Виртуальная Йешива "Маасэ Рэшэт"

Комментарий к недельным главам

Недельная глава: ВАЙЕХИ (21 декабря 2002)

(Берешит [Бытие], 47,28 - конец книги)

Восточная короткошёрстная кошка очень умна и общительна. Она легко привыкает к хозяевам. [Восточные короткошёрстные] кошки одинаково доброжелательно относятся и к знакомым и к незнакомым людям. Очень любят играть с детьми. Они очень подвижны и любопытны.
     "Кошки: породы, уход, разведение", Санкт-Петербург, 2001.


Хочется спросить: прямо-таки все? Если я родился восточным короткошёрстным, могу ли я позволить себе относиться к незнакомцам с подозрением? Могу ли я недолюбливать детей, которые то и дело норовят наступить мне на хвост? Могу ли я побороть своё врождённое любопытство, которое (если верить английской поговорки) губительно для всех кошачьих?

Другими словами: насколько моя судьба определяется наследственностью?

На этот вопрос Небо даёт нам ответ, и он - центральная тема нашей недельной главы "Вайехи", которая завершает книгу "Берешит"; можно сказать, что это - центральная тема всей книги "Берешит".

Нам известно - и мы говорили об этом, читая прошлые главы - что судьба человека складывается не из предопределённостей, а из задач; человеку даются ситуации, и за жизнь он должен с ними так или иначе справиться: при этом человек может выбирать различные методы решения ситуаций.

Свойства же, которые человек получает при рождении или позже - инструменты, которые Единый даёт нам для решения этих задач. Иногда мы болезненно ощущаем отсутствие того или иного свойства - но это не оттого, что нам его "не додали": это просто значит, что приобретение свойства и есть задача, которую нам предложено решить.

Каббала учит, что личность человека складывается из трёх частей. Эти части по-русски можно назвать: "душа", "тело" и "энергия" (последнее слово часто используется беспорядочно в оккультной литературе, но мы здесь используем его буквально: потенциал для совершения работы).

Соответственно, каждая из этих частей вносит свой вклад в формирование задачи, которую должен решать человек на протяжении жизни. Можно назвать этот вклад наследственностью.

Наследственность тела включает в себя то, что мы называем генотипом; но не ограничивается физическими, материальными аспектами. Я могу унаследовать от отца форму носа и разрез глаз, могу - спокойствие или вспыльчивость, могу - удачливость. Но если характер ещё укладывается в традиционные представления о наследственности, то с такими чертами, как "удачливость" уже сложнее. Более того: мы знаем, что наши проблемы могут в большой степени повторять проблемы наших предков, что мы можем сталкиваться с теми же задачами. Иногда отцы и матери осознанно передают нам недоделанное ими, чтобы мы продолжили семейную миссию.

Потомственные кузнецы, потомственные доярки, потомственные инженеры (продукт нового времени) - живая иллюстрация "наследственности тела". Но "семейные проклятия", "фамильные привидения" и прочие ужасы - другая сторона той же медали. Каждый из нас получает весь этот комплект в наследство и решает, что с ним делать.

Наследственность души - то, что часто называют кармой. Согласно Каббале, одна и та же вневременная сущность может приходить в мир неоднократно, рождаясь, умирая и вновь рождаясь; таким образом, мы имеем шанс выполнить некие задания в мире, а заодно исправляем ошибки, допущенные нами в предыдущих жизнях. Переселение душ - понятие непростое, и пониманию его мешает вульгаризация этого понятия в популярном оккультизме. И всё же можно почувствовать, что линия, по которой мы наследуем задачи от наших прошлых жизней отличается от линии семейных задач: чаще всего мы не рождаемся дважды в одной семье (хотя бывает и так).

И, наконец, третья линия - "энергетическая" - связана с местом рождения, с понятием "родина". Если предки американца Джона жили в Африке или Ирландии, а в прошлых жизнях он был египтянином, полинезийцем и японской гейшей, то сегодня он - американец и связан именно с американской землёй. Будучи частью экосистемы (допустим) Калифорнии, он и силу свою черпает из калифорнийской земли: а, значит, между землей и Джоном уже протянута нить, по которой он наследует задачи и проблемы своей родины.

