К оглавлению книги Н.Лейбович "Новые исследования книги Исход в свете классических комментариев"

      Книга Исход / Недельный раздел Шмот [5]

Терновник

1. "И застонали сыны Израиля"; В этих стихах поисходит поворот от рабства к свободе.

    В конце второй главы рассказано о том, как гнет усилился и стал совсем нестерпимым.

2:23 ...И ЗАСТОНАЛИ
СЫНЫ ИЗРАИЛЯ ОТ РАБОТЫ
И ВОЗОПИЛИ, И ВОЗНЕССЯ
ЭТОТ ВОПЛЬ ОТ РАБОТЫ К Б-ГУ.
2:24 И УСЛЫШАЛ Б-Г
СТЕНАНИЕ ИХ,
И ВСПОМНИЛ Б-Г
СОЮЗ СВОЙ С АВРАhАМОМ,
ИЦХАКОМ И ЯАКОВОМ.
2:25 И УВИДЕЛ Б-Г СЫНОВ ИЗРАИЛЯ,
И УЗНАЛ Б-Г.

Здесь, в этих стихах, происходит поворот от рабства к свободе или, как об этом сказал Рамбан:

Очевидно, понимая по-простому, что вначале Б-г скрывал от них свое лицо, и они были снедью (метафора, основанная на Дварим 31:17), а ныне услышал их стон и "увидел" их, то есть более уже не прятал от них свое лицо, и узнал их страдания, все то, что случилось с ними, и все то, что им требуется.

Эти стихи повествуют о переходе от рабства к свободе (об этом мы уже говорили выше)1, а уже в следующей главе рассказывается о терновом кусте, где Моше было дано первое откровение, о миссии Моше, о том, как он был послан к фараону с требованием "отпусти народ Мой". О Моше у мидьян, о его делах, мыслях, стремлениях, решениях мы до сих пор не услышали ничего, но мы уже говорили, что Тора – это не биографическая книга, и удовлетворение нашего любопытства не входит в ее задачи. О Моше-человеке нам почти ничего неизвестно, Тора сообщает нам только то, что нам следует знать о Моше-пророке, о Моше, который принес нам Тору.

2. "И погнал он (Моше) скоь за пустыню"; За какие качества Моше выбран Мессией?

    Мы видим его в конце третьей главы, когда заканчивается период его пребывания у мидьян:

3:1 А МОШЕ ПАС ОВЕЦ
СВОЕГО ТЕСТЯ ИТРО,
МИДЬЯНСКОГО СВЯЩЕННИКА,
И ПОГНАЛ ОН СКОТ
ЗА ПУСТЫНЮ...

Вот все, что сообщается нам о Моше в пустыне, перед первым откровением, перед превращением Моше из пастуха в пророка, нашего учителя. Чем он заслужил это? На данный вопрос комментаторы искали ответ в этом единственном стихе, пытались извлечь из него разгадку, намек или хотя бы указание на его заслуги. Вот два ответа, которые были даны на вопрос: за какие заслуги?

3:1 И ПОГНАЛ ОН СКОТ
ЗА ПУСТЫНЮ...

Комментарий Раши на слова "за пустыню":

Чтобы избежать грабежа, дабы не пасти в чужих полях.

Комментарий Сфорно, на слова "и дошел до горы
Б-жьей в Хореве":

В одиночестве, чтобы помолиться в уединении.

 

По мнению Сфорно, ответ на вопрос таков: Моше уклонялся от мирской суеты, бежал от ее шумных соблазнов, не искал дружбы других пастухов, не пытался обосноваться на новом месте, где обрел убежище – уединялся, удалялся от селений, взыскуя одного – близости к Б-гу2.

Ответ Раши иной: он удалялся не для того, чтобы воспарить душой, а чтобы избежать хищения чужого добра. (По мнению наших мудрецов, здесь он следовал за праотцами, праведность которых тоже находила свое выражение в том, что они остерегались пользоваться чужим имуществом: верблюды Авраhама были в намордниках, чтобы не объедали чужие поля; Ицхак посылает Эсава на охоту в поля, чтобы тот поймал дикое животное, а не похитил домашнее).

3. "И явился ему ангел"; Описание первого откровения Всевышнего к Моше.

