К оглавлению книги Н.Лейбович "Новые исследования книги Исход в свете классических комментариев"

      Книга Исход / Недельный раздел Ваэра [4]

"А я сделаю твердым сердце фараона"

1. "Сделаю твердым сердце фараона"; Только начиная с шестой кары мы видим ужесточение Всевышним сердца фараона.

    Моше услышал эти слова от Всевышнего, как предсказание будущих событий, еще до того, как началась великая борьба с фараоном, еще до десяти казней египетских. Однако когда Тора рассказывает нам о первых пяти карах, обрушенных Всевышним на Египет, она не упоминает, что ожесточение сердца фараона было следствием влияния свыше. Наоборот, мы всякий раз видим, что жесткая позиция фараона является следствием его собственного выбора. После чуда превращения посоха в крокодила сказано: "И укрепилось сердце фараона, и не послушал он их" (Шмот 7:13); буквально те же слова повторены после первой кары- превращения всей воды в Египте в кровь (7:22) и после третьей -нашествия вшей (8:15). После второй кары, нашествия жаб сказано: "И увидел фараон, что пришло облегчение, и сделал нечувствительным свое сердце, и не послушал их" (8:11). После нашествия диких зверей: "И сделал фараон свое сердце бесчувственным также на этот раз" (8:28). Наконец, после мора: "И сделалось сердце фараона бесчувственным, и не отпустил он народ" (9:7).

Однако после шестой кары мы уже видим осуществление того, что Всевышний обещал Моше1.

После окончания кары, когда все египтяне покрылись нарывами, сказано: "И укрепил Г-сподь сердце фараона, и не послушал он их, как и предсказал Г-сподь Моше" (9:12); перед нашествием саранчи: "...Потому что Я сделал бесчувственным его сердце" (10:1), а после нее - "И укрепил Г-сподь сердце фараона, и не отпустил тот сынов Израиля" (9:20); перед истреблением первенцев: "...Но укрепил Г-сподь сердце фараона, и не отпустил тот сынов Израиля из своей страны" (11:10).

2. "Сделаю твердым ..."; Как ужесточение сердца фараона совместимо с принципом свободы выбора.

    Со времен мудрецов древности и до наших дней эти стихи Торы вызывают удивление. Больше того они, казалось бы, отрицают великий принцип, лежащий в основе всей Торы: принцип свободы выбора, о котором мы узнаем еще в самом начале книги "Брейшит". Именно это сказал Всевышний Каину (4:7): "...У входа грех лежит, и к тебе  его стремление, но ты  властвуй над ним" (как поясняет Раши, "если захочешь -победишь его").

Кажется, кроме того, сказанное о фараоне противоречит еще одному великому принципу: "Врата раскаяния никогда не заперты". Этот вопрос задает рабби Йоханан в мидраше:

Мидраш раба 13:4

Слова "потому что Я сделал бесчувственным его сердце" дают еретикам повод сказать: от фараона не зависело, раскается ли он.

3. "Сделаю твердым ..."; Всевышний отнял у него свободу выбора, как наказание. (Рамбан)

    В своем комментарии к словам, поставленным нами в качестве заголовка этой главы (7:3), Рамбан поднимает проблему, поставленную в мидраше, и находит два решения:

во-первых, за великое зло, совершенное сынам Израиля без всякой причины, фараон заслужил, чтобы его лишили возможности совершить тшуву... и, во-вторых, во время, когда происходили первые кары он сам ожесточал свое сердце и не хотел отослать сынов Израиля, оказав честь Всевышнему. Однако когда кары оказались слишком сильными, и он изнемог, пытаясь выдержать их, и сердце его смягчилось, и он был уже готов отослать сынов Израиля , но только из-за тяжести кар, не для того, чтобы исполнить волю своего Творца,  вот тогда Всевышний ожесточил его душу и укрепил его сердце...чтобы исполнить предсказанное Моше (7:3): "А Я сделаю твердым сердце фараона и умножу знамения и чудеса Мои в стране египетской".

