К оглавлению "Статьи к недельным главам Торы"

Комментарий к Торе
Недельный раздел "Толдот"

Предтеча «соглашений Осло»

Ури Линец

Многие моменты биографии Ицхака удивительно напоминают события из жизни Авраама. Здесь и природные катаклизмы («И был голод в стране, кроме голода первого, который был в дни Авраама» Берешит 26, 1), и попытка уйти от голода в Египет, и обетование Всевышнего («умножу потомство твое, как звезды небес, и дам потомству твоему все земли эти» Берешит 26, 4), и жена, объявленная сестрой, и рытье колодцев, и сложные дипломатические отношения с Авимелехом, плиштимским царем Грара.

Но контекст этих событий уже другой: во-первых, в каждом случае Ицхак не первооткрыватель, а последователь, а во-вторых, если основа действий Авраама – хесэд (доброта, милосердие, символ – текущая вода), то у Ицхака это – гвура (упорство, самоограничение, символ – камень) и дин – суд, наконец Ицхаку приходится действовать в ситуации, уже определенной действиями Авраама.

Самоограничение Ицхака в первую очередь определяется границами Эрец Исраэль, которые он никогда не переступает. Если Авраам уходит от голода в Египет, то Ицхак, несмотря на то, что «был голод в стране», получает указание «И открылся ему Ашем, и сказал: не спускайся в Египет, поселись в стране, о которой скажу тебе…и поселился Ицхак в Граре» (Берешит 26, 2-6).

Грар – то место, в котором Ицхак родился. Авраам, заключив Беэршевское соглашение с Авимелехом, отдал Грар царю Плиштим, а Всевышний приказывает Ицхаку вернуться именно в Грар, подтверждая, тем самым, что Клятва имеет отношение ко всей территории Эрец Исраэль, без исключения. Ицхаку дословно повторяется благословение, данное Аврааму в главе «Лех Леха». Творец дает понять, что реализация этого благословения требует владения всей территорией Эрец Исраэль и, в частности, территорией Грара, и не приемлет никаких территориальных уступок и отделений.

Когда универсальный народ владеет универсальной землей, есть возможность универсального исправления всего мира, подобно тому, как это происходило в эпоху царя Шломо.

Столица Грара – Аза или в другой транскрипции – Газа, та самая исконно еврейская земля, на которой стояли цветущие поселения Гуш Катифа, разрушенные по приказу Ариэля Шарона.

Подобно тому, как занявшись земледелием в Граре, Ицхак получал небывалые урожаи: «И посеял Ицхак в стране той, и нашел в год тот стократно, и благословил его Ашем. И возвеличился муж, и шел, и возвеличивался, до того, что возвеличился очень. И были у него стада овец и стада быков, и рабов множество, и завидовали ему Плиштим» (Берешит 26, 12-14), фермеры Гуш Катифа на безжизненных и незаселенных территориях создали самое современное производство экологически чистой продукции, 90% которой шло на европейский рынок, принося Стране десятки миллионов долларов дохода ежегодно.

Тора показывает нам что происходит, когда евреи уступают части Эрец Исраэль. Ицхак вынужден соблюдать Беершевские соглашения, подписанные Авраамом с Авимелехом. Палестинцы (плиштим) даже не пытаются использовать для своего блага то, что сделал Авраам, ими движет зоологический антисемитизм: «И все колодцы, которые выкопали рабы отца его, в дни Авраама, отца его, закупорили их Плиштим, и наполнили их землей. И сказал Авимелех Ицхаку: уходи от нас, потому что стал ты мощнее нас очень» (Берешит 26, 15-16). Воистину, как сказал один английский путешественник, лорд Биконсфильд, араб – не сын пустыни, он её отец! Обычная рабская психология плиштим: «не могу смириться с тем, что есть кто-то богаче меня». Плиштим мстят Ицхаку, уничтожая колодцы и лишая воды заодно и себя.

Тем не менее Ицхак упорно продолжает благоустройство Грара. «И снова Ицхак выкопал колодцы воды, которые выкопали в дни Авраама, отца его, и закупорили их плиштим после смерти Авраама, и назвал их именами, как имена, которыми назвал их отец его. И копали рабы Ицхака в нахале и нашли там колодец воды живой. И спорили пастухи Грара с пастухами Ицхака, говоря: нам вода! И назвал имя колодца Эсек, потому, что спорили с ним. И выкопали колодец другой, и спорили также о нем, и назвал имя его Ситна»(Берешит 26, 18-21).

Не выдержав давления, Ицхак покидает Грар: «И поднялся оттуда в Беэр Шеву» (Берешит 26, 23). И здесь Тора показывает нам, что политика умиротворения агрессоров и террористов, политика «мир в обмен на территории» абсолютно бесперспективна. Ни один террорист никогда не удовлетворится полученным. Гитлер не остановился получив Чехословакию, Арафат, получив Газу и Иерихон, развязал кровавую интифаду, Хамас, утвердившись в Газе, обстреливает западный Негев,  «а Авимелех пошел к нему из Грара, и группа приближенных его, и Фихол, начальник войска его» (Берешит 26, 18-21).

Беершевские соглашения Авраама почти на 1000 лет осложнили всем жизнь. Только во времена царя Давила они были денонсированы и цельность и полнота Эрец Исраэль были восстановлены. Нет сомнений, что та же судьба ждет и договор Осло.