Этот же корень, ПЛЛ, звучит в слове "лехитпаллель" - молиться. Вот что говорит об этом РАШАР, рав Шимшон бен Рафаэль Гирш: что обозначает "молитва" в еврейском понимании? Желание высказать Единому то, что у тебя на душе? Если так, то откуда дикая, бредовая идея молиться по расписанию? Разве бывает так, что "на душе" у десятков тысяч людей одновременно, как по команде, возникает желание что-то сказать Единому? Да еще - одними словами? Нет, понимаем мы вслед за РАШАРом. Молитва, в еврейском понимании, начинается не в душе человека: она в ней преображается, но начало ее пути там же, где и окончание: у Бога. Молитва - настройка человеческой души на частоту Вечности. Молитва есть работа. Не "дай нам, Господи, всего и побольше", а создание резонанса между внутренней сутью человека и Божественным, вселенским каналом, он же "Нецах", Вечность. Молитва - это еще и лечение человеческой души. Она производит изменения и в душе молящегося, и в окружающем мире. Когда человек сонастраивается с Вечным, только тогда он может и просить о том, что у него на душе: иначе просьбы его будут осквернены и искажены. В молитве "Амида" (она же "Шмоне-Эсре"), основе всех еврейских молитв, отведено место для личных просьб к Единому; оно - ближе к концу, когда процесс сонастройки уже близок к завершению.

Почему "надежда" происходит от того же корня, что и "молитва"? Надежда - тоже сонастройка своего, внутреннего, мира с какой-то картиной будущего мира. Надежда, как и молитва, может изменить и того, кто надеется, и сам мир.

Яаков признает, что надеялся НЕДОСТАТОЧНО. Получив урок надежды, благословив своих внуков, он пытается перед смертью сделать то, о чем не мог мечтать ранее.

Яаков призывает к себе на этот раз не внуков, а сыновей, и обращается к ним со стихотворной речью. Это - благословение, и одновременно - пророчество. Это обращение к двенадцати сыновьям - и одновременно к их настоящим и будущим потомкам - двенадцати коленам. Это - воплощение новообретенной НАДЕЖДЫ Яакова. Предвидел ли Яаков будущее? Мне кажется, что нет (он, скажем, не увидел особой роли потомков Леви, не описал ничего, что соответствовало бы ролям Моше и Аарона). Он его ДЕЛАЛ. Эти слова на многие тысячелетия определили ключевые моменты во взаимоотношениях между потомками Яакова. Можно сказать, что Народ-Орден, созданный Моше, это плоть, которую нарастили на костяк структуры, созданной умирающим Яаковом в своем благословении.

Талмуд (трактат Таанит) приводит знаменитые слова о том, что Яаков "не умер" (сказано: "скончался", "отправился к предкам", даже "забальзамирован": но неслучайно не сказано "умер"!). Многие мудрецы спорили о смысле этого талмудического высказывания. Адам Барух, сравнивая мнения различных раввинов, приходит к выводу, что Яаков "не умер" именно потому, что Израиль жив. Яаков - это Йисраэль, Израиль. Мы, народ Торы, называемся не "Авраам" (хотя именно Авраам открыл путь, который нам завещан), и не "Моше", хотя именно Моше сделал нас народом. Мы называемся Йисраэль, мы - это Яаков. Почему? Последняя надежда Яакова, создавшая его Благословение сыновьям, центральную часть главы "Вайехи", создала тем самым и нас. Пока мы живы - жив Яаков.

Шаббат шалом!

С Божьей помощью, мы закончили на этот год чтение книги Берешит, и на следующей неделе открываем книгу Шмот. Если народы вокруг нас поздравляют друг друга с Новым Годом - давайте поздравим друг друга с Новой Книгой!