В совершенно ином направлении идет рабби Йосеф Альбо в разрешении нашей проблемы:

4. "Сделаю твердым ..."; Всевышний не отнял у фараона возможности раскаяться, Он лишь не дает ему выгнать евреев из страха перед казнями. (Сфорно)

Книга основ, ч.4, гл. 25:

И таким образом следует понимать то, что в Писании можно найти, что Всевышний, благословенно Имя Его, удерживает сердце нечестивцев и закрывает им пути к тшуве. А именно: когда нечестивца постигает кара, он притворяется благочестивым и возвращается к Всевышнему, боясь наказания, определенного для на него,  как признал фараон: "Согрешил я на этот раз, Г-сподь   прав!" Однако поскольку он поступает так не в результате своего свободного выбора, а как бы по принуждению, Всевышний удерживает его сердце и внушает мысль, что постигшая его кара - только случайность, а не наказание свыше. В результате из сердца нечестивца исчезает робость, появившаяся под впечатлением кары, натура его проявляется совершенно откровенно, выбор образа действий совершенно свободный от всякого воздействия извне, и вот тогда-то проверяется, была ли его тшува совершена в результате свободного выбора...

Таким образом, когда перед нечестивцами закрываются пути к тшуве, это вовсе не означает, что Всевышний лишает человека блага, состоящего в свободе выбора. Нет, Писание говорит (Йехезкель 18:32): "Ибо не желаю Я, смерти умирающего... пусть вернутся и живут". Всевышний лишь предоставляет нечестивцам полную свободу, устраняя какое бы то ни было влияние извне, и он сам выбирает свой путь.

Эту же идею, но более четко, излагает Сфорно в своем комментарии к Шмот (7:3):

Б-г желает не смерти нечестивцев, а их раскаяния – как Он сам говорит (Йехезкель 33:11): "Клянусь, как жив Я, речет Г-сподь,  что не желаю смерти нечестивца, но только того, чтобы нечестивец вернулся с пути своего и жил". Потому-то Он и пообещал, что умножит Свои знаменья и чудеса в Египте, чтобы побудить египтян совершить тшуву, показывая им Свое величие и Свое милосердие, проявляющиеся в этих чудесах и знамениях. Об этом сказал Он (Шмот 9:16): "И, однако, вот для чего Я оставил тебя: чтобы показать тебе силу Мою и чтобы об Имени Моем рассказывалось по всей земле". И одновременно с этим намерением Его было, чтобы все это увидели также сыны Израиля и преисполнились ужаса... И нет никакого сомнения, что если бы Всевышний не делал сердца фараона бесчувственным, тот без колебаний отпустил бы сынов Израиля. Не потому фараон одумался бы и перестал восставать против Всевышнего, что склонился перед Ним и совершил тшуву (хотя и узнал Его величие и доброту), но только не будучи более в силах переносить ужасы кар – как сказали ему его слуги (10:7): "Неужели ты еще не знаешь, что погиб Египет?!" Поэтому в случае, когда фараон даже одумался бы и отпустил Израиль, это ни в малейшей мере не было бы тшувой. Однако если бы фараон действительно захотел склониться перед Б-гом, благословен Он, и вернуться к Нему, совершив истинную тшуву,  ничто в мире не помешало бы ему. И вот Всевышний сказал: "А Я ужесточу сердце фараона"  для того, чтобы тот постарался вынести кары и из страха перед ними не отпустил бы Израиль, "дабы совершить Мне все эти знамения на нем" (10:1)  ради того, чтобы из них египтяне узнали о величии и доброте Всевышнего и совершили какую ни есть, но истинную тшуву.

С точки зрения р. Йосефа Альбо, речь идет вовсе не о лишении фараона свободы выбора, возможности избрать добро вместо зла. Наоборот: Всевышний предоставляет ему полную свободу, устраняя любые внешние факторы, способные склонить его волю в какую бы то ни было сторону. В трактовке Альбо Всевышний не столько ужесточает сердце фараона, сколько укрепляет его, даря фараону новые силы, чтобы тот смог выдержать муки.

