«Семьдесят ликов» у Торы

Общеизвестно утверждение, что слова Торы многозначны. Слова «...кропильницу одну серебряную в семьдесят шекелей, по шекелю священному» (Бемидбар, 7:19) мидраш толкует так: «Одна серебряная кропильница – как вся Тора, уподобленная вину. “По шекелю священному” – зачем это сказано? Так же как числовое значение слова “вино” равно 70, так и у Торы 70 ликов».

Утверждение о многогранности смыслов слов в Торе получило особенное развитие в кабале. Раби Ицхак Лурия учил, что имеется шестьсот тысяч «ликов Торы» – столько же, сколько было душ в Израиле во время Откровения. Это означает, что каждый еврей обладал своим собственным способом чтения и интерпретации Торы.

Тора в повседневной жизни евреев

Тора не ограничивается какой-либо одной областью жизни, не останавливается лишь на вопросах сугубо религиозных или этических, но охватывает буквально все сферы бытия. В силу того, что Тора – проект мироздания, она управляет всем и не может быть сосредоточена на какой-то одной части существования. Конечно, указания ее в разной степени связаны с повседневностью, но, тем не менее, они ценны для любых обстоятельств жизни. Чем полней единение человека и Торы, тем шире распространяется ее значение за пределы конкретных ситуаций его судьбы.

В Торе можно найти указания, касающиеся общественной жизни, торговли, сельского хозяйства, промышленности, отношений между мужчиной и женщиной, любых подробностей быта – вплоть до самых мелких, таких, как завязывание шнурков на ботинках. Закон  корректирует действия человека, определяет нормы его поведения, управляет самыми элементарными его поступками – начиная с момента пробуждения и кончая отходом ко сну. При этом предполагается, что указания Торы не меняют сущность человеческой деятельности, но придают ей дополнительную святость.

Продолжение