Виртуальная Йешива "Маасэ Рэшэт"

Комментарий к недельным главам

Недельная глава: ВАЙЕЦЕ (24 ноября 2001)

(Берешит /Бытие/, 28, 10 - 32, 2)

В нашей недельной главе закладывается фундамент еврейского народа: Яаков /Иаков/ женится на Рахель и Лее, рождаются (от этих двух жен и от их служанок, которых звали Билhа и Зилпа) дочь и 11 сыновей (двенадцатый, Биньямин, родится позже).

От Леи: Реувен, Шим'он, Леви, Йеhуда.
От Билhи, служанки Рахель (юридически – от Рахель, ср. Агарь и Сара!): Дан, Нафтали.
От Зилпы, служанки Леи (юридически – от Леи): Гад, Ашер.
Снова от Леи: Иссахар, Звулун, дочь Дина.
От Рахель: Йосеф. (В следующей главе она умрет, рожая Биньямина).

Позже, усилиями Моше, потомки этой семьи станут Народом Торы; станут нами. Усилиями того же Моше, впрочем, будет запрещено еврею жениться на двух родных сестрах.

Неудивительно. Семья Яакова выглядит, как большая бочка со взрывчаткой. Соперничество двух сестер усиливается, превращаясь в соперничество двух жен одного мужа. Ревность, закулисные сделки, мелкий обман... куда до них героиням мыльных опер. И все же - семья не распадается. Центростремительная сила побеждает центробежную. Мы - дети Леи и дети Рахели - остаемся единым целым (хотя и мы, до сих пор, можем дать сто очков вперед любой аргентинской теленовелле).

Как это происходит?

Всё рассчитано и происходит по желанию Творца. Различия между Рахель и Леей не разрушают семью, а дополняют друг друга. Рахель предстает красавицей, уверенной в себе, практичной, но честной. Лея - романтическая, сентиментальная, но готовая идти на многое, чтобы добиться своего (она оказывается под венцом вместо Рахель; позже она покупает у Рахель право провести ночь с Яаковом вне очереди).

Талмуд и Мидраш приводят такую притчу об этих сестрах: Тора говорит, что Рахель была красивой, а «глаза Леи мягкие» (29, 17). Что это такое? Это похвала. Ее глаза были «мягкими» от слез. А почему она плакала? Она знала, что у Ицхака двое сыновей, а у Лавана две дочери. Старшая – старшему, стало быть, а младшему – младшая. Кто же должен достаться Лее? Эсав, человек с большой дороги. Вот она и выплакала себе все ресницы (Бава Батра, 123). Понятно, что Лея хотела выдать себя за Рахель, чтобы стать женой Яакова. Вот она и приняла участие в обманном маневре отца. Всю ночь шептал ей Яаков: «Рахель, Рахель», а она отзывалась: «я». Наутро поглядел Яаков и узнал Лею. «Обманщица ты, и дочь обманщика!», вскричал он. А она ответила: «а кто научил меня? Разве не звал тебя твой отец, благословляя: Эсав, Эсав? Разве не отзывался ты ему?» (Берешит Раба, 70)

Лея обманывала мужа из любви, и высшие силы простили ее: царь Давид, например – потомок Леи...

Яакову было суждено стать одновременно преуспевающим отцом семьи, и пророком - основателем народа. Для этой роли ему оказались нужны одновременно и Лея, и Рахель.

* * *

Один из главных моментов главы «Вайеце» - сон, в котором Яаков увидел знаменитую Лестницу, по которой ходят ангелы. Эта лестница связывается в комментариях с иерархической системой, которой подчинено мироздание. Еврейский монотеизм не исключает существования сил невидимых, более могущественных, чем человек; он просто утверждает, что все эти силы имеют свое место на Лестнице Яакова, которая уходит в бесконечность. Вершину Лестницы увидеть невозможно, поскольку любое из созданий бесконечно меньше Единого; но Сам Творец может прямо проявлять Себя на любой из ступеней, как и сказано: «и вот Единый стоит над ним, и сказал: Я – Единый, Бог Авраама, праотца твоего, и Бог Ицхака; земля, на которой ты лежишь – тебе Я даю ее, и твоему потомству».

Шаббат шалом!