Тем не менее, как согласовать это с буквальным смыслом слов "а Я ужесточу сердце фараона" и еще более , со словами "Я сделал бесчувственным его сердце"?

5. "Сделаю твердым ..."; Египет наказан за свои грехи тем, что его лишают свободы выбора. (Рамбам)

    Без всякого уклонения от простого значения слов и без малейших натяжек в трактовке их смысла разрешает наш вопрос Рамбам. Дважды он занимается проблемой свободы выбора и в связи с этим рассматривает отрывки из Танаха, на первый взгляд, противоречащие этому принципу и говорящие об отсутствии у человека возможности свободно избирать себе путь. Один раз Рамбам делает это в главе 8 из "Шмона праким", другой раз , в своем кодексе "Мишнэ тора", в "Законах о тшуве", и ввиду крайней важности всего, что он говорит по этому поводу, приведем второй отрывок полностью.

Мишнэ тора, Законы о тшуве 6:1-3:

В Торе и книгах пророков есть множество мест, кажущихся противоречащими этому принципу (полной свободе выбора, отданной в руки человека), сформулированному Рамбамом выше, в предыдущей главе. Множество людей на основании их впадают в ошибку, воображая, будто сам Всевышний обрекает человека делать добро или зло и будто человек не властвует над своим сердцем и не волен обращать его на что только захочет. Поэтому я разъясняю этот великий принцип и, применяя его, каждый сможет правильно понять все те отрывки из Танаха.

Когда отдельный человек или множество людей, живущих в одной стране, совершают грехи сознательно и по своей воле, надлежит взыскать с них за их грехи, и Всевышний знает, как это сделать. Есть грех, за который приходится расплачиваться в этом мире, своим телом или своим достоянием... Есть также грех, за который приходится расплачиваться в будущем мире, а в этом мире совершивший его не несет никакого ущерба за свой проступок, а есть грех, за который взыскивают и в этом мире, и в будущем.

О каких случаях это сказано? О тех, когда грешник не совершает тшувы. Однако если он совершает тшуву, она как щит защищает его от наказания. И точно так же, как человек грешит сознательно и по своей воле, он совершает тшуву сознательно и по своей воле.

Но возможно, что человек совершит настолько страшный грех или такое множество грехов, что Судья, судящий истинно, решит, что взыскание с этого грешника за его грехи, совершенные им по его воле и совершенно сознательно, должно состоять в том, чтобы лишить его спасения в тшуве и не дать ему никакой возможности раскаяться в совершенном зле. Об этом сказал Всевышний пророку Иешаяhу (6:10): "Ожирело сердце этого народа, уши его заложило, глаза его заплыли". И еще Он говорит (Диврей hаямим II, 36:16): "Но глумились они над посланниками Б-га, и гнушались словами Его, и насмехались над пророками Его, пока не поднялась ярость Г-спода на народ Его до такой степени, что уж не было исцеления", то есть по своей воле совершали грехи столь многочисленные и столь тяжелые, что оказалось необходимым лишить их возможности тшувы, которая-то и есть исцеление. Поэтому написано в Торе: "А Я укреплю сердце фараона", поскольку он грешил с самого начала и причинил зло сынам Израиля, жившим в его стране...он был осужден на то, чтобы быть лишенным тшувы, пока не расплатится полностью...