    Обратимся вначале к сменяющим друг друга подлежащим в стихах, повествующих об откровении, и попробуем понять, кто открылся:

3:2 И ЯВИЛСЯ ЕМУ АНГЕЛ Г-СПОДА
В СРЕДЕ ОГНЯ ИЗ ТЕРНОВНИКА,
И УВИДЕЛ ОН...
ТЕРНОВНИК ОБЪЯТ ОГНЕМ,
НО ТЕРНОВНИК НЕ СГОРАЕТ.
3:3 И СКАЗАЛ МОШЕ: СВЕРНУ-КА
И ПОДИВЛЮСЬ
НА ВЕЛИКОЕ ДИВО ЭТО,
ОТЧЕГО НЕ СГОРАЕТ КУСТ.
3:4 И УВИДЕЛ Г-СПОДЬ, ЧТО СВЕРНУЛ ОН,
ЧТОБЫ ПОСМОТРЕТЬ,
И ВОЗЗВАЛ К НЕМУ Б-Г
ИЗ КУСТА ТЕРНОВНИКА.

Представляется, что вначале стихи описывают ситуацию не так, как ее видит автор, который прекрасно знает, Кто здесь открывает Себя и Кто говорит, а то, как она представляется Моше, который лишь постепенно начинает понимать то, что видят его глаза и что слышат его уши. На эту постепенность указывает рабейну Бхаей в своем комментарии к Пятикнижию, толкуя "простой смысл":

Этот раздел о том, как Моше постигал три явления: куст, ангела и Шехину. Вначале он увидел огонь, который пылал на кусте, а куст не сгорал... И он подумал, что это земной огонь... поэтому решил подойти поближе, об этом сказано: "сверну-ка и подивлюсь на великое диво это". Это значит, что он хотел рассмотреть небывалое явление и понять, отличается ли этот терновник от других кустов или этот огонь от других огней. Ведь если бы он подумал, что это небесный огонь, не стал бы приближаться. И когда он рассмотрел огонь, то разум его окреп, и он увидел ангела, о чем сказано: "И явился ему ангел средь огня из терновника", – сообщает Писание, что вначале увидел огненное одеяние, а только потом – ангела в огне.

А после того, как разум его был укреплен видением ангела, увидел пророческим зрением Шехину во славе, об этом сказано: "И увидел Г-сподь, что свернул он, и воззвал к нему Б-г". Поскольку это было первое пророческое видение Моше, решил Святой, благословен Он, вводить его в науку мало-помалу, ведя со ступени на ступень, пока не окрепнет его разум. На что это похоже? На то, как человек долгое время сидит в темном доме, и если вдруг выйдет на яркий свет, то глаза его ослепнут от солнца. Поэтому он должен мало-помалу привыкать к свету, пока глаза его не окрепнут. Все, что сказано о солнечном свете, справедливо и в отношении умопостигаемого света, ибо умопостигаемые вещи подобны вещам материальным, а то, что случается с разумом, схоже с происходящим во плоти, так как силы души связаны с телесными силами. Так же было и с Израилем, когда Святой, благословен Он, мало-помалу вводил их в курс дела, даруя Тору: вначале в Маре им было заповедано небольшое число заповедей, потом на Синае даны десять речений, и только потом – вся остальная Тора в Моаве. Находим, что и в постижении Всевышнего человек должен приучать свой разум постепенно, и его познанию следует расти и расширяться, подобно заре утренней, свет которой вначале едва пробивается, а потом распространяется широко. Об этом высказывается пророк (hошеа 6:3): "Познаем, устремимся постичь Г-спода, как денница верно появление Его". Учит нас Писание, что бывают люди, которые не умеют постигать постепенно, а пытаются ухватить все разом, поэтому сказано: "Познаем, устремимся постичь", – сперва узнаем, как надлежит стремиться, и каково это стремление; "Как денница", – то есть не разом, а постепенно, "как денница верно появление Его"3.

Это первое откровение пришло к Моше не так, как потом будут приходить другие откровения (и как большинство откровений праотцам) – не только посредством слуха, но и посредством зрения. Не только речью открылся Г-сподь, но и "великим дивом": кустарник охвачен огнем, но огонь его не съедает.

4. "В среде огня из терновника"; Цель откровения в огне - привлечь внимание Моше, подготовить к будущему.

