Виртуальная Йешива "Маасэ Рэшэт"

Комментарий к недельным главам

Недельная глава: ВАЙЕРА (3 ноября 2001)

(Берешит /Бытие/, 18-22)

Аврам и его жена Сарай в этой главе – уже Авраhам и Сара, люди, заключившие персональный договор с Единым. Избранники Бога; праведники.

О Ное (Ноахе) сказано, что он был праведником в поколении грешников, в то время, как Авраам – праведник в поколении праведников. Современники Авраама – Лот, единственный честный человек, сохранивший лицо в аду Содома; Авимелех, справедливый правитель Герара; уникальный гений монотеизма Малкицедек.

Была ли Сара праведней Агари, которую Сара выгнала из своего дома с ребенком Йишмаэлем (Исмаилом), рожденным по решению Сары и усыновленным ей, когда она считала себя бездетной? Агарь поверила ангелу и увидела чудесный колодец; а Сара, когда ангел предрек ей рождение сына, не поверила…

Был ли Авраам праведней Авимелеха? Авраам представил Сару своей сестрой, и ее забрали в гарем правителя; не увидь Авимелех вещий сон, все трое оказались бы связаны тяжким прегрешением. Как нашкодивший ребенок извиняется Авраам перед Авимелехом, а тот, нисколько не сердясь, заключает с ним союз…

Легенды народов показывают предков то всемогущими героями, то безупречными аскетами, то хитромудрыми обманщиками-трикстерами. Тора же представляет нам наших предков такими, какими они были: праведниками среди праведников; хорошими людьми среди хороших людей; людьми среди людей.

Отчего же избраны именно Авраам и Сара?

А кто нам сказал, что избраны только они? Пророк Амос говорит от имени Творца: «ведь что вы для Меня, что эфиопы; вот евреев Я вывел из Египта, а филистимлян – с Крита, а арамеев – из Кира». Нас предостерегают: то, что мы – избранный народ, не означает, что другие народы – не избранные. И избранность – не знак превосходства, не гарантия чистоты. Мудрецы приводят слова Моше: «разве власть даю я вам? Рабство даю я вам!»

Каждый народ избран Богом. Каждый человек избран Им. Но каждый должен жить своей, а не чужой, жизнью. И нам изучать жизнь Авраама с Сарой, потому что мы избраны продолжить их миссию, а не миссию Агари или Лота. И нам осмысливать и толковать их поступки самостоятельно. Именно такие толкования и составляют Мидрашим – сопутствующие Талмуду сборники, о которых мудрецы сказали: «кто верит всему, что в них написано – простак; а кто не верит ничему – тот и в Бога не верит».

* * *

Наконец, о страшном испытании Авраама: ему было велено принести сына Ицхака (Исаака) в жертву; он повинуется; Творец останавливает его руку и благословляет его как выдержавшего испытание.

Нигде не сказано, что Авраам был бы наказан или лишен избранности, если бы он не принял правил этой жуткой игры. Напротив, избранниками, прошедшими испытание, остались Иаков, боровшийся с ангелом; Моше, отспоривший у Всевышнего прощение и жизнь еврейского народа; судья Гидъон, сам диктовавший Единому условия.

В испытаниях зачастую нет единственного верного выхода, и чаще всего они призваны научить нас новому о нас самих: Аврааму – об Аврааме, Исааку – об Исааке. И дай нам Бог с честью выдержать испытания, которые посылаются нам; и становиться чище, и лучше понимать наш путь, путь нашей собственной избранности.

Шаббат шалом!