И также Сихона по мере совершенных им грехов оказалось необходимым лишить возможности тшувы, как сказано (Дварим 2:30): "Потому что сделал твердым Г-сподь, твой Б-г, его дух и сделал сильным его сердце"; и также кнаанеев по мере совершенных ими мерзостей Всевышний лишил тшувы, пока они не выступили на войну против Израиля, как сказано (Йеhошуа 11:20): "Потому что от Г-спода было это: укрепить их сердце навстречу войне с Израилем, чтобы совершенно их истребить". И то же относится к сынам Израиля в дни Элияhу: из-за того, что они совершили множество тяжелейших грехов, тех, кто совершил их особенно много, Всевышний лишил тшувы, как сказано (Млахим I, 18:37): "Ты отвратил их сердца от Себя", то есть, не допускаешь их совершить тшуву. Таким образом, видно, что Б-г не наложил обязанности ни на фараона творить зло Израилю, ни на Сихона грешить в его стране, ни на кнаанеев совершать мерзости, ни на сынов Израиля служить идолам. Нет, все они грешили по собственному выбору и оказались виновны настолько, что в наказание их лишили возможности совершить тшуву.

Но возникает вопрос: не противоречит ли Рамбам сам себе? Ведь ни кто другой, как он сам дает чрезвычайно острые формулировки, говоря о том, до какой степени человек свободен в своих решениях:

Законы о тшуве 5:2-1:

И нет никого, кто принудит человека, или наложит на него обязанность, или соблазнит его избрать одну из двух дорог. Нет, он по собственному почину и по собственному разумению сворачивает на ту дорогу, по которой хочет идти... И это - величайший принцип, столп Торы и заповедей... То есть: нам предоставлена полная свобода, и все, что человек захочет совершить из дел, доступных человеку, он совершает, как хорошее, так и плохое.

Но если так , как же Рамбам утверждает, будто Всевышний лишил фараона возможности совершить тшуву?! Ведь это равносильно лишению фараона возможности свободно принимать решения?

6. "Сделаю твердым ..."; Лишение свободы выбора - дело рук самого человека, а не Всевышнего. (Рамбам)

    Однако если более внимательно вникнем в слова Рамбама, поймем, что противоречия здесь на самом деле нет. Он считает, что действительно человеку дается полная свобода выбора по его желанию , но лишь в самом начале. Когда он приступает к какому-нибудь делу, ему дают две абсолютно равные возможности поведения. Однако с того момента, как он выбирает одну и двух дорог и идет по ней, он уже не в состоянии принять противоположное решение с той же легкостью, как в самом начале. Чем дальше он идет по избранному пути , скажем, дурному,  чем больше он отдаляется от первоначального источника свободного выбора, тем труднее сделать ему противоположный выбор, ведущий к добру. Несмотря на то что человек все еще свободен в своих решениях, его выбор не настолько свободный и неограниченный, как был вначале. Значит, это не Всевышний сужает возможности выбора человека и мешает ему вернуться назад, но он сам , из-за того, что с самого начала выбрал дурную дорогу и упорно шел по ней.

Вот продолжение слов Рамбама:

Законы о тшуве 6:4-5:

И вот об этом просят праведники и пророки в своих молитвах, обращенных к Всевышнему: помочь выбрать им истинный путь.

Как говорил Давид (Теhилим 27:11, 86:11): "Укажи мне, Г-сподь, дорогу Твою", то есть, пусть не закроют мои грехи от меня дорогу к истине, на которой я постигну Твой путь и единство Имени Твоего. И также говорит он (Теhилим 51:14): "И пусть поддержит меня дух Твоей щедрости" – то есть, дай мне исполнять Твою волю, и пусть грехи мои не станут причиной лишения меня возможности совершить тшуву, но пусть в моей власти останется свобода выбора, пока не вернусь я, поняв и узнав, в чем состоит истинный путь. И в том же духе следует понимать все подобные высказывания. А в словах (там же, 25:8-9): "Добр и честен Г-сподь , поэтому указывает грешникам путь, обучает смиренных правосудию...", Давид имеет в виду, что Всевышний шлет пророков к людям с целью научить их Б-жьим путям побудить их совершить тшуву. И еще: что Всевышний дал людям способность к учению и постижению..., и все время, пока человек тянется к мудрости и справедливости, желает их и стремится к ним, к нему относится сказанное нашими мудрецами (Шабат 104а): "Приходит человек, чтобы стать чистым - помогают ему".