    Как нам понять это видение? Быть может, это откровение в огне пришло для того, чтобы привлечь внимание Моше, чтобы задержать его в пути, ошеломить, подготовить к тому, что случится в будущем? Если так, то нам не следует интересоваться смыслом этого видения, значением огня и значением куста, смыслом того, что терновник горел, не сгорая. А может быть, это видение исполнено общего смысла и каждая подробность его имеет значение, и нам нужно попытаться понять, раскрыть глубинные смыслы видения?

Среди наших комментаторов есть такие (в частности, принадлежащие к школе Раши), которые вовсе не ставят перед собой таких вопросов, может быть, потому, что разделяют первое из приведенных нами объяснений и полагают, что у видения не было никакого специального смысла4, или потому, что, даже предполагая наличие такого смысла, они считают его непостижимым для нас, а "Б-жья слава – скрывать дело". На последнее предположение намекает р. Авраhам, сын Рамбама5:

Речение "из терновника" означает, что услышал Моше зов из глубины куста, и в этом был намек на то, что прорвется оттуда сверкание открывающейся Шехины.

"В среде огня" - уже сказано (Теhилим 104:4): "Делает ангелами своими ветра, посланниками - пылающий огонь". И сказано: "И вид, словно вид огня" (такого стиха нет в Писании; возможно, имеется в виду Йехезкель 1:27) - это великие тайны, а кто постигнет тайну Его?

5. "В среде огня..."; Откровение исполнено общего смысла: пламя, которое не может спалить - Египет, кустарник - Израиль.

    Однако большинство наших комментаторов не удовлетворены таким подходом, они склонны признать справедливость второго соображения и заняты поиском смыслов видения. Можно сказать так: если слова пророчества сопровождаются зрительными образами, то не только язык – слова и предложения – сообщает пророку то, что хочет открыть ему Б-г, а "речь" держит еще и картина, ниспосланная пророку. В этом случае мы должны попытаться понять "речь" образа, точно так же, как мы пытаемся понять смысл произнесенных слов.

Начиная с Филона Александрийского в толковательной литературе получил распространение следующий комментарий: пламя, которое объяло куст, но не может его спалить – это Египет, который пламенем своей ненависти пытается погубить слабый, словно кустарник, народ – Израиль, но бессилен сделать это. Таково мнение одного из мидрашей:

Шмот раба 2,10:

Почему Святой, благословен Он, показал Моше такую вещь? Потому что Моше сказал себе: "Быть может, египтяне уничтожат евреев?" Из-за этого показал ему Святой, благословен Он, пылающий огонь, который не сжигает. Сказал ему: "Как этот терновник горит в огне, но не сгорает, так и Египет не в силах уничтожить Израиль".

Так же и у Хезкуни:

Знак, указывающий на Египет и Израиль, ибо враг уподоблен огню, а Израиль – терновому кусту, и подобно тому, как огонь не сжигает куст, так враг не может одолеть евреев.

Той же позиции придерживается р. Яаков Анатоли в своей книге "Меламед hаталмидим":

Аллегорический образ ничтожного народа, который испытан огнем бед. Во все времена восставали на него, пытаясь уничтожить, но семя его и имя его живы. Это явление противоречит естеству вещей, но все творится по воле Всевышнего6.

Представляется, что эти комментарии вполне соответствуют духу библейской образности. Египетское изгнание уподобляется "горнилу железному" (Дварим 4:20; Млахим I 8:51), очень часто огонь символизирует врага, разрушительные силы, пылающую ненависть, а трава, солома, которые легко пожираются пламенем, – символизируют слабость, приниженность. Тем не менее, у такого объяснения этого образа есть свои недостатки.

Если Б-г открывается своим избранникам для того, чтобы возвестить или сообщить им что-либо, и откровение это раскрывает свой смысл не только с помощью речевых средств, но и посредством зрительных образов – не логично ли предположить, что увиденное призвано проиллюстрировать, разъяснить услышанное? Однако если мы проанализируем сказанное Моше, то обнаружим, что между речью, обращенной к Моше, и той разгадкой, которую его видениям дают приведенные выше комментарии, нет ничего общего.
Б-г не сообщает Моше о том, что египтяне не преуспеют в своей попытке уничтожить Израиль рабским гнетом, а возвещает, что рабству пришел конец и Б-г выведет евреев на свободу. И поэтому трудно поверить в то, что горящий, но несжигающий огонь – это Египет. Представляется, что сам стих противоречит такому выводу : "И явился ему ангел Г-спода в среде огня" – а разве ангел не посланник Б-га! Поэтому разумно предположить, что и огонь – это Б-жественное откровение7.

