«Место Танаха в еврейской и мировой истории»

Танах – священная книга евреев, которые искали в ней ответы на наболевшие вопросы настоящего и черпали надежды на будущее. В среде еврейского народа на протяжении всей его истории тексты Торы передавались из поколения в поколение, составляя вместе с Устным Учением фундамент иудаизма.

Хотя Тора обращена в первую очередь к евреям, она содержит обращения и к другим народам. Вопрос, поставленный перед евреями о соответствии всего жизненного устройства Б-жественному и нравственному идеалу, был донесен до всего человечества, и требование привести жизнь в соответствии с  наставлениями, данными Б-гом, было воспринято христианством и исламом – мировыми религиями, созревшими в лоне иудаизма. Танах стал основой  христианской литературы, получив название Ветхий Завет.

Достоянием мировой культуры стали сюжеты и персонажи Танаха. «Запретный плод» и «Каинова печать», «вавилонское столпотворение» и «всемирный потоп», «тьма египетская» и «манна небесная» – все это не только компоненты культурной традиции, определившие тематику бесчисленных произведений литературы и искусства, но и ходячие обороты речи, понятные каждому.

Повторяющиеся мотивы

Всякий внимательный читатель Танаха обязательно замечает наличие в его тексте лейтмотивов. Данное явление не только является стилистической особенностью Танаха, но и несет принципиальное смысловое значение.
Приведем несколько примеров явления повторяющихся мотивов.
Лейтмотив «начала» в книге Берешит: первые ее одиннадцать глав описывают «начало» в самом прямом смысле этого слова – начало мироздания, начало человечества. Начиная с 12-ой главы, тема книги продолжает оставаться прежней, но на сей раз речь идет о «начале» народа Израиля. 

Межтекстуальные связи

Одной из стилистических особенностей текста Танаха является наличие межтекстуальных связей, существующих на самых различных уровнях: между различными частями одного рассказа, между различными частями главы внутри одной книги Писания, между различными книгами Писания. Комментирование Танаха основывалось на принципе, согласно которому весь Танах представляет собой единый текст. Поэтому, если мы встречаем место, трудное для понимания, следует обратиться за помощью к другим отрывкам Танаха, чтобы в них найти ответ на возникший вопрос.

Продолжение