Приведя последнюю цитату, Рамбам указал нам на то, что между человеком и Всевышним существует, если можно так выразиться, сотрудничество. Значит, не заставил Всевышний фараона избрать зло вместо добра, но фараон сам сделал такой выбор, и поскольку он проявил в нем упорство, в его глазах зло превратилось в добро и стало приобретать все больше и больше привлекательности. Такое свойство создал Творец в человеке: чем больше человек грешит, тем более и более грехи заслоняют от него путь к тшуве.

7. "Если за насмешниками - будут насмешки" (Мишлей 3:34); Объяснение стихов.

    Рамбам привел только вторую половину изречения наших мудрецов, давайте же обратим внимание также и на его начало! Вот как оно выглядит в полном виде:

Шабат 104а:

Сказал Рейш Лакиш: "Что означает написанное (Мишлей 3:34): "Если за насмешниками – будут насмешки, а смиренным подарит приязнь"? Хочет оскверниться - открывают ему дорогу, хочет очиститься - помогают ему".

Обратите внимание: Рейш Лакиш разъясняет смысл отрывка из "Мишлей" не так, как это делают большинство комментаторов. По его мысли, в двух частях цитаты подлежащее разное, тогда как большинство комментаторов полагают, что подлежащим обеих частей стиха является Всевышний. Например, так говорит раби Авраhам ибн Эзра:

Если насмешникам Всевышний дает одни насмешки, воздавая им за их зубоскальство, то "смиренным подарит приязнь" , Всевышний оделяет их Своей приязнью и милостью.

И в том же духе комментирует р. Леви бен Гершон:

В наказание насмешникам, издевающимся и насмехающимся над другими людьми, Всевышний устроит так, что, когда настанет их час, другие люди будут издеваться над ними. Однако людям смиренным, проявляющим уважение к тем, кто унижен, Всевышний даст приязнь в глазах других людей.

По мнению Рейш Лакиша, в первой половине стиха из Мишлей речь идет о том человеке, которому понравился путь насмешников. Если он пойдет по нему и далее и ему понравится насмехаться над другими людьми, то он сам станет насмешником. В отличие от этого, во второй половине стиха говорится о Всевышнем, Который наградит человека, который выберет себе общество скромных людей.

Исходя из того, что в каждом из полустихов речь идет о разных объектах, Рейш Лакиш не построил свое объяснение в виде двух равных высказываний. Он не сказал: "Хочет оскверниться - открывают ему дорогу, хочет очиститься - помогают ему". Раши в своем комментарии к Талмуду прекрасно разъяснил слова Рейш Лакиша:

Если человек пойдет за насмешниками - он сам станет насмешником, в этом ему не станут помогать свыше, но и не будут мешать; а если человек будет стремиться к добру, Всевышний ему "подарит приязнь", то есть окажет ему действенную помощь: "Хочет оскверниться - открывают ему дорогу, хочет очиститься - помогают ему".

Итак, человек сам избирает свой путь, он сам раскрывает свое сердце или делает его бесчувственным, а Всевышний поддерживает его в его выборе. Однако не похожа активная помощь, которую человеку оказывают свыше, когда он стремится к добру, на пассивную терпимость, которую проявляют, когда он выбирает зло2.

 

1 В мидраше раби Танхумы сказано: "О первых пяти карах написано только: 'И укрепилось сердце фараона', а когда прошли эти пять кар, но он не отпустил сынов Израиля, сказал Всевышний: 'С этого момента и далее если ты и захочешь их отпустить, Я не соглашусь'. И так написано о пяти последних карах: 'И укрепил Г-сподь сердце фараона'".

2 Чрезвычайно подробно и основательно рассматривается данная проблема в статье Б. Яакова "Б-г и фараон" (Mon.f.Gesch. u.Wissensch.d.Jud.,Bd.68,1928), стр.118-126, 202-211, 268-289.


Продолжение