6. "Терновник объят огнем"; Объяснение смысла откровения именно из тернового куста.

    Таково было мнение большого числа мидрашей. Зададимся вопросом: почему Г-сподь Б-г открылся Моше из тернового куста, а не из какого-нибудь другого дерева? На этом вопросе и сосредоточим наше внимание.

Почему терновник, а не другое дерево? На первый взгляд, этот вопрос задан лишь для того, чтобы о чем-то спросить, поскольку о любой вещи, посредством которой осуществилось откровение, можно задать вопрос: почему откровение пришло через нее, а не через что-то другое? Однако, это только "на первый взгляд", так как легко можно убедиться, что есть веские основания для недоумения; терновник – дерево настолько невзрачное, колючее, низкорослое и ничтожное, что кажется наименее подходящим из всех возможных мест для явления. Обычно мы видим, что возвышенное содержание требует для себя оболочки, подходящей ему по великолепию – а в нашем случае наблюдается вопиющее несоответствие между содержанием и формой. В этом и заключается смысл недоумения. Вот несколько ответов, которые даются в толкованиях наших мудрецов:

(А) Мехилта дераби Шимон, начало Шмот:

Раби Шимон бен Йохай говорит: Почему Святой, благословен Он, открывшись с превознесенных небес, говорил с Моше из тернового куста? – Как терновник самое жестокое дерево в мире, и всякая птица, запутавшись в нем, не уйдет из его объятий целой, а будет рассечена на части, так и рабство в Египте – это самое жестокое рабство в мире.

(Б) Мехилта дераби Шимон, 2:

Р. Эльазар бен Эрех говорит: Почему Святой, благословен Он, открывшись с превознесенных небес, говорил с Моше из тернового куста? Не более ли пристало Ему говорить с горных вершин, возвышенностей вселенной и кедров ливанских? – Умалил сам себя и говорил из терновника, и об этом сказал Шломо (Мишлей 29:23): "А уничиженного духом поддержит слава", – среди деревьев мира ты не найдешь более ничтожного, чем терновник, так и сказано (Теhилим 138:6): "Ибо высок Г-сподь, а узрит низкого".

(В) Шмот раба 2,7:

...Сказано (Шир-hаширим 5:2): "Отвори мне, сестра моя, подруга моя, голубка моя, непорочная моя", – как у близнецов8, когда у одного из них болит голова, другой чувствует это. Так и Святой, благословен Он, сказал (Теhилим 91:15): "С ним Я в невзгоде"... Сказал Святой, благословен Он, Моше: Чуешь ли ты, что и Я изнываю от горя, как изнывают от горя сыны Израиля?

Посмотри, откуда Я открылся тебе – из терний. Это означает, что Я как бы разделяю их невзгоды.

(Г) Шмот раба 2, 9:

Некий иноверец спросил р. Йеhошуа бен Карха: Чего вздумалось Святому, благословен Он, говорить с Моше из терновника? Сказал тот ему: А если бы из рожкового дерева или из сикомора – ты бы все равно спросил?9 Ты удовлетворишься ответом на такую малость – почему из терновника? Тебя просто учат, что нет места, где бы не присутствовал Б-г, Он даже в терновнике!

(Д) Ялкут Шимони 169:

Каковы свойства тернового куста? Если человек засунет в него руку, то не поранится, так как колючки направлены внутрь. А едва попробует вытащить руку, как шипы вопьются в нее, и не сможет ее вытащить. Так и Египет. Вначале приняли евреев с распростертыми объятиями, как сказано (Брейшит 47:6): "Земля Египта перед вами". А когда захотели уйти, то не позволили им, как сказано: "А Израиль не отпущу".

7. "Терновник объят огнем"; Открытие   Господа из терновника - аллегория египетской жестокости и упрямства.

