К оглавлению "Статьи к недельным главам Торы"

Комментарий к Торе
Недельный раздел "Ваикра"

Развивающая жертва ферзя

Леви Китросски

В первом разделе книги Левит много жертвуют. В частности, описано много жертв за ошибки. Самая любопытная, если все общество ошибется (Ваикра 4:13). Как возможно? Традиционно комментируют, что ошибется Верховный Суд - самые главные лидеры народа. Из этого следует простой, но редко делаемый вывод, что ни один человек или общественный орган не гарантирован от ошибок, и Тора предвидит и предсказывает это, ведь законы даны не для пустоты, а для практического использования (Мишне Тора, Законы Царей, 11:2).

Сама Тора дает примеры ошибок даже наиболее авторитетного мудреца – самого Моше. Во всяком случае, так по Талмуду (Песахим 66Б), как сказал Реш Лакиш: «Каждый человек, который гневается, если он мудрец – удаляется его мудрость, ...откуда мы учим про мудрость? из Моше, как сказано: paзгневался Моше на военачальников, … и все одежды, и все кожаные вещи, и все вещи, сделанные из козьей шерсти, ..., и все деревянные сосуды очистите. Сказал Элазар-коhен воинам…: "вот закон об учении, который Бог заповедал Моше: только золото…, всё, что проходит через огонь, проведите через огонь’ (Числа 31:13-20). Из того, что Элазар был вынужден выступить с дополнительными законами, несмотря на присутствие Моше, следует, что Моше забыл закон."

В Талмуде имеется даже целый трактат об ошибках «’Oраёт», где прописываются процедуры для ошибок на любом уровне.

В более позднее время, однако, в вопросе об основаниях авторитета Талмуда, почему мы должны слушаться постановлениям Мудрецов Талмуда были выдвинуты два основных мнения: потому что они были законодательным органом своего времени (Рамбам) или потому, что мы должны в них верить (Рамбан). Тем самым, Рамбаном были заложены основы культа непогрешимости Талмуда. В более позднее время в определенных кругах была создана целая идеология, по которой мы обязаны верить во всякое слово, сказанное Мудрецами, необходимо считать их истиной в последней инстанции по всем вопросам. Наиболее далеко зашел Хазон Иш, являющийся антигероем автора этих строк: «Все, что сказано в Талмуде, …будь то Агада или Алаха, - вещи открытые нам в пророчестве, всякий, кто отклоняется от этого положения, отрицает слова Мудрецов, и если он резник – его продукты некошерны» (Ковец Игрот 1:59). Впрочем, Хазон Иш все-таки милостиво разрешал думать, что земля обращается вокруг солнца, а не наоборот (по книге «Маймонид, Спиноза и мы», р. М Анджел).

Антитезис к данному взгляду мы нашли, когда решили навестить нашего старого знакомого, одного из раввинов, посетившего нас в Москве, а ныне главу Иешивы, р. Шауля-Давида Бочкo'. И не зря мы сразу почувствовали с ним родство душ! Оказывается, один из его принципов преподавания – демонстрация, что нет людей, которых надо считать застрахованными от ошибок. Он развернул перед нами свою коллекцию ошибок от самых известных персонажей Талмуда вплоть до наших дней, когда иногда из-за политического решения раввина может пасть правительство.

Какая же точка зрения лучше? С одной стороны, практически гораздо удобнее удерживать молодежь и вообще руководить массами, когда всегда есть ссылка на непререкаемый авторитет. С другой стороны, если все-таки кто-то откроет, что его держали в неведении из соображений, что так лучше, он/она вероятно взбунтуется, и сбросит с себя уже все авторитеты. Кроме того, авторитарная точка зрения способствует подавлению способности критического суждения, которая столь необходима в наше время, когда за нашу точку зрения идет непрерывная пропагандистская борьба. Иными словами, помимо всех жертв, которые описывает Тора, придется во имя раскрепощения разума принести еще одну - пожертвовать верой в существование абсолютного человеческого авторитета. И если в синагоге еще есть кто-то, кто обдумывает житье, делать бы жизнь с кого, скажу ему не задумываясь – не делай ни с кого. Или уж с рава Бочкo'.