(На самом деле "энергетическая" сторона связана не только с местом, но и со временем рождения; но этот вопрос настолько избит и дискредитирован популярной и набившей оскомину астрологией, что затрагивать его мы не будем).

* * *

Что остаётся нам, ограниченным с трёх сторон тремя линиями наследственности? На что мы ещё можем влиять?

Да, в сущности, на всё. Ситуации, которые нам предоставляются сверху, решаем мы со свойственной нам свободой выбора. Качества, унаследованные нами через душу, тело и родину, мы можем развивать в добрую и злую сторону. И, наконец, если нет другого выхода, мы можем менять эти границы.

Турист из Франции, едущий на уик-энд на Таити, не становится таитянином. Эмигрант, переезжающий из Ирана в Лондон, остаётся персом. Но во все времена были люди, сознательно оставлявшие родные края ради других мест. Это решение очень нелёгкое, сопряженное с болью, но именно так заселялись все страны мира. Человек, связывающий себя с другой землёй, изменяет свою "энергетическую наследственность". Так произошло с Авраамом, ушедшим из Ура Халдейского в Ханаан. Надо сказать, что евреи в странах рассеяния оставались до последнего поколения привязанными энергетически к Земле Израиля, а не к странам, где они проживали. Только в двадцатом веке неожиданно начала крепнуть связь многих евреев с энергосистемами стран рассеяния, и этот фактор, во многом, повлиял на судьбу еврейского народа и всего человечества.

Человек может - опять-таки, это тяжелый и травматический процесс - поменять семью. Это сложнее, чем поменять родину. В нашей традиции существует процесс перехода в еврейство - гиюр. Считается, что человек, который проходит гиюр, как бы меняет свою генетику и становится потомком Авраама. Его так и называют: "такой-то, сын Авраама, Праотца нашего".

(Есть возможность повлиять и на задачи, которые мы получаем в рамках "наследственности души". Это труднее всего).

* * *

Всё же, от нас ждут не ухода от задач, а решения их. И чем сложнее задача, тем больше нас продвигает её решение.

В нашей главе Яаков благословляет своих сыновей. Он уже видит за ними будущий народ, и представляет себе - пускай смутно - расселение этого народа по оставленному им Ханаану. Благословение Яакова определяет все три линии наследственности двенадцати колен, и этим очерчивает границы еврейского народа. Поэтому мы называемся не народом Авраама (хотя наша вера идёт от Авраама) и не народом Моше (хотя именно Моше нас сделал народом). Мы носим имя Яакова: три наших названия - Йисраэль, Йешурун и Яаков - принадлежали этому человеку (и связаны каббалистически с тремя типами наследственности).

(Термин "йехуди" происходит от имени Йехуды, сына Яакова, и связан с последующим расколом народа. Тем не менее, мы несём в себе гены всех 12 колен: не по отцовской, так по материнской линии).

* * *

Каждый из нас может найти свой аспект в благословении Яакова, узнать в сыновьях его собственные черты. Каждый получает в наследство задачи, связанные со своими предками. И в благословении Яакова мы можем найти пример того, как можно преодолеть семейную проблему, не отказываясь от неё.

Шимъон и Леви - братья, орудия неправедного насилия присущи им. В тайну их да не посвятится моя душа! В обществе их да не уединится моя честь! Ведь в гневе своем они убили человека, а по прихоти своей - оскопили вола. Проклят гнев их, ибо мощен, и раздражённость их, ибо крепка: я разделю их в Яакове, и распространю их в Йисраэле (49,5-7).

К изнасилованию Дины ли имеет отношение эта фраза Яакова, или (как считает РаМБаН) к продаже Йосефа? Неважно. Шимъон и Леви неоправданно вспыльчивы, и Яаков ставит энергетические рамки для решения этой проблемы: потомки Шимъона и Леви будут рассредоточены среди других потомков Яакова. Можно считать это проклятием.

Яаков не предвидел появление Моше. Моше из рода Леви смог преобразовать проклятие в благословение. Наш "гнев мощен", сказал Яаков? Значит, и все другие наши эмоции мощны. Значит, мы можем обратить эту мощь к Единому. Так появились левиты - концентраторы энергии народа. И теперь левиты, рассредоточенные по уделам колен Израиля, стали не проклятием, а благословением...

Шаббат шалом!

* * *