    По типу символики, которую придают терновому кусту приведенные выше мидраши, их можно разделить на две группы: А и Д; Б, В и Г. Первый и второй считают, что видение соответствует положению дел во время пророчества, указывая на злободневные проблемы, а терновый куст – это аллегория египетской жестокости и египетского упрямства. То, что наши мудрецы рассказали нам о Египте, "доме рабства", откуда никогда не вырвался ни один раб и ни одна рабыня, поскольку граница его была на замке, а пограничники возвращали беглых рабов хозяевам – воплотилось, по мнению Мехилты, в образе терновника, попав в который, птица уже не освобождается живой, а бывает "рассечена на части". Все то, что случилось с Израилем в его скитаниях из изгнания в изгнание, когда приглашали его поселиться в какой-нибудь стране, призывали специальным указом правителей, принимали с распростертыми объятиями, а спустя время, когда евреи выказывали желание уйти, то не позволяли им (это случалось в Германии, Польше, и в других местах) – все это уподоблено толкователем терновому кусту, который не вредит тому, кто засовывает в него свою руку, но, если захочет ее вытащить, в нее впиваются колючки.

Обратим внимание на разницу между мидрашом (А) и мидрашом (Д) в интерпретации этой символики. Первый считает самым главным то, что терновник колючий: это растение с шипами, рассекающими птицу на части, – аллегория Египта, замыкающего свои границы, не давая выбраться. Последний разглядывает терновник с близкого расстояния, внимателен к его свойствам и строению, к форме его колючек, и уже исходя из этого, сравнивает: "так как его колючки направлены вниз", можно легко просунуть вглубь него руку, однако вытащить ее невозможно, и это иллюстрирует не только невыносимость рабства, тяжесть неволи, но и различие между приходом и уходом. Что касается трех других мидрашей, то они отвечают на вопрос – почему терновник, а не другое растение – совсем по-иному. В каждом из них терновый куст служит для того, чтобы охарактеризовать свойства Б-га, указать на Его отношение к людям.

8. "Терновник объят огнем"; Открытие   Господа из терновника - аллегория Божественного усмерения.

    Р. Эльазар бен Эрех видит в терновнике аллегорию Б-жественного смирения – Г-сподь Б-г выбирает для себя скромную и жалкую, а не великолепную форму проявления. Такого рода нравоучительный вывод наши мудрецы делают на основании разнообразных примеров. Ведь и Тора была дана не на самой высокой горе, а на одной из самых низких; внешние красота и роскошь не являются признаками внутреннего величия, а поверхностный блеск не является отражением сияния глубокой истины. Скиния была всего лишь шатром из покрывал, золота в ней – как можно понять из раздела Пкудей – было немного, но Шехина в ней обитала охотнее, и образ Славы Б-жьей появлялся в ней чаще, чем в великолепном храме Шломо; святилище, отстроенное hордусом (Иродом Великим), было ни с чем не сравнимо по красоте, роскоши и блеску мрамора, но в нем сан первосвященника покупался за деньги, в нем не было ни ковчега, ни скрижалей, и в нем не обитала Шехина.

Для того чтобы преподать нам эту истину и научить смирению, – сказал р. Эльазар бен Эрех, – Г-сподь Б-г открылся Моше из самого ничтожного из деревьев, а не "с горных вершин, возвышенностей вселенной и кедров ливанских". Похоже, что и четвертый мидраш собирается преподать нам схожее нравоучение, однако если приглядеться, то можно увидеть, что особенности откровения, о которых говорят слова р. Эльазара бен Эреха, упомянуты для того, чтобы показать человеку, как следует себя вести: если Он так смиряет и принижает себя, то тем более следует тебе – смертной плоти, пыли и праху. А р. Йеhошуа бен Карха видит в терновнике указание на Г-спода Б-га и Его качества, подчеркивая, что Он присутствует везде и близок к сынам человеческим, где бы они ни находились.

9. "Терновник объят огнем"; Открытие   Господа из терновника - указания сопереживания Всевышнего и евреев

    От них всех отличается третий мидраш. Здесь тоже терновый куст символизирует одно из свойств Б-га и пути Его:

Чуешь ли ты, что и Я изнываю от горя, как изнывают от горя сыны Израиля? Посмотри, откуда Я открылся тебе – из терний. Это означает, что Я как бы разделяю их невзгоды.

Толкователь дерзновенно утверждает, что страдание, боль и печаль имеют отношение к Нему, пытаясь довести до сознания изучающего Тору, что изгнание и гнет, на которые Он обрек потомков Авраhама, скрыв от них свое лицо на сотни лет, вызваны не тем, что Он пренебрегает своими творениями, а тем, что Он является отцом, наказывающим детей для их же собственного блага, а во время этого наказания Он сопереживает им, страдая их страданиями, как сказано (Теhилим 91.15): "С ним Я в невзгоде".

Для комментаторского метода Раши характерно то, что он из всех перечисленных мидрашей выбрал именно тот, который говорит о сострадании Б-га (приведя, по обычаю своему, этот мидраш в виде резюме):

А не из какого-нибудь другого дерева, поскольку: "С ним Я в невзгоде".

Из всех пяти мидрашей только этот имеет отношение к положению, в котором находятся евреи, к их сомнениям и отчаянию, только он дает гарантию, что положение их изменится, только он является ответом на их вопль, поднявшийся до небес.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ И ИЗУЧЕНИЯ

(1) "И явился ему ангел Г-спода в среде огня" (3:2).

Раши, слова "в среде огня":

В пламени огня сердце  огня, подобно (Дварим 4.11): "Сердце небес"; (Шмуэль II, 18:14): "В сердце теребинта". И не удивляйся букве "тав" , потому что еще есть такое (Йехезкель 16.30): "Что изнывает сердце твое ".

Автор "Беэр Ицхак" полагает, что в слова Раши вкралась ошибка, и следует после слов "в пламени огня" читать – "Другое объяснение: сердце огня, подобно..." Но большинство комментаторов Раши считают, что верной версией является та, которую мы находим в наших книгах, см., например, у р. Авраhама ибн Эзры.

Объясни оба мнения.

(2) По какой причине Моше в предсмертном благословении назвал Г-спода Б-га "обитателем терновника"?

По мнению р. Авраhама ибн Эзра, терновник:

...это разновидность сухой колючки, так это и на языке сынов Ишмаэля, и гора Синай называется так из-за терновника (cнэ); и таково объяснение слов "и волею обитателя терновника" – это о желании того, кто живет в местах произрастания терновника, ибо он постоянно хочет и просит, чтобы Б-г выполнил его желание и дал влагу земле, на которой он обитает, местам сухим и покрытым терновником, и тогда станут они напоенными влагой, словно орошенный сад.

(Это значит, что житель засушливых мест постоянно просит о том, чтобы Б-г выполнил его желание...)

Как р. Авраhам ответил на наш вопрос, и какой другой ответ ты можешь дать?

(3) "Сверну-ка и подивлюсь на великое диво это, почему не сгорает куст" (3:3).

Р. Авраhам ибн Эзра на "великое диво это":

...И сказал Яфет (караимский комментатор): смысл этого знамения в том, что враг уподоблен огню, а Израиль – кусту, поэтому тот не сгорает.

Р. Йосеф ибн Каспи, "Тират кесеф" (стр. 135):

Что же касается горящего куста, то для меня неубедительны все объяснения, кроме объяснения Яфета. Я подразумеваю, что это является изображением, представляющим состояние Израиля в Египте, как в случае с миндалевым посохом (Иермеяhу 1:11) и в других случаях. И нет сомнения в том, что воображение Моше было тогда постоянно занято этим предметом, ибо он уже раньше, до бегства из Египта, видел положение своих братьев, я подразумеваю весь дом Израиля, и так впечатлился этим, что сделал то, что сделал (я подразумеваю убийство египтянина). И все это уже разъяснено. И Г-сподь истолковал ему эту загадку, говоря (стих 7): "Взглянув, увидел Я бедствие народа Моего".

(А) К какому из упомянутых выше комментариев близок Яфет в своем объяснении образа горящего куста?

(Б) Что прибавил Йосеф ибн Каспи к комментарию Яфета?

(4) "Ибо Я буду с тобой, и это знак тебе, что Я послал тебя: когда выведешь народ из Египта, будете служить Б-гу на этой горе".

Раши, слова "и сказал: ибо Я буду с тобой":

Ответил сначала на первый вопрос, а потом – на второй. Ты сказал (стих 11): "Кто я такой, чтобы пойти к фараону" – не по своим делам пойдешь, а по Моим: "Ибо Я буду с тобой". А это видение, которое ты видел, этот куст, будет тебе знамением, что Я послал тебя, и миссия твоя будет успешной, а Я в состоянии спасти, ведь ты видел, что куст, выполняющий Мое поручение, не сгорает, так и ты выполнишь Мое задание, и вреда тебе не будет.

(А) Близко ли мнение Раши к одному из тех комментариев, о которых мы говорили выше, или же Раши изыскал возможность истолковать по-новому?

(Б) Почему Раши решил объяснить значение горящего и несгорающего куста в комментарии на 15-й стих, а не так, как большинство комментаторов, которые объясняют это в толковании 2-го стиха: "терновник пылает огнем, но тер-новник не сгорает"?

(5) "И сказал: Не приближайся сюда, сними обувь свою... (3:5); "И сказал: Я – Б-г отцов твоих, Б-г Авраhама... (3:7).

(А) Разъясни, почему Писание повторило слова "и сказал", разве в стихе 5-м и стихе 6-м слова произносят разные лица?

(Б) Сравни эти цитаты с Брейшит 15:5: "И сказал: взгляни на небо и сосчитай... и сказал: таким будет потомство твое".

Что общего у этих двух отрывков, почему нужно повторить слова "и сказал"?

Примечания

1 См. стр...?

2 Ср. Сфорно на Шмот 19:3, "а Моше поднялся": Сообщил, что евреи занялись постоем и текущими заботами, а Моше поднялся и стал готовиться к пророчеству.

3 Восхождение по ступеням пророчества можно увидеть, сравнив стих из нашей главы (о первом откровении, 3:6):

"И закрыл Моше лицо свое, ибо боялся глядеть на Б-га", – со стихом, указывающим на высшую ступень пророческого видения (Бемидбар 12:8): "И образ Б-га разглядит".

Рамбам в книге "Морэ невухим" (объяснив в первом разделе, 3 главе, значение слова "образ" и этот стих из 12-й главы Бемидбар) говорит так: "образ Б-га разглядит" – правду Б-жью постигнет.

Раздел 1, глава 4:

"Разглядит" означает обращение взора на предмет: "не оглядывайся назад" (Брейшит 19:17); "И взглянула женщина назад" (там же, 26). Отсюда – переносное значение: обращение мысли и внимания на предмет, чтобы познать... В этом переносном значении употребляются все выражения, где говорится о вглядывании и которые относятся к Б-гу: "Ибо боялся глядеть на Б-га" (страх перед интеллектуальным постижением Б-га – первая ступень в жизни Моше); "И образ Б-га разглядит" (высшая ступень в его жизни, когда он достиг понимания правды Б-жьей).

4 Точно так же полагал и Кассуто (комментарий на книгу Шмот, изд. "Магнес", Иерусалим, 5713, стр. 18): Было сделано много разных попыток объяснить образ терновника, его символическое значение, однако остается лишь сомневаться в том, что простой смысл Писания подразумевает что-либо подобное.

5 Этот комментарий р. Авраhама, сына Рамбама, написанный по-арабски, ныне переведен с оксфордской рукописи на иврит Эфраимом Визинбергом. Перевод был издан в Лондоне в 1958 году.

6 Встречаются, однако, концепции, совершенно отличные от этой, например:

Мишнат р. Элиэзер, раздел 4:

Велико значение мира, ибо Откровение Святого, благословен Он, пришло к учителю нашему Моше не через херувимов и серафимов, а посредством явления, олицетворяющего мир, как сказано: "И явился ему Г-сподь в среде огня", – показал ему пламя, горящее на зеленых листьях, оно их не сжигало, а они его не гасили.

Или вовсе по-другому – Зоhар, часть 2:21:

Отсюда мы узнаем о милосердии Всемогущего к злодеям, ибо написано: "Терновник пылает огнем", – чтобы устроить суд над злодеями; "Но терновник не сгорает", – нет им погибели.

Однако оба эти толкования очень далеки от контекста, в котором дано видение, а вытекающая из них мораль никак не связана с тем сообщением, которое дано в откровении.

7 См. Раши, Брейшит 15:10, "и расчленил их":

Дымящаяся печь и язык огня, прошедший между кусков, – это посланник Шехины, являющийся огнем.

См. также Рамбан, там же на стих 17, слова "дымящаяся печь и язык огня".

8 Обыгрывается сходное написание слов на иврите: "непорочная моя" в стихе из Песни Песней можно понимать как "мой близнец" (прим. пер.).

9 Очевидно, что р. Йеhошуа бен Карха не ставит себе цель устранить всякое основание для вопроса, он просто хочет показать вопрошающему, что ему известны мотивы, которыми тот руководствуется: ты интересуешься не для того, чтобы понять, а для того, чтобы обвинить